Восточные славяне в древности. Предпосылки образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 13:45, реферат

Краткое описание

Цель нашей работы изучить историю восточных славян в древности и предпосылки их образования.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1.Рассмотреть вопрос восточные славяне в древности. Предпосылки образования;
2.Определить современный взгляд на этногенез славян;
3.Осветить формирование политических объединений;
4. Изучить основные занятия славян;
5.Ознакомится с общественным строем славян;

Оглавление

Введение 3
1.Восточные славяне в древности. Предпосылки образования 4
2.Современный взгляд на этногенез славян 7
3.Формирование политических объединений 16
4.Основные занятия славян 19
5.Общественный строй славян 21
6.Культура и верования славян 22
Заключение 24
Список литературы 26

Файлы: 1 файл

история реф.docx

— 237.33 Кб (Скачать)

     Первые  упоминания славян античными авторами (под именем "венеды", "венеты") датируются I-II вв. н.э. О том, что это действительно были славяне, достаточно определенно свидетельствует Иордан - автор "Гетики", написанной в середине VI в. Он сообщает, что венеты - "многочисленное племя", расселившееся "от истоков Вистулы (Вислы)на огромных пространствах", известное преимущественно как славяне и анты. Судя по раннесредневековым документам, венедами называли славян их ближайшие соседи - германцы, и этим этнонимом немцы до сих пор именуют славян-лужичан. Венедами называют славян и прибалтийские финны - эстонцы, карелы, вепсы и собственно финны.

     Исследовани я показывают, что в бассейне Вислы резко доминировал славянский этнос, в бассейне Одера преобладало также славянское население, но здесь немало было и переселенцев из коренных германских земель. Согласно данным античных авторов, вандалы, или вандилии (одно из германских племен), проживали по берегам среднего Одера. Со II в. н.э. они продвигаются на юг, и Дион Кассий определяет места их локализации в верхней части бассейна Одера. В западной части пшеворского ареала, в соседстве с эльбскими германцами, проживали бургунды. Где-то в пределах территории пшеворской культуры находились небольшие племена германцев - гарнии, гелизии, манимы и наганарвалы, входящие в племенное объединение лугиев.

     В римское время славяне расширили  свою территорию еще в южном и  юго-восточном направлениях. В конце II в. н.э. носители пшеворской культуры Повисленья, перейдя по перевалам Карпатские горы, расселились в северных окраинных регионах среднего Подунавья. Здесь складывается прешовская культура, явно отпочковавшаяся от пшеворской.

     Еще раньше, во второй половине I в. до н.э., пшеворское население распространилось на верхнем Днестре и в западной части Волыни. В результате смешения этого населения с местным, здесь формируется особая группа пшеворской культуры - волыно-подольская. Во II-III вв. крупные массы пшеворского населения из Висло-Одерского региона перемещаются в лесостепные районы междуречья Днестра и Днепра, заселенные сарматскими и позднескифскими племенами, принадлежавшими к иранской языковой группе.

     В III в. к Черному морю двумя потоками продвигаются еще одна группа народов - это восточногерманские племена - готы и гепиды. В Северном Причерноморье (от нижнего Дуная до Днепровского лесостепного левобережья) складывается культурное новообразование провинциально-римского облика - полиэтничная черняховская культура. Она характеризуется относительным единством гончарной керамики и металлических изделий - продукцией ремесленных мастерских, но значительной разнотипностью погребальной обрядности, домостроительства и лепной посуды, отражая неоднородную этноструктуру населения: в его составе были местные скифо-сарматы и гето-фракийцы, пришлые славяне и германцы2.

     В разных частях Черняховского ареала имели место неодинаковые этнические процессы. На правобережье Днестра  готы поселились среди гето-даков еще во время первой миграционной волны, датируемой второй половиной II в. Так, Иордан сообщает о крупных вторжениях северодунайских племен в пределы Римской империи уже в 248 и 251 гг. В письменных источниках IV-V вв. эта область именуется Готией. Вторую волну миграции составили остроготы, местом расселения которых стало нижнее Поднепровье.

     В лесостепных землях между Днестром и Днепром, наиболее пригодных для  земледелия складывается славяно-иранский симбиоз. Происходит смешение славян со скифо-сарматами. В результате процесса постепенной славянизации аборигенов формируется новообразование, известное в исторических источниках как анты - это иранский этноним, унаследованный славянским образованием, пережившим симбиоз со скифо-сарматами. Их памятники составляют подольско-днепровский регион черняховской культуры, в котором проявляются такие элементы домостроительства, погребальной обрядности и лепной глиняной посуды, которые стали весьма характерными для раннесредневековой славянской культуры Днепровско-Днестровского региона.

     Анты  неоднократно упоминаются в исторических трудах VI-VII вв. Согласно Иордану, анты заселяли области между Днестром и Днепром. Используя сочинения своих предшественников, этот историк освещает и более ранние события, когда анты враждовали с готами. Сначала анты сумели отразить нападение готского войска, но через некоторое время готский король Винитарий все же разгромил антов и казнил их князя Божа и 70 старейшин.

     Ряд терминов в праславянской лексике (князь, дружина, господин, купец, худоба в значении "бедность", голота - "нищета", дань - "повинность", цята - "денежная единица"), ассоциируются с ранней государственностью и зарождающимся классовым обществом. Существенно то, что эти лексемы свойственны не всему славянскому миру, а только болгарскому, сербскохорватскому, словенскому, македонскому и древнерусскому языкам. Согласно археологическим данным, все это относится к славянам, вышедшим из антского ареала, и, следовательно, формирование этой терминологии нужно относить к антам. Таким образом, можно полагать, что антское общество в позднеримское время было социально расслоенным и соответствовало зрелым формам военной демократии. Анты создали раннегосударственное образование, во главе которого стоял вождь, возможно, с наследственной властью.

     Славяне, как и прочее население готской  державы тесно контактирует с  римскими провинциями. Об этом говорят  данные лингвистики. Славянам уже были знакомы водяные мельницы, хорошо известные в провинциально-римском  мире; бороны, приспособленные для  обработки пахотных полей на равнинной  местности (до этого греки знали  иной тип бороны, более пригодный  для работ на предгорных и гористых землях); косы, серпы и мотыги тех  типов, которые были свойственны  провинциально-римским культурам.

     В конце IV в. развитие пшеворской и черняховской культур прервалось нашествием воинственных кочевых племен - гуннов. Северное Причерноморье и области к северу от Карпат были разорены. Перестали функционировать ремесленные центры, снабжавшие своими качественными изделиями население обширного ареала, среди которого значительную часть составляли славяне-земледельцы. Восстановить прежнее производство было невозможно: мастера-ремесленники или погибли во время гуннского нашествия, или вместе с германцами ушли в пределы Римской империи. Продолжали работать лишь "странствующие ремесленники", сохранившие некоторые навыки. Наблюдается резкий упадок культуры, быта и экономики - уровень материальной культуры славян начала средневековья оказался намного ниже провинциально-римского. 

     Ситуация  усугублялась значительным ухудшением климата. Как известно, первые века нашей эры в климатическом  отношении были весьма благоприятны для жизни и сельскохозяйственной деятельности - основы экономики основной массы славян. И археология ярко свидетельствует о значительном росте народонаселения в то время, заметном увеличении числа поселений  и развитии техники земледелия. С  конца IV в. в Европе наступило резкое похолодание. Особенно холодным было V столетие, тогда наблюдались самые низкие температуры за последние 2000 лет. Отмечался резкий рост увлажненности почвы, что было обусловлено и увеличением осадков, и трансгрессией Балтийского моря. Повысился уровень рек и озер, поднялись грунтовые воды, разрослись болота. Многие поселения римского времени оказались затопленными или подтопленными, а пахотные земли - непригодными для земледелия. Значительные массы населения вынуждены были покинуть Висло-Одерский регион - началась "великая славянская миграция".

     Так ответвлением венедской группы являются славяне, покинувшие Висленский регион и поселившиеся в V-VI вв. в северной части Восточно-Европейской равнины среди местного населения, принадлежавшего к балтской и финно-угорской языковым группам. Началось внутрирегиональное взаимодействие пришлого населения с аборигенами. Этот процесс продолжался несколько столетий и завершился славянизацией балтов и финноязычных жителей. К раннему средневековью в Псковско-Ильменском крае принадлежат культуры псковских длинных курганов (кривичи псковские) и древности узменского типа (словене ильменские), в Полоцком Подвинье и Смоленском Поднепровье - тушемлинская культура (будущие смоленско-полоцкие кривичи), в междуречье Волги и Клязьмы - мерянская культура3.

     В лесостепной части междуречья Днестра  и Днепра в V в. складывается пеньковская культура. Ее носителями были анты - потомки черняховского населения, которые вскоре расширили свою территорию за счет левобережной части среднего Поднепровья (вплоть до верховьев Северского Донца) и на западе - до нижнего Дуная, где вместе с местным романизированным населением и просочившимися сюда же славянами пражско-корчакской группы сформировали ипотешти-кындештскую культуру. В трудах византийских историков VI-VII вв. имеются фрагментарные известия о жизни и деяниях антов.

     Во  время погрома черняховской культуры гуннами крупная группа ее земледельческого населения переселилась на среднюю Волгу, принеся туда провинциальноримские пашенные орудия и культурные растения. На территории от Самарской Луки до нижней Камы складывается именьковская культура, последующая история населения которой не оставляет сомнений в принадлежности его к славянскому этносу. Еще в Х в., когда на средней Волге уже доминировали тюркоязычные болгары, Ибн Фадлан, посетивший эти земли в составе посольства Багдадского халифата в 922 г., называет эту страну Сакалиба, а Алмуш - хан Волжской Болгарии - "царем сакалиба". "Ас-сакалиба" - так восточные средневековые историки и географы называли славян.

     V-VII веками завершается последний  период праславянской истории.  Расселение славян на обширных  пространствах Европы, их активное  взаимодействие и метизация с  другими этносами нарушили общеславянские  процессы и заложили основы  становления отдельных славянских  языков и этносов.

       
 

3.Формирование  политических объединений

 

     В античное время у славян не было возможности проводить независимую  внешнюю политику, действуя на международной  арене под собственным именем. Если у них и существовали крупные  политические объединения, они остались неизвестны письменным цивилизациям той  эпохи. Археологические исследования не подтверждают существование на землях восточных славян до VIв. значимых протогородских центров, которые могли бы свидетельствовать об укреплении власти местных князей среди оседлого населения. Восточнославянские племена в ареале своего обитания на юге соприкасались и частично вовлекались в область распространения археологической черняховской культуры, которую современные археологи склонны ассоциировать с расселением готов в северном Причерноморье4.

     Сохранились смутные сведения о войнах в IV в. славян с готами.

     Великое переселение народов со 2-й половины IV в. привело к глобальным миграциям  этнических групп. Славянские племена  на юге, подчинённые ранее готами, покорились гуннам и, вероятно, под  их протекторатом, начали расширять  область своего обитания к границам Византийской империи на юге и  германским землям на западе, вытесняя готов в Крым и Византию.

     В начале VI в. славяне стали совершать регулярные набеги на Византию, в результате чего о них заговорили византийские и римские авторы (Прокопий Кейсарийский, Иордан). В эту эпоху у них уже существовали крупные межплеменные союзы, которые формировались преимущественно по территориальному признаку и были чем-то большим, нежели обычное родоплеменное сообщество. У антов и карпатских славян впервые возникли укрепленные городища и другие признаки политического контроля над территорией. Известно, что авары, которые сначала покорили причерноморские (антов) и западнославянские племена, долго не могли разрушить некий союз «склавинов» с центром в Закарпатье, а их вожди не только вели себя гордо и независимо, но даже казнили за дерзость посла аварского кагана Баяна. Возможно, склавины и дулебы русских летописей - это одно объединение, по крайней мере, территория их расселения во многом совпадает.

     Вождь антов Мезамир также был убит во время посольства к аварам за дерзость, проявленную перед лицом кагана.

     Основаниями для славянской гордости были, очевидно, не только полный контроль над своей  и прилегающими также славянскими  территориями, но и их регулярные, опустошительные  и преимущественно безнаказанные  набеги на задунайские провинции  Византийской империи, в результате которых карпатские хорваты и  другие племена, по-видимому, входившие  в союз антов, частично или полностью  переселились за Дунай, обособившись в  ветвь южных славян. Дулебы также расширили пределы контролируемых ими территорий на запад до современной Чехии и на восток - до Днепра.

     В конце концов, авары подчинили  и антов, и дулебов. Их племенные  союзы распались, об антах с VII в. больше не упоминалось, а от дулебов, по предположению некоторых современных  историков, отделилось несколько других славянских союзов, в том числе  поляне. После поражения славяне  вынуждены были воевать с Византией  в интересах аваров.

     Позднее, часть восточнославянских племён (поляне, северяне, радимичи и вятичи) платили  дань хазарам. В737 г. арабский полководец Марван ибн Мухаммед в ходе победоносной войны с Хазарией дошёл до некой «славянской реки» (очевидно, Дона) и захватил в плен 20 000 семей местных жителей, среди которых были славяне. Пленники были угнаны в Кахетию, там они подняли восстание и были перебиты.

Информация о работе Восточные славяне в древности. Предпосылки образования