Восточные славяне в древности

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 16:19, контрольная работа

Краткое описание

Существующее ныне трехчастное деление славянства (восточные, западные и южные славяне) является продуктом сложного и длительного исторического процесса, состоящим не только в распаде общеславянского единства и делении славянской территории, но и в расселении славян на обширнейших пространствах и взаимодействием с местным населением. Восточные славяне ныне – население, говорящее на русском, украинском и белорусском языках. Этому населению свойственны специфические языковые и этнографические особенности, выделяющие его из остального славянского мира.

Оглавление

Введение……………………………………………..……...……………….……...3
Глава 1. Восточные славяне…………………………………..…………………...4
1.1. Происхождение и ранняя история славян………………………………...6
1.2. Восточные славяне в VIII-IX вв………………………………………........8
1.3. Великая славянская миграция…………………………………………….....9
Глава 2. Крещение Руси и ее расцвет…………………………………………...11
2.1. Распад Киевской Руси……………………………….....................................13
Заключение…………………………………………………….................................17
Список использованной литературы……………………….............................…18

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИИ.doc

— 89.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

 УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 

«ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ»

 

 

 

 

                                     КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

                          Дисциплина: Отечественная история

                       

                         Тема: Восточные  славяне  в  древности      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                            Выполнила:  студентка 1 курса                       

                                                                             Направление:  Экономика

                                                                           07-17/э (4г 10д) -12                    

                                                                             Бабазаде Гюльнар Сархад кызы

                                                                             Проверил:

 

 

Нерюнгри, 2012

Содержание

 

 

Введение……………………………………………..……...……………….……...3

Глава 1. Восточные славяне…………………………………..…………………...4

1.1. Происхождение и ранняя  история славян………………………………...6

1.2. Восточные  славяне  в  VIII-IX  вв………………………………………........8

1.3. Великая  славянская  миграция…………………………………………….....9

Глава 2.  Крещение  Руси  и ее расцвет…………………………………………...11

2.1. Распад  Киевской  Руси……………………………….....................................13

Заключение…………………………………………………….................................17

Список  использованной  литературы……………………….............................…18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Существующее ныне трехчастное  деление славянства (восточные, западные и южные славяне) является продуктом  сложного и длительного исторического  процесса, состоящим не только в  распаде общеславянского единства и делении славянской территории, но и в расселении славян на обширнейших пространствах и взаимодействием с местным населением. Восточные славяне ныне – население, говорящее на русском, украинском и белорусском языках. Этому населению свойственны специфические языковые и этнографические особенности, выделяющие его из остального славянского мира. До образования отдельных восточнославянских народов, в раннем средневековье, восточные славяне составляли единую древнерусскую (восточнославянскую) народность, для которой были характерны общий язык и однородная материальная и духовная культура, и которая, в свою очередь, сформировалась в процессе консолидации восточнославянских племен, вышедших в разное историческое время и со своими специфическими особенностями из единого праславянского этноса. Таким образом, восточные славяне – понятие не географическое, а этноисторическое.   Со времени зарождения на Руси летописания поставлен вопрос: «Откуда есть пошла Русская земля?», вопрос, на который до сих пор по-разному отвечают историки.  Русская культурная элита, и не только она, всегда интересовалась, и по-разному его разрешала, вопросом о месте и роли восточных славян в мировом историческом процессе. Сложность и многогранность проблемы в значительной степени усиливались фрагментарностью, неполнотой и противоречивостью сведений, носящих иногда легендарный характер, древнерусских и иных источников.   В настоящее время в проблему истории восточных славян в дописьменную эпоху решающий вклад внесла археология, накопившая за последние годы значительный материал, анализ которых позволяет по-новому взглянуть на уже устоявшиеся представления историков.                                                                     

Глава 1. Восточные славяне

 

 

Славяне – это крупнейшая в Европе группа родственных по происхождению народов. Они говорили на славянских языках, входящих в индоевропейскую языковую семью. Во II тысячелетии до н. э. предки славян, ещё не разделившиеся на отдельные народы, обитали где-то между балтами, германцами, кельтами и иранцами. Балты жили к северо-западу от славян, германцы и кельты – на западе от них, на юго-востоке обитали индоиранские племена, а на юге юго-западе – греки, италики. Прародина славян – широкая область от верховьев рек Одра, Вислы, Днестра, Припяти до Днепра и Десны. Предки славян – праславяне – занимались земледелием и скотоводством. Пашенное земледелие стало основным занятием праславян; в начале I тысячелетия до н. э. они уже овладевали выплавкой железа из болотной и озёрной руды. Это обстоятельство резко изменило их быт, и позволило успешнее осваивать природу, а также вести оборонительные и наступательные войны. Военные нападения заставляли славян создать союзы племен, первый из которых относится к 4 – 5 вв. до н.э. В землях славян, где было обилие рек, озёр, хорошо разветвлённая водная транспортная система, бурно развивались мореходство, торговля, различные ремёсла, производящие продукцию для обмена. Край был богат лесами, там расцветал пушной промысел; важной отраслью хозяйства здесь издревле была рыбная ловля. В лесных чащах, вдоль берегов рек, на лесных опушках, где жили древляне, вятичи, дреговичи, ритм хозяйственной жизни был замедленным, здесь люди особенно тяжело осваивали природу, отвоёвывая у неё каждую пядь земли для пашни, лугов. Каждый славянин был не только прилежным и упорным земледельцем, но и опытным охотником. Шла охота на лосей, оленей, серн, лесную и озёрную птицу. Уже в это время сложился такой вид охоты. Как добыча пушного зверя. Начиная с весны и до глубокой осени восточные славяне занимались                                                                                                                           

бортничеством. Оно давало предприимчивым промысловикам много  мёда, воска, который также высоко ценился при обмене. Постоянно улучшающее хозяйство восточных славян, в конце концов, привело к тому, что отдельная семья, отдельный дом перестали нуждаться в помощи рода, сородичей. Совместная работа по расчистке леса, охота на крупного зверя при примитивных каменных орудиях труда и оружии требовали больших коллективных усилий. Плуг, железный топор, лопата, мотыга, лук и стрелы, обоюдоострые стальные мечи значительно расширили и усилили власть отдельного человека, отдельной семьи над природой и способствовали отмиранию родовой общины. Так зарождалось право частного владения, частной собственности. Соседями восточных славян были западные и южные славяне, а также предки прибалтийских народов и финно-угорские племена. Языческая вера славян была тесно связана с их образом жизни. Славяне поклонялись духам природы, добрым и злым, сохранив от первобытности веру в силу магических обрядов. Верховным богом был Перун, посылающий дожди и молнии. Годовой цикл обрядов начинался святками, когда добывался новый «живой огонь». В марте праздновался приход весны, возрождение природы – масленица. Обряды сопровождали пахоту, сев; затем наступали моления о дожде, в августе шли праздники урожая. Особые обряды исполнялись на свадьбах, похоронах, предваряли военные выступления.  Славяне-язычники в честь своих богов воздвигали идолов, устраивали пиры. Существовали специальные святилища для многолюдных общеплеменных праздневств, называемых «событиями».  Становление русского государства связывается с союзом славянских племен, называемых «росами», или «Русью». К 9 в. росы объединили целый ряд славянских племенных союзов; киевские князья возглавили борьбу против кочевников.  Вся жизнь славянина была связана с миром сверхъестественных существ, за которыми стояли силы природы.  Это был мир фантастический и поэтичный. Он входил в каждодневную жизнь каждой славянской семьи.

                                                                                                                                                                                         

1.1. Происхождение и ранняя история славян

 

 

В.О.Ключевский любил  повторять, что история России –  это история страны, которая колонизуется. Он имел в виду, конечно же, прежде всего колонизацию славянским населением обширнейших пространств, заселенных с незапамятных времен самым различным иноэтничным населением.  Анализ археологических материалов и исследования лингвистов показывают, что расселение славян в лесную и лесостепную зону Восточной Европы началось еще в праславянскую эпоху, когда началась диалектная дифференциация единого праславянского языка. Особенностью славянского расселения и освоения славянами пространств Восточной Европы является то, что оно проводилось в разное историческое время и из различных регионов праславянского мира и осуществлялась во взаимодействии с различными этносами. Начало славян. Славяне входят в состав языковой семьи индоевропейских народов. Распад индоевропейской общности не был одноактным процессом, а прошел через ряд этапов и длился тысячелетия. Между древними индоевропейскими и современными языковыми группами имели место промежуточные этноязыковые образования. Установлено, что языки племен Срединной Европы: германский, кельтский, италийский, иллирийский, балтский и славянский во II тысячелетии до н.э. в своем развитии были близки друг к другу и составляли языковую группу - древнеевропейскую. Древнеевропейцы занимали обширные пространства Европы от Скандинавии на севере до Италии на юге и от Британских островов на западе до юго-восточной Прибалтики на востоке. Древнеевропейцы выработали общую терминологию в области сельского хозяйства, социальных отношений и религии. Древнеевропейские племена во II тысячелетии в период, когда складывалась эта терминология, занимали районы Центрально-европейского культурно-исторического ареала. Археологическая культура, которую по времени и территориально можно связать с ним - это культура

                                                         

полей погребальных урн, охватывающая бассейн верхнего и среднего Дуная, верхней Эльбы, Одера и Вислы, а также Северную Италию. Эта культура лежит в основе культур пракельтов, праиталиков, прагерманцев, праиллирийцев, праславян и, по-видимому, некоторых других европейских этносов. Составной частью культур полей погребальных урн является лужицкая культура, получившая распространение в последних столетиях II и в первой половине I тысячелетия до н.э. между верхней Эльбой и Вислой, и которую относят к одной из диалектных группировок древнеевропейского населения, принявшего участие в этногенезе древних славян.  Славянская прародина, или регион становления праславянского языка и этноса, связана с археологической культурой подклошовых погребения, распространенной в V-II вв. до н.э. в междуречье Вислы и Одера. Ее характерной особенностью было то, что погребальные урны покрывали колоколовидным сосудом – клошем. Формируется она в результате взаимодействия двух культур – лужицкой и поморской, вызванного миграцией племен поморской культуры, принадлежащих в языковом отношении к древнеевропейскому-западно-балтскому диалекту, в восточные районы лужицкой культуры. По времени культура подклошевых погребений соответствует первому этапу развития праславянского языка. Это период, когда праславянский язык начал самостоятельное развитие, постепенно вырабатывая собственную структуру и свою лексику. Ранние славяне находились в тесных соседских контактах прежде всего с западными балтами и германцами.  Этноним славяне появился не сразу с выделением этого этноса. Появлению этнонима обычно предшествует период относительно узкого этнического кругозора, когда племя в сущности себя никак не называет, прибегая к нарицательной самоидентификации «мы», «свои», «наши», «люди», которых объединяла в первую очередь взаимопонятность речи, откуда правильная и самая старая этимология имени славян – от “слова” в значении говорить, слышать, быть понятым.

1.2. Восточные славяне в VIII-IX вв

 

 

С VIII в. наступает новый  этап славянской истории, когда в  результате сложных миграционных пертурбаций  и ассимиляционных процессов  формируются средневековые племенные объединения славян и складываются первые государственные образования. VIII-IX столетия были временем, когда продолжалось расселение славян, начало которому было положено в V-VII вв. Его усиливали и усложняли миграции в Восточную Европу с других частей заселенного славянами ареала, заметно расширившегося и культурно изменившегося в VI-VII вв., а также вовлечение в миграционный процесс неславянского населения. Расселение славян сопровождалось частичной ассимиляцией местных финно-угорских и балтских племен (к V-VII вв. можно отнести лишь только начало этого процесса). Местное население в основной массе не покинуло мест своего обитания, однако их жизнь постепенно изменялась вследствие заимствования хозяйственных и культурных традиций переселенцев. Более быстро миграционные и ассимиляционные процессы протекали среди племен, ведущих охотническо-собирательское и скотоводческое хозяйство. При таком ведении хозяйства плотность населения невелика, поэтому славяне-земледельцы без больших препятствий могли осваивать под пашни новые земли. Восточнославянские племенные образования в VIII-IX вв. В древнерусских источниках о восточнославянских племенных образованиях сохранились лишь самые общие сведения. Современная историческая наука считает, что это были неоднозначные единицы. Так, поляне, древляне, дреговичи и волыняне были территориальными новообразованиями, сформированными в результате территориального обособления праславянского племенного образования дулебов. С другой стороны, корни кривичей, словлен ильменских и Руси уходят в праславянский период истории. Это были этнографические и диалектные образования раннесредневекового славянства.

 

1.3. Великая славянская миграция

 

 

Дальнейшее развитие славянства и поздний этап эволюции праславянского языка(V-VII вв.) связаны  с окончанием провинциональноримского облика пшеворской и черняховской культуры в результате нашествия гуннов, великим переселением народов и резким изменением климата в Европе.  Изменение климата в Европе. С конца IV в. происходит сильное похолодание; особенно холодным был V в. (самый холодный за прошедшие две тысячи лет). Похолодание вызвало интенсивное увлажнение и рост количества осадков. Эти изменения сопровождались поднятием грунтовых вод, повышением уровня рек и озер, заболачиванием больших пространств, затоплением полей и поселений, вымыванием плодородного слоя почв и т.п. Среднее Повисленье отличается наиболее низменным рельефом, и оно более других регионов пострадало от наводнений и переувлажненности почв. Судя по материалам археологии, его население полностью покинуло свои земли, регион обезлюдил на время.  Из Среднего Повисленья миграционные потоки населения, в римское время пользовавшегося всеми достижениями среднеевропейской провинциальноримской культуры, направлялись в юго-восточном направлении в Причерноморье (вторая волна готской экспансии, приведшая к расселению остготов в Нижнем Поднепровье и Крыму) и в северо-восточном через Мазурское Поозерье, средни.й Неман, бассейн Нериса-Вилии до Валдайской возвышенности.  Именно с этого времени мигрирующие славянские переселенцы постепенно осваивали верховья Днепра, район озер Ильмень и Чудского, междуречье Волги и Клязьмы, районы Верхней Волги. Свидетельством этой крупной миграции являются неизвестные в этих землях ранее вещевые находки среднеевропейского провинциальноримского происхождения, в т.ч. характерные славянской культуре. Первый этап славянского освоения лесной зоны Восточной Европы связан с миграцией праславян пшеворской и вельбарской культур в IV-V вв. на территорию

Подвинья, Смоленского  Поднепровья и далее на восток в лесную зону Волго-Клязьминского  междуречья, районы Верхней Волги, озер Ильмень и Чудского. На основе этой миграции в Полоцко-Витебском Подвинье и Смоленском Поднепровье идет процесс становления смоленско-полоцких кривичей, носителей тушемлинской культуры, а вблизи Псковского озера и в бассейне Великой – псковских кривичей, носителей культуры длинных курганов. Кривичи, как считают некоторые исследователи, получили свой этноним от балтского Kreio – “отделяю, отрезаю”, что означало также окраинную область славянского мира (латыши до сих пор называют русских kries). К сожалению, история не сохранила этнонима славянского населения, освоившего территорию Волго-Окского междуречья. В отличие от поволжскофинских племен меря и мурома его можно назвать славяне меря и славяне мурома.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Крещение Руси и её расцвет

 

 

Разрушение привычного жизненного уклада в период постоянных миграций в первом тысячелетии нашей эры создавало предпосылки для усвоения более универсальных верований. Христианство на Руси распространялось как длительная работа по внедрению религии, где добровольно, где насильственно в течение нескольких веков. Можно предположить, что еще в первом веке нашей эры славянские земли посетил апостол Андрей с миссией распространения христианства. Создатель славянской письменности святой Кирилл в одном из славянских племен обратил в христианство около 200 семейств, видимо, в первом веке было не так уж много ярых ревнителей язычества. Постепенно христианство приобретало статус религии. Распространение христианства в придворной и дружинной среде создавало предпосылки для официального признания новой религии и для массового крещения восточных славян. Это суждено было реализовать при князе Владимире. Владимир в момент завоевания Киева был убежденным язычником. Через несколько лет после вокняжения, Владимир отказался от былой приверженности к язычеству, принял крещение и привлек в христианство своих подданных. Религиозная реформа сильно изменившая жизнь всех других людей, была вызвана к жизни политическими причинами, так как став христианином, Владимир через христианство, решил упрочить внешнеполитическое положение Руси, потому что в любых отношениях с христианскими государствами языческая Русь оказывалась неравноправным партнером. Владимир рассматривал христианство, как государственную религию, поэтому отказ от крещения расценивался как нелояльность к власти. Киевляне и жители южных и западных городов отнеслись к крещению спокойно. Северные и восточные города взбунтовались. Новгородцы были против епископа Иоакима, жители Мурома не пустили в город сына Владимира князя Глеба.

Информация о работе Восточные славяне в древности