Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 13:45, реферат
Цель нашей работы изучить историю восточных славян в древности и предпосылки их образования.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1.Рассмотреть вопрос восточные славяне в древности. Предпосылки образования;
2.Определить современный взгляд на этногенез славян;
3.Осветить формирование политических объединений;
4. Изучить основные занятия славян;
5.Ознакомится с общественным строем славян;
Введение 3
1.Восточные славяне в древности. Предпосылки образования 4
2.Современный взгляд на этногенез славян 7
3.Формирование политических объединений 16
4.Основные занятия славян 19
5.Общественный строй славян 21
6.Культура и верования славян 22
Заключение 24
Список литературы 26
«Повесть временных лет» перечисляет двенадцать восточнославянских племенных союзов, которые к IX в. существовали на обширной территории между Балтийским и Черным морями. Среди этих племенных союзов указаны поляне, древляне, дреговичи, радимичи, вятичи, кривичи, словене, дулебы (позднее известные как волыняне и бужане), белые хорваты, северяне, уличи, тиверцы.
В VIII в. с началом эпохи викингов в Восточную Европу начали проникать варяги. К середине IX в. они обложили данью не только Прибалтику, первой подвергшуюся регулярным нашествиям, но и многие территории между Балтийским и Чёрным морями.
В 862 г., согласно летописной хронологии ПВЛ, предводитель руси Рюрик был призван на княжение одновременно чудью (финно-угорскими народами, населявшими Эстонию и Финляндию), весью и обоими славянскими племенами, обитавшими с ними по соседству: псковскими кривичами и словенами.
Рюрик обосновался среди славянских сел в крепости, близ которой позже возник Великий Новгород. Его легендарные братья получили княжения в племенном центре веси Белоозере и центре кривичей Изборске. К концу своей жизни Рюрик расширил владения своего рода до Полоцка, Мурома и Ростова, а его преемник Олег к 882 г. захватил Смоленск и Киев.
Титульным
этносом нового государства сделался
не какой-либо из славянских или угро-финских
народов, а русь, варяжское племя, об
этнической принадлежности которого идут
споры. Русь выделялась как отдельный
этнос ещё при ближайших преемниках Рюрика,
князьях Олеге и Игоре, и постепенно растворилась
в славянском народе при Святославе и
Владимире Святом, оставив свое имя восточным
славянам, которым они теперь отличались
от западных и южных славян. Одновременно
Святослав и Владимир завершили объединение
восточных славян в своем государстве,
присоединив к нему земли древлян, вятичей,
радимичей, Туров и область Червенской
Руси.
Основные занятия славян исходили из особенностей земли. В лесах практиковалось подсечно-огневое земледелие. Степную же землю осваивали путем переполоха. Но все равно урожайность была низкой, по причине резко-континентального климата. Другие промыслы славян: рыболовство, охота, также было очень распространено бортничество. Новгородско-ильменский край был богат лесами, там расцветал пушной промысел. В южных областях практиковалась охота на лосей и медведей. Обилие рек, озер, хорошо разветвленная воднотранспортная система способствовала развитию мореходства, торговли, различных ремесел производящих продукцию для обмена. На перепутьях торговых путей основывались крупные города, племенные центры, такие как Киев и другие.
Среди восточных славян укрепленные города раньше всего, по-видимому, появились у полян и северян. Их первые городища возникли в регионе Киева и Чернигова уже к VII-VIII в., что говорит о, по меньшей мере, частичном отказе от прежней стратегии рассеянного и скрытного проживания среди лесов. Об этом же говорит и тот факт, что в VIII-IX вв. во всех других восточнославянских землях существовало не более двух десятков городов, в то время, как только на Левобережье Днепра их было около сотни. У ильменских словен города появились не ранее IX в. под влиянием переселенцев из Скандинавии, основавших в первой половине VIII в. свою крепость Старая Ладога на месте ранее существовавшего славянского селища. Основание главного славянского города этого региона, Новгорода, летописец относит к 862 г. В эту же эпоху городища появляются и на территориях прочих восточнославянских племен. В X в. появилась крепость неподалеку от возникшего позже города Смоленск.
Несколько особняком стоят ранние славянские городища, создание которых приписывают племенным союзам дулебов и антов. Археологически они представленны соответственно Пражско-корчакской и Пеньковской культурами. Целый ряд таких городищ пражско-корчакской (Зимино, Лежница, Хотомель, Бабка, Хильчицы, Тушемль) и пеньковской (Селиште, Пастырское) культур существовал в VI-VII вв. на обширной территории от границ современных Польши и Румынии до Днепра. Пражско-корчакские городища представляли собой окруженный деревянной стеной участок с одним зданием, составлявшим часть общей стены городища. В них не было земледельческих орудий, и городища, по-видимому, сооружали для сбора и размещения военного отряда. Пеньковские городища могли иметь внутри стен до двух десятков сооружений и были крупными для своего времени торгово-ремесленными и административными центрами. Центр территории, контролируемой дулебами (Зимино, Лежница) находился в бассейне Западного Буга; географический центр пеньковской культуры приходится на Поднепровье, но главная крепость антов (Селиште) была расположена в западной части этого ареала, близ границ Византии (в современной Молдавии). Раннеславянские городища были разрушены аварами в VII в., после чего не строились до X в5.
Накануне образования
государственности славяне жили
соседской общиной, в которой
оформилась частная собственность.
У каждой семьи было право на расчищенную
землю - лядину. В славянском обществе выделялись
военные вожди, и формировалась дружина.
Дружина - это особый вид населения, занимающейся
только военной деятельностью, в частности
нападением. Для обороны же существовало
ополчение свободных общинников. Дружинники
занимались не только завоевательными
походами, но и управляли присоединенными
землями. На Руси в то время сложилось
предклассовое общество. Во главе стоял
князь, которому подчинялись дружина и
воеводы. Ниже шли смерды или как их ещё
называли мужи (главы патриархальных семей,
у которых было право участвовать в войске).
Ещё ниже шли челядь - это члены семей мужей
и холопы, у которых не было право участвовать
в войске.
Сложной, разнообразной, с детально разработанными обычаями была религия восточных славян. Её истоки уходят в индо-европейское древние верования и ещё дальше к временам палиолита. Религия, существовавшая у разных народов до принятия ими христианства или ислама, называлась язычеством (многобожие). Славяне населили мир разными богами и богинями. Во главе славянских богов стоял великий сварог - бог вселенной. Его сыновья - сварожичи - солнце и огонь, были носителями света и тепла. Бог солнца Даждьбог весьма почитался славянами. Молились славяне роду и рожаницам - богу и богинями плодородия. Этот культ был связан с земледельческими занятиями населения и был поэтому особенно популярен.
Бог Велес почитался у славян в качестве покровителя скотоводства, Стрибог повелевал ветрами. По мере слияние славян с некоторыми иранскими и угро-финскими племенами их боги перекочевали и в славянский пантеон. Так в 8-9 веках у славян почитался бог солнца Хорс. С началом военных походов у славян все больше на первый план выдвигается бог грома и молнии Перун. Появляется особое отношение к погибшим воинам (погребальные костры, курганы и так далее). У славян существовал годовой цикл земледельческих праздников: Коляда, день весеннего равноденствия, масленица, 1-2 мая отмечают появление первых весенних всходов, праздник Ивана Купалы и так далее. Многие из этих праздников сохранились и сейчас. В каждом доме у славян были идолы богов, так же существовал культ Шуров, небольших семейных идолов домов.
В
результате проделанной работы были
рассмотрены особенности
При раскрытии данного вопроса были решены следующие задачи:
1.Рассмотрели вопрос восточные славяне в древности. Предпосылки образования;
2.Определили современный взгляд на этногенез славян;
3.Осветили формирование политических объединений;
4. Изучили основные занятия славян;
5.Ознакомились с общественным строем славян;
6. Рассмотрели культуру и верования славян.
Исходя
из выше сказанного, можно сделать вывод,
что проблема возникновения Киевской
Руси является одной из важных и актуальных
в отечественной историографии. Уже летописец
Нестор в “Повести временных лет”, отвечая
на вопрос “Откуда есть пошла русская
земля?”, рисует картину расселения восточнославянских
племен на стадии зарождения у них государственности.
Перечисляя отдельные группы славян, он
называет их поименно - поляне, древляне,
северяне, вятичи, словены и др., а там,
где пытается дать им социальную характеристику,
- княжествами. После смерти полянского
князя Кия, замечает летописец, “почаша
родъ ихъ княженье в поляхъ, а деревляхъ
свое, а дреговичи свое, а словъни свое
в Новъгородъ, а другое на Полотъ, иже полочанъ”.
“Род” здесь выступает в понимании династии.
Названные в летописи княжества, или союзы
восточнославянских племен, относятся
к VI-VIII вв.Важным этапом в развитии Древнерусского
государства были VIII-- IX века. Именно тогда,
как можно сделать вывод из рассказа Нестора,
в Среднем Поднепровье сложилось государственное
объединение - Русская земля, в которое
входили поляне, древляне, северяне. Характерно,
что сначала название “Русская земля”
употреблялось по отношению к Среднему
Поднепровью и только со временем распространилось
на все земли восточных славян.
1.Всеобщая история и история культуры: — Санкт-Петербург, Лики России, 2008 г.- 300 с.
2.Древняя Российская история: М. Ломоносов — Санкт-Петербург, Фолио, 2009 г.- 224 с.
3.История государства Российского. В 12 томах. В 3 книгах. Книга 2. Тома 5-8: Николай Карамзин — Москва, АСТ, АСТ Москва, Хранитель, 2008 г.- 736 с.
4.История государства Российского. Полное издание в одном томе: Николай Карамзин — Санкт-Петербург, Альфа-книга, 2008 г.- 1280 с.
5.История Государства Российского: Н. М. Карамзин — Москва, Олма Медиа Групп, 2009 г.- 440 с.
6.Полная история государства Российского в одном томе: Н. М. Карамзин — Санкт-Петербург, АСТ, Астрель, Харвест, 2010 г.- 1568 с.
Информация о работе Восточные славяне в древности. Предпосылки образования