Восточные славяне в древности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 17:31, реферат

Краткое описание

Славянские племена издавна обитали в Центральной Европе. Их движение на восток происходило в V - VI вв. н.э. в рамках Великого переселения народов. Постепенно они проникали в лесные массивы Восточно-европейской равнины, причем, видимо, сразу двумя потоками – с юга, через Карпаты и Северное Причерноморье, и, с севера, через Прибалтику.

Файлы: 1 файл

Osnovy_kursa_Istorii_Rossii.doc

— 929.50 Кб (Скачать)

Последовательно преследовала власть и те организации, которые восприняли новые идеи утопического социализма: кружок Герцена в Москве (1833-1834) и общество Петрашевского в Петербурге (1845-1849, в работе кружка участвовал Ф.М. Достоевский). Более спокойным было существование далекого от политики умеренно либерального кружка Станкевича(1833-1839 г.), члены которого увлекались немецкой идеалистической философией.

К концу 1830-х гг. в либеральной мысли России четко выделяются два направления – западничество и славянофильство, – которые предлагают свои концепции исторического развития России и программы ее переустройства.

3ападники (В.П. Боткин, Е.Ф. Корт, К.Д. Кавелин, В.П. Боткин, И.С. Тургенев, историки С.М. Соловьев и Т.Н. Грановский) считали, что Россия является обычным европейским государством, отклонившимся от «правильного» пути развития после начала монгольского ига и вернувшимся на него, в результате реформ Петра Великого. Движению в западном направлении сильно мешают сохранение крепостничества и деспотизма. Власть и общество должны подготовить и провести хорошо продуманные, последовательные реформы (отмену крепостного права и ограничение абсолютизма), с помощью которых будет ликвидирован разрыв между Россией и Западной Европой.

С точки зрения славянофилов (А.С. Хомякова, братьев И.В. и П.В. Киреевских, К.С. и И.С. Аксаковых, А.И. Кошелева), Россия развивается по своему, самобытному, пути. Основными его признаками они называли крестьянскую общину, православие, коллективизм, ограниченный абсолютизм, демократические традиции (в форме Земских соборов). В результате реформ Петра это гармоничное устройство Руси было разрушено. Именно Петр ввел крепостное право, мешающее существованию общины, деспотизм власти и европейские нравы. Необходимо вернуть Россию на «правильный» путь развития, отменив крепостное право, ограничив абсолютизм и вернувшись к исконному укладу жизни. Этой цели славянофилы надеялись достичь с помощью реформ, которые должен провести созванный императором Земский собор. Особую, очень умеренную позицию, заняли «московские славянофилы» (Ю.М. Самарин). Они выступали против радикальных преобразований и серьезного ограничения самодержавия. Их девиз: «Сила власти – царю. Сила мнения – народу».

Таким образом, оба течения либерализма в России, совершенно по разному трактуя особенности ее исторического пути, выступали с одинаковыми лозунгами, призывая к отмене крепостного права и ограничению абсолютизма.

Представители радикального направления, А.И. Герцен, Н.П. Огарев и В.Г. Белинский в конце 1830 – начале 1840-х гг., разделяли основные идеи западников. Однако позднее радикалы подвергли самой резкой критике капиталистический строй. По их мнению, в России должно быть построено общество нового типа – общинный (русский) социализм (автор его теории – А.И. Герцен). Основной ячейкой нового общества должна стать крестьянская община, всеобщее равенство членов которой радикалы считали главным признаком социализма. В конце 1840-х гг. Герцен и Огарев эмигрировали в Англию. Там с 1857 по 1867 гг. они издают первую русскую революционную газету – «Колокол».

Особое место в общественном движении занимает П.Я. Чаадаев, участник войны 1812 г. и Северного общества декабристов. В своих «Философических письмах» (1829-1831 гг.) он говорил об отлученности России от всемирной истории, об обусловленном особенностями православия духовном застое, препятствующем историческому развитию страны. За публикацию «Писем» в журнале «Телескоп» (1836 г.) Чаадаев был объявлен сумасшедшим. В 1837 г. он пишет «Апологию сумасшедшего», в которой он выражает надежду на включение России в западную христианскую цивилизацию.

Культура первой половины XIX века – «Золотой век русской культуры»

Одним из важнейших явлений в истории русской культуры этого времени стало преобразование системы народного просвещения в 1803 г. Нижней ступенью в ней стали 2-классные приходские училища для крестьянских детей; следующей – 4-классные уездные училища для детей мещан; в губернских городах учреждались гимназии для дворянских отпрысков, откуда открывался путь в университет. Система, таким образом, носила сословный характер, но в принципе была открыта, незамкнута: существовала возможность перехода с одной ступени на другую. При Николае I положение изменилось: переход с одной ступени на другую стал практически невозможен. В 1835 г. был издан и новый университетский устав, который свел на нет их автономию.

Значительные успехи были достигнуты в науке. Мировое признание в области математики получили труды Н.И. Лобачевского (создал неевклидову геометрию) и П.Л. Чебышева (доказал закон больших чисел). Выдающиеся открытия были сделаны в области органической химии Н.Н. Зининым и А.М. Бутлеровым. Успехи в изучении электричества и магнетизма связаны с именами В.В. Петрова (изучение свойств электрической дуги), Э.X. Ленца и Б.С. Якоби (метод гальванопластики). В медицине большое значение имели труды Н.И. Пирогова, впервые применившего гипсовую повязку и эфирный наркоз. С именем В.Я. Струве связано начало работы Пулковской обсерватории и крупные открытия в астрономии. П.П. Аносов разгадал секрет дамасской стали.

Важнейшей вехой на пути развития отечественной исторической науки стала 12-томная «История государства Российского» Н.М. Карамзина. Оформление дворянского направления в историографии связано с именами историков Н.Г. Устрялова и М.Н. Погодина. В этот период получают широкую известность труды по всеобщей истории профессора МГУ Т.Н. Грановского.

В первой половине XIX в. предпринимаются многочисленные кругосветные путешествия. Первое в истории России кругосветное путешествие было совершено под командованием И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского в 1803 - 1806 гг. Были открыты новые острова в Тихом и Ледовитом океанах, получены и зафиксированы ценные этнографические сведения о жизни коренного населения Сахалина и Камчатки. В 1821 г., также во время кругосветного путешествия, совершенного под командованием Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.И. Лазарева, была открыта шестая часть света – Антарктида. Экспедиции Ф.П. Врангеля, Ф.Ф. Матюшина составили описание северо-восточных берегов Азии, П.К. Пахтусова, Ф.П. Литке – островов Северного Ледовитого океана.

В первой половине XIX в. в русской литературе появляются новые черты, наиболее ярко проявившиеся в романтизме (В.А. Жуковский и К.Н. Батюшков), который в начале века постепенно вытеснял унаследованные от XVIII в. классицизм и сентиментализм.

С именами А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, Н.В. Гоголя связана победа нового и самого значительного в русской литературе XIX в. направления – реализма.

В изобразительном искусстве также упрочивается романтическое восприятие мира, великолепные образцы которого даны в работах О.А. Кипренского (портреты Пушкина и Жуковского) и К.П. Брюллова («Последний день Помпеи», «Всадница», «Автопортрет»).

В 1830 - 1840-х гг. в живописи также происходит постепенное становление реализма. Первые шаги в этом направлении были сделаны В.А. Тропининым («Кружевница», портрет Пушкина) и А.Г. Венециановым («На гумне», «На пашне»). Вершиной же реализма в живописи 1840-х гг. стали жанровые картины П.А. Федотова («Сватовство майора», «Завтрак аристократа», «Анкор, еще анкор»). Особняком стоит трагическая фигура А.А. Иванова – глубоко верующего художника, всю жизнь посвятившего воплощению своих мыслей и чувств в яркой картине «Явление Христа народу».

В архитектуре позиции позднего классицизма (ампира) для которого характерны торжественная монументальность, строгость и простота, оказались очень прочными. Лучшие его творения первой половины XIX в.: здание Адмиралтейства (А.Д. Захаров), Исаакиевский собор (О. Монферран), Казанский собор, Горный институт (А.Н. Воронихин), и ансамбль Главного штаба, Сената и Синода (К.И. Росси) в Петербурге, Большой театр (А.А. Михайлов - О. Бове) и отстроенное после пожара здание Московского университета (Д. Жилярди).

С конца 1830-х гг. под влиянием теории официальной народности возникает эклектичный русско-византийский стиль (Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата, храм Христа Спасителя, Московский вокзал в Петербурге и Петербургский в Москве – все К.А. Тон).

Первая половина XIX в. характеризуется развитием искусства скульптуры, и в первую очередь монументальной. Главной темой остаются героические страницы отечественной истории: памятники Минину и Пожарскому в Москве (И.П. Мартос), Кутузову и Барклаю де Толли в Петербурге у Казанского собора (Б.И. Орловский). Всемирную известность принесла П. К. Клодту скульптурная группа «Укрощение коня» на Аничковом мосту в Петербурге.

Начало XIX в. отмечено достаточно интенсивным ростом количества театров и театральных трупп. В 1824 г. в Москве образовались Большой и Малый театры. В 1832 г. в Петербурге начинает свою деятельность Александрийский театр. Основоположником реализма в актерском искусстве по праву считается М.С. Щепкин. Выдающиеся актеры-трагики П.С. Мочалов, В.А. Каратыгин, М.С. Щепкин создали запоминающиеся образы в пьесах Шекспира, Шиллера, Гоголя, Островского, Тургенева.

С именем М. И. Глинки связано становление и развитие русской классической музыки и национальной музыкальной школы. Композитор стал автором первых русских опер «Жизнь за царя» (другое название «Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила», симфонических произведений, многих романсов. Традиции и музыкальную эстетику Глинки продолжал и развивал Д.С. Даргомыжский (опера «Русалка»). Народные мотивы пронизывают также песни и романсы А. Н. Верстовского, А.А. Алябьева, А.Л. Гурилева, А.Е. Варламова, пользовавшиеся широкой популярностью в самых различных слоях общества.

 

Раздел 12. Россия во II половине XIX века

 

«Великие реформы» Александра II

60 - 70-е годы XIX века - время  коренных преобразований в России, которые затронули практически  все важнейшие стороны жизни, как общества, так и государства.

Поводом к преобразованиям послужила проигранная Крымская война. Поражение России в войне показало полную несостоятельность политической и экономической системы России. Центральное место в преобразованиях Александра II занимает отмена крепостного права (крестьянская реформа).

Причины отмены крепостного права:

  1. Крепостное право было безнравственно и осуждалось всеми слоями русского общества.
  2. Сохранение крепостного права делало невозможным модернизацию страны, преодоление технико-экономической отсталости.
  3. Труд крепостных крестьян был малопроизводительным и, потому нерентабельным.
  4. Поскольку зависимые крестьяне были лишены возможности полноценно участвовать в рыночных отношениях, крепостное право обуславливало узость внутреннего рынка и препятствовало развитию капитализма.
  5. Продолжение крепостнической политики создавало угрозу повторения пугачевщины.
  6. Наличие крепостного права, очень похожего на рабство, подрывало международный авторитет России.

В январе 1857 г. Александр II учредил Секретный комитет по крестьянскому делу. В конце 1857 г. издан указ «Об устройстве и улучшении быта помещичьих крестьян» («Рескрипт Назимову») по которому в каждой губернии из числа местных помещиков образовывались губернские редакционные комиссии по разработке проекта отмены крепостного права. В феврале 1858 г. Секретный комитет был реорганизован в Главный комитет по крестьянскому делу.

Проекты, составленные в губернских комитетах, в 1859 г. поступили для обобщения в редакционные комиссии, образованные при Главном комитете.

Значительную роль в комиссиях играли либерально настроенные деятели – Я.И. Ростовцев (председатель комиссии) и, сменивший его на этом посту, Н.А. Милютин.

19 февраля 1861 г. Александр II подписал «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» и «Манифест» об освобождении крестьян.

Основные положения крестьянской реформы:

  1. Крестьяне получали личную свободу (без выкупа).
  2. Земельный надел крестьяне получали за выкуп. Около 20% суммы выкупа крестьянин должен был единовременно уплатить помещику. Оставшуюся сумму получал в кредит от государства на 49 лет.
  3. До выкупа земли крестьянин считался «временнообязанным» по отношению к помещику, т.е. продолжал нести феодальные повинности: платил оброк («испольщину») и отрабатывал барщину («отработки»).
  4. Выкупленная земля переходила в собственность крестьянской общины. Право частной собственности на землю было привилегией только дворян-помещиков.
  5. «Положение» определило минимум земли, который должны оставить себе помещики. В черноземной полосе он составлял 2/3 земли, в нечерноземной –1/2, в степной – 1/3.
  6. Если дореформенный земельный крестьянский надел превышал пореформенный, то излишек отходил помещику (т.н. «отрезки»).
  7. Взаимоотношения крестьян и помещиков регулировались «Уставными грамотами». В них определялись размеры наделов и повинности. Помещик подписывал грамоту не с каждым в отдельности крестьянином, а с общиной.
  8. Крестьяне получили право заниматься предпринимательством, вступать в любые правовые отношения, переходить в другие сословия.

В 1863 г., на тех же условиях, были освобождены удельные (царские) крестьяне.

В 1866 г. получили свободу крестьяне государственные. Они не должны были выкупать свою землю, но были обложены высокими налогами.

Крестьянская реформа стала результатом компромисса между интересами помещиков, крестьян и правительства. Причем интересы помещиков были максимально учтены.

Одним из следствий реформы стало массовое разорение помещичьих хозяйств. Дворяне просто не смогли правильно распорядится выкупными платежами и перестроить свои производства на капиталистический лад.

Обремененность крестьян различными платежами и повинностями, крестьянское малоземелье, аграрная перенаселенность, вызванная сохранением общины, и наличие крупного помещичьего землевладения стали источниками постоянных конфликтов между крестьянами и помещиками (т.н. аграрный вопрос).

Информация о работе Восточные славяне в древности