Возникновение государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 22:33, курсовая работа

Краткое описание

Государство возникает как закономерный, объективно обусловленный результат естественного развития первобытного общества. Это развитие включает в себя ряд направлений, и прежде всего совершенствование экономики, связанное с ростом производительности труда и появлением избыточного продукта, укрупнение организационных структур общества, специализацию управления, а также изменения в нормативном регулировании, отражающие объективные процессы.










Введение.
Образование общества предшествует государственной организации его жизни. Было время, когда общество существовало, а государства не было. Это объективно подтверждается данными антропологии, археологии, историческими и социологическими исследованиями.
Общественная власть и нормы поведения в эпоху догосударственного общества соответствовали уровню его экономического, социального, интеллектуального, культурного и духовного развития, зрелости самого человека.
В процессе длительного, но неуклонного развития первобытного общества постепенно создавались предпосылки для его качественного преобразования. По мере совершенствования орудий труда люди приобретали все новые производственные навыки, повышались производительность труда, культура, нравственность, становились более разнообразными и противоречивыми интересы членов общества.
Жизнь общества на ранних ступенях его развития строилась на началах естественного самоуправления, которое соответствовало уровню развития самого человека как существа общественного. Но раз возникнув, государство становится основным инструментом цивилизованной организации общественной жизни и ее прогресса.




1.Возникновение государства.
Государство – это суверенная территориальная организация политической власти, обеспечивающая с помощью права и специально созданного государственного аппарата управление делами всего общества.
Государство возникает как закономерный, объективно обусловленный результат естественного развития первобытного общества. Это развитие включает в себя ряд направлений, и прежде всего совершенствование экономики, связанное с ростом производительности труда и появлением избыточного продукта, укрупнение организационных структур общества, специализацию управления, а также изменения в нормативном регулировании, отражающие объективные процессы.
Эти направления развития общества взаимосвязаны и взаимообусловлены: экономическое развитие определяет возможность укрупнения структур и специализации управления, а те, в свою очередь, способствуют дальнейшему росту производства. Нормативное же регулирование отражает происходящие изменения и в определенной степени способствует совершенствованию общественных отношений и закреплению тех, которые выгодны для общества.
Параллельно с указанными процессами идет классообразование, которое принимает различные формы в зависимости от возникающего способа производства, от получающих господство форм собственности на землю - государственной или частной.
Государство может возникнуть только тогда, когда общество достигло определенного уровня экономического развития, который позволяет содержать государственный аппарат. Поэтому не случайно, что первоначально государства возникают в Африке и Азии (в зонах поливного земледелия) еще в эпоху бронзы, а в Южной Европе - позднее, в эпоху железа.
Возникновение государства связано с комплексом экономических, географических, религиозных и иных факторов.
Основными причинами возникновения государства являются:
1) переход от «присваивающей» экономики к «производящей» и разделение труда;
2)появления частной собственности на продукты и орудия труда;
Избыточный продукт создавал возможность накопления у отдельных семей, их глав, прежде всего у старейшин и военачальников, орудий труда, запасов товаров, а позже и обособленных участков земли. Так появилась частная собственность. Появились богатые и бедные.
3)классовое расслоение общества.
4)необходимость поддержания в обществе порядка, обеспечивающего функционирование общественного производства, социальную устойчивость общества, его стабильность, в том числе и по отношению к внешнему воздействию со стороны соседних государств или племен.
5)необходимость ведения войн, как оборонительных, так и захватнических. В плане подготовки и ведения войн государство обладает значительно большими возможностями, чем первобытное общество. Поэтому появление какого-либо государства неизбежно приводит к тому, что его соседи порабощаются или, в свою очередь, организуются как государства.
Государство — это особая общественная организация, которая, в отличие от организации власти первобытного общества, состоит из специальных органов, постоянно занимающихся управлением общественными делами. Первой формой государственно-организованного общества явилось общество рабовладельческое, которое в основном делилось на рабов и рабовладельцев. Непримиримость их интересов обеспечивало, сдерживало и координировало рабовладельческое государство. Его структура, содержание деятельности соответствовали уровню развития самого общества.
В. И. Ленин писал, что “государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий, которые объективно не могут быть примерены .
Ф. Энгельс называет три основные формы возникновения государства: афинскую, римскую и древнегерманскую . Афины — это самая чистая, классическая форма возникновения государства, поскольку государство возникает

Оглавление

Введение. 3
1.Возникновение государства. 4-11
2.Понятие и признаки государства. 12-16
3.Функции государства. 17-20
Заключение. 21-22
Список литературы. 23

Файлы: 1 файл

0706509_D9601_vozniknovenie_gosudarstva_ponyatiya_priznaki_i_funkcii_gosud.docx

— 38.90 Кб (Скачать)

Следовательно, государство появляется как результат  семейных взаимоотношений, а власть монарха трактуется как продолжение  власти отца (патриарха) в семье, которая  является "родительской" по характеру. Натепер эта теория не может быть воспринята, однако ее некоторые элементы, прежде всего роль семьи в становлении  государственности, должны учитываться.

Опыт  исторического развития показывает, что причины происхождения общества и государства следует искать во всей совокупности закономерностей, порождающих индивидуальную и общественную жизнь человека. И здесь главная  задача состоит в том, чтобы не отрицать разнообразия научных подходов к предмету исследования, а суметь интегрировать их объективные выводы в общую теорию, объясняющую сущность явления не односторонне, а во всем разнообразии его проявлений в реальной жизни.

Опыт  исторического развития показывает, что причины происхождения общества и государства следует искать во всей совокупности закономерностей, порождающих индивидуальную и общественную жизнь человека. И здесь главная  задача состоит в том, чтобы не отрицать разнообразия научных подходов к предмету исследования, а суметь интегрировать их объективные выводы в общую теорию, объясняющую сущность явления не односторонне, а во всем разнообразии его проявлений в реальной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Понятие и признаки государства.

Государство – универсальное явление человеческой цивилизации. Возникает при разложении первобытно-общинного строя , в тот  момент, когда общество нуждается  в регулировании межличностных, групповых и социальных связей. Предпосылками  для образования государства  являются общественное разделение труда, появления частной собственности, имущественное и социальное неравенство. Признаками государства являются: наличие  определенной территории; органов управления и контроля; право, закрепляющее определенную систему норм, санкционированных  государством; налоговая система; для  государства в форме монархии характерно наличие правящей династии.

  Понятие  государства. Это вопрос о том,  что такое государство, ибо  любое понятие отражает соответствующие  предметы или явления в их  существенных признаках и создает  о них определенное представление. Вопрос о понятии государства относится к числу дискуссионных и не имеет единообразных трактовок ни в отечественной, ни в зарубежной литературе. Это объясняется в значительной степени многообразием подходов, которые сложились в науке относительно понимания государства. Поскольку таких подходов достаточно много, остановимся лишь на тех из них, которые имеют наибольшее распространение в современной науке. К ним, в частности, относятся: теологический, арифметический, юридический, кибернетический и социологический.

Теологический подход зародился еще в глубокой древности и получил свое выражение  в различных теориях, сложившихся  в христианстве, исламе, индуизме, иудаизме и т.д. Несмотря на некоторые особенности, суть этих теорий одна: государство  создано богом и его деятельность есть проявление божественной воли. В  настоящее время данный подход можно  встретить главным образом в  сочинениях мусульманских юристов (особенно мусульманских фундаменталистов), которые трактуют государство и всю его деятельность с позиции воли Аллаха. Присутствует он и в работах ученых западных католических университетов.

Арифметический  подход (его называют также классическим) возник в античную эпоху, т.е. тоже достаточно давно. Он трактует государство как  сумму трех элементов: территории, населения  и публичной власти. В настоящее  время широко используется в работах  западных политологов, особенно специалистов по международному публичному праву. Встречается  и в работах отдельных российских исследователей.

Юридический подход наиболее широкое распространение  получил в ХIХ – начале ХХ вв. Государство с его позиции  трактуется как юридическое явление, как субъект права, деятельность которого связана правовыми нормами  и прежде всего конституцией. Например, наиболее известный представитель  этого подхода австрийский, а  затем и американский исследователь  Г.Кельзен рассматривал государство  как установленный в масштабе нации или страны правовой порядок.

Кибернетический подход сформировался сравнительно недавно (в 60-е гг. прошлого столетия). Государство с точки зрения этого  подхода является определенной информационной системой с прямыми и обратными  связями. Осуществление государственной  власти мыслится как движение информации от государства к обществу (прямая связь) и от общества к государству (обратная связь).

Социологический подход зародился в XVII-XVIII вв. (Т.Гоббс, Ж.-Ж. Руссо). В современной науке  относится к числу самых распространенных. Представлен множеством научных  школ и направлений, причем как марксистского, так и немарксистского толка. Сторонники этого подхода при  всем многообразии взглядов на понятие государства чаще всего трактуют его либо как особым образом организованное общество, либо как определенную политическую организацию, не совпадающую с обществом.

В современной  отечественной теории государства  и права наибольшее распространение  имеет социологический подход, но говорить о единстве взглядов на понятие  государства здесь тоже не приходится.

Государство обычно имеет два значения. Во-первых, под государством подразумевается  определенная форма организации  общества, а, во-вторых, основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, а также охрану его экономической и социальной структуры.

 Всё  это еще не раскрывает понятие  государства. Чтобы это сделать,  необходимо рассмотреть признаки  государства, поскольку понятие,  как уже было отмечено, есть  отражение предметов или явлений  в их существенных признаках.

Понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так  и от негосударственных организаций  общества. Иными словами, анализ признаков  государства углубляет знания о  нем, подчеркивает его уникальность в качестве ничем не заменимой  формы организации общества и  важнейшего общественно-политического  института.

Любое государство  характеризуется целым рядом  признаков. Часть из них отличает государства от организации власти в первобытном обществе. К ним  относятся следующие признаки.

1. Наличие  особой публичной власти, отделенной  от общества и не совпадающей  с ним.

2. Государственная  власть осуществляется особым  слоем людей (бюрократией), профессионально  занятых управлением, которые  специально для данной цели  организованы и располагают материальными средствами для систематического, профессионального осуществления своих функций.

3. Территориальная  организация власти и населения.

Территориальное деление неизбежно влечет за собой  административно-территориальное деление. Вся территория государств разбивается  на ряд административно-территориальных  единиц, назначение и функции которых - организация государственной власти и управления на занимаемой ими территории.

4. Наличие  налогов и займов – с помощью  которых содержится государственная  власть.

Вторая  группа признаков отличает государство  от иных политических организаций современного общества (политических партий, профсоюзов и др.).

1.Суверенитет  является одним из важнейших  признаков государства. Он означает, во-первых, верховенство государственной  власти внутри страны. И во-вторых, независимость ее на международной  арене. В нем выражается способность  государства независимо от других  государств формировать и проводить  в жизнь свою внутреннюю и  внешнюю политику.

2.Монополия на правотворчество, подразумевающая исключительное право государства издавать законы и иные нормативные акты, обязательные для населения всей страны.

Необходимо  выделить и признаки государства, отличающие его от других организаций, существующих в обществе:

1) Государство  - единственная организация власти  в масштабе всей страны. Ни  одна другая организация (политическая, общественная и т.п.) не охватывает  все население. Каждый человек  уже в силу своего рождения  устанавливает определенную связь  с государством, становясь его  гражданином или подданным, и  обретает, с одной стороны, обязанность  подчиняться государственно-властным  велениям, а с другой - право на покровительство и защиту государства.

Государство обладает суверенитетом, как внешним, т.е. независимостью от других государств в международных отношениях, так  и внутренним - независимостью от всякой иной власти внутри страны, верховенством  по отношению к любым другим организациям.

2)Наличие специального аппарата принуждения. Только государство включает специальные силовые структуры (суд, прокуратуру, органы внутренних дел и т.п.) и материальные придатки (армию, тюрьмы и пр.), которые обеспечивают реализацию государственных решений, в том числе и принудительными средствами.

3)Только государство имеет право издавать обязательные для всеобщего исполнения нормативные акты - законы, указы, постановления и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Функции государства.

Функциями государства называются основные, социально  значимые направления его деятельности, выражающие сущность государства и  соответствующие главным задачам  определенного исторического этапа  развития общества.

Формирование  функций происходит в процессе становления  и развития государства. Последовательность возникновения тех или иных функций  зависит от важности и очередности  задач, стоящих перед обществом. В разные исторические периоды приоритетное значение могут приобретать различные  цели государства, а следовательно, и соответствующие им функции.

Каждая  из функций государства имеет  определенное содержание, которое показывает, что делает государство, чем занимаются его органы, какие вопросы они  решают. Содержание функций не остается неизменным — оно меняется вместе с изменениями, происходящими в  обществе. На содержание функций современных  государств оказывают влияние национальные факторы, научно-технический прогресс, процессы информатизации и др.

Функции государства разделяются на внешние (обеспечение обороны, развитие взаимовыгодного  сотрудничества с другими странами) и внутренние (направлены на охрану правопорядка и социальных конституционных  гарантий). Среди внутренних функций  важнейшими являются:

1)функция  охраны законности и правопорядка, прав и свобод граждан государства;

2)функция легализованного осуществления принуждения в отношении различных социальных групп и индивидов;

3)политическая функция (обеспечение народовластия и государственного суверенитета);

4) экономическая  функция (выработка экономической  политики, формирование государственного бюджета и контроль за его расходованием, установление системы налогообложения, ценовой политики, управление государственными предприятиями и т. д.);

5)социальная функция (создание системы социальной защиты населения, систем здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения и т. д.);

6)экологическая функция (деятельность, направленная на охрану, восстановление и улучшение природных условий жизни людей);

7)идеологическая функция (пропаганда определенных идей и ценностей с помощью государственных средств массовой информации, воспитание в духе официальной идеологии подрастающего поколения и т. д.).

Внешние функции — это основные направления  деятельности государства, проявляющиеся  преимущественно вне государства  и общества, во взаимоотношениях с  другими организациями или государствами.

К внешним  функциям относятся:

1)защита страны от внешней угрозы (строительство вооруженных сил, ведение оборонительных войн, создание и деятельность контрразведки, пограничных войск и т. д.):

2)взаимодействие с другими государствами и международными организациями (экономическое сотрудничество, участие в работе различных международных организаций, в военно-политических блоках и союзах и т. д.).

Все и  внешние и внутренние функции  государства решают единую главную  задачу - гарантирования целостности, безопасности общества и обеспечения  его управления. Современное государство  является сложной системой органов, осуществляющих управление делами общества и обладающих для этого верховной  властью, необходимыми ресурсами и правом на применение легитимного насилия.

Другим  основанием для классификации функций  государства является характер государственного воздействия на общественные отношения. В соответствии с ним все функции  могут быть разделены на охранительные  и регулятивные.

Охранительные функции — это деятельность государства, направленная на обеспечение охраны всех существующих общественных отношений (охрана прав и свобод граждан, экологическая  функция, защита государства от внешней  угрозы).

Информация о работе Возникновение государства