Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 17:24, реферат
Существуют разные мысли относительно происхождения трипольской культуры. За В. Хвойкою, например, это было автохтонное население (предки славян), которое жило на территории Среднего Приднепровья. [1] Или есть такая мысль абсолютно верной? Ведь автохтонная культура, которая существовала к трипольской, была открытая лишь в 40-50х годах ХХ столетие украинским археологом В. Даниленком, и лишь тогда стало возможным говорить о ее родственности с трипольской. Кроме того, по П. Третьяковым, прослов'яни в IV-III тысячелетиях к н.э. существовали на пивничниших землях. Поэтому, наверное, гипотеза В. Маркевича и В. Даниленка, за которой местные племена днестровского варианту буго-днестровской культуры были быстро ассимилированные боянськими (балкано-дунайськими) пришлыми племенами, и трипольская культура - не что другое, как синтез этих двух культур, кажется более вероятной. Взнос в эту теорию сделал и В. Збенович, який присоединился к мысли своих предшественников, но доказывал отсутствие влияния буго-днестровской культуры, которая также целиком возможно.
Вступление 3
То, что нужно знать о трипольской культуре 4
Открытие и исследование трипольской культуры 4
Проблема происхождения трипольской культуры 4
Периодизация трипольской культуры 5
Как исчезнувшая трипольская культура 5
Жилья 6
Хозяйство 6
Земледелие 6
Скотоводство 7
Охота 7
Збиральництво 8
Прядение и ткачество 8
Керамика 8
Духовная культура и представления трипольцев 9
Статуэтки и изображение 9
Первоначальные представления трипольцев 9
Погребение 10
Или были трипольцы пращурами славян 10
Выводы 12
Литература 13
Погребение
Погребение , наверное, принадлежит к одной из обрядовых действий трипольцев, которую мы можем исследовать наиболее детально из всех инших.
И это касается поздних погребений, где, в отличие от ранних, труп не сжигался, а прятался в скорченном виде. Такие были известные, например, под Одессой (Красная Слободка), Херсоном (Билозирка), в Усатови. В центре прятался глава симй (тогда это был уже мужчина), а возле него - женщина и дети. Этот курган был окружен другими курганами из каменьев (кромлехи), где были похоронены изображения людей и животные. Кроме того, существовали еще и ями для других членов родовой организации, умерших на стороне - так называемые кенотафы.
Что же могло это символизировать? Наверное, у поздних трипольцев уже существовало представление о том, что человек с одного мира переходила в другого, перенароджувалась, и потому прятали ее в скорченном виде, который напоминал ембрион. [19]
Или были трипольцы пращурами славян
Сказать, или трипольцы
были пращурами славян, очень тяжело,
поскольку о них не осталось никаких
письменных упоминаний о них. Конечно,
быт их во многом похожий на славянский.
Так, славяне тоже строили дома из
глины, хотя эти дома были однокомнатными
и располагались хаотически. Интересно,
что технология строительства из
глины и дерна збериглася даже
в XVII-XVIII столиттяx, как отмечает Мин.
Вовка, и такого рода здания можно
видеть уже в предместьях
Поселение славян, как и трипольские, находились на одном и поэтому же месте недолго, и это объяснялось пидсично-вогневою системой земледелия, когда нужно было идти на новые земли через истощение стариков грунтив. [21]
Посуда славяне лепили руками, но в отличие от трипольского, он был более простым в плане орнамента, имел более округлые формы, короче говоря, почти не был похожим на трипольской.
Конечно, за материальными находками более или менее можно определить родственность трипольцев со славянами, а вот говорить о том, или есть трипольцы их (или нашими) родственниками , с точностью еще не отважился никто. В. Хвойка был уверенный, что трипольцы - предки протослов'ян, по П. Третьяковым славяне жилы севернее и где-то столетии в ИИИ-ИИ смешались с трипольцами, есть даже мысли о том, что это были кельты. Т.е., этот вопрос остается открытым. Раскроется ли оно когда-то?
Выводы
Какие выводы я могу сделать после того, как написал этот реферат?
Трипольская культура как один из феноменов, была открыта в конце 19 столетие археологом В. Хвойкою, и из тех пор исследовалась многими учеными, в том числе советскими (Т. Пассек, В. Билановська), постсоветскими (Н. Бурда, Л. Кульчицька) и другими.
Е три возможные теории
возникновения трипольской
Е два основные вида периодизации трипольской культуры: периодизация В. Хвойки (два периода: первый - звязаний с камяним возрастом, второй - с возрастом медным) и Т. Пассека (три периода в зависимости от возникновения, развития и упадка трипольской культуры).
Исчезли трипольцы, очевидно, потому, что смешались с другой культурой, наверное, это была середньоднипровська культура на востоке.
У трипольцев было доброе развитое хозяйство. Земледелие представляло наййбильшу его частицу, система ведения его была пидсично-вогневою, поэтому часто нужно было изменять земли, которое было благоприятным для расселения их племен на большие территории. Также не отставали трипольцы в скотоводстве (особенно на позднем этапе), охоте, рыболовстве, збиральництви (на раннем этапе), прядении и ткачестве.
Керамические произведения трипольцев являются настоящими произведениями искусства. Они делились на выкрашенные (в одну, две, три краски) и невыкрашенные, а также на орнаментированные и неорнаментированные. Посуда была простая и для приготавливания пищи, который был почти всегда невыкрашенным, но с растительным или животным орнаментом.
Первоначальные представления трипольцев были, очевидно, звязани с периодическими катаклизмами, вызванными важными сдвигами в Солнечной системе во время их существования. Вероятно, тогда зявилося представление о цикличности времени, и нашло свое отображение в трипольской керамике. С точностью нельзя сказать, были ли трипольцы предками славян. Их быт очень похожий на наш (славянский), но есть довести родственность, не учитывая теории о том, что трипольцы не были автохтонами на наших землях, просто невозможно.
Литература
Основные книги:
Пассек Т. - Трипольская культура - К. , 1941.
Белановская Т. Д. - Трипольская культура - Л. , 1958.
Бурда Н. Б. - Население раннего этапа Трипольской культуры междуречья Днестра и Южного Буга - К. , 1993.
Збенович В. Г. - Раннетрипольские племена на територии Украины - К. ,1985.
Индоевропа - книга 1-2 год 7504 - Такие дела - С. 50-53, 88-89.
Учебники:
Смолий В. А. - История Украины - К. , 1997.
Толочко П. П. - Давняя история Украины, Кн. 1 - К. , 1994.
Вспомогательные книги:
Попович М. В. - Мировоззрение древних славян - К. , 1985.
Вовка Мин. - Студии из украинской этнографии и антропологии - К. ,1995.
А. И. Немировский - История Древнего Мира, Т. 1 - М. , 2000.
[1] Пассек Т. - Трипольская культура - К/, 1941. C. 11
4
[2] Индоевропа - книга 1-2, год 7504 - Такие дела - C. 50-53
[3] Т. С. Пассек - Трипольская культура - К. , 1941 - С. 10-11
[4] Белановская Т. Д. - Три польская культура - Л. ,1958. С. 46-48 5
[5] Збенович В. Г.
[6] Пассек Т. - Трипольская культура - К. , 1941 С. 27-30
[7] Збенович В. Г.
[8] Белановская Т. Д. - Трипольская культура - Л. , 1958 - С. 16-18
[9] В. А. Смолий История Украины. К, 1997 C. 9 6
[10] Пассек Т. - Трипольская культура - К. , 1941 - С. 45-49
[11] Культ быка известный
уже в минойському Крите (
[12] Бурда Н. Б. - Население
раннего этапа Трипольской
[13] Белановская Т. Д. - Трипольская культура - Л. , 1958 С. 21-22
[14] Пассек Т. - Трипольская культура - К. , 1941 С. 57 8
[15] Пассек Т. - Трипольская культура - К. , 1941 - C. 57-66
[16] Белановская Т. Д. - Трипольская культура - Л. , 1958 - C. 29-32
[17] Бурда Н. Б. - Население раннего этапа. . . С. 18-19 9
[18] Индоевропа - книга 1-2 год 7504 - Такие дела С. 88-89
[19] Пассек Т. - Трипольская культура - К. , 1941 С. 78-79
[20] Вовка Мин. - Исследование по этнографии и антропологии - К. , 1995 С. 98
[21] М. В. Попович - Мировоззрение древних славян - К. ,1985 С. 25 10