Восточные славяне в древности

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 09:07, контрольная работа

Краткое описание

Вопрос об этногенезе (происхождении народов) и так называемой прародине славян к настоящему времени окончательно не решен. Этногенез славян, вероятно развивался поэтапно (протославяне, прасловяне и раннеславянская этнолингвистическая общность).
Этногенетические процессы сопровождались миграциями, дифференциацией и интеграцией народов, этнических и локальных групп, ассимиляционными явлениями, в которых принимали участие различные как славянские, так и неславянские этносы (даки, фракийцы, тюрки, балты, финно-угры и т.д.). Возникали и менялись контактные зоны с различными особенностями этнических процессов в эпицентре и на периферии.

Оглавление

1. Введение
2. Происхождение и расселение восточных славян VI - VIII вв.
2.1. Происхождение восточных славян VI - VIII вв.
2.2. Расселение восточных славян VI - VIII вв.
3. Занятие и общественный строй восточных славян в VIII-IX вв.
3.1 Основные занятия славян.
3.2 Общественный строй славян.
4. Соседи восточных славян и проблема взаимовлияния.
5. Заключение.
6. Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Отечественная история.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

ФГБОУ ВПО «НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Юридический факультет

Кафедра: Истории, культурологии и политологии

Дисциплина: Отечественная история

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ТЕМА: «Восточные славяне в древности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Студентка 1 курса

                                                                                                    Руденских П.Ю. 

                                                                                                      Шифр: ДЮ 13151

                                                Проверил:

 

Новосибирск 2014год

ПЛАН

 

  1. Введение

 

  1. Происхождение и расселение восточных славян VI - VIII вв.
    1. Происхождение восточных славян VI - VIII вв.
    2. Расселение восточных славян VI - VIII вв.
  2. Занятие и общественный строй восточных славян в VIII-IX вв.
    1. Основные занятия славян.
    2. Общественный строй славян.
  3. Соседи восточных славян и проблема взаимовлияния.
  4. Заключение.
  5. Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Славяне – это крупнейшая в Европе группа родственных народов, общая численность которых около 300 млн. чел. Современные славяне подразделяются на три ветви: восточные (к ним относятся русские, украинцы и белорусы), южные (это болгары, сербы, черногорцы, хорваты, словенцы, муслимани, македонцы), и западные (к ним относятся поляки, чехи, словаки, лужичане). Все они говорят на языках славянской группы индоевропейской семьи.

На историческую арену славяне вышли в VI в.н.э., хотя под именем венедов, склавин и антов они были известны еще раньше. Местом их расселения в то время были верховья Вислы, берега Тисы и северные склоны Карпатских гор. Вообще происхождение этнонима славяне недостаточно ясно. Некоторые ученые полагают, что он восходит к общеиндоевропейскому корню, смысловым содержанием которого является понятие «человек», «люди», «говорящие». В таком значении этноним славяне зарегистрирован в ряде славянских языков.

Вопрос об этногенезе (происхождении народов) и так называемой прародине славян к настоящему времени окончательно не решен. Этногенез славян, вероятно развивался поэтапно (протославяне, прасловяне и раннеславянская этнолингвистическая общность).

Этногенетические процессы сопровождались миграциями, дифференциацией и интеграцией народов, этнических и локальных групп, ассимиляционными явлениями, в которых принимали участие различные как славянские, так и неславянские этносы (даки, фракийцы, тюрки, балты, финно-угры и т.д.). Возникали и менялись контактные зоны с различными особенностями этнических процессов в эпицентре и на периферии.

 

 

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАССЕЛЕНИЕ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН В VI - VIII ВВ.

 

2.1 Происхождение восточных славян VI - VIII вв.

 

В настоящее время в науке существует три основных версии происхождения славян: первая – «дунайская». По этой версии – исконные жители Восточной Европы (автохтоны) – постоянно проживали на территории Панноской низменности на Дунае, с 6в. Расселяются из Прикарпатья. Вторая версия: славяне выделились из арийской общности, арийцы же пришли из Индии. Третья: славяне – наследники северной арийской цивилизации – самой древней и развитой в мире. Представляется, что последняя версия более всего подтверждается письменными источниками.

В 6 веке славяне были известны под двумя именами – «склавины» и «анты». Современники указывали, что склавины и анты происходят от одного корня «венедов». Имя «венеды» или «венеты» вначале было названием конгломерата разноязычных племен, а в дальнейшем (примерно к рубежу нашей эры) это наименование сохранилось за западнославянскими племенами. Подтверждением этому может служить то, что у древних писателей (Тацита, Плиния) именем венедов называются славянские племена.

В 6 веке племя венедов разделилось на два народа: склавинов, живших от верховьев Вислы на восток до Днепра (в последствии – западные славяне), и антов (восточные славяне), которые жили восточней Днепра до Азовского моря. Вот что писал о склавинах византийский писатель Маврикий: « Племена славян и антов ведут одинаковый образ жизни, у них одни нравы, любят свободу и не склонны ни к рабству, ни к повиновению, храбры, в особенности в своей земле, выносливы, легко переносят холод и жару, недостаток в одежде и пище… Взятые в плен не обращаются у них навсегда в рабство, как у других народов»

Первые сведения о политической истории славян относятся к IV в. н.э. С Балтийского побережья германские племена готов пробились в Северное Причерноморье. Готский вождь Германарих был разбит славянами. Его преемник Винитар обманом заманил к себе 70 славянских старейшин во главе с Божем (Бусом) и распял их. Спустя восемь столетий неизвестный нам автор "Слова о полку Игореве" упомянул "время Бусово".

Особое место в жизни славянского мира занимали отношения с кочевыми народами степи. По этому степному океану, протянувшемуся от Причерноморья до Центральной Азии, волна за волной кочевые племена вторгались в Восточную Европу. В конце IV в. готский племенной союз был разбит тюркоязычными племенами гуннов, пришедшими из Центральной Азии. В 375 г. орды гуннов заняли своими кочевьями территорию между Волгой и Дунаем, а затем продвинулись дальше в Европу до границ Франции. В своем продвижении на запад гунны увлекли часть славян. После смерти предводителя гуннов Атиллы (453 г.) гуннская держава распалась, и они были отброшены на восток. 

В VI в. тюркоязычные авары (русская летопись называла их обрами) создали в южнорусских степях свое государство, объединив кочевавшие там племена. Аварский каганат был разбит Византией в 625 г. "Умом гордые" и телом великие авары-обры исчезли бесследно. "Погибоша аки обре" - эти слова с легкой руки русского летописца стали афоризмом.

Крупнейшими политическими образованиями VII-VIII вв. в южнорусских степях были Болгарское царство и Хазарский каганат, а в районе Алтая - Тюркский каганат. Государства кочевников были непрочными конгломератами степняков, промышлявших военной добычей. В результате распада Болгарского царства часть болгар под предводительством хана Аспаруха откочевала на Дунай, где была ассимилирована жившими там южными славянами, взявшими себе имя воинов Аспаруха, т.е. болгар. Другая часть болгар-тюрок с ханом Батбаем пришла на среднее течение Волги, где возникла новая держава - Волжская Болгария (Булгария). Ее соседом, занимавшим с середины VII в. территорию Нижнего Поволжья, степи Северного Кавказа, Причерноморья и частично Крым, был Хазарский каганат, который взимал дань с приднепровских славян вплоть до конца IX в.

Восточные славяне в VI-IX вв. В VI в. славяне неоднократно совершали военные походы против крупнейшего государства того времени - Византии. От этого времени до нас дошел ряд сочинений византийских авторов, содержащих своеобразные военные наставления по борьбе со славянами. Так, например, византиец Прокопий из Кесарии в книге "Война с готами" писал: "Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим... Они считают, что только Бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды... У тех и других один и тот же язык... И некогда даже имя у славян и антов было одно и то же".

Византийские авторы сравнивали образ жизни славян с жизнью своей страны, подчеркивая отсталость славян. Походы на Византию могли предприниматься только крупными племенными союзами славян. Эти походы способствовали обогащению племенной верхушки славян, что ускоряло распад первобытнообщинного строя.

На образование крупных племенных объединений славян указывает содержащееся в русской летописи предание, повествующее о княжении Кия с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью в Среднем Поднепровье. По имени старшего брата Кия якобы был назван основанный братьями город. Летописец отмечал, что такие же княжения были и у других племен. Историки считают, что эти события произошли в конце V-VI вв. н.э. Летопись рассказывает, что один из Полянских князей Кий вместе со своими братьями Щеком и Хоривом и сестрой Лыбедью основали город и нарекли его Киевом в честь старшего брата. Затем Кий "ходил к Царю-городу", тге. в Константинополь, был там принят императором с большой честью, а возвращаясь обратно, осел со своей дружиной на Дунае, основал там "градок", но впоследствии вступил в борьбу с местными жителями и вновь вернулся на днепровские берега, где и скончался. Эта легенда находит известное подтверждение в данных археологии, которые говорят о том, что в конце V - VI в. на Киевских горах уже существовало укрепленное поселение городского типа, бывшее центром Полянского союза племен.

 

2.2 РАССЕЛЕНИЕ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН VI - VIII ВВ.

 

В процессе расселения восточных славян по Восточно-Европейской равнине у них происходило разложение первобытнообщинного строя. В «Повести временных лет» говорится о племенных княжениях, которые историки называют племенными союзами. Такой союз включал 100-200 племен, объединенных вокруг наиболее сильного племени, по имени которого получал название весь союз.

В свою очередь, каждое отдельное племя состояло из множества родов и занимало значительную территорию. В летописи называются десятка полтора таких племенных княжений и места их расселения. Так, в среднем течении Днепра жили поляне, в бассейне реки Припять – древляне и дреговичи, в бассейне реки Сож (левый приток Днепра) – радимичи. В бассейнах рек Десны, Сейма и Сулы селились северяне, в междуречье Южного Буга и Днестра – уличи, между реками Днестр и Прут – тиверцы.

В предгорьях Карпат жили «белые» хорваты, а по Западному Бугу – дулебы, волыняне и бужане, в верховьях Западной Двины и Днепра – кривичи, в среднем течении Западной Двины при впадении в нее реки Полоть – полочане, на севере, вокруг озера Ильмень и по реке Волхов – ильменские славяне, а в бассейне Оки самые восточные из славянских племен – вятичи. Каждое племя управлялось своим вождем – старейшиной, существовал также совет старейшин и общее собрание племени – вече.

Данные летописи о расселении восточных славян через много веков были подтверждены археологическими находками женских украшений – височных колец, типичных для каждого племенного союза.

Важный фактор в формировании народа и государства представляют соседствующие народы и племена, которые отличаются своим языком, укладом жизни, бытом, нравами и обычаями, культурой и т.п. В разное время соседские народы подчиняли себе славянские племена, втягивали их в сферу своей хозяйственной деятельности или, наоборот, находились под влиянием славян.                                                                                                       

Соседями восточных славян (к IX в.) были на западе балтийские племена: ливы, чудь, весь, корела и др., западные славяне: поляки (ляхи), словаки, чехи, а также венгры (угры); на северо-востоке – многочисленные угро-финские племена: мордва, мари, мурома, меря и др.; на Нижней Волге – хазары, на востоке – волжские болгары, а на юге в Причерноморье – печенеги и другие тюркские племена. Расселяясь, восточные славяне вытесняли живущие здесь народы или ассимилировались с ними. После закрепления на новых местах восточные славяне создают основы своей общественной и хозяйственной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ЗАНЯТИЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН В VIII-IX ВВ.

 

3.1 ОСНОВНЫЕ ЗАНЯТИЯ СЛАВЯН

 

Основные занятия славян исходили из особенностей земли. В лесах практиковалось подсечно-огневое земледелие. Степную же землю осваивали путем переполоха. Но все равно урожайность была низкой, по причине резко-континентального климата. Другие промыслы славян: рыболовство, охота, также было очень распространено бортничество. Новгородско-ильменский край был богат лесами, там расцветал пушной промысел. В южных областях практиковалась охота на лосей и медведей. Обилие рек, озер, хорошо разветвленная воднотранспортная система способствовала развитию мореходства, торговли, различных ремесел производящих продукцию для обмена. На перепутьях торговых путей основывались крупные города, племенные центры, такие как Киев и другие.

Среди восточных славян укрепленные города раньше всего, по-видимому, появились у полян и северян. Их первые городища возникли в регионе Киева и Чернигова уже к VII-VIII в., что говорит о, по меньшей мере, частичном отказе от прежней стратегии рассеянного и скрытного проживания среди лесов. Об этом же говорит и тот факт, что в VIII-IX вв. во всех других восточнославянских землях существовало не более двух десятков городов, в то время, как только на Левобережье Днепра их было около сотни. У ильменских словен города появились не ранее IX в. под влиянием переселенцев из Скандинавии, основавших в первой половине VIII в. свою крепость Старая Ладога на месте ранее существовавшего славянского селища. Основание главного славянского города этого региона, Новгорода, летописец относит к 862 г. В эту же эпоху городища появляются и на территориях прочих восточнославянских племен. В X в. появилась крепость неподалеку от возникшего позже города Смоленск.

Несколько особняком стоят ранние славянские городища, создание которых приписывают племенным союзам дулебов и антов. Археологически они представлены соответственно Пражско-корчакской и Пеньковской культурами. Целый ряд таких городищ пражско-корчакской (Зимино, Лежница, Хотомель, Бабка, Хильчицы, Тушемль) и пеньковской (Селиште, Пастырское) культур существовал в VI-VII вв. на обширной территории от границ современных Польши и Румынии до Днепра. Пражско-корчакские городища представляли собой окруженный деревянной стеной участок с одним зданием, составлявшим часть общей стены городища. В них не было земледельческих орудий, и городища, по-видимому, сооружали для сбора и размещения военного отряда. Пеньковские городища могли иметь внутри стен до двух десятков сооружений и были крупными для своего времени торгово-ремесленными и административными центрами. Центр территории, контролируемой дулебами (Зимино, Лежница) находился в бассейне Западного Буга; географический центр пеньковской культуры приходится на Поднепровье, но главная крепость антов (Селиште) была расположена в западной части этого ареала, близ границ Византии (в современной Молдавии). Раннеславянские городища были разрушены аварами в VII в., после чего не строились до X в1.

Информация о работе Восточные славяне в древности