Трипольская культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 17:23, реферат

Краткое описание

Феномен трипольской культуры ( 6 тыс. лет назад, а по другим сведениям 7 тыс.) заключается не только в высоком уровне жизни как для того времени и не только в высокой материальной культуре, основанной на производящем, а не присваивающем типе хозяйствования, присущем большинству неолитического населения Евразии, но и укладом жизни.

Файлы: 1 файл

МОЙ РЕФЕРАТ2.docx

— 46.77 Кб (Скачать)

 

Протописьменность.

Была ли у трипольцев письменность – любимая тема споров украинских эрудитов. Нередко можно встретить следующие сообщения: "На підставі дешифрувань написів трипільської культури маємо повне право твердити, що не фінікійці були винахідниками буквенно-звукового алфавіту. Його за багато сторіч до найстародавніших зразків фінікійського письма винайшли ... племена, … які жили на території сучасної України і відомі під ім'ям трипільців". Давайте разберёмся, как на Земле возникла письменность.В IХ тысячелетии до н.э. на территории Ближнего Востока уже существовал способ хранения и передачи информации. Этому служила система глиняных шариков, где каждый шарик обозначал один объект (корову, барана и т.п.). В V тыс. до н.э. шарики стали помещать в специальные контейнеры, на поверхности которых наносились символы – краткое описание содержимого. Но письменность, как таковая, появилась приблизительно в 3300-х годах до н.э. у шумеров. Их клинописные символы были способны передавать не только административные записи, но и литературные произведения, к примеру, такие, как "Поэма о Гильгамеше". Начиная со II тысячелетия до н.э. письменность появилась у финикийцев, приблизительно тогда же у египтян и вавилонян стали встречаться иероглифы, а через тысячу двести лет адаптировали для себя финикийский алфавит греки – заметьте, лишь в VIII веке до нашей эры. Даже поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея" при жизни автора существовали только в устном изложении и были оформлены в рукописи лишь в шестом веке до нашей эры. Гомер не записал свои стихи не только потому, что был незрячим. Просто в Греции тогда ещё не было письменности. Древнейшая из известных человечеству греческих надписей, увековечившая имя победителя Олимпийских Игр, датируется 776 годом до н. э. И то, что у трипольцев была письменность задолго до финикийской, задолго до египетской или греческой – как бы хотелось в это поверить! Однако серьезные исследователи делают неутешительный для украинцев вывод: письменности трипольцы не имели. "Но, позвольте, – возражают оптимисты, – ведь у них же были какие-то знаки! Их только на майданецкой посуде было обнаружено 239!"  "Да, были, – отвечают скептики. – Но они до сих пор не расшифрованы". "Так ведь их пытались расшифровать при помощи древнегреческого и других языков! А это всё равно, что пытаться расшифровать 5-ую симфонию Бетховена с помощью русско-турецкого словаря!" – горячатся сторонники существования письменности. "Трипольские символы – всего лишь орнамент", – парируют скептики."Ну и что? – не сдаются оптимисты. – В то время на орнаменте случайностей не допускалось. Все эти точки, спирали, кружки, ромбики, треугольники и заменяли им письменность. Две волны могли означать воду, ромб – землю, ромб с крестом – вспаханную землю, ромб с крестом и точками – засеянное поле. Мы и сейчас пользуемся такой символикой. Вспомните хотя бы дорожные знаки!" Именно с таких позиций подошел к расшифровке трипольских письменных символов московский шумеровед Анатолий Кифишин. В своем исследовании "Древнее святилище «Каменная Могила». Опыт дешифровки протошумерского архива ХІІ—ІІІ тыс. до н.э.", он утверждает, что ему удалось расшифровать многие трипольские пиктограммы, из которых вытекает, что трипольские "шекспиры" ещё не умели записывать на глиняных табличках свои поэмы, однако прагматичные счетоводы, используя такие пиктограммы как "зерно", "ячмень", "мотыга", "плуг", "колесо" вели учёт материальных ценностей, отмечая на особых жетончиках количество произведённой сельскохозяйственной и ремесленнической продукции.  Что на это отвечает официальная археологическая наука? Ничего. Ее представители просто не обращают на гипотезу Кифишина никакого внимания, или заявляют, что все это ерунда. Увы, учёные имеют для этого некоторые основания. Однако признание того, что трипольские пиктограммы появились, возможно, раньше шумерских, может кардинальным образом изменить понимание первоистоков человеческой цивилизации. Впрочем, для этого нужно изменить устоявшиеся стереотипы мышления. А это, пожалуй, самое сложное.И всё же, в данном случае мы столкнулись с мировым историческим феноменом – начальными фазами возникновения письменности. Только в отличии от Шумера, в Триполье эта фаза не воплотилась в законченную знаковую систему, так и оставшись на уровне протописьменности – передачи информации через пиктограммы, рисунки, узоры. В конце концов, не обязательно же царапать на черепке I LOVE YOU! Можно чего-нибудь нарисовать. И мороки меньше, и совсем неграмотная барышня сразу всё сообразит.  

 

Аратта.

В 30-е годы XX столетия, с  развертыванием широкомасштабных археологических  раскопок в Месопотамии и находок там добиблейских "глиняных книг", сложилось представление, что "история началась в Шумере" – в конце 4 тысячелетия до нашей эры или примерно через полтора тысячелетия после определенного Библией сотворения мира. Между тем, указанные книги засвидетельствовали и то обстоятельство, что сами шумеры выводили себя из некой Аратты... И вот начиная с 1940 года и Румынии, Болгарии, Венгрии и Украине стали находить глиняные таблички с прашумерскими письменами. Эти надписи вкупе с руинами древнейших на Земле городов засвидетельствовали формирование государства Аратты уже в 6 тыс. до н. э., в Днепровско-Дунайском междуречье. В середине 5 тыс. до н. э. центр Аратты сместился ближе к Днепру, где известен теперь под условным названием "археологическая культура Кукутень-Триполье" (по наименованию населенных пунктов в Румынии и в Украине). Здесь, на еркасщине, традиция Солнце подобной страны (земледельцев) росуществовала до Киевской Руси – в состав которой, по свидетельствам арабских путешественников 9-10 иском, входило княжество Арсания со столицей Артой. Наверное, именно эта страна считалась иранцами земным раем и воплощением высшего миропорядка – священной Артой; такие представления могли сложиться у них в арийские или же 
скифские времена. Наряду с прашумерскими табличками из Подунавья, с 60-х годов начали накапливаться данные о некой письменности в многочисленных гротах и т.п. Каменной Могилы на речке Молочной (левобережье низовьев Днепра). Их прашумерскую принадлежность впервые предположил археолог О. Н. Бадер, а первую строку опубликовал в своей монографии "Кам'яна Могила" (Киев, 
1986) его коллега В. Н. Даниленко. Спустя несколько лет ученик последнего Б. Д. Михайлов, директор музея-заповедника, опубликовал уже свыше тридцати строк и попытался определить их культурно-хронологическую принадлежность. Расшифровать же эту древнейшую письменность, а заодно и открыть и ней первую на Земле мифо – историческую летопись (12)-7-3 тысячелетий до н.э. удалось выдающемуся шумерологу А. Г. Кифишину. Он же, привлекая древнейшие названия с территории между Карпатами и Кавказом, Дунаем и Волгой, выдвинул гипотезу о сложении представлений об Аратте в оисторические времена, еще во времена существования мамонтов... Трипольская культура в эпоху расцвета была распространена в основном на территории нынешней Правобережной Украины, затрагивая территории Молдовы и Румынии. В украинской земле до сих пор лежат миллионы не откопанных достопримечательностей. Коммунистическая  наука засекретила все исследования Трипольской культуры, которые происходили до 1937 года, более того – украинские ученые-исследователи были расстреляны НКВД. Имперская советская власть, как и имперская Царская, в 19 веке, не могла допустить, чтобы украинский русский народ имел в своих исторических достижениях такую красноречивую страницу, как Трипольская культура. Институт археологии Украины продолжал традицию замалчивания данных об этой величественной культуре. Кроме узких специалистов-археологов, которые занимались исследованием периода неолита и меди на территории Украины, никто не знал ни о самой культуре, ни о территории ее распространения. И доныне институт археологии ревностно относится к предмету своего исследования – Трипольской археологической культуре, монополизируя ее изучение и не допуская, чтобы кто-то, кроме их профсоюза – сотрудников института, исследовал и рассматривал её не только как археологический феномен.  Или вне пределов, установленных ангажированной исторической наукой.

 

Куда исчезли  трипольцы ?

Триполье, как высокая протоцивилизация, как и все высокие цивилизации, прекратила своё существование тогда, когда это стало угодно Истории. Но если взглянуть на изделия здешних племён последующих поколений – культур бронзового века – "ямников", "катакомбников", "срубников", мы увидим, что на их посуде присутствуют трипольские символы. Они чётко проявляются и в керамике железного века (скифо-греческий период) – на серых вазах Черняховской культуры. Тот же орнамент, те же, дожившие до Киевской Руси, сельскохозяйственные технологии, те же, связанные со сбором урожая, обряды. Даже сейчас в Украине можно встретить обмазанные глиной, раскрашенные яркими красками "трипольские" мазанки, а украинские узоры на рушниках и рубашках имеют прямые прототипы в трипольских керамических росписях – сто восемьдесят поколений между украинцами и трипольцами связаны тысячью нитей традиций, общих ценностей, верований, и тысячью паутинок ментальности. Куда они исчезли можно пока только гадать хотя теорий множество, но давайте посмотрим как они строили свои протогорода. Дома в них располагались вплотную друг к другу, концентрическими кольцами, глухой стеной наружу. В результате получалось оборонительное укрепление. Расстояние между «кольцами» равнялось примерно ста метрам – дальности полета стрелы. А в центре города, как правило, находился скот по другим источника стоял огромный храм. Как могли древние полудикие люди создавать столь капитальные сооружения, ученым непонятно до сих пор. Впрочем, куда больше их потрясает другой факт. Грандиозные трипольские города существовали около 70 лет. Затем они погибали в огне. Пожар выжигал все, оплавляя даже породу. Что было его причиной? Ответа на этот вопрос ученые не знают до сих пор. Выдвигают самые безумные версии. Например, что города выжигали пришельцы – лазерами с космических кораблей. Вот только чем их могли прогневить безобидные земледельцы? Есть и иная теория. Мол, земледельцами трипольцы были отнюдь не безобидными: за 70 лет они умудрялись уничтожить окружающую среду вокруг городов, а потому были вынуждены искать иное место для поселения. Ну, а сожжение? Возможно, таков был ритуал. Как бы то ни было, многотысячное поселение в одночасье снималось с насиженного места, а вскоре оседало в молниеносно построенном городе. Так трипольцы скитались почти полторы тысячи лет. А затем... исчезли. Это исчезновение – одна из самых больших загадок в истории. По некоторым подсчетам, трипольская культура насчитывала до двух миллионов человек, и однажды вся эта толпа в одночасье как в воду канула. Куда же исчезли древние трипольцы? Версий, как водится, множество. От самых безумных (мол, продвинутые перволюди, устав от Земли, отправились завоевывать другие планеты) до вполне практичных. К примеру, что трипольцев уничтожила смена климата. И правда, где-то в начале 3-го тысячелетия до нашей эры на смену влажной погоде пришла более засушливая. Заниматься земледелием с тем же размахом, что и раньше, стало невозможно, и первая земная цивилизация потихоньку прекратила своё существование. Есть и еще одна гипотеза. О том, что представители трипольской культуры ушли жить... под землю. Еще в конце XIX века близ украинского села Бильце-Золото археологи обнаружили пещеру под названием Вертеба. А в ней – несколько древних захоронений, гончарную мастерскую, всевозможную домашнюю и сельскохозяйственную утварь. Пока ученые обследовали лишь восемь километров разветвленных подземных ходов Вертебы. По мнению археологов, это составляет лишь четверть её протяженности. Еще пяток подземных поселений специалисты института археологии НАН Украины обнаружили на юге Тернопольской области. Сейчас там ведутся раскопки. Возможно, скоро они объяснят, что же заставило трипольцев уйти жить под землю и куда этот загадочный народ делся потом. Феномен исчезновения трипольской культуры до сих пор остается неразгаданным. Есть предположение, что постепенно эта культура под ударами кочевников угасла, трансформировалась. Когда она исчезла (в конце III тысячелетия до н. э.), в пределах Украины еще долго не было такого самобытного и яркого культурно-исторического явления.

 

Заключение.

Трипольцы – наиболее раннее на территории Украины протоцивилизация. Поселились они здесь потому, что нашли оптимальную для сельского хозяйства землю. Нигде в Евразии – ни к востоку, ни к северу, ни к западу нет такого богатейшего чернозёма(хоть в те времена он был не такой как сейчас). Уходить с этой территории, искать землю лучше, плодородней – бессмысленно. Чтобы бросить такое богатство, нужно быть слепым. Слепыми древние народности не были. И потому их потомки никуда отсюда не уходили – несмотря на все катаклизмы, они продолжали жить там где жили, продолжали выращивать тот же хлеб, разводить тех же домашних животных. Так же происхождение трипольской культуры еще окончательно не выяснено. Современная наука не установила этногенетической связи трипольских племен с последующими племенами на территории Украины, но вот орнаментальное сходство и многое другое встречается опять же косвенно. Поэтому называть трипольцев непосредственными родоначальниками украинского народа, древними украинцами не имеет сегодня достаточных оснований. Украинский народ вышел на историческую арену позднее – в средневековые времена. Древние культуры еще не носят национальный характер. Но культура имеет свои законы развития. Она наследственна. И если трипольцы не являются прямыми предшественниками украинцев, то целый ряд элементов их культуры стал органической частью культуры украинского народа. Это – система хозяйства, декоративная роспись домов, характер орнамента разрисованной керамики. В этом плане можно говорить, что украинская культура является оригинальным синтезом автохтонных предыдущих культур и внешних культурных взаимовлияний. И само собой является ли трипольская культура той самой Араттой из которой вышли шумеры спорно, но так это или нет, покажут дальнейшие исследования и новые археологические открытия, а пока во всех исторических трудах первенство в истории отдают именно шумерам.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПРОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ

 

1. “Энциклопедия трипольской цивилизации” Коллектив авторов -

 К. , 2004  2кн.

2. Т.С. Пассек – Трипільська культура – К., 1941

3. Збенович В.Г. Позднетрипольские племена Северного Причерноморья – К., 1974

4. В.А.Смолій Історія України. К, 1997

5. http://www.istorya.ru/book/skifia/17.php

6. http://www.astra-lit.com/ukr-ment-ru/ukr_ment_3.htm

7. http://www.ezoclub.org/allmat/history/159-lingvo/741-ligvo-aratta

8. http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-33997/

9. http://1-veda.info/_vedic/aratta.html

10. http://www.perling.narod.ru/tripolye.html

11. М.А. Чмыхов «Давня культура» в эл.виде.

 

 

 


Информация о работе Трипольская культура