Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 13:45, реферат
Цель нашей работы изучить историю восточных славян в древности и предпосылки их образования.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1.Рассмотреть вопрос восточные славяне в древности. Предпосылки образования;
2.Определить современный взгляд на этногенез славян;
3.Осветить формирование политических объединений;
4. Изучить основные занятия славян;
5.Ознакомится с общественным строем славян;
Введение 3
1.Восточные славяне в древности. Предпосылки образования 4
2.Современный взгляд на этногенез славян 7
3.Формирование политических объединений 16
4.Основные занятия славян 19
5.Общественный строй славян 21
6.Культура и верования славян 22
Заключение 24
Список литературы 26
Реферат
На
тему: «Восточные славяне
в древности. Предпосылки
образования»
Содержание
Введение 3
1.Восточные славяне в древности. Предпосылки образования 4
2.Современный взгляд на этногенез славян 7
3.Формирование политических объединений 16
4.Основные занятия славян 19
5.Общественный строй славян 21
6.Культура и верования славян 22
Заключение 24
Список
литературы 26
Уже около двух тысяч лет
назад греческим и римским
ученым было известно, что на
востоке Европы, между Карпатскими
горами и Балтийским морем,
живут многочисленные племена
венедов. Это были предки
В начале нашей эры повсюду
в Европе происходили большие
передвижения племен и народов,
Цель нашей работы изучить историю восточных славян в древности и предпосылки их образования.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1.Рассмотреть вопрос восточные славяне в древности. Предпосылки образования;
2.Определить современный взгляд на этногенез славян;
3.Осветить формирование политических объединений;
4. Изучить основные занятия славян;
5.Ознакомится с общественным строем славян;
6. Рассмотреть культуру и верования славян.
О ранней истории восточных славян известно очень мало. Среди причин - отсутствие собственной письменности (глаголица была создана около 863 г. специально для славянских языков) и удалённость от европейских и азиатских культурных центров того времени. Отрывочные сведения по ранней истории восточных славян дают византийские и восточные письменные источники, а также археологические данные и сравнительный анализ славянских языков.
Практически все источники весьма выразительно с привязкой к определенной территории фиксируют славян лишь с середины I тыс. н. э (чаще всего с IV), т. е. Тогда, когда они выступают на исторической арене Европы как многочисленная этническая общность.
Античные авторы знали славян под различными этническими именами и, прежде всего, вендов. Впервые этот этноним встречается в естественной истории Плиния (середина I в. н. э.), не считая упоминания Геродотом племени энетов, обитавших на Северном побережье Адриатического моря. Плиний называет вендов в числе племен, соседствующих на востоке с группой германских племен - ингевонами: «земли до реки Вистулы обитаемы сарматами, вендами, скифами, гиррами». Скорее всего это были области в бассейне Вислы и, может быть, более восточные земли.
К концу I. в н.э. относятся сообщения о вендах Корнелия Тацита, характеризующего их как довольно большую этническую группировку. Тацит указывает, что венды жили между племенами певкинов (северная часть Нижнего Подунавья) и феннов, занимавших территорию лесной полосы Восточной Европы от Прибалтики до Урала. Точное место локализации вендов указать не представляется возможным. Трудно сказать к тому же, были ли венды времен Тацита славянами. Существует предположение, что венды в то время ассимилировались со славянами и получили их имя. И если о вендах Тацита можно спорить, то венды уже более поздних авторов - это несомненно славяне, т. е. с VI в. н. э1.
Более значительны сведения о славянах середины I тыс. н. э. Теперь славяне называются своим именем - словены, наряду с которым упоминаются анты, а Иордан знает и прежнее имя - венды. Византийские авторы - Прокопий Кесарийский, Агафий, Менандр Протиктор, Фиофилакт Симокатта, Маврикий - описывают в основном славян Подунавья и Балканского полуострова, что связано с вторжением славян в пределы Восточно-Римской империи (VI - VII вв.). В сочинениях византийских авторов сообщаются с ведения о разных сторонах жизни и быта славян.
Более существенные сведения для исследования проблемы славянского этногенеза имеются в труде готского епископа Иордана. Его труд позволяет установить связь между славянами и вендами античных писателей. По Иордану венды - суть славяне. Из сообщений видно, что в VI в. славяне заселили широкую полосу, простиравшуюся от Среднего Подунавья до нижнего Днепра.
Информацию о жизни и быте восточных славян дают не только византийские авторы, содержится она и в географических компиляциях крупнейших арабских географов 2-й половины IX - X вв.: Ибн - Хаукаля, ал-Балхи, ал-Истархи и др.
Оригинальных восточно-славянских (древнерусских) документов, датируемых до XI в. сохранилось крайне мало, и среди признанных академической наукой нет ни одного, датируемого до IX в.. Наиболее полные и достоверные источники древнерусского происхождения - летописи, составление которых началось после принятия христианства по образцу византийских хроник. Из ныне известных, самой ранней является «Повесть временных лет» - летописный свод, составленный на рубеже XI и XII вв. и включивший в себя не дошедшие до нас более ранние русские летописи, устные предания и византийские документы. Текст, предшествующий ПВЛ, (т. н. «Начальный свод») частично сохранился в составе Новгородской I летописи. Однако из-за того, что в центре внимания летописцев находилась прежде всего история Древнерусского государства (династии Рюриковичей), основные сведения по славянам касаются полян и отчасти новгородских словен, тогда как данные об остальных племенах крайне фрагментарны. Датированная часть летописи начинается с 852 г., хотя вся хронология IX-X вв. является условной и может отличаться от истинной.
О славянах повествуют и полулегендарные сведения в скандинавских сагах, в эпосе франков, германских сказаниях. Однако следует иметь ввиду, что содержащиеся в них сведения далеко не безупречны. Они не полны, часто отрывочны, а порой и противоречивы. И в исследованиях истоков исторической жизни славянства только одних письменных источников явно не достаточно.
На помощь приходят современные науки:
а) Археология - наука, изучающая историю общества по материальным остаткам жизни и деятельности людей - вещественным (археологическим) памятникам. Археологические исследования охватывают поселения, форму быта, уровень развития хозяйства, процесс разложения первобытнообщинного общества (выделение воинов и вождей), религиозные представления, границах племен, их передвижениях, взаимоотношениях и т.п.
б) Лингвистика (от лат. lingua - язык) - наука о человеческом естественном языке и обо всех языках мира как конкретных его представителях, общих законах строения и функционирования человеческого языка.
в) Топонимика (от греч. topos - имя и onyma - имя, название) - наука, изучающая имена собственные, представляющие названия географических пунктов, позволяет установить ареал (площадь, пространство) народа в разные периоды его исторического существования и определить языковую принадлежность его соседей.
г) Этнография - (от греч. ethnos - племя народ и ... графия) - это наука, изучающая бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы происхождения (этногенез), расселение (этнография) и культурно - исторических взаимоотношений народов.
Этноригез славян надо начинать с переселения в Центральную Европу большой группы индоевропейских племен, оставивших археологическую культуру полей погребальных урн. Произошло это примерно в 1500-1200 гг. до н.э. Племена этой общности были близкородственными и составляли какую-то этноязыковую группу индоевропейцев. Постепенно расселяясь по Европе племена этой общности обособлялись, давая начало историческим народам. Из среды этой древнеевропейской общности около 750 г. формируются кельты (западный гальштат - VIII-V вв. до н.э.), около 700 г. - иллирийцы (восточный гальштат - VII-IV вв. до н.э.), чуть раньше (около 900 г.), в процессе миграции на Апеннинский полуостров (двумя крупными волнами - протолатинской и оско-умбрской) - италики (культуры террамар и вилланова), венеты (культура эсте на северном побережье Адриатики, датируемая 950-183 гг. до н.э.), германцы (ясторфская культура 600-300 гг. до н.э.на Эльбе и в Ютландии) и славяне (культура подклешевых погребений 400-100 гг. до н.э. в междуречье Одера и Вислы). Часть древнеевропейцев проникла в юго-восточную Прибалтику и приняла участие в генезисе балтов. Наоборот, окраинные балты расселились на территории формирования славян и влились в их состав.
а - ареал среднеевропейской культурно-исторической общности полей погребальных урн: б - основные направления расселения; в - ареал западногальштатской культуры; г - ясторфской культуры; д - культуры подклешевых погребений; е - поморской культуры (окраинные балты); ж - западнобалтских курганов; з - культуры италийских племен; и - восточногальштатской культуры; к - культуры эсте
Культура подклешевых погребений (характерным обрядом было накрывать остатки сожжений крупным сосудом - по-польски "клеш" - опрокинутым вверх дном) соответствует первому этапу развития славянского языка и этноса. Язык славян в это время только что начал самостоятельную жизнь, постепенно вырабатывая собственную структуру и лексику. Согласно материалам археологии, население культуры подклешевых погребений соседствовало и тесно взаимодействовало на северо-востоке с западными балтами (культура западнобалтских курганов), на северо-западе с германцами (ясторфская культура) и на юго-востоке со скифскими племенами. Это же подтверждают и данные лингвистики.
Следующий этап истории славян связан с тесными контактами с кельтами. Последние, преодолев двумя волнами Судеты и Карпаты, расселяются на Одере в Силезии, где складывается типичная для кельтов латенская культура, и на Висле в Малопольше, где формируется тынецкая культура, в которой сочетаются кельтские особенности с пшеворскими. Значительное воздействие культуры кельтов фиксируется и далее к северу Висло-Одерского междуречья. В результате культура подклешевых погребений трансформируется в пшеворскую, на первых порах с явной "кельтской окраской". Постепенно славяне - носители пшеворской культуры - ассимилировали кельтов сначала Малопольши, а позднее и Силезии. Кельтский субстрат оказал мощное воздействие на развитие пшеворской культуры, наследие кельтов проявляется в керамическом производстве, металлургии и кузнечном деле, погребальной обрядности, в духовной жизни. В конечном итоге образуются две диалектно-этнографические группы славянства - южная, где в этногенезе славян участвовал кельтский субстрат, и северная, где славяне тесно взаимодействовали с кельтской цивилизацией как соседи.
а - ареал северного варианта пшеворской культуры; б - южного варианта пшеворской культуры, сформировавшегося при участии кельтского субстрата; в - территория расселения кельтов в эпоху латена; г - территории расселения сарматских племен и поздне-скифских культур до расселения в Северном Причерноморье славян и готов; д - подольско-днепровский вариант черняховской культуры; е - общая граница ареала черняховской культуры
Информация о работе Восточные славяне в древности. Предпосылки образования