Внешняя политика СССР накануне Второй мировой войны: взгляд из Рима

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 19:14, лекция

Краткое описание

Использованные в данной статье три вышедших в 2001-2006 гг. тома итальянских дипломатических документов, охватывающих период с 15 апреля 1935 по 3 сентября 1939 г., позволяют взглянуть на советско-германские отношения накануне Второй мировой войны под новым углом. Анализ этих документов позволяет сделать вывод об общих тенденциях советской внешней политики, какими они виделись из дипломатического представительства в тот момент далеко не самого дружественного Москве государства.

Файлы: 1 файл

Внешняя политика СССР накануне Второй мировой войны.docx

— 223.06 Кб (Скачать)

В конце апреля 1937 г. английским послом в Берлине был назначен Гендерсон, один из наиболее активных сторонников соглашения с фашистской Германией. Его назначение явилось новым свидетельством упорного стремления английского правительства к сделке с Гитлером. Это подтверждает А. Идеи в своих воспоминаниях 7.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР НАКАНУНЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Тридцатые годы XXвека проходили под знаком опасного обострения международной обстановки, нарастания противоборства западных держав за рынки сбыта, сферы влияния и приложения капитала – за новый передел мира по силам.  
Монополии крупнейших империалистических держав – США, Англии и Франции – стремились сохранить сложившийся в их пользу после первой мировой войны раздел мира.  
Противостоящая им группировка агрессивных государств в лице Германии, Японии и Италии преследовала цели перекройки карты мира в своих интересах. Особо отметим, что геополитические цели Германии были сформулированы еще в 1891году Пангерманским союзом, который идейно предшествовал немецкой экспансии на Восток. «Намнеобходима свобода рук на востоке и юго–востоке, – писал «Альдойче Блаттер» – орган Пангерманского союза в 1894г., – чтобы обеспечить германской расе жизненные условия для полного развертывания своих сил и возможностей». 
Процесс вызревания второй мировой войны ускорили небывало сильные экономические кризисы в 1929–1933гг. и 1937–1938гг., потрясшие капиталистическую систему. Индекс промышленного производства (1929г. – 100) в 1932г. составил в США – 54, Германии – 53, Франции – 72, Великобритании – 83. Во всех странах капитала катастрофически возросла армия безработных: в США – 17млн. (каждый третий американский рабочий), в Германии – 8млн., Англии – 3,5млн. и т.д. Резкое обострение социально–классовых противоречий подтолкнуло монополии к установлению фашистских или авторитарных режимов. Взависимости от уровня социально–политического развития страны формировались различные типы и формы авторитаризма и фашизма в Венгрии (1920г.), затем в Италии (1922г.),  
Болгарии и Испании (1923г.), Албании (1924г.), Греции (1925г.), Литве, Польше и Португалии (1926г.), Югославии (1929г.). 
Наиболее полно диктатура фашизма проявила себя после установления гитлеровского режима в Германии (1933г.).Фашистские режимы, их партии и вожди являлись ставленниками наиболее шовинистических и наиболее империалистических элементов промышленного и финансового капитала, стремившегося подавить растущее коммунистическое, рабочее и демократическое движение, и силой удержать власть в своих руках. Еще на подступах к власти Гитлер в своей книге «Майн кампф» («Моя борьба») заявил, что только мечом могут немцы обеспечить себе жизненное пространство на Востоке и только за счет России. Своей главной целью партия Гитлера ставила установление Германией мирового господства. 
По сути, «вползание» буржуазных государств во вторую мировую войну началось с момента вторжения Японии в Северо–Восточный Китай, где после оккупации Маньчжурии было создано марионеточное государство Маньжоу–Го. Летом 1937г. японские милитаристы приступили к захвату китайских земель и заняли Бейпин (Пекин), затем Шанхай. Кисходу 1938г., несмотря на сопротивление китайского народа, под властью японских оккупантов оказалась большая часть станы. Затем последовали вооруженные японские провокации на советской границе в Приморье, в районе озера Хасан (1938г.), широкомасштабный военный конфликт на реке Халхин–Гол в Монголии (1939г.). 
Соединения Красной Армии и монгольские войска, действуя под командованием комкора Г.К.Жукова, остановили и разгромили японских захватчиков. Вожесточенных воздушных боях советские летчики–истребители сумели превзойти отборных японских асов, сбить 660самолетов врага, завоевать безраздельное господство в воздухе. Отважно сражались танкисты, артиллеристы и пехотинцы. За героизм и отвагу 17тысяч воинов были награждены орденами и медалями СССР. 70воинов удостоились звания Героя Советского Союза, а майоры С.И. Грицевец, Г.П. Кравченко, комкор Я.В. Смушкевич стали первыми в стране дважды Героями Советского Союза.  
Жестокое поражение японских милитаристов в районе реки Халхин–Гол стало одной из главных причин, удержавших Японию от выступления против СССР в годы второй мировой войны. 
Будучи с 1934г. членом Лиги Наций , Советский Союз выдвинул идею создания системы коллективной безопасности в Европе, дал четкое определение понятия «агрессор» (страна, вторгшаяся в другую страну и ведущая военные действия с целю ее покорения). Всоответствии с установками XVII съезда ВКП(б), состоявшегося в начале 1934г., СССР заключил пакты о взаимопомощи с Францией и Чехословакией, в 1936г. – договор о взаимопомощи с Монгольской Народной Республикой, а в 1937г. – с Китаем, которому была оказана военно–техническая помощь в борьбе против агрессии Японии. 
К сожалению, империалистические государства, прежде всего Англия, Франция и США, не поддержали предложение СССР о создании системы коллективной безопасности, единого фронта борьбы против агрессивных устремлений Германии и Италии. Цель ведущих государств Запада состояла в том, чтобы направить агрессию на Восток. Идея была не нова. Уинстон Черчилль еще в 1918г. писал: «Задача захватить Россию слишком тяжела для одних держав–победительниц. Если мы действительно этого захотим, то осуществить эту задачу можно только с помощью немцев». Возрождению и поощрению экспансии германского милитаризма на Восток, подготовке нового «крестового похода» против Советского государства и была подчинена недальновидная, по сути преступная, антинародная политика западных держав, включая США, в период между двумя мировыми войнами. 
При явном попустительстве западных держав и Лиги Наций Италия в 1935г. захватила Абиссинию (Эфиопию).  
В1936–1939гг. Германия и Италия организовали интервенцию с целью разгрома республиканской Испании. Вмарте 1938г. Германия насильственно присоединила Австрию. 
30сентября 1938г. в Мюнхене состоялся позорнейший сговор Англии (Чемберлен) и Франции (Деладье) с Германией (Гитлер) и Италией (Муссолини), согласно которому Германия получила право на захват Чехословакии. 1октября 1938г. германские войска оккупировали Судетскую область, а в марте 1939г. – всю Чехословакию. Мюнхенская капитуляция, по оценке итальянского историка Джузеппе Боффа, «...покрыла французских и английских участников этого акта несмываемым позором. Этой оценкой, однако, не исчерпываются ее результаты. Мюнхен одним махом изменил всю европейскую ситуацию. Уже значительно ослабленная ранее, вся Версальская система рассыпалась на части» . 
В этой кризисной ситуации СССР оставался единственной страной, готовой прийти на помощь Праге в случае, если аналогичным образом поступила бы Франция. Однако Советский Союз оказался неуслышанным и изолированным. Поповоду гитлеровской агрессии промолчала и Лига Наций. Болеетого, правительство Англии вело закулисные переговоры с Германией, нацеленные против СССР. Как свидетельствует история, Мюнхен снял препятствия на пути агрессивных устремлений Германии, приблизил начало второй мировой войны. 
В условиях роста военной угрозы усилия политического и государственного руководства СССР сосредоточились на решении двух главных задач: поиска средств предотвращения или хотя бы оттяжки неизбежной войны и активизации мер по укреплению обороноспособности страны. 
Попыткой объединить усилия по предотвращению военной угрозы стали переговоры СССР с Англией и Францией в марте–августе 1939г. о коллективной безопасности.  
Однакоанглийская и французская делегации не имели полномочий для заключения соглашений. Вслучае войны они собирались выставить против агрессора 6дивизий (СССР готов был выставить 136дивизий). Со стороны Англии и Франции переговоры имели совещательный характер и на деле преследовали цель поощрения броска Гитлера на Восток. 
Правящие круги Запада руками фашистского блока рассчитывали уничтожить Советское государство. «Втедовоенные годы представители крупных финансовых и торговых кругов в западных демократических странах, включая и Соединенные Штаты, – писал впоследствии тогдашний заместитель госсекретаря США С.Уэллес, – были твердо уверены, что война между Советским Союзом и гитлеровской Германией будет только благоприятна для их собственных интересов. Они утверждали, что Россия непременно потерпит поражение, и тем самым будет ликвидирован коммунизм» . Западные стратеги жестоко просчитались. Именно их страны и народы стали первой жертвой гитлеровской агрессии. 
Для Советского Союза к лету 1939года возникла реальная военная угроза на Западе и Дальнем Востоке со стороны участников «Антикоминтерновского пакта» – Германии, Италии и Японии. Требовалось принятие срочных мер, чтобы отвести угрозу войны на два фронта в момент, когда считанные дни отделяли мир от трагедии второй мировой войны. 
Не добившись заключения советско–англо–французского военного союза, который мог бы стать реальной преградой войны в Европе, СССР, будучи в полной изоляции, принял предложение Германии о заключении пакта о ненападении сроком на 10лет. Заметим, что в 1938г. пакты о ненападении подписали с Германией Англия, Франция, а затем Польша, Латвия и Эстония. 
23августа 1939г. Молотов и Риббентроп подписали Договор о ненападении, а также соглашение о разделе сфер интересов Германии и СССР в Восточной Европе, что было зафиксировано в секретном протоколе, так как затрагивало суверенитет ряда соседних государств. 28сентября 1939г. состоялось подписание еще одного советско–германского договора «О дружбе и границе». 
Заключая договор, Германия и СССР преследовали собственные цели. Для Гитлера договор облегчил нападение на Польшу, для И.В.Сталина – способ оттянуть войну, внести разлад в антикоминтерновский пакт, выиграть время для подготовки страны к отражению агрессии. Ноеслидоговор от23августа 1939г. вытекал из логики конкретно–исторической обстановки, то договор о дружбе и границе от 28сентября стал большой политической ошибкой. Переход сталинского руководства на позиции «дружбы» с фашистским государством деморализующе подействовал на международное демократическое, коммунистическое и рабочее движение, размывал оценки Германии как агрессора, в том числе и у советского народа. 
Состоявшийся в декабре 1989г. Второй Съезд народных депутатов СССР в своем постановлении дал правовую оценку германско–советского договора о ненападении. В нем констатируется, что «содержание этого договора не расходилось с нормами международного права и договорной практикой государств, принятого для подобного рода урегулирований», но «...разграничения «сфер интересов» СССР и Германии и другие действия находились, с юридической точки, зрения в противоречии с суверенитетом и независимостью ряда третьих стран». Съезд осудил секретные протоколы к договору и признал их «юридически несостоятельными с момента их подписания». Напрактике договор Германии и СССР утратил юридическую силу 22июня 1941г. 
1сентября 1939г. войска вермахта вторглись в Польшу, которая вскоре оказалась разгромленной. После консультаций с США связанные с Польшей союзническими договорами Англия и Франция объявили войну Германии. Их примеру последовали Австралия, Новая Зеландия, Канада, ЮАР. 
Развязанная империалистическими группировками вторая мировая война стала трагическим фактом для мирового сообщества. Но далее началась «странная война». Располагая в тот момент значительным перевесом сил, войска Франции и Англии не оказали Польше военной поддержки, не вели военных действий против Германии, молчаливо подталкивая ее к движению на Восток. Это позволило Германии к лету 1940г. безнаказанно оккупировать Данию, Норвегию, Бельгию, Голландию и Люксембург. Втечение всего 40дней – с 10мая по 22июля 1940года – потерпела поражение и капитулировала Франция. Киюню1941года Германия и ее сателлиты завершили покорение Европы. 
После нападения Германии на Польшу, 17сентября 1939г., советское правительство приняло решение о вводе войск на территорию Западной Украины и Западной Белоруссии, захваченных Польшей в результате агрессии против Советской России в 1920году. Эти земли вновь вошли в состав УССР и БССР, избежав в тот момент германской оккупации. Границы страны значительно отодвинулись от жизненно важных промышленных и административно–политических центров СССР. Однако освободительный поход Красной Армии совпал по времени с фашистской агрессией, что вызвало неоднозначный резонанс у мировой общественности и польского населения. 
Драматическим образом складывались отношения СССР с Финляндией. Проявляя обоснованную озабоченность безопасностью и близостью пограничной линии у Ленинграда, советское правительство в 1939г. неоднократно предлагало Финляндии сдать в аренду стратегически важный полуостров Ханко, передать СССР ряд островов в Финском заливе, часть Карельского перешейка и часть полуостровов около Мурманска. Вобмен финской стороне предлагали вдвое большую территорию в Карелии. Однако подстрекаемое извне правительство Финляндии отклонило советские предложения, более чем вдвое увеличило численность дивизий на границе близ Ленинграда, организовало ряд военных провокаций. Неуступчивость сторон привела, в конечном счете, к войне. 
Военные действия между СССР и Финляндией начались 30ноября1939г. Они показали недостаточную подготовленность частей и соединений Ленинградского военного округа к наступательным операциям в условиях зимы на укрепрайоны противника. Активную помощь оружием и финансами оказывали финской стороне западные державы. После первых неудач Красная Армия нанесла решающие поражения противнику. Осознав неизбежность разгрома своей армии, 12марта1940г. Финляндия подписала мирный договор с Советским Союзом. Витоге была обеспечена безопасность северо–западных границ СССР, в первую очередь – Ленинграда. 
Важное значение для укрепления безопасности юго–западных рубежей Советского Союза имело мирное решение вопроса о Бессарабии (захваченной Румынией в 1918г.) и Северной Буковины. В конце июня 1940г. после обмена нотами между СССР и королевской Румынией на территории Бессарабии была восстановлена советская власть. 2августа 1940г. Молдавская АССР и Бессарабия образовали Молдавскую ССР. Северная Буковина объединилась с советской Украиной. 
С прибалтийскими странами, которые со времен ПетраI и до 1919г. входили в состав России, отношения складывались в экстремальных условиях второй мировой войны. В связи с появлением в Германии карт «новой Европы», на которых прибалтийские государства были включены в состав третьего рейха, под давлением общественного мнения осенью 1939г. правительства Эстонии (29 сентября), Латвии (5 октября), Литвы (10октября) заключили с Советским Союзом пакты о взаимной помощи. Поэтим пактам СССР получил право разместить на территории прибалтийских стран некоторое количество сухопутных войск, авиации и ВМФ. Вскоре, не без политической поддержки сталинского руководства, в странах Прибалтики от власти были отстранены профашистские режимы и сформированы народные правительства. Народные сеймы в Литве и Латвии, Государственная дума в Эстонии – новые законодательные органы – провозгласили восстановление советской власти. Вавгусте 1940Верховный Совет СССР принял решение удовлетворить просьбу Латвийской, Литовской и Эстонской советских социалистических республик о вхождении их в состав СССР. В то время у значительной части населения имели место симпатии как просоветские, так и, в меньшей степени, прогерманские (у буржуазных слоев). Вступление стран Прибалтики в состав СССР стало серьезным вкладом в их безопасность, развитие экономики и культуры, восстановление исторических связей. 
Таким образом, внешняя политика СССР, проводимая в первый период второй мировой войны – с сентября 1939 по июнь 1941г. – позволила почти на два года уберечь страну от урагана начавшейся смертельной схватки противоборствующих империалистических держав. Однако в обстановке культа личности И.В.Сталина ряд важных задач, связанных с обеспечением безопасности страны, не был решен. Этоповлекло тяжелые последствия в начале гитлеровской агрессии против СССР.

УКРЕПЛЕНИЕ ОБОРОНОСПОСОБНОСТИ СССР НАКАНУНЕ НЕМЕЦКО–ФАШИСТСКОЙ АГРЕССИИ

Военная угроза, нависшая над Европой после прихода  к власти в Германии в 1933г. гитлеровского  режима, потребовала от государственного и политического руководства  СССР корректировки военно–экономической политики. На основе установок съездов партии, VIIсъезда Советов Союза ССР (январь–февраль 1935г.) в годы второй и третьей пятилеток опережающими темпами наращивался военно–экономический потенциал, создавались оборонные предприятия–дублеры на востоке страны. Так,еслиежегодный прирост промышленного производства составлял в третьей пятилетке 13%, то в оборонных отраслях темпы роста возросли до 39%. За три с половиной года третьей пятилетки (1938г.–июнь1941г.) в строй действующих вступило 3,5тысячи крупных, включая оборонные, предприятий. Этопозволило выпустить 7,6тыс. танков, 17тыс. самолетов, свыше 80тысяч орудий и минометов. 
Силами советских ученых и инженеров удалось создать лучший в мире средний танк Т–34. В 1940г. коллектив ученых под руководством члена–корреспондента Академии наук СССР, впоследствии (1941г.) Героя Социалистического Труда А.Г.Костикова испытал первую в мире систему залпового огня – реактивную установку БМ–13, получившую у фронтовиков наименование «Катюша». Разработку пусковой установки возглавлял И.И.Гвай, боевую головку сконструировал В.Н.Лужин. 
Аналогичные системы появились в США лишь в 1942, а в Германии – в 1943г. Благодаря творческим усилиям КБ выдающихся авиаконструкторов А.Н.Туполева, С.В.Ильюшина, С.М.Лавочкина, А.С.Яковлева, В.М.Петлякова, А.И.Микояна на вооружение ВВС поступили первоклассные истребители – ЯКи, МИГи, ЛаГГи, «летающий танк» – штурмовик ИЛ–2, пикирующий бомбардировщик ПЕ–2 и др., однако новая техника в массовом масштабе начала производиться после начала войны. 
Наряду с внедрением образцов нового вооружения и военной техники наращивался выпуск стратегической продукции: станков, высококачественной стали, алюминия, магния, синтетического каучука, высокосортного бензина. 
В соответствии с установками XVIIIсъезда ВКП(б), который состоялся в марте 1939г., развернулось социалистическое соревнование в решающих отраслях народного хозяйства.  
Ширились движения стахановцев, многостаночников, за совмещение профессий и скоростные методы работы, за экономию сырья, электроэнергии, рационализаторов производства. 
Одновременно принимались меры по укреплению трудовой дисциплины, улучшению работы государственных и общественных организаций, совхозов и колхозов. 26июня 1940г. по представлению Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов (ВЦСПС) Президиум Верховного Совета СССР принял указ о переходе с 7–часового на 8–часовой рабочий день, с шестидневки на семидневную рабочую неделю. 
2октября 1940г. состоялся Указ Президиума Верховного Совета СССР «О государственных трудовых резервах СССР». Всжатые сроки Советы, партийные органы, наркоматы создали сеть ремесленных и железнодорожных училищ, школ ФЗО. Уже первый выпуск в мае–июне 1940г. дал промышленности 440 тысяч молодых рабочих. Эти меры позволили решить весьма важную задачу планового пополнения рядов рабочего класса в годы Великой Отечественной войны. 
Укрепление обороноспособности СССР потребовало больших материальных и финансовых ресурсов. Если в 1939г. на нужды обороны выделялось 25,6% государственного бюджета, то в 1940 – 32,6%, в 1941г. – 43,4%. Это ограничивало темпы развития социальной сферы. 
Обороноспособность СССР – это не только развитие военно–промышленного комплекса, но и строительство Красной Армии, забота о поддержании высокого морально–политического духа. Перед началом Великой Отечественной войны личный состав Красной Армии был увеличен почти до 5млн.против 1,4млн.человек в 1937г. К 1940г. был полностью завершен переход от смешанной системы комплектования к кадровой. 
Среди мер повышения боеспособности Красной Армии находились развитие военной теории, разработка новых, более совершенных Уставов, расширение сети военных училищ для подготовки кадров командиров, введение новых родов войск. Расширялась сеть высших и средних военно–учебных заведений. В 1940г. в 114 военных училищах обучалось 170тыс.человек. 
На усиление боевой мощи Вооруженных сил повлияло проведение ряда организационных мероприятий: принятие Верховным Советом СССР Закона о всеобщей воинской обязанности (1939г.), переход Красной Армии к кадровой системе комплектования, введение в армии и на флоте полного единоначалия. 
Однако сталинские репрессии сильно ослабили научно–техническую и военную мысль. Так, ряд талантливых конструкторов боевой техники (А.Н.Туполев, С.П.Королев и др.) были репрессированы и работали в спецНИИ. Репрессии обрушились на многих советских военных теоретиков и командиров, политработников. Например, были арестованы и расстреляны М.Н. Тухачевский, А.Н. Егоров, В.К. Блюхер, Р.П. Эйдман, А.И. Корк. Из 733 высших командиров и политработников (начиная с комбрига и до маршала Советского Союза) репрессиям подверглись 575 человек. 
На место выбывших приходили малоопытные командиры. К1941г. 85% командного состава Красной Армии занимали свои посты менее года. Все это ослабило кадровый потенциал Вооруженных Сил СССР. По этому поводу начальник генерального штаба сухопутных войск Германии генерал Ф. Гальдер в мае 1941г. писал: «Русский офицерский корпус исключительно плох. Он производит худшее впечатление, чем в 1933г. России потребуется 20 лет, пока она достигнет прежней высоты». Но он глубоко ошибся. СССР сумел быстро воссоздать высококвалифицированный офицерский корпус в ходе войны. 
Имели место и другие просчеты: слабо развивалась военная теория, недостаточное внимание уделялось изучению современных методов ведения войны, недооценивалась роль крупных механизированных соединений, процветало «шапкозакидательство», что негативно отразилось в самый тяжелый – начальный – период борьбы с немецко–фашистской агрессией.

Министерство образование  Российской Федерации

муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная  школа

села Вознесенское

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

На тему:

«ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР

НАКАНУНЕ II МИРОВОЙ ВОЙНЫ»

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

ученица 9 б класса

Вострикова Елена

 

Проверила:

учитель истории

Березикова

Алена Равильевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вознесенское

2008 год

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Внешняя политика СССР накануне II мировой войны  ………………………………..3

 

День  первый………………………………………………………………………………4

 

Дилемма атомной бомбы………………………………………………………...………5

 

В кулуарах конференции………………………………………………………………...6

 

1945 или 1947……………………………………………………………………………..7

 

Неудавшаяся атака Трумэна……………………………………………………………..8

 

Продолжение дискуссии……………………………………………………………….....9

 

Список  использованной литературы…………………………………………………….10

 

 

 

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР НАКАНУНЕ II МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Сталин встречается с Трумэном

17 июля ровно в 12 часов дня  лимузин главы Советского правительства  остановился у подъезда "малого  Белого Дома" в Бабельсберге. Ближайшие помощники президента Г. Воган и Дж. Вордеман вышли навстречу гостям. И. В. Сталин был в форме генералиссимуса, с белым кителем с большими

золотисто-красными эполетами. Ему только что было присвоено  это высшее воинское звание. В знак

признания успехов и исторических побед  Красной Армии в Великой Отечественной  войне. Вместе со Сталиным прибыл В. Молотов  и, в качестве переводчика, советник Наркоминдела С. А. Галунский.

   В ходе состоявшейся беседы  Трумэн и Сталин обсудили повестку  дня конференции, причем Сталин  внес несколько дополнений, включая  вопрос о режиме Франко в  Испании. Трумэн, как бы пропустив  мимо ушей, замечание относительно  Франко, спросил, в котором часу, по мнению талина,

было бы удобно встретиться на первом пленарном заседании. Сталин ответил, что Молотов и Иден договорились о 17 часах сегодня, 17 июля. Бирнс в шутку напомнил о хорошо известной привычке Сталина работать по ночам и вставать поздно на следующий день. Сталин в тон ему ответил, что его привычки по окончании войны изменились.

   — Что касается режима  Франко, — уже серьезным тоном  продолжал Сталин, — то я хотел  бы разъяснить мою точку зрения. Франкистский режим не явился результатом внутреннего развития в Испании. Он был навязан Испании Германией и Италией и поэтому представляет опасность для Объединенных Наций. Режим Франко опасен и вреден, поскольку в Испании предоставляют убежище различным осколкам фашизма, поэтому мы думаем, что надо покончить с этим режимом.

   Трумэн как бы невзначай  заметил, что он уже встречался  с Черчиллем. Сталин реагировал  на это спокойно. Он лишь упомянул, что позиция англичан недостаточно  ясна относительно войны в  Японии. Что касается русских  и американцев, продолжал Сталин, то они выполнят свои обязательства. 

   Специфика обстановки Советский  Союз добился принятия конференции  совместных решений о денацификации,  демократизации и демилитаризации  Германии как единого целого. Известно, что США и Англия  в годы войны разработали план  расчленения Германии на несколько  отдельных государств, преимущественно  сельскохозяйственного характера.  Тем самым Вашингтон и Лондон  рассчитывали одним махом покончить  с опасным конкурентом и создать  благоприятные условия для империалистических  махинаций в центре Европы. Этим  планам не суждено было свершиться, поскольку СССР с самого начала  занимал в отношении к ним  отрицательную позицию. Выступая 9 мая 1945 г. в День Победы, глава Советского Правительства И. В. Сталин заявил, что Советский Союз "не собирается ни расчленять, ни уничтожать Германию". В утвержденном на Потсдамской конференции Соглашении о политических и экономических принципах для руководства при обращении с Германией в начальный контрольный период были поставлены следующие цели: Полное разоружение и демилитаризация Германии; Уничтожение национал-социалистической партии и ее филиалов, роспуск всех нацистский учреждений; предотвращение всякой нацистской и милитаристской деятельности и пропаганды; подготовка к окончательной реконструкции германской политической жизни. В разделе об экономических принципах четко указывается, что Германия должна рассматриваться как единое экономическое целое и, что германскую экономику следует децентрализовать с целью "уничтожения существующей чрезмерной концентрации экономической силы, представленной особенно в форме картелей, синдикатов, трестов и других монополистических соглашений".

   В дальнейшем западные  державы пошли на срыв достигнутой  договоренности. Столкнувшись с  невозможностью использовать всю  Германию в своих империалистических  целях, они решили вопреки духу  и букве Потсдамских соглашений  превратить ее западную часть  в плацдарм готовившейся агрессии  против СССР. Был взят курс  на ремилитаризацию Западной  Германии и включении ее в  военный блок НАТО. Тогда Советский  Союз создал в восточной части  страны Социалистическое государство  Германскую Демократическую Республику.

   Для Советского союза  треть встреча руководителей  трех держав антигитлеровской  коалиции имело особое значение. В основе Советской дипломатии  была та же линия, которую  Советский Союз проводил на  протяжении всей своей истории.  Трехсторонние соглашения, заключенные  на конференциях глав правительств  и на других международных  форумах в годы совместных  боевых действий, отражали интересы  каждой из сторон. Разумеется, западные  державы и тогда имели свои  взгляды, как на конкретные  проблемы ведения войны, так  и на послевоенное устройство. Но в условиях продолжавшейся  борьбы против общего врага  не было иной альтернативы, кроме  достижения согласованной позиции,  приемлемой для всех участников  переговоров. Все это требовало  немалых усилий, готовности пойти  на разумный компромисс. Важное значение имело и то, что во главе правительства США стоял в военные годы такой реалистически мыслящий политик, как Рузвельт. Своей трезвой позицией он, не в пример Черчиллю не раз способствовал принятию, в конечном счете, разумного решения по самым острым вопросам.

   Важнейшими политическим  итогом практики сотрудничества  держав антигитлеровской коалиции  как раз было то, что многие  западные деятели, прежде всего  американские, продемонстрировали  готовность сотрудничества с  советской стороной во время  войны и в послевоенный период  на равноправной основе. В какой  мере был готов к такому  решающему повороты Черчилль  — вопрос особый. Но он, так  или иначе, оказался вынужденным  поддерживать важнейшие положения  этой политики.

   Президент Рузвельт и его  единомышленники приложили немало  усилий к тому, чтобы еще до  окончания войны заложить основу  политического и экономического  послевоенного сотрудничества. Но  сменившееся в Вашингтоне руководство  начало поворачивать руль американской  политики в другую сторону.  Положительное решение, которое,  в конечном счете, приняла Потсдамская  конференция, были достигнуты, прежде  всего, благодаря упорной борьбе  советской дипломатии. Новое американское  руководство не решилось порвать  тогда с практикой военного  сотрудничества, видимо потому, что  чувствовало себя еще не совсем  уверенно: новая администрация пришла  к власти лишь за несколько  месяцев до Потсдамской конференции. 

Информация о работе Внешняя политика СССР накануне Второй мировой войны: взгляд из Рима