Трипольская культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 17:23, реферат

Краткое описание

Феномен трипольской культуры ( 6 тыс. лет назад, а по другим сведениям 7 тыс.) заключается не только в высоком уровне жизни как для того времени и не только в высокой материальной культуре, основанной на производящем, а не присваивающем типе хозяйствования, присущем большинству неолитического населения Евразии, но и укладом жизни.

Файлы: 1 файл

МОЙ РЕФЕРАТ2.docx

— 46.77 Кб (Скачать)

Введение.

Феномен трипольской культуры ( 6 тыс. лет назад, а по другим сведениям 7 тыс.) заключается не только в высоком уровне жизни как для того времени и не только в высокой материальной культуре, основанной на производящем, а не присваивающем типе хозяйствования, присущем большинству неолитического населения Евразии, но и укладом жизни. В их искусстве характерной особенностью был культ женщин. Среди них как статуэтки изящных девушек, так и дородовых матрен, восседающих на шикарных креслах, стилизованных под бычью голову. Так же трипольское общество было высокоорганизованным: большие селения с двух этажными особняками (до 70 кв. метра) которые строились по единому плану, например, с кольцевым расположением домов и большой площадью или большим незастроенным кольцом в его середине, куда на ночь загонялся скот, возможно, находившийся в общем пользовании.  Несомненно так же впечатляют  быстрые темпы освоения «трипольцами» новых территорий: на раннем этапе заселенная площадь составляла около 50 тыс. кв. км, на среднем — 150 тыс. кв. км. Ни одна из европейских развитых земледельческих энеолити-ческих культур не могла сравниться с ней ни в отношении площадей, ни по темпам распространения.  Образование у трипольцев  протописмености в виде знаков и рисенуков их только на майданецкой посуде было обнаружено 239.   И все-таки имея существенный потенциал для трансформации в цивилизацию, трипольская культура так  остановилось на пороге этого процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Трипольская культура.

Осенью 1897 года Викентий Хвойка около местечка Триполье обнаружил первые следы этой загадочной цивилизации — обширные плотные площадки с глиняной посудой, статуэтками, остатками деревянных строений. За сто лет в Украине, Молдавии, Румынии найдены тысячи подобных поселений. Они поражают воображение. Эта  Культура была названа “трипольской культурой”. Следы ее находят в области Десны в Черниговской губернии, в области Днепра в Киевской и в смежных частях Херсонской губернии, в Подольской, в Галиции, Бессарабии, Румынии и далее в славянских землях Балканского полуострова. Раскопки обнаружили, что в это время люди жили в землянках, надстроенных сверху деревом, от 3 до 5 метров в длину и ширину. Стены этих жилищ устраивались из плетня или частокола и обмазывались глиной с примесью соломы или зерновой шелухи. В середине землянок находилась яма, в которой устраивался очаг. Эти ямы кроме золы наполнены теперь остатками пищи в виде растворчатых раковин, костей оленя, дикой козы, свиньи, коровы, овцы, лошади, рыб и птиц, обуглившихся зерен пшеницы, проса, ячменя и конопли, а также черепками битой посуды и обломками орудий из камня, кости и рога. Рядом с этими землянками открываются сооружения особого рода — глиняные площадки. Они так же, как и землянки, обведены были стенками из кольев, бревен и прутьев, обмазанными глиной и иногда окрашенными. Но здесь нет центральных ям и очагов, нет и кухонных остатков. На полу, обмазанном глиной, стоят пирамидально сложенные камни, глиняные столбы, в виде усеченного конуса, чашеобразные каменные плиты и огромное количество сосудов, наполненных пережженными человеческими костями: черепа и скелеты лежат и прямо на полу. По-видимому, таким образом, эти глиняные площадки не что иное, как дома мертвых. Находимые в них сосуды самой разнообразной формы: двойные биноклеобразные, украшенные бороздчатым орнаментом, шарообразные, плошкообразные, покрытые коричневой краской, грушевидные с небольшим отверстием наверху, украшенные спиральным орнаментом. Оригинальной особенностью трипольской культуры являются глиняные статуэтки, свидетельствующие о больших успехах художественного вкуса и техники. Одна из этих статуэток из темно-красной глины изображает, например, женщину, с лицом, очень похожим на совиное, другая, покрытая коричневой краской, — женщину в сидячем положении с вытянутыми горизонтально ногами и сложенными руками и т. д.

Происхождение.

На самом деле Трипольская археологическая  культура является составной частью, так называемого балкано-дунайского неолита, который принес на территорию Европы начальные навыки воспроизводящего хозяйства – земледелия и животноводства. Сам же балкано-дунайский неолит имеет ближневосточные корни. Развитие воспроизводящего хозяйства привело к демографическому взрыву на Ближнем Востоке. Излишки населения начали распространяться на соседние, малозаселенные территории. Один из главных путей расселения древнейших земледельцев и животноводов начинался в Южной Анатолии и вел на запад по островам Эгейского моря в Восточную Грецию. В VII тыс. до н. э. выходцы из Анатолии принесли с собой на юг Балканского полуострова навыки воспроизводящего хозяйства, культурные растения (пшеницу, ячмень, чечевицу), домашних животных (овец, коз), ближневосточную культуру и язык. Постепенно продвигаясь на север, потомки древнейших ближневосточных земледельцев достигли Дуная и отправились по его долине на запад в Центральную Европу и на восток в Правобережную Украину. Палеоботанические и палеозоологические исследования подтверждают подобное направление миграции населения. Именно в дикой природе Ближнего Востока находят ближайшие аналоги одомашненных видов животных и растений. Такие выводы подтверждаются и антропологическими исследованиями, согласно которым носители трипольской культуры принадлежали к так называемому восточно-средиземноморскому антропологическому типу, который характеризуется тонкокостностью, невысоким ростом, темной пигментацией, скошенным лбом и крупным носом своеобразной формы. Как видим, трипольская культура была носителем ближневосточного этнокультурного комплекса и к индоевропейской общности, к коей, в частности, относятся и славяне, она имеет лишь опосредованное отношение. Сторонники «трипольской теории» довольно часто приводят в качестве доказательства тот аргумент, что сам первооткрыватель трипольской культуры В. В. Хвойка настаивал на ее местном происхождении и связывал с прославянами. Однако при этом почему-то забывается, что Викентий Хвойка все исследуемые им археологические культуры относил к автохтонным (местным) и участвовавшим в этногенезе славян. Да и в целом научные изыскания, как и методика археологических раскопок Викентия Вячеславовича уже у его коллег-современников вызывали, мягко говоря, неодобрительную реакцию. Конечно, балкано-дунайский неолит (и трипольская культура в частности) принимал участие в формировании индоевропейской семьи народов. Однако он был лишь одним из формообразующих факторов и далеко не единственным. Таким образом, более чем опрометчиво называть украинцев наследниками трипольской культуры. Это совершенно не корректно с научной точки зрения.

 

Личность – общество.  

Трипольцы в основном были крестьянами. Их жилищно - хозяйственнный комплекс, как считается, принадлежал одной семье. Распространённый тип поселения – "хутор", состоящий из 7–15 малых семей, скорее всего близких родственников. Такой образ жизни мало чем отличается от уклада других развитых обществ того времени – Двуречья, Северной Африки, Центральной Америки. Однако жили трипольцы не только на хуторах, но и в огромных, по меркам того времени, городах. Они знали, как обустроить жизнь многотысячных коллективов, как этими коллективами управлять. Несомненно, у них был и городской "голова", и бюрократия, и "милиция". А, может, и храмы, тюрьмы. Не исключено, что трипольский "мегаполис" был своеобразным прообразом античного города-государства. С высокой степенью вероятности можно предположить, что жизнь в трипольском обществе была, чуть ли не райской – тихой, мирной, спокойной. Ведь у них не было врагов! Лук – любимое оружие. Но признаков военных столкновений нет! Найдены лишь следы незначительных конфликтов – несколько десятков (всего-то!) обнаруженных в одном месте наконечников стрел. Похоже, что на трипольские поселения не давили дикие степные племена – их в то время просто не существовало. Хотя конь и был приручен, но, судя по сбруе, в военных целях он не использовался. Особая роль в трипольском общество принадлежала женщине. Её день проходил в заботах: она растирала зёрна, носила воду, кормила живность, раскрашивала мисочки и кувшинчики, ткала одежду, мастерила из шкур обувь – судя по невероятному количеству женских глиняных статуэток, женщина в трипольском обществе пользовалась огромным авторитетом.  

 

Хозяйство Быт управление.

Землю трипольские племена  обрабатывали преимущественно с  помощью каменных и костяных мотыг. Позднее стали применять плуг. Они выращивали пшеницу, ячмень, просо. Зерно хранили в большой глиняной посуде или специальных зерновых ямах. Мололи зерно на каменных зернотерках. Также выращивали абрикосы, сливы  и алычу, (обнаружены косточки вишни, сливы, семена репы, лука, чеснока, мака). т. е. те культуры, которые дошли до нашего времени. Трипольцы были умелыми ремесленниками. Они первые на территории Украины для изготовления одежды наряду со шкурой и мехом животных, стали использовать ткань, в частности полотно, которое изготовляли из пряжи. Выделывали кожу, только обуви было пять видов — от сапог до сандалий. На статуэтках модниц насчитали свыше десятка моделей причесок. Триполье – общество гарантированного жизнеобеспечения, имевшее все условия для того, чтобы создать себе высокий комфорт в быту. Особняки у них были по 70-140 кв.м. Сколько квадратных метров насчитывает ваша квартира? Моя – 42. Многие ли из нас сейчас, в XXI веке, живут в собственных двухэтажных коттеджах? А трипольцы жили – это в их обществе было нормой.  Хозяйство и быт у трипольских женщин были чётко отлаженными. Свои аккуратные жилища они украшали орнаментом, росписями, цветами – всё это осталось в современной Украине. В отличие, кстати, от Европы, где здания более массивны и прагматичны. Или же в отличие от однообразных домов Украины. В те времена, как сейчас в Западную Европу, на земли Триполья массово стекались "эмигранты" – трипольское качество жизни было гораздо выше европейского, да и сама жизнь была куда привлекательней. Только зажиточное общество способно достичь высочайших успехов в культуре и искусстве. И взлёт трипольского художественного ремесла стал возможен именно благодаря невероятному по тем временам экономическому расцвету трипольского протогосударства, граждане которого имели возможность массово приобретать дорогую качественную посуду и материально обеспечивать мастеров. Богатые, уверенные в завтрашнем дне люди, они могли позволить себе искусно расшитую одежду, украшения из золота и серебра, перстни, бусы из драгоценных камней. У трипольцев была развита и сельская, и городская культура. Но только городская среда может взрастить творческих гениев: мыслителей, художников, архитекторов – село к таким "бездельникам" равнодушно. И наличие уникальной городской инфраструктуры, прототипов письменных знаков, художественных ценностей, собственные, опередившие время технологии, более раннее по мировым масштабам освоение бронзы, позволяет утверждать, что трипольское общество было в то время одним из самых интеллектуально развитых. Однако, для хорошей жизни одного интеллекта недостаточно. Необходимо ещё трудолюбие – о высокой трудоспособности трипольцев свидетельствует и качество, и количество произведённой ими продукции. Существовало и разделение труда, о чем свидетельствует профессиональное качество многих изделий, в частности, расписной посуды совершенных форм и разнообразных высокохудожественных керамических изделий. Трудно сказать, что представляла собой система управления в этом матриархальном обществе, была ли она демократической, олигархической или теократической. Но можно утверждать, что она не была централизованной иерархической системой светской власти. В их поселениях не было выделенных более богатых жилищ или захоронений. 
Иногда в трипольских поселениях встречаются общественные здания. Так, в Сабатиновке-2 обнаружено здание площадью 70 м2, реконструированное М.Л. Макаревичем. В большом зале напротив входа находится возвышение, на нем в креслах восседает 16 женских фигур, а рядом в углу стоит массивный глиняный трон с рогатой спинкой, предназначенный, очевидно, для главной матроны поселения. М.Л. Макаревич увидел в этом помещении общественное святилище, хотя его вид скорее напоминает зал заседания правления поселения. 
Ни одно трипольское поселение не существовало на одном месте более трёх поколений. Это понятно – за это время вырубались леса, выбивалась дичь, истощалась земля. Но странно то, что, меняя место жительства они дотла сжигали свой старый город. Зачем – не известно. Жертвовали дома богам? Не хотели, чтобы родовое гнездо заняли  посторонние? В общем – "до основанья, а затем...". Нам остаётся лишь сделать вывод, что для них была характерна готовность начать жизнь с чистой страницы.           

 

Экономика.

В период с 5.500 по 4.000 г. до нашей  эры на Земле произошла так  называемая земледельческая революция  – переход от собирания растений к их выращиванию, от охоты на животных к их разведению. И племена трипольской  культуры перешли к главной статье своей экономики – сельскохозяйственному  производству если не первыми, то, во всяком случае, гораздо раньше, чем жители других регионов планеты. Условия-то оптимальны. Обрабатывая землю, трипольцы жили на одном месте 50-70 лет. Затем земля истощалась, и они перемещались на соседнюю территорию. Исследователи утверждают (и для этого есть все основания), их сельское хозяйство было настолько развито, что продукцию некуда было девать: Трипольская цивилизация является одним из первых земледельческих обществ, которое решило проблему продовольствия. Продуктов хватало не только для себя: в огромных количествах они экспортировались другим цивилизациям того времени – Кавказу, Египту, Месопотамии, Малой Азии, Балканам, Криту. Трипольцы были не только грамотными земледельцами, но и талантливыми ремесленниками. На ранних этапах большинство их орудий труда были каменными, но в 3600-3150 г.г. до н. э. у них уже были мастерские по обработке главного неолитического сырья – кремня, который использовался для наконечников стрел, серпов, скребков, топоров и других, незаменимых в хозяйстве вещей. Мир принялся осваивать бронзу в конце III тысячелетия до нашей эры. Трипольские бронзовые изделия датируются V тысячелетием – уже в то время у них было большое количество медных орудий высокого качества, на которых не было ни газовой пористости, ни усадочных дефектов, ни трещин.  Редко какому народу не хотелось бы приписать себе изобретение колеса. Однако факт остаётся фактом – в то время как мир считает, что самое древнее изображение колеса находится на шумерских фресках юга Месопотамии (3200 г. до н.э.), на трипольских керамических фигурках колесо присутствует (если верна датировка) в 5000 годах до нашей эры. И изображение коня в материалах Триполья встречается гораздо чаще, чем в иных культурах того времени. Так же, как и статуэтки других домашних животных – коров, быков, свиней, кошек, собак.

Архитектура. 

Как и культура, мировой  феномен трипольцев – их огромные города с чёткими рядами двухэтажных коттеджей, грамотно спланированными улицами, широкими площадями. Всё это трипольцы не могли откуда-то скопировать – ведь размеры европейских городов того времени в десятки раз меньше: если где-то жило человек 500 – это о-го-го! Много! А у трипольцев что такое "много" были свои представления. Их города насчитывали до 200 000 жителей. Многие исследователи (подчёркиваю – серьёзные исследователи) не сомневаются в том, что именно трипольцы создали первую в мировой истории городскую цивилизацию. Зачем им нужны были эти "мегаполисы"? Кто их знает. Одни говорят – для защиты от степняков, другие – мол, степняков тогда ещё не было, а города – это центры социального, экономического и религиозного общения. А может просто – как Токио, Москва или Нью-Йорк, возникли сами по себе и разрослись. Не исключено, что через семь тысяч лет наши потомки тоже будут гадать: и зачем им (то есть нам) нужны были эти Нью-Йорки? Были у трипольцев, конечно, и одноэтажные дома, "мазанки". Как зайдёшь – справа печь, слева лавка с посудой, прямо – на самом видном месте – алтарь.  
 

Культура. 

Относительно Триполья существует множество противоречивых точек  зрения. Но когда речь заходит о  культуре этих племён, даже самые отъявленные  скептики вынуждены признать, что  трипольская культура, в первую очередь  керамика, несомненный мировой феномен. В любом трипольском жилище археологи  находят от 30 до 200 высокохудожественных керамических изделий – блюдечек, тарелочек, кувшинчиков, кубков, амфор, кратероподобных фруктовниц. Качество посуды бесподобное – она тонкая, гладкая, мастерски раскрашенная белой, чёрной, красной и тёмно-каштановой красками. Ритмика орнамента совершенна, он насыщен символами и какими-то знаками. Вероятно, эти знаки – первичная магия, обращение к потусторонним силам, просьба о покровительстве, защите и попытка этими силами руководить. Не исключено, что эгейско-трипольская художественная керамика дала толчок к возникновению античной керамики, появившейся в 2000 – 1850-х годах до н.э. В каждом трипольском доме стоял ткацкий станок, иногда даже два. Трипольские хозяйки были большими мастерицами в изготовлении рубах, платьев, свиток. Они украшали свои изделия цветным орнаментом с оригинальным, неповторимым узором. Сверху платья трипольские модницы надевали бусы из медных, каменных, стеклянных (да-да, уже в то время – стеклянных!) бусинок, морских и речных ракушек. Они так же знали толк в украшениях из золота и серебра. 
 

 

Религия.

На трипольском домашнем алтаре обязательно присутствовали глиняные фигурки тех Высших Сил, которым они поклонялись: Богини-матери (из культовых статуэток (домашних божеств) 97,5 процента были женскими и только 2,5 — мужскими. Эти и некоторые другие особенности позволяют сделать вывод, что во главе трипольского общества стояли женщины.) 
– символа материнства и плодородия, быка – символа обработки земли и богатства, змеи – символа изворотливости, голубя – символа неба. Сакральные представления трипольцев воплощены не только в глиняных статуэтках, но и в узорах на керамике – повсеместно встречаются изображения солнца, спирали, креста, круга, волн, "всевидящего ока Судьбы". Эти представления в общих чертах сходны с мировоззрением народов более поздних – античных греков, скифов, кельтов, славян. Собственно, ничего удивительного в этом нет – сходно всё языческое мировосприятие: трёхъярусное деление мира, поклонение силам природы, Небу, Земле, Воде, культ Великой Матери. На трипольских фигурках богиня Мать-Земля иногда представлена с поднятыми руками – как и славянская богиня плодородия Мокошь, как и Софиевская Оранта. Культ Богини-Матери общий для Трипольской цивилизации и родственной ей цивилизации Крита. Оттуда он перешёл в античность и воплотился в одну из наиболее почитаемых богинь Рима и Греции – Мать богов и смертных Кибелу.  Однако, при всём сходстве древних сакральных воззрений, трипольское общество шло своим путём, создало и развило собственные религиозные представления и собственные ритуалы. Например, популярный "китайский" символ инь-ян – две змеи, образующие бесконечный коловорот гармонии и движения, похоже, впервые встречается всё-таки у трипольцев. Особенное место в жизни трипольцев занимал Храм. Он был ярко раскрашен, с орнаментом, высокими арками, крестообразным алтарём и жертвенной чашей. Н.Бурдо, которая занималась реконструкцией сакрального комплекса Триполья, пришла к выводу, что в основе трипольского храма лежала идея Возрождения, достигаемая через определённые ритуалы для достижения высшей цели – бессмертия человеческой души. Интересно, что даже поселения трипольцев — это следы каких-то грандиозных обрядов жертвоприношений. Большинство из них были сожжены самими жителями. Время от времени, раз в 50 — 70 лет, они меняли место жительства (может, земля вокруг истощалась). Понятно, что это был серьезный акт: надо было оставить родные места, где выросло не одно поколение предков, где их могилы и где до сих пор обитают души умерших. А самым надежным обрядом жертвоприношения считалось сожжение. Старые дома наполнялись утварью, частью которой, судя по найденной керамике, никогда даже не пользовались. Горшки были расписаны сложнейшими орнаментами, в которых заложены представления о мироздании, о фазах луны и т.д. В них насыпали зерно, наливали молоко, накладывали мясо. Их ставили в доме, затем его поджигали вместе со всем городом.

Информация о работе Трипольская культура