Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 16:19, контрольная работа
Существующее ныне трехчастное деление славянства (восточные, западные и южные славяне) является продуктом сложного и длительного исторического процесса, состоящим не только в распаде общеславянского единства и делении славянской территории, но и в расселении славян на обширнейших пространствах и взаимодействием с местным населением. Восточные славяне ныне – население, говорящее на русском, украинском и белорусском языках. Этому населению свойственны специфические языковые и этнографические особенности, выделяющие его из остального славянского мира.
Введение……………………………………………..……...……………….……...3
Глава 1. Восточные славяне…………………………………..…………………...4
1.1. Происхождение и ранняя история славян………………………………...6
1.2. Восточные славяне в VIII-IX вв………………………………………........8
1.3. Великая славянская миграция…………………………………………….....9
Глава 2. Крещение Руси и ее расцвет…………………………………………...11
2.1. Распад Киевской Руси……………………………….....................................13
Заключение…………………………………………………….................................17
Список использованной литературы……………………….............................…18
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
«ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Дисциплина: Отечественная история
Тема: Восточные славяне в древности
Нерюнгри, 2012
Содержание
Введение……………………………………………..…….
Глава 1. Восточные славяне…………………………………..………………….
1.1. Происхождение и ранняя история славян………………………………...6
1.2. Восточные славяне в VIII-IX вв………………………………………........8
1.3. Великая славянская миграция…………………………………………….....
Глава 2. Крещение Руси и ее расцвет…………………………………………...11
2.1. Распад Киевской Руси………………………………..............
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы………………………...........
Введение
Существующее ныне трехчастное
деление славянства (восточные, западные
и южные славяне) является продуктом
сложного и длительного исторического
процесса, состоящим не только в
распаде общеславянского единст
Глава 1. Восточные славяне
Славяне – это крупнейшая
в Европе группа родственных по происхождению
народов. Они говорили на славянских языках,
входящих в индоевропейскую языковую
семью. Во II тысячелетии до н. э. предки
славян, ещё не разделившиеся на отдельные
народы, обитали где-то между балтами,
германцами, кельтами и иранцами. Балты
жили к северо-западу от славян, германцы
и кельты – на западе от них, на юго-востоке
обитали индоиранские племена, а на юге
юго-западе – греки, италики. Прародина
славян – широкая область от верховьев
рек Одра, Вислы, Днестра, Припяти до Днепра
и Десны. Предки славян – праславяне –
занимались земледелием и скотоводством.
Пашенное земледелие стало основным занятием
праславян; в начале I тысячелетия до н.
э. они уже овладевали выплавкой железа
из болотной и озёрной руды. Это обстоятельство
резко изменило их быт, и позволило успешнее
осваивать природу, а также вести оборонительные
и наступательные войны. Военные нападения
заставляли славян создать союзы племен,
первый из которых относится к 4 – 5 вв.
до н.э. В землях славян, где было обилие
рек, озёр, хорошо разветвлённая водная
транспортная система, бурно развивались
мореходство, торговля, различные ремёсла,
производящие продукцию для обмена. Край
был богат лесами, там расцветал пушной
промысел; важной отраслью хозяйства здесь
издревле была рыбная ловля. В лесных чащах,
вдоль берегов рек, на лесных опушках,
где жили древляне, вятичи, дреговичи,
ритм хозяйственной жизни был замедленным,
здесь люди особенно тяжело осваивали
природу, отвоёвывая у неё каждую пядь
земли для пашни, лугов. Каждый славянин
был не только прилежным и упорным земледельцем,
но и опытным охотником. Шла охота на лосей,
оленей, серн, лесную и озёрную птицу. Уже
в это время сложился такой вид охоты.
Как добыча пушного зверя. Начиная с весны
и до глубокой осени восточные славяне
занимались
бортничеством. Оно давало предприимчивым промысловикам много мёда, воска, который также высоко ценился при обмене. Постоянно улучшающее хозяйство восточных славян, в конце концов, привело к тому, что отдельная семья, отдельный дом перестали нуждаться в помощи рода, сородичей. Совместная работа по расчистке леса, охота на крупного зверя при примитивных каменных орудиях труда и оружии требовали больших коллективных усилий. Плуг, железный топор, лопата, мотыга, лук и стрелы, обоюдоострые стальные мечи значительно расширили и усилили власть отдельного человека, отдельной семьи над природой и способствовали отмиранию родовой общины. Так зарождалось право частного владения, частной собственности. Соседями восточных славян были западные и южные славяне, а также предки прибалтийских народов и финно-угорские племена. Языческая вера славян была тесно связана с их образом жизни. Славяне поклонялись духам природы, добрым и злым, сохранив от первобытности веру в силу магических обрядов. Верховным богом был Перун, посылающий дожди и молнии. Годовой цикл обрядов начинался святками, когда добывался новый «живой огонь». В марте праздновался приход весны, возрождение природы – масленица. Обряды сопровождали пахоту, сев; затем наступали моления о дожде, в августе шли праздники урожая. Особые обряды исполнялись на свадьбах, похоронах, предваряли военные выступления. Славяне-язычники в честь своих богов воздвигали идолов, устраивали пиры. Существовали специальные святилища для многолюдных общеплеменных праздневств, называемых «событиями». Становление русского государства связывается с союзом славянских племен, называемых «росами», или «Русью». К 9 в. росы объединили целый ряд славянских племенных союзов; киевские князья возглавили борьбу против кочевников. Вся жизнь славянина была связана с миром сверхъестественных существ, за которыми стояли силы природы. Это был мир фантастический и поэтичный. Он входил в каждодневную жизнь каждой славянской семьи.
1.1. Происхождение и ранняя история славян
В.О.Ключевский любил повторять, что история России – это история страны, которая колонизуется. Он имел в виду, конечно же, прежде всего колонизацию славянским населением обширнейших пространств, заселенных с незапамятных времен самым различным иноэтничным населением. Анализ археологических материалов и исследования лингвистов показывают, что расселение славян в лесную и лесостепную зону Восточной Европы началось еще в праславянскую эпоху, когда началась диалектная дифференциация единого праславянского языка. Особенностью славянского расселения и освоения славянами пространств Восточной Европы является то, что оно проводилось в разное историческое время и из различных регионов праславянского мира и осуществлялась во взаимодействии с различными этносами. Начало славян. Славяне входят в состав языковой семьи индоевропейских народов. Распад индоевропейской общности не был одноактным процессом, а прошел через ряд этапов и длился тысячелетия. Между древними индоевропейскими и современными языковыми группами имели место промежуточные этноязыковые образования. Установлено, что языки племен Срединной Европы: германский, кельтский, италийский, иллирийский, балтский и славянский во II тысячелетии до н.э. в своем развитии были близки друг к другу и составляли языковую группу - древнеевропейскую. Древнеевропейцы занимали обширные пространства Европы от Скандинавии на севере до Италии на юге и от Британских островов на западе до юго-восточной Прибалтики на востоке. Древнеевропейцы выработали общую терминологию в области сельского хозяйства, социальных отношений и религии. Древнеевропейские племена во II тысячелетии в период, когда складывалась эта терминология, занимали районы Центрально-европейского культурно-исторического ареала. Археологическая культура, которую по времени и территориально можно связать с ним - это культура
полей погребальных урн, охватывающая
бассейн верхнего и среднего Дуная,
верхней Эльбы, Одера и Вислы,
а также Северную Италию. Эта культура
лежит в основе культур пракельтов, праиталиков,
прагерманцев, праиллирийцев, праславян
и, по-видимому, некоторых других европейских
этносов. Составной частью культур полей
погребальных урн является лужицкая культура,
получившая распространение в последних
столетиях II и в первой половине I тысячелетия
до н.э. между верхней Эльбой и Вислой,
и которую относят к одной из диалектных
группировок древнеевропейского населения,
принявшего участие в этногенезе древних
славян. Славянская прародина, или
регион становления праславянского языка
и этноса, связана с археологической культурой
подклошовых погребения, распространенной
в V-II вв. до н.э. в междуречье Вислы и Одера.
Ее характерной особенностью было то,
что погребальные урны покрывали колоколовидным
сосудом – клошем. Формируется она в результате
взаимодействия двух культур – лужицкой
и поморской, вызванного миграцией племен
поморской культуры, принадлежащих в языковом
отношении к древнеевропейскому-западно-
1.2. Восточные славяне в VIII-IX вв
С VIII в. наступает новый
этап славянской истории, когда в
результате сложных миграционных пертурбаций
и ассимиляционных процессов
формируются средневековые
1.3. Великая славянская миграция
Дальнейшее развитие славянства и поздний этап эволюции праславянского языка(V-VII вв.) связаны с окончанием провинциональноримского облика пшеворской и черняховской культуры в результате нашествия гуннов, великим переселением народов и резким изменением климата в Европе. Изменение климата в Европе. С конца IV в. происходит сильное похолодание; особенно холодным был V в. (самый холодный за прошедшие две тысячи лет). Похолодание вызвало интенсивное увлажнение и рост количества осадков. Эти изменения сопровождались поднятием грунтовых вод, повышением уровня рек и озер, заболачиванием больших пространств, затоплением полей и поселений, вымыванием плодородного слоя почв и т.п. Среднее Повисленье отличается наиболее низменным рельефом, и оно более других регионов пострадало от наводнений и переувлажненности почв. Судя по материалам археологии, его население полностью покинуло свои земли, регион обезлюдил на время. Из Среднего Повисленья миграционные потоки населения, в римское время пользовавшегося всеми достижениями среднеевропейской провинциальноримской культуры, направлялись в юго-восточном направлении в Причерноморье (вторая волна готской экспансии, приведшая к расселению остготов в Нижнем Поднепровье и Крыму) и в северо-восточном через Мазурское Поозерье, средни.й Неман, бассейн Нериса-Вилии до Валдайской возвышенности. Именно с этого времени мигрирующие славянские переселенцы постепенно осваивали верховья Днепра, район озер Ильмень и Чудского, междуречье Волги и Клязьмы, районы Верхней Волги. Свидетельством этой крупной миграции являются неизвестные в этих землях ранее вещевые находки среднеевропейского провинциальноримского происхождения, в т.ч. характерные славянской культуре. Первый этап славянского освоения лесной зоны Восточной Европы связан с миграцией праславян пшеворской и вельбарской культур в IV-V вв. на территорию
Подвинья, Смоленского Поднепровья и далее на восток в лесную зону Волго-Клязьминского междуречья, районы Верхней Волги, озер Ильмень и Чудского. На основе этой миграции в Полоцко-Витебском Подвинье и Смоленском Поднепровье идет процесс становления смоленско-полоцких кривичей, носителей тушемлинской культуры, а вблизи Псковского озера и в бассейне Великой – псковских кривичей, носителей культуры длинных курганов. Кривичи, как считают некоторые исследователи, получили свой этноним от балтского Kreio – “отделяю, отрезаю”, что означало также окраинную область славянского мира (латыши до сих пор называют русских kries). К сожалению, история не сохранила этнонима славянского населения, освоившего территорию Волго-Окского междуречья. В отличие от поволжскофинских племен меря и мурома его можно назвать славяне меря и славяне мурома.
Глава 2. Крещение Руси и её расцвет
Разрушение привычного жизненного уклада в период постоянных миграций в первом тысячелетии нашей эры создавало предпосылки для усвоения более универсальных верований. Христианство на Руси распространялось как длительная работа по внедрению религии, где добровольно, где насильственно в течение нескольких веков. Можно предположить, что еще в первом веке нашей эры славянские земли посетил апостол Андрей с миссией распространения христианства. Создатель славянской письменности святой Кирилл в одном из славянских племен обратил в христианство около 200 семейств, видимо, в первом веке было не так уж много ярых ревнителей язычества. Постепенно христианство приобретало статус религии. Распространение христианства в придворной и дружинной среде создавало предпосылки для официального признания новой религии и для массового крещения восточных славян. Это суждено было реализовать при князе Владимире. Владимир в момент завоевания Киева был убежденным язычником. Через несколько лет после вокняжения, Владимир отказался от былой приверженности к язычеству, принял крещение и привлек в христианство своих подданных. Религиозная реформа сильно изменившая жизнь всех других людей, была вызвана к жизни политическими причинами, так как став христианином, Владимир через христианство, решил упрочить внешнеполитическое положение Руси, потому что в любых отношениях с христианскими государствами языческая Русь оказывалась неравноправным партнером. Владимир рассматривал христианство, как государственную религию, поэтому отказ от крещения расценивался как нелояльность к власти. Киевляне и жители южных и западных городов отнеслись к крещению спокойно. Северные и восточные города взбунтовались. Новгородцы были против епископа Иоакима, жители Мурома не пустили в город сына Владимира князя Глеба.