Византийско-древнерусские связи

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2014 в 08:36, реферат

Краткое описание

Возникновение Древнерусского государства явилось решающим событием в жизни восточных славян, определившим их дальнейшую историческую судьбу. За короткое время Киевская Русь выдвинулась в число ведущих стран средневекового мира, с которой вынуждены были считаться такие могущественные державы, как Византийская империя и Арабский халифат. Социальное, политическое и культурное развитие древнерусского государства проходило в тесном взаимодействии с народами окружающих стран. Одно из первых мест среди них занимала могущественная Византийская империя, ближайший южный сосед восточных славян.

Оглавление

Введение
1. Византийско – древнерусские связи
1.1. Русь и Византия
1.2. Связи древнерусского государства с Западной Европой
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Византийско-древнерусские связи.doc

— 94.50 Кб (Скачать)

Другим из древнейших торговых путей был Волжский путь, связывающий Русь со странами Востока. Связь с Западной Европой поддерживалась по сухопутным дорогам. К моменту образования Древнерусского государства существовало уже несколько крупных городов: Киев, Новгород, Чернигов, Переславль, Смоленск, Муром и др. Всего на Руси в IX в. было 25 крупных городов.

Племенные княжения восточных славян объединились в единое государство в IX в.. К моменту образования Древнерусского государства произошло объединение трех крупных славянских племенных союзов: Куявы - земли вокруг Киева, Славии - район озера Ильмень с центром Новгородом, Артании - точно район историками не определен, называются Прибалтика, Карпаты, Северо-восточная Русь.

Связи Древнерусского государства с другими странами, в частности со странами Западной Европы, были менее интенсивными и не всесторонними. И, тем не менее, разнообразные контакты между Древней Русью и Западной Европой свидетельствуют о несомненном культурном взаимодействии между этими регионами.

Поскольку Русь в домонгольский период не уступала в своем культурном развитии большинству стран Западной Европы, это взаимодействие было вполне равноправным. Стабилизации этого взаимодействия способствовала принадлежность обоих регионов к христианскому миру, причем православная церковь не препятствовала в домонгольский период этому культурному общению.

Особенно интенсивными связи с Западной Европой стали во второй половине XII – начале XIII вв. Связи с Западом выражались в том, что страны обменивались изделиями прикладного искусства, а в результате и определенными техническими навыками.

Взаимодействие культур осуществлялось через торговлю и через дары посольств, через иноземных мастеров-ремесленников, которых нередко приглашали на Русь из Западной Европы, чаще всего из Германии. На Руси были распространены такие поделки западных мастеров, как бронзовое литье, чаши, ювелирные изделия, резьба по кости, в том числе ларцы.

Предметы древнерусского художественного ремесла, в свою очередь, попадали на Запад, много русских изделий обнаружено в Скандинавских странах, в частности, на Готланде, достигали они и Западной Европы.

С середины XI в. на Русь стали проникать отдельные элементы романской архитектуры, господствовавшей в XI – XIII вв. не только в Западной Европе, но и в целом культурном круге, который охватывал Кавказ, Балканы, а также Польшу, Чехию, Венгрию – близких соседей Древнерусского государства.

Однако это культурное взаимодействие не затрагивало основ древнерусской архитектуры – крестово-купольной кубической конструкции храмов. Влияние романского стиля проявлялось во внешнем оформлении отдельных возводимых на Руси построек, использовались в архитектуре такие элементы, как аркатурные пояса, позднее группы полуколонн и пилястр, иногда с резными капителями и консолями, колончатые пояса на стенах, перспективные порталы, причудливая каменная резьба на внешней поверхности стен.

И, тем не менее, русские камнерезчики предпочитали изображать светские сюжеты или жизнерадостные мотивы «мировой гармонии», а не мрачные устрашающие картины «страшного суда», адских мучений и жестоких пыток святых, которые преобладали в каменных рельефах западноевропейских романских соборов.

Культурное общение Древней Руси со странами Западной Европы шло и по линии литературных и фольклорных связей. В западноевропейской литературе нашли отражение сведения о далекой Руси и русских (в песне о Роланде, в песне о Нибелунгах, не говоря уже о скандинавских сагах). Фольклорные мотивы, связанные с образом Ильи Муромца, вошли в немецкую поэму «Ортнит», одним из главных героев которой является король «Илья русский»6.

Литературные взаимосвязи прослеживаются в западных хрониках и русских летописях. Так, существует известная параллель между легендой Начальной летописи о «призвании варягов» на Русь и англо-саксонской легендой о призвании англосаксов в Британию7.

Культурное взаимодействие между Русью и Западом осуществлялось также через паломников и путешественников, поддерживалась связь и по линии церковных отношений. До раздела церквей в 1054 г. церковные отношения были достаточно прочными.

Общая принадлежность к христианству объединяла и противопоставляла христиан всем инаковерующим – язычникам, мусульманам. Внутрихристианские различия еще не были резко выражены, на Руси принимались без особой враждебности католические посольства от папы или германского императора.

В Киеве, Смоленске, Переяславле действовали католические церкви. В молитве «Святой Троицы», которая использовалась на Руси, звучат имена святых Аль-бапа и Ботульфа, которых почитали только в Англии.

Их имена, видимо, занесли на Русь приезжавшие туда англичане. В Новгороде, где было несколько иноземных «варяжских», т. е. католических, церквей, они посещались новгородцами, которые иногда даже крестили там своих детей.

Однако после 1054 г. начались попытки папства «обратить» Русь в католическую веру. Особенно после разгрома Константинополя западными крестоносцами, а также после организации папством в 40-х гг. XIII в. «крестовых походов» на Русь отношения с католической церковью ухудшились.

Это повлияло и на культурные отношения с Западом. Культурное взаимодействие Руси с Западом стало более ограниченным, чем с Византией, но все-таки оставило определенный след в русской культуре

Культурное влияние Запада было переработано местными русскими традициями и позднее оказалось органически включенным в самобытную культуру Древней Руси.

1.3. Сотрудничество с Востоком

На Древней Руси существовали связи не только с Византией и странами Запада, но и с областями Причерноморья, Передней и Средней Азии (в частности, с Ираном и ранним Арабским халифатом). Уже с VIII в. и вплоть до второй половины Х в. на Русь, а через нее на Запад и в страны Прибалтики, Скандинавии шел поток серебряной монеты, которую чеканили в странах ислама.

Во второй половине Х в. положение с торговыми путями изменилось, поскольку к этому времени Новгород, и другие северные города Руси начинают все больше переключаться на торговлю с Западом, а южные города, и, прежде всего Киев, остаются главным центром торговли с Востоком. Связи с восточными странами идут теперь через Северный Кавказ, Закавказье, а также Крым и Черное море.

Таким образом, в Х – начале XIII вв. шел процесс усиления связей Запада с Востоком через Восточную Европу, а вместе с тем и Древней Руси со странами Востока.

В IX – Х вв. наиболее активными в торговле Руси с Востоком были русские воины-купцы. Во время становления классового общества и государства у восточных славян воины – княжеские дружинники – объединяли два вида деятельности: военные походы и торговлю товарами своей страны и захваченной добычей8.

Традиционные связи были у Древней Руси с соседним кочевым миром. Эти связи имели сложный, противоречивый характер: частые военные столкновения сочетались с хозяйственным и культурным обменом.

В процессе культурного обмена кочевники, которые в XI - XII вв. жили в лесостепном и степном пограничье Киевской Руси (торки, берендеи, черные клобуки), заимствовали у русского населения навыки земледелия, орудия земледельческого труда.

В свою очередь русские переняли у кочевников некоторые виды оружия (прежде всего саблю). Однако влияние Руси на кочевников было более сильным, так как хозяйственный и культурный уровень русского общества в XI - XII вв. был более развит.

Заметную роль в установлении культурных связей Древней Руси с Востоком играли армянские колонии, возникшие в XI в. в Крыму, а затем в других местах Восточной Европы. Армянские колонии сообщали сведения о Руси в Закавказье и знакомили жителей Восточной Европы с жизнью стран и народов Востока.

В XI - XIII вв. особенно тесными становятся контакты Древней Руси с христианскими странами Закавказья, прежде всего с Грузией. Известны брачные союзы между русскими князьями и царями из династии Багратидов.

Несмотря на то, что в это время русские города уже являются значительными торгово-ремесленными центрами, с русской стороны на восток продавались традиционно русские товары – пушнина, мед, воск.

На Русь же ввозили работы восточных мастеров – металлические и стеклянные изделия, драгоценную утварь, дорогие ткани, которые покупали главным образом знатные и состоятельные люди. Русь в это время – это район, через который шли транзитные пути с Запада на Восток.

Существовали и литературные связи между Древней Русью и восточными странами, в частности с закавказскими христианскими государствами. После христианизации Руси одним из популярных литературных жанров стала агиографическая литература.

Особенно распространенное на Руси «Житие Бориса и Глеба» было переведено на армянский язык. После принятия христианства с греческого языка начали переводить литературные произведения, нередко восходившие к восточной литературе, восточным сюжетам9.

Так, уже в первой половине XI в. при Ярославе Мудром на Руси стала известна «Повесть об Акире премудром», написанная еще в VII в. до н.э. в Ассирии, хотя, как полагают, она была переведена на русский язык с греческого.

Большой популярностью на Руси пользовалась переведенная с греческого языка «Александрия» – один из романов об Александре Македонском и его походах на Восток. Русский перевод (также с греческого) знаменитой «Повести о Варлааме и Иоасафе» знакомил грамотных русских людей с индийской литературой.

Таким образом, можно сделать вывод, что Древняя Русь в Х - XII вв. имела постоянные торговые и культурные связи с мусульманскими и христианскими государствами Востока и Запада. С момента своего возникновения в IX в. Древнерусское государство было местом взаимодействия ряда цивилизаций Запада и Востока. Культура Древней Руси развивалась не в изоляции, но в постоянных контактах с этими цивилизациями, использовала все наиболее ценное из их богатого исторического опыта.

Наиболее глубокими, постоянными и многогранными были ее связи с Византией, Болгарией, а также с другими южнославянскими странами. Более ограниченными во времени были культурные взаимоотношения Руси со странами Западной и Центральной Европы. Они были особенно заметны во второй половине XII - начале XIII вв., но затем надолго были прекращены татаро-монгольским завоеванием. Наиболее очевидным является культурное взаимодействие Руси с Грузией и Арменией, с кочевыми народами Причерноморских степей. Все культурные импульсы, получаемые древнерусской культурой, переосмысливались в духе местных традиций.

                                               Заключение

За период с IX по конец XIII вв. Русь прошла огромный путь от племенных союзов восточнославянских племен, выплачивающих дань соседним государствам до крупнейшей средневековой державы Восточной Европы. Но гораздо больший путь, чем в реальном мире, Древняя Русь проделала в сознании и идеологических построениях окружающих ее народов.

Наиболее значимые трансформации представлений о Руси в период Средневековья проходили, в основном, по линиям «язычество – христианство», «варварство – цивилизация», «подчинение – независимость». Все эти три фактора во взаимодействии образовывали целостную средневековую «систему восприятия». Текущая политическая ситуация учитывалась средневековыми авторами избирательно.

Исходя из этих принципов, Русь воспринималась книжной традицией через призму стереотипов, касавшихся всех сфер общественной и духовной жизни. На основании традиционного восприятия мы можем выявить две основные трансформации представлений о Руси (IX – X и XIII вв.), отмеченные окружавшими ее сверхполитическими конфессиальными пространствами. Стереотипы отношений к Руси последовательно существовали на протяжение в среднем 200 лет, сменяясь через определенный «период трансформации» другим набором, который отличается от предыдущего во многих существенных чертах.

Древняя Русь сохранила свой самобытный политический строй, церковь, независимую от папства и относительно самостоятельную по отношению к константинопольской патриархии, отстояла свои границы от агрессии, создала и сохранила неповторимую оригинальную культуру, выразившуюся в древнерусской живописи, скульптуре и архитектуре, в фольклоре и литературе.

 

 

 

                                         Список использованных источников:

 

  1. Батыра К.И., Поликарпова Е.В. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. / под ред. К.И. Батыра, Е.В. Поликарповой. - М.: Юристъ, 2010. - 392 с.
  2. Власов В.И. История государства и права России. Конспект лекций.  В.И. Власов. - Изд. 3-е. - М., 2011. - 420 с.
  3. Графский В. Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. / В.Г. Графский.  - М.: Норма, 2011. - 752 с.
  4. Исаев, И. А. История государства и права России: учебник / И. А. Исаев. - М.: Юристъ, 2011. - 448 с.
  5. Павленко Н.И., Андреев И.Л., Кобрин В.Б. История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб для вузов по спец. "История" / Н. И. Павленко, И. Л. Андреев, В. Б. Кобрин, под ред. Н. И. Павленко. 2-е изд., испр. М.: Высш шк., 2011. 558 с.
  6. Титова Ю.П. История государства и права России: Учебник  / под ред. Ю.П. Титова. - М.: Проспект, 2011. - 525 с.
  7. Цечоев В.К., Власов В.И., Степанов О.В. История отечественного государства и права: учебное пособие / В.К. Цечоев, В.И. Власов, О.В. Степанов. – М., 2011. - 480 с.
  8. Черниловский З.М. "Всемирная история государства и права" (история государства и права зарубежных стран), 2-е издание / З.М. Черниловский. - М.; "Высшая школа", 2010. - 520 с.
  9. Чистякова О.И. История отечественного государства и права. Ч. 2: Учебник / под ред. О.И. Чистякова. - М.: Юридическая литература, 2010. - 725 с.

Информация о работе Византийско-древнерусские связи