Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 12:45, курсовая работа
Цель исследования – раскрыть влияние жен декабристов на развитие общественной жизни Российской империи.
Цель и объект определили задачи исследования:
Раскрыть особенности общественно-политического развития России в первой половине XIX века;
Выявить роль жен декабристов в общественной жизни России в первой половине XIX века;
Рассмотреть деятельность жен декабристов – М.Н. Волконской и Е.И. Трубецкой в Сибири.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РОЛЬ ЖЕН ДЕКАБРИСТОВ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ РОССИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА. 7
1.1. Общественно-политическое развитие России в XIX в. Движение декабристов 7
1.2. Жены декабристов и их роль в общественной жизни России 11
ГЛАВА 2. ЖЕНЫ ДЕКАБРИСТОВ В СИБИРИ 25
2.1. Е.И. Трубецкая и её роль в общественной жизни России 25
2.2. М.Н. Волконская и её деятельность в Сибири 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 42
После арестов, следствия, суда, ссылки декабристов в Сибирь ничего, подобного их тайным обществам, в России больше не возникало. Освободительное движение приняло иные формы, а идейное направление его существенно отличалось от декабристского. Хотя побудительные причины – крепостное право и неограниченное самодержавие – оставались прежними, но об изменении политического и социального строя путем военного переворота речь никогда уже не шла. [20, с. 66]
Всего к следствию
по делу декабристов привлекли пятьсот
семьдесят девять человек. Считая ближайших
родственников, причастными к дознанию
оказались несколько тысяч чело
Пятнадцать человек, приговоренных к ссылке на поселение, отправили в самые отдаленные и глухие места Сибири – Якутск, Туруханск, Киренск, Олекминск, Витим, Верхоянск, Верхнеколымск и другие безлюдные поселения Сибири. [9, с. 169]
Сибирскую ссылку своих мужей решили разделить и некоторые из их жён. На момент вынесения приговора в браке состояло только двадцать декабристов. В Сибирь приехали девять жён: Е.И. Трубецкая, М.Н. Волконская, А.Г. Муравьева, Е.П. Нарышкина, М.К. Юшневская, А.В. Ентальцева, Н.Д. Фонвизина, А.И. Давыдова и А.В. Розен, а также две невесты-француженки - П. Гебль, будущая Анненкова, и К. Ледантю, ставшая Ивашевой.
С первых же часов и дней после 14 декабря активная позиция декабристок, казалось бы, не выходящая за естественные пределы личного, родственного участия, становилась важным фактором общественной жизни страны. Женщины первыми открыто выразили сочувствие опальным и начали бороться за них, пуская в ход все дозволенные и даже недозволенные способы: деньги (для подкупа стражи), родственные связи, влиятельные знакомства, прошения «на высочайшее имя». Надо было обладать немалым гражданским мужеством, для того чтобы пойти против воли самодержца и мнения большинства.[25, с. 26]
Последовавшие за мужьями жены декабристов поставлены были в Сибири в совершенно особое, исключительно тяжелое положение. Н.А. Белоголовый, лично знавший многих декабристов, так охарактеризовал подвиг этих женщин: «Молоденькие, слабенькие женщины, выросшие в холе и в атмосфере столичного большого света, покинули наперекор советам родителей весь окружающий их блеск и богатство, порвали со всем своим прошлым, с родными и дружескими связями и бросились, как в пропасть, в Сибирь... делить участь мужей, лишения, бесправие».[1, с. 32]
Идя на добровольное изгнание в Сибирь, эти мужественные женщины хотели соединиться со своими горячо любимыми мужьями, женихами, братьями, сыновьями и облегчить их участь. В этом стремлении героических женщин не остановили даже жесткие условия подписки, которую каждая из них давала при выезде из Иркутска дальше на восток. [10, с. 134]
Вот эта подписка:
«Жена, следуя за своим мужем и
продолжая с ним супружескую
связь, сделается естественно
Ни денежных
сумм, ни вещей многоценных с собой
взять не дозволено; это запрещается
существующими правилами и
Отъездом в Нерчинский край уничтожается право на крепостных людей, с ними прибывших». Также там были слова: «Дети, которые приживутся в Сибири, поступят в казенные заводские крестьяне».[4, с. 313]
Давая подписку, декабристки, очевидно, понимали, что их переезд на жительство в Сибирь с отказом от большинства привилегий дворянской жизни не может не получить политического значения и общественного звучания.
В ответ на удивление окружающих по поводу принятого решения последовать за мужем в Сибирь М. Н. Волконская говорила: «Что же тут удивительного? Пять тысяч женщин в год делают добровольно то же самое». Она имела в виду жен крепостных крестьян и рабочих, ежегодно следовавших добровольно в Сибирь вслед за осужденными мужьями па каторгу и в ссылку.
Действительно, за пять лет до ссылки декабристов, желая укрепить Нерчинские заводы и рудники постоянными ссыльнорабочими и прекратить побеги с каторжных работ, царь разрешил указом от 10 октября 1821 г. добровольное переселение жен к мужьям, сосланным в Сибирь. В нем, в частности, говорилось:
«6. Если бы жены ссыльных пожелали переселиться из мест своего жительства к мужьям своим, то местные губернские начальства, по сношению с ними начальства Илецкого соляного промысла, обязаны оказать им законные пособия на счет промысла и снабжать их нужными видами.
7. Сими правилами
руководствоваться по всем
Декабристки получили воспитание, составленное из редких элементов. Прежде всего, в его основе лежало уважение к гуманистической традиции XVIII в. Ведь те же учителя, что обучали будущих декабристов, толковали юным девицам о Вольтере, Руссо, Гёте. Как ни далеки были женщины 1820-х годов от понимания декабристских идеалов и участия в заговоре, задолго до 14 декабря они стали как бы соучастницами мужчин в освобождающем просвещении. [24, с.78]
Помимо уважения
к гуманистическим просветитель
Декабризм оказал глубокое нравственное влияние на женщин, раскрыл их лучшие душевные качества, пробудил готовность к самопожертвованию, мужество, энергию, показал, что они обладают неисчерпаемым запасом любви и участия. [24, с.78]
Разрешения на отъезд в Сибирь приходилось добиваться.. «Его величество,- вспоминала М. Н. Волконская, - не одобрят следования молодых жен за мужьями: этим возбуждалось слишком много участия к бедным сосланным. Так как последним было запрещено писать родственникам, то надеялись, что этих несчастных скоро забудут в России, между тем как нам, женам, невозможно было запретить писать и тем самым поддерживать родственные отношения». [10, с. 135]
Резолюция царя была такова: «Я поручил Волконской предостеречь молодую женщину от такого ужасного путешествия; во всяком случае я не могу согласиться на сопровождение почтальона, так как это означало бы действовать не в духе моих советов, а как раз наоборот».
Поведение Николая I легко объяснимо: разумеется, он боялся не за судьбу женщин, а за тот общественный резонанс, который вызвало их добровольное изгнание. Поэтому, по приказу свыше, было создано немало препятствий на пути декабристок в Сибирь.
И все-таки одиннадцать из них проделали то путешествие, которое сам царь считал «ужасным»...
Известие о решении женщин ехать вслед за мужьями в Сибирь быстро распространялось среди родственников, друзей, знакомых и незнакомых, получая громкую огласку.[24, с. 78]
Верховный уголовный суд признал виновными по делу 14 декабря и приговорил к различным мерам наказания сто двадцать одного человека. Из них двадцать три были женаты (считая и И. Анненкова, который официально не оформил брак).
Примерно две трети (пятнадцать человек) из двадцати трех относились к высшему офицерству. Трое (Волконский, Трубецкой и Шаховской) имели княжеские титулы, Розен и Штейнгель — баронские. Волконские, Трубецкие, Нарышкины, Муравьевы, Фонвизины были весьма близки ко двору. И все они, кроме званий, титулов, положения в свете, имели состояния (разумеется, одни — большие, даже огромные, другие — незначительные).
Следовательно, переходя на положение «жен ссыльнокаторжных», женщины сознательно и бесповоротно порывали с прошлым, отказывались от привилегий, от прежних представлений о жизни и от прежнего образа жизни. И поскольку разрыв этот означал публичную поддержку государственных преступников, женщины оказывались в оппозиции к властям, их поведение становилось формой общественного протеста.
Таков социально-политический аспект отъезда женщин за мужьями-каторжанами в Сибирь. Недаром Петр Вяземский столь высоко и восторженно оценил это событие: «Спасибо женщинам: они дадут несколько прекрасных строк нашей истории».
Была и другая сторона той же проблемы, не имевшая, возможно, такой общественной значимости: отправляясь за мужьями, жены добровольно отказывались от собственных детей и родителей. Это окружало женщин еще большим ореолом мученичества. Царь разрешал ехать только женам. В отношении прочих родственников, в том числе и детей, среди постановлений, касавшихся «государственных преступников», существовало и такое: «О недозволении отправляться к ним в Сибирь детям их благородного звания, родственникам и другим лицам».[24, с. 79]
Следуя за своими
мужьями и продолжая
По царскому
повелению создается
Старые связи декабристок в столице, личное знакомство некоторых из них с царем удерживали иногда тюремщиков от произвола. Обаяние молодых образованных женщин, случалось, укрощало и администрацию, и уголовников. [24, с.79]
Между узниками существовала договоренность читать в «академии» все, написанное каждым из декабристов. И поскольку в сибирском изгнании оказались самые талантливые, образованные и благородные люди России той поры, легко себе представить характер и содержание их чтений и бесед.
А. И. Одоевский знакомил товарищей с историей русской литературы, Ф. Б. Вольф — с начатками физики, химии и анатомии. Никита Муравьев прочел лекции по военной истории, Николай Бестужев — по истории русского флота и т. д.
Конечно, к таким занятиям женщины не допускались. В их присутствии читались работы «не слишком серьезного содержания». Но, вне сомнения, все идейные споры, не прекращавшиеся в среде революционеров, возвращение в мыслях к пережитому, оценки прошлого не могли пройти мимо женщин-союзниц.
В связи с этим вполне уместен вопрос об участии женщин в идейных спорах, о причастности их к идеологии декабризма. Академик М. В. Нечкина считает, что «жены вникали в причины ссылки мужей и в суждении о них становились на их сторону». [22, с.13]
Конечно, женщины, мало осведомленные о прошлой идейной жизни собственных мужей, на каторге значительно приблизились к ней. Разделяя наказание революционеров, отмечая каждый год вместе с ними «святой день 14 декабря», они становились их соучастниками. «Вообрази, как они мне близки,— пишет М. К. Юшневская из Петровского завода деверю,— живем в одной тюрьме, терпим одинаковую участь и тешим друг друга воспоминаниями о милых любезных родных наших». [24, с.81]
С годами каземат сделался настоящей академией для одних, школой для других. «Это устройство так называемой академии, - вспоминал А.П. Беляев, - было самой счастливой мыслью достойно образованных и серьезных людей.» [4, с.78] «Каземат нас соединил вместе, дал нам опору друг в друге, и наконец, через наших ангелов – спасителей, дам, соединил нас с тем миром, от которого навсегда мы были оторваны политической смертью, соединил нас с родными, дал нам охоту жить» - говорил тогда М.А. Бестужев. [14, с.37]
Благодаря самоотверженности жен декабристов Россия узнавала о жизни «государственных преступников», так разрушался замысел Николая I заставить страну забыть о героях 14 декабря. Философия, история, финансы, физика, химия, анатомия, история русского флота, военное дело, прикладная математика, русский, английский, немецкий, латинский, французский и другие языки, словесность, если к этому прибавить знания музыки, обмен новостями и мнениями о прочитанных книгах и журналах, а благодаря женам декабристов узники имели все наиценнейшие русские и зарубежные издания, - можно представить, каким поразительным учебным заведением была эта каторжная «академия».
Жены декабристов добивались улучшения жизни заключенных. Их письма к знатной столичной родне явились своеобразным протестом против условий тюремного быта. В широких кругах дворянства пошли толки о бесчеловечном обращении с «сибирскими изгнанниками». Под напором общественного мнения Николай I дал распоряжение прорубить окна в камерах Петровской тюрьмы. Вслед за первой уступкой женам декабристов удалось добиться следующей. С 1831 г. семейным ссыльным разрешили жить в домах, выстроенных недалеко от острога. Из этих домов вскоре образовалась целая улица, названная декабристами «Дамской».
Уже с самого
начала публичной поддержкой осужденных
декабристов, добровольным изгнанием
женщины создавали общественное
мнение, которое впоследствии укрепляли,
открыто признавая высокое
Информация о работе Влияние примера жен декабристов на развитие общественной жизни России в XIX веке