Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 17:23, реферат
Феномен трипольской культуры ( 6 тыс. лет назад, а по другим сведениям 7 тыс.) заключается не только в высоком уровне жизни как для того времени и не только в высокой материальной культуре, основанной на производящем, а не присваивающем типе хозяйствования, присущем большинству неолитического населения Евразии, но и укладом жизни.
Введение.
Феномен трипольской культуры ( 6 тыс. лет назад, а по другим сведениям 7 тыс.) заключается не только в высоком уровне жизни как для того времени и не только в высокой материальной культуре, основанной на производящем, а не присваивающем типе хозяйствования, присущем большинству неолитического населения Евразии, но и укладом жизни. В их искусстве характерной особенностью был культ женщин. Среди них как статуэтки изящных девушек, так и дородовых матрен, восседающих на шикарных креслах, стилизованных под бычью голову. Так же трипольское общество было высокоорганизованным: большие селения с двух этажными особняками (до 70 кв. метра) которые строились по единому плану, например, с кольцевым расположением домов и большой площадью или большим незастроенным кольцом в его середине, куда на ночь загонялся скот, возможно, находившийся в общем пользовании. Несомненно так же впечатляют быстрые темпы освоения «трипольцами» новых территорий: на раннем этапе заселенная площадь составляла около 50 тыс. кв. км, на среднем — 150 тыс. кв. км. Ни одна из европейских развитых земледельческих энеолити-ческих культур не могла сравниться с ней ни в отношении площадей, ни по темпам распространения. Образование у трипольцев протописмености в виде знаков и рисенуков их только на майданецкой посуде было обнаружено 239. И все-таки имея существенный потенциал для трансформации в цивилизацию, трипольская культура так остановилось на пороге этого процесса.
Трипольская культура.
Осенью 1897 года Викентий Хвойка около местечка Триполье обнаружил первые следы этой загадочной цивилизации — обширные плотные площадки с глиняной посудой, статуэтками, остатками деревянных строений. За сто лет в Украине, Молдавии, Румынии найдены тысячи подобных поселений. Они поражают воображение. Эта Культура была названа “трипольской культурой”. Следы ее находят в области Десны в Черниговской губернии, в области Днепра в Киевской и в смежных частях Херсонской губернии, в Подольской, в Галиции, Бессарабии, Румынии и далее в славянских землях Балканского полуострова. Раскопки обнаружили, что в это время люди жили в землянках, надстроенных сверху деревом, от 3 до 5 метров в длину и ширину. Стены этих жилищ устраивались из плетня или частокола и обмазывались глиной с примесью соломы или зерновой шелухи. В середине землянок находилась яма, в которой устраивался очаг. Эти ямы кроме золы наполнены теперь остатками пищи в виде растворчатых раковин, костей оленя, дикой козы, свиньи, коровы, овцы, лошади, рыб и птиц, обуглившихся зерен пшеницы, проса, ячменя и конопли, а также черепками битой посуды и обломками орудий из камня, кости и рога. Рядом с этими землянками открываются сооружения особого рода — глиняные площадки. Они так же, как и землянки, обведены были стенками из кольев, бревен и прутьев, обмазанными глиной и иногда окрашенными. Но здесь нет центральных ям и очагов, нет и кухонных остатков. На полу, обмазанном глиной, стоят пирамидально сложенные камни, глиняные столбы, в виде усеченного конуса, чашеобразные каменные плиты и огромное количество сосудов, наполненных пережженными человеческими костями: черепа и скелеты лежат и прямо на полу. По-видимому, таким образом, эти глиняные площадки не что иное, как дома мертвых. Находимые в них сосуды самой разнообразной формы: двойные биноклеобразные, украшенные бороздчатым орнаментом, шарообразные, плошкообразные, покрытые коричневой краской, грушевидные с небольшим отверстием наверху, украшенные спиральным орнаментом. Оригинальной особенностью трипольской культуры являются глиняные статуэтки, свидетельствующие о больших успехах художественного вкуса и техники. Одна из этих статуэток из темно-красной глины изображает, например, женщину, с лицом, очень похожим на совиное, другая, покрытая коричневой краской, — женщину в сидячем положении с вытянутыми горизонтально ногами и сложенными руками и т. д.
Происхождение.
На самом деле Трипольская археологическая культура является составной частью, так называемого балкано-дунайского неолита, который принес на территорию Европы начальные навыки воспроизводящего хозяйства – земледелия и животноводства. Сам же балкано-дунайский неолит имеет ближневосточные корни. Развитие воспроизводящего хозяйства привело к демографическому взрыву на Ближнем Востоке. Излишки населения начали распространяться на соседние, малозаселенные территории. Один из главных путей расселения древнейших земледельцев и животноводов начинался в Южной Анатолии и вел на запад по островам Эгейского моря в Восточную Грецию. В VII тыс. до н. э. выходцы из Анатолии принесли с собой на юг Балканского полуострова навыки воспроизводящего хозяйства, культурные растения (пшеницу, ячмень, чечевицу), домашних животных (овец, коз), ближневосточную культуру и язык. Постепенно продвигаясь на север, потомки древнейших ближневосточных земледельцев достигли Дуная и отправились по его долине на запад в Центральную Европу и на восток в Правобережную Украину. Палеоботанические и палеозоологические исследования подтверждают подобное направление миграции населения. Именно в дикой природе Ближнего Востока находят ближайшие аналоги одомашненных видов животных и растений. Такие выводы подтверждаются и антропологическими исследованиями, согласно которым носители трипольской культуры принадлежали к так называемому восточно-средиземноморскому антропологическому типу, который характеризуется тонкокостностью, невысоким ростом, темной пигментацией, скошенным лбом и крупным носом своеобразной формы. Как видим, трипольская культура была носителем ближневосточного этнокультурного комплекса и к индоевропейской общности, к коей, в частности, относятся и славяне, она имеет лишь опосредованное отношение. Сторонники «трипольской теории» довольно часто приводят в качестве доказательства тот аргумент, что сам первооткрыватель трипольской культуры В. В. Хвойка настаивал на ее местном происхождении и связывал с прославянами. Однако при этом почему-то забывается, что Викентий Хвойка все исследуемые им археологические культуры относил к автохтонным (местным) и участвовавшим в этногенезе славян. Да и в целом научные изыскания, как и методика археологических раскопок Викентия Вячеславовича уже у его коллег-современников вызывали, мягко говоря, неодобрительную реакцию. Конечно, балкано-дунайский неолит (и трипольская культура в частности) принимал участие в формировании индоевропейской семьи народов. Однако он был лишь одним из формообразующих факторов и далеко не единственным. Таким образом, более чем опрометчиво называть украинцев наследниками трипольской культуры. Это совершенно не корректно с научной точки зрения.
Личность – общество.
Трипольцы в основном были крестьянами. Их жилищно - хозяйственнный комплекс, как считается, принадлежал одной семье. Распространённый тип поселения – "хутор", состоящий из 7–15 малых семей, скорее всего близких родственников. Такой образ жизни мало чем отличается от уклада других развитых обществ того времени – Двуречья, Северной Африки, Центральной Америки. Однако жили трипольцы не только на хуторах, но и в огромных, по меркам того времени, городах. Они знали, как обустроить жизнь многотысячных коллективов, как этими коллективами управлять. Несомненно, у них был и городской "голова", и бюрократия, и "милиция". А, может, и храмы, тюрьмы. Не исключено, что трипольский "мегаполис" был своеобразным прообразом античного города-государства. С высокой степенью вероятности можно предположить, что жизнь в трипольском обществе была, чуть ли не райской – тихой, мирной, спокойной. Ведь у них не было врагов! Лук – любимое оружие. Но признаков военных столкновений нет! Найдены лишь следы незначительных конфликтов – несколько десятков (всего-то!) обнаруженных в одном месте наконечников стрел. Похоже, что на трипольские поселения не давили дикие степные племена – их в то время просто не существовало. Хотя конь и был приручен, но, судя по сбруе, в военных целях он не использовался. Особая роль в трипольском общество принадлежала женщине. Её день проходил в заботах: она растирала зёрна, носила воду, кормила живность, раскрашивала мисочки и кувшинчики, ткала одежду, мастерила из шкур обувь – судя по невероятному количеству женских глиняных статуэток, женщина в трипольском обществе пользовалась огромным авторитетом.
Хозяйство Быт управление.
Землю трипольские племена
обрабатывали преимущественно с
помощью каменных и костяных мотыг.
Позднее стали применять плуг.
Они выращивали пшеницу, ячмень, просо.
Зерно хранили в большой
Иногда в трипольских поселениях встречаются
общественные здания. Так, в Сабатиновке-2
обнаружено здание площадью 70 м2, реконструированное
М.Л. Макаревичем. В большом зале напротив
входа находится возвышение, на нем в креслах
восседает 16 женских фигур, а рядом в углу
стоит массивный глиняный трон с рогатой
спинкой, предназначенный, очевидно, для
главной матроны поселения. М.Л. Макаревич
увидел в этом помещении общественное
святилище, хотя его вид скорее напоминает
зал заседания правления поселения.
Ни одно трипольское поселение не существовало
на одном месте более трёх поколений. Это
понятно – за это время вырубались леса,
выбивалась дичь, истощалась земля. Но
странно то, что, меняя место жительства
они дотла сжигали свой старый город. Зачем
– не известно. Жертвовали дома богам?
Не хотели, чтобы родовое гнездо заняли
посторонние? В общем – "до основанья,
а затем...". Нам остаётся лишь сделать
вывод, что для них была характерна готовность
начать жизнь с чистой страницы.
Экономика.
В период с 5.500 по 4.000 г. до нашей
эры на Земле произошла так
называемая земледельческая революция
– переход от собирания растений
к их выращиванию, от охоты на животных
к их разведению. И племена трипольской
культуры перешли к главной статье
своей экономики –
Архитектура.
Как и культура, мировой
феномен трипольцев – их огромные города
с чёткими рядами двухэтажных коттеджей,
грамотно спланированными улицами, широкими
площадями. Всё это трипольцы не могли
откуда-то скопировать – ведь размеры
европейских городов того времени в десятки
раз меньше: если где-то жило человек 500
– это о-го-го! Много! А у трипольцев что
такое "много" были свои представления.
Их города насчитывали до 200 000 жителей.
Многие исследователи (подчёркиваю –
серьёзные исследователи) не сомневаются
в том, что именно трипольцы создали первую
в мировой истории городскую цивилизацию.
Зачем им нужны были эти "мегаполисы"?
Кто их знает. Одни говорят – для защиты
от степняков, другие – мол, степняков
тогда ещё не было, а города – это центры
социального, экономического и религиозного
общения. А может просто – как Токио, Москва
или Нью-Йорк, возникли сами по себе и разрослись.
Не исключено, что через семь тысяч лет
наши потомки тоже будут гадать: и зачем
им (то есть нам) нужны были эти Нью-Йорки?
Были у трипольцев, конечно, и одноэтажные
дома, "мазанки". Как зайдёшь – справа
печь, слева лавка с посудой, прямо – на
самом видном месте – алтарь.
Культура.
Относительно Триполья существует
множество противоречивых точек
зрения. Но когда речь заходит о
культуре этих племён, даже самые отъявленные
скептики вынуждены признать, что
трипольская культура, в первую очередь
керамика, несомненный мировой феномен.
В любом трипольском жилище археологи
находят от 30 до 200 высокохудожественных
керамических изделий – блюдечек,
тарелочек, кувшинчиков, кубков, амфор,
кратероподобных фруктовниц. Качество
посуды бесподобное – она тонкая, гладкая,
мастерски раскрашенная белой, чёрной,
красной и тёмно-каштановой красками.
Ритмика орнамента совершенна, он насыщен
символами и какими-то знаками. Вероятно,
эти знаки – первичная магия, обращение
к потусторонним силам, просьба о покровительстве,
защите и попытка этими силами руководить.
Не исключено, что эгейско-трипольская
художественная керамика дала толчок
к возникновению античной керамики, появившейся
в 2000 – 1850-х годах до н.э. В каждом трипольском
доме стоял ткацкий станок, иногда даже
два. Трипольские хозяйки были большими
мастерицами в изготовлении рубах, платьев,
свиток. Они украшали свои изделия цветным
орнаментом с оригинальным, неповторимым
узором. Сверху платья трипольские модницы
надевали бусы из медных, каменных, стеклянных
(да-да, уже в то время – стеклянных!) бусинок,
морских и речных ракушек. Они так же знали
толк в украшениях из золота и серебра.
Религия.
На трипольском домашнем
алтаре обязательно присутствовали
глиняные фигурки тех Высших Сил,
которым они поклонялись: Богини-матери
(из культовых статуэток (домашних божеств)
97,5 процента были женскими и только 2,5
— мужскими. Эти и некоторые другие особенности
позволяют сделать вывод, что во главе
трипольского общества стояли женщины.)
– символа материнства и плодородия,
быка – символа обработки земли и богатства,
змеи – символа изворотливости, голубя
– символа неба. Сакральные представления
трипольцев воплощены не только в глиняных
статуэтках, но и в узорах на керамике
– повсеместно встречаются изображения
солнца, спирали, креста, круга, волн, "всевидящего
ока Судьбы". Эти представления в общих
чертах сходны с мировоззрением народов
более поздних – античных греков, скифов,
кельтов, славян. Собственно, ничего удивительного
в этом нет – сходно всё языческое мировосприятие:
трёхъярусное деление мира, поклонение
силам природы, Небу, Земле, Воде, культ
Великой Матери. На трипольских фигурках
богиня Мать-Земля иногда представлена
с поднятыми руками – как и славянская
богиня плодородия Мокошь, как и Софиевская
Оранта. Культ Богини-Матери общий для
Трипольской цивилизации и родственной
ей цивилизации Крита. Оттуда он перешёл
в античность и воплотился в одну из наиболее
почитаемых богинь Рима и Греции – Мать
богов и смертных Кибелу. Однако, при всём
сходстве древних сакральных воззрений,
трипольское общество шло своим путём,
создало и развило собственные религиозные
представления и собственные ритуалы.
Например, популярный "китайский"
символ инь-ян – две змеи, образующие бесконечный
коловорот гармонии и движения, похоже,
впервые встречается всё-таки у трипольцев.
Особенное место в жизни трипольцев занимал
Храм. Он был ярко раскрашен, с орнаментом,
высокими арками, крестообразным алтарём
и жертвенной чашей. Н.Бурдо, которая занималась
реконструкцией сакрального комплекса
Триполья, пришла к выводу, что в основе
трипольского храма лежала идея Возрождения,
достигаемая через определённые ритуалы
для достижения высшей цели – бессмертия
человеческой души. Интересно, что даже
поселения трипольцев — это следы каких-то
грандиозных обрядов жертвоприношений.
Большинство из них были сожжены самими
жителями. Время от времени, раз в 50 — 70
лет, они меняли место жительства (может,
земля вокруг истощалась). Понятно, что
это был серьезный акт: надо было оставить
родные места, где выросло не одно поколение
предков, где их могилы и где до сих пор
обитают души умерших. А самым надежным
обрядом жертвоприношения считалось сожжение.
Старые дома наполнялись утварью, частью
которой, судя по найденной керамике, никогда
даже не пользовались. Горшки были расписаны
сложнейшими орнаментами, в которых заложены
представления о мироздании, о фазах луны
и т.д. В них насыпали зерно, наливали молоко,
накладывали мясо. Их ставили в доме, затем
его поджигали вместе со всем городом.