Трипольская культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 17:24, реферат

Краткое описание

Существуют разные мысли относительно происхождения трипольской культуры. За В. Хвойкою, например, это было автохтонное население (предки славян), которое жило на территории Среднего Приднепровья. [1] Или есть такая мысль абсолютно верной? Ведь автохтонная культура, которая существовала к трипольской, была открытая лишь в 40-50х годах ХХ столетие украинским археологом В. Даниленком, и лишь тогда стало возможным говорить о ее родственности с трипольской. Кроме того, по П. Третьяковым, прослов'яни в IV-III тысячелетиях к н.э. существовали на пивничниших землях. Поэтому, наверное, гипотеза В. Маркевича и В. Даниленка, за которой местные племена днестровского варианту буго-днестровской культуры были быстро ассимилированные боянськими (балкано-дунайськими) пришлыми племенами, и трипольская культура - не что другое, как синтез этих двух культур, кажется более вероятной. Взнос в эту теорию сделал и В. Збенович, який присоединился к мысли своих предшественников, но доказывал отсутствие влияния буго-днестровской культуры, которая также целиком возможно.

Оглавление

Вступление 3
То, что нужно знать о трипольской культуре 4
Открытие и исследование трипольской культуры 4
Проблема происхождения трипольской культуры 4
Периодизация трипольской культуры 5
Как исчезнувшая трипольская культура 5
Жилья 6
Хозяйство 6
Земледелие 6
Скотоводство 7
Охота 7
Збиральництво 8
Прядение и ткачество 8
Керамика 8
Духовная культура и представления трипольцев 9
Статуэтки и изображение 9
Первоначальные представления трипольцев 9
Погребение 10
Или были трипольцы пращурами славян 10
Выводы 12
Литература 13

Файлы: 1 файл

Трипольская культура.docx

— 27.35 Кб (Скачать)

Погребение

Погребение , наверное, принадлежит  к одной из обрядовых действий трипольцев, которую мы можем исследовать  наиболее детально из всех инших.

И это касается поздних  погребений, где, в отличие от ранних, труп не сжигался, а прятался в скорченном виде. Такие были известные, например, под Одессой (Красная Слободка), Херсоном (Билозирка), в Усатови. В центре прятался глава симй (тогда это был уже  мужчина), а возле него - женщина  и дети. Этот курган был окружен  другими курганами из каменьев (кромлехи), где были похоронены изображения  людей и животные. Кроме того, существовали еще и ями для  других членов родовой организации, умерших на стороне - так называемые кенотафы.

Что же могло это символизировать? Наверное, у поздних трипольцев уже  существовало представление о том, что человек с одного мира переходила в другого, перенароджувалась, и  потому прятали ее в скорченном виде, который напоминал ембрион. [19]

Или были трипольцы пращурами  славян

Сказать, или трипольцы  были пращурами славян, очень тяжело, поскольку о них не осталось никаких  письменных упоминаний о них. Конечно, быт их во многом похожий на славянский. Так, славяне тоже строили дома из глины, хотя эти дома были однокомнатными и располагались хаотически. Интересно, что технология строительства из глины и дерна збериглася даже в XVII-XVIII столиттяx, как отмечает Мин. Вовка, и такого рода здания можно  видеть уже в предместьях Днепропетровска. [20]

Поселение славян, как и  трипольские, находились на одном и  поэтому же месте недолго, и это  объяснялось пидсично-вогневою системой земледелия, когда нужно было идти на новые земли через истощение  стариков грунтив. [21]

Посуда славяне лепили руками, но в отличие от трипольского, он был более простым в плане  орнамента, имел более округлые формы, короче говоря, почти не был похожим  на трипольской.

Конечно, за материальными  находками более или менее  можно определить родственность  трипольцев со славянами, а вот говорить о том, или есть трипольцы их (или  нашими) родственниками , с точностью  еще не отважился никто. В. Хвойка был уверенный, что трипольцы - предки протослов'ян, по П. Третьяковым славяне  жилы севернее и где-то столетии в  ИИИ-ИИ смешались с трипольцами, есть даже мысли о том, что это  были кельты. Т.е., этот вопрос остается открытым. Раскроется ли оно когда-то?

Выводы

Какие выводы я могу сделать  после того, как написал этот реферат?

Трипольская культура как  один из феноменов, была открыта в  конце 19 столетие археологом В. Хвойкою, и из тех пор исследовалась  многими учеными, в том числе  советскими (Т. Пассек, В. Билановська), постсоветскими (Н. Бурда, Л. Кульчицька) и другими.

Е три возможные теории возникновения трипольской культуры: сугубо автохтонная (В. Хвойки), ассимиляция  автохтонного населения с пришлыми племенами (В. Збеновича) и пришлых  племен, которые поселились на тех  землях (М. Марра).

Е два основные вида периодизации трипольской культуры: периодизация В. Хвойки (два периода: первый - звязаний с камяним возрастом, второй - с  возрастом медным) и Т. Пассека (три  периода в зависимости от возникновения, развития и упадка трипольской культуры).

Исчезли трипольцы, очевидно, потому, что смешались с другой культурой, наверное, это была середньоднипровська  культура на востоке.

У трипольцев было доброе развитое хозяйство. Земледелие представляло наййбильшу его частицу, система ведения  его была пидсично-вогневою, поэтому  часто нужно было изменять земли, которое было благоприятным для  расселения их племен на большие территории. Также не отставали трипольцы  в скотоводстве (особенно на позднем  этапе), охоте, рыболовстве, збиральництви (на раннем этапе), прядении и ткачестве.

Керамические произведения трипольцев являются настоящими произведениями искусства. Они делились на выкрашенные (в одну, две, три краски) и невыкрашенные, а также на орнаментированные  и неорнаментированные. Посуда была простая и для приготавливания  пищи, который был почти всегда невыкрашенным, но с растительным или  животным орнаментом.

Первоначальные представления  трипольцев были, очевидно, звязани  с периодическими катаклизмами, вызванными важными сдвигами в Солнечной  системе во время их существования. Вероятно, тогда зявилося представление  о цикличности времени, и нашло  свое отображение в трипольской  керамике. С точностью нельзя сказать, были ли трипольцы предками славян. Их быт очень похожий на наш (славянский), но есть довести родственность, не учитывая теории о том, что трипольцы не были автохтонами на наших землях, просто невозможно.

Литература

Основные книги:

Пассек Т. - Трипольская  культура - К. , 1941.

Белановская Т. Д. - Трипольская  культура - Л. , 1958.

Бурда Н. Б. - Население раннего  этапа Трипольской культуры междуречья Днестра и Южного Буга - К. , 1993.

Збенович В. Г. - Раннетрипольские племена на територии Украины - К. ,1985.

Индоевропа - книга 1-2 год 7504 - Такие дела - С. 50-53, 88-89.

Учебники:

Смолий В. А. - История Украины - К. , 1997.

Толочко П. П. - Давняя история  Украины, Кн. 1 - К. , 1994.

Вспомогательные книги:

Попович М. В. - Мировоззрение  древних славян - К. , 1985.

Вовка Мин. - Студии из украинской этнографии и антропологии - К. ,1995.

А. И. Немировский - История  Древнего Мира, Т. 1 - М. , 2000.

[1] Пассек Т. - Трипольская  культура - К/, 1941. C. 11

4

[2] Индоевропа - книга 1-2, год  7504 - Такие дела - C. 50-53

[3] Т. С. Пассек - Трипольская  культура - К. , 1941 - С. 10-11

[4] Белановская Т. Д. - Три  польская культура - Л. ,1958. С. 46-48 5

[5] Збенович В. Г. Позднетрипольские  племена Северного Причерноморья  - К. , 1974 - C. 22

[6] Пассек Т. - Трипольская  культура - К. , 1941 С. 27-30

[7] Збенович В. Г. Раннетрипольские  племена на територии Украины.  К, 1985 C. 10-11

[8] Белановская Т. Д. - Трипольская  культура - Л. , 1958 - С. 16-18

[9] В. А. Смолий История  Украины. К, 1997 C. 9 6

[10] Пассек Т. - Трипольская  культура - К. , 1941 - С. 45-49

[11] Культ быка известный  уже в минойському Крите (изображением  быков на фресках и легенда  о Минотавре, быке царя Миноса, который жил в лабиринте, свидетельствуют  об этом) (Немировский А. И. - История  Древнего Мира, Т. 1 - C. 54)

[12] Бурда Н. Б. - Население  раннего этапа Трипольской культуры  междуречья Днестра и Южного  Буга - К. , 1993 С. 16-17 7

[13] Белановская Т. Д. - Трипольская  культура - Л. , 1958 С. 21-22

[14] Пассек Т. - Трипольская  культура - К. , 1941 С. 57 8

[15] Пассек Т. - Трипольская  культура - К. , 1941 - C. 57-66

[16] Белановская Т. Д. - Трипольская  культура - Л. , 1958 - C. 29-32

[17] Бурда Н. Б. - Население  раннего этапа. . . С. 18-19 9

[18] Индоевропа - книга 1-2 год  7504 - Такие дела С. 88-89

[19] Пассек Т. - Трипольская  культура - К. , 1941 С. 78-79

[20] Вовка Мин. - Исследование  по этнографии и антропологии - К. , 1995 С. 98

[21] М. В. Попович - Мировоззрение  древних славян - К. ,1985 С. 25 10


Информация о работе Трипольская культура