Трипольская культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 17:24, реферат

Краткое описание

Существуют разные мысли относительно происхождения трипольской культуры. За В. Хвойкою, например, это было автохтонное население (предки славян), которое жило на территории Среднего Приднепровья. [1] Или есть такая мысль абсолютно верной? Ведь автохтонная культура, которая существовала к трипольской, была открытая лишь в 40-50х годах ХХ столетие украинским археологом В. Даниленком, и лишь тогда стало возможным говорить о ее родственности с трипольской. Кроме того, по П. Третьяковым, прослов'яни в IV-III тысячелетиях к н.э. существовали на пивничниших землях. Поэтому, наверное, гипотеза В. Маркевича и В. Даниленка, за которой местные племена днестровского варианту буго-днестровской культуры были быстро ассимилированные боянськими (балкано-дунайськими) пришлыми племенами, и трипольская культура - не что другое, как синтез этих двух культур, кажется более вероятной. Взнос в эту теорию сделал и В. Збенович, який присоединился к мысли своих предшественников, но доказывал отсутствие влияния буго-днестровской культуры, которая также целиком возможно.

Оглавление

Вступление 3
То, что нужно знать о трипольской культуре 4
Открытие и исследование трипольской культуры 4
Проблема происхождения трипольской культуры 4
Периодизация трипольской культуры 5
Как исчезнувшая трипольская культура 5
Жилья 6
Хозяйство 6
Земледелие 6
Скотоводство 7
Охота 7
Збиральництво 8
Прядение и ткачество 8
Керамика 8
Духовная культура и представления трипольцев 9
Статуэтки и изображение 9
Первоначальные представления трипольцев 9
Погребение 10
Или были трипольцы пращурами славян 10
Выводы 12
Литература 13

Файлы: 1 файл

Трипольская культура.docx

— 27.35 Кб (Скачать)

Трипольская культура

План:

Вступление 3

То, что нужно знать  о трипольской культуре 4

Открытие и исследование трипольской культуры 4

Проблема происхождения  трипольской культуры 4

Периодизация трипольской  культуры 5

Как исчезнувшая трипольская  культура 5

Жилья 6

Хозяйство 6

Земледелие 6

Скотоводство 7

Охота 7

Збиральництво 8

Прядение и ткачество 8

Керамика 8

Духовная культура и представления  трипольцев 9

Статуэтки и изображение 9

Первоначальные представления  трипольцев 9

Погребение 10

Или были трипольцы пращурами  славян 10

Выводы 12

Литература 13

Основные книги: 13

Учебники: 13

Вспомогательные книги: 13

Вступление

До того, как я начну  печатать этот реферат, хотелось бы сказать  несколько слов о нем.

Во-первых, чему он будет написан  именно на эту тему?

Тема малоисследованная, с множеством гипотез относительно происхождения трипольцев, развития их культуры, а итак, просто интересная.

Я давно уже старался прочитать  книги из этой темы, но никак не выходило, поскольку, чтобы их наконец достать (а это было тяжело), нужно было много свободного времени, которое  появилось лишь на неделе самостоятельной  работы.

Я заинтересованный гипотезой  о том, что наши предки славяне  пошли от трипольцев, и хотелось бы самому увидеть, имеет ли такая  гипотеза реальную подпочву, а если так, то которое?

Во-вторых, какая же цель моей работы?

Пополнить свои знания из избранной  темы.

Обобщить свои знания из избранной  темы.

Во время написания  этой работы я буду использовать:

Учебник, который мне поможет  систематизировать знание.

Книги из избранной темы, которые помогут углубить знание.

Книги, в которых написано о быту славян и украинского народа, которые помогут мне понять, или  действительно славяне являются потомками трипильцив.

Вот, наверное, это и все, что хотел сказать во вступлении. Перехожу к главной части.

То, что нужно знать  о трипольской культуре

Открытие и исследование трипольской культуры

ХИХ и начало ХХ столетия иногда называют временами археологических  открытий. Именно тогда Г. Шлиманн  раскопал Трою, Микени, Тиринф, А. Еванс  проявил остатки дворцового государства, которое назвал минойською, а также  записей (линейное письмо А и Б). В  Украине тоже было сделано много  исследований, и особое внимание привлекли  к себе работы В. Хвойки, который  с 1893 года проводил розкопи в Киеве  на улице Кирилловской, и эти находки  были отличны от найденных раньше. В скором времени в 1896 году В. Хвойка проводит розкопи и в селе Триполья, где обнаруживает памятки той  же культуры, что и найденная им в Киеве. Оттуда, от названия села, и  пошло название культуры - трипольская.

Огромный интерес к  находкам проявили такие историки, как Э. Штерн (1901-1902 г. - раскопал памятки  аналогичного характера), В. Б. Антонович  и Мин. Вовка. Позднее, в советское  время, эту культуру исследовали  такие ученые, как Т. Пассек, С. Бибиков, Е. Черниш, В. Маркевич, В. Збенович, и  исследовалась уже преимущественно  территория Румынии и восточной  Украины, где, за мысленным взором этих ученых, эта культура зарождалась.

В наше время трипольскую  культуру исследуют такие ученые, как Н. Бурда и Л. Кульчицька.

Проблема происхождения  трипольской культуры

Существуют разные мысли  относительно происхождения трипольской  культуры. За В. Хвойкою, например, это  было автохтонное население (предки славян), которое жило на территории Среднего Приднепровья. [1] Или есть такая мысль абсолютно верной? Ведь автохтонная культура, которая существовала к трипольской, была открытая лишь в 40-50х годах ХХ столетие украинским археологом В. Даниленком, и лишь тогда стало возможным говорить о ее родственности с трипольской. Кроме того, по П. Третьяковым, прослов'яни в IV-III тысячелетиях к н.э. существовали на пивничниших землях. Поэтому, наверное, гипотеза В. Маркевича и В. Даниленка, за которой местные племена днестровского варианту буго-днестровской культуры были быстро ассимилированные боянськими (балкано-дунайськими) пришлыми племенами, и трипольская культура - не что другое, как синтез этих двух культур, кажется более вероятной. Взнос в эту теорию сделал и В. Збенович, який присоединился к мысли своих предшественников, но доказывал отсутствие влияния буго-днестровской культуры, которая также целиком возможно.

Кроме такой, можно выделить еще одну гипотезу. На мысль Ф. Биляшивського, О. Спицина и В. Городцова, “культура  проникла с пивдня через Эгейское и Мраморное моря из берегов Малой  Азии или через Средиземное море из Финикии или Египта, и в разрисованной  керамике ощущается влияние Востока”. Историк советского времени М. Марр утверждает, что предками трипольцев есть пелазги, которые пришли из Северного  Кавказа Черным морем, а к тому еще были “соседями” этрусков, которые  жили на территории Южного Кавказа. [2]

Периодизация трипольской  культуриза В. Хвойкою трипольская  культура является мостиком между эпохами  камня и бронзы, поэтому верно  было бы выделять в ней 2 периода: первый связанный с каменным веком, второй - с возрастом медным. Первый - период примитивности в формах посуды, использование  орудий работы из кремня или камня. В это время больше розвинено  земледелие, а скотоводства почти  нет. Более развитыми областями  были охоты, рыболовство, збиральництво. Селились большей частью возле воды, в землянках или наземных глинобитных  домах. Для этого поселения характерные  такие поселения, как Лука-Врублевецька, Бернашивка на Днестре, П'янишкив круг Умани, Ленкивци, Солончани и прочие. Второй - период использования орудий работы и оружия с меди, менее  примитивной керамики. Кроме того, уже начинают закрепляться патриархально-родовые  отношения, хотя есть мысль, что такие  отношения возникли раньше вследствие того, что мужчины уже тогда  играли большую роль в скотоводстве и охоте, кроме того, лесной характер земледелия нуждался в больших затратах сил, которое было невозможно для  женщины. Наиболее большими поселениями  того времени были Усатове (возле  современной Одессы) и круг Городська (Житомирская область). [3]

Существует также другой тип периодизации Т. Пассека, который  состоит из трех этапов: раннего, среднего и позднего в зависимости от зарождения, расцвета или упадка цивилизации. Эта  периодизация касается трипильсько-кукутенськой сообщества, частью которой является культура, которую я исследую.

Как исчезнувшая трипольская  культура

Еще и до сих пор неясно, как исчезнувшая трипольская  культура. Советские ученые Т. Пассек и Т. Билановська вообще обминают этот вопрос, говоря тильки о взаимосвязях трипольцев с племенами середньоднипровськой культуры на Востоке, Волинсько-Подильськой  мегалитической культуры - на западе, пизньостричковой и шнуровой керамики на северо-запад. [4]

Мне известная пока что  одна теория исчезновения трипольцев. Это змишення их с другими племенами. Которыми? За В. Г. Збеновичем это якобы  племена середньоднипровськой культуры на востоке, поскольку их керамика и  бытовые вещи очень похожие на те, что производились когда-то трипольцами. [5]

Жилья

На территории Триполья встречалось  два типа жител.

Во-первых, это землянки. Землянками назывались углубленные жилье глубиной 0. 6-1. 5г, которые состояли из жилой  части и хозяйственных ям. В  плане эти “здания” напоминали полувосьмерку или восьмерку. Стены  их были пологие, дно неравное. В  каждом из таких жилье находилось по два-три костра.

Во-вторых, это наземные глинобитные  жилье. Это был большой дом  метров в 20, что состоял из 4-5 комнатушек-камер, в каждой из которых была печь. Также  было 2 камеры без печей: одна - «сени», другая - амбар для зерна. В камере с печью наливо против печи содержалось  повышение с посудой, против входа - жертвенник в форме греческого креста, а над ним - маленькое округлое окно. Техника строительства таких  жилье была на высоком уровне развития. Место для строительства сглаживали, а потом на эту поверхность  клали деревяни плахи, которые обмазывались глиной, иногда несколько раз. Потом  эту глину опаляли. Кровля имела 2 склони и обмазывалась соломой. Такие  здания нередко располагались колом, которое могло указывать на существование  у трипольцев первых религиозных  верований. [6]

Назначение этих жилье  еще и до сих пор неясное. Так, В. Хвойка считал, что глинобитные  жилье были сооружениями поховного  характера, « домами мертвых». За В. Збеновичем, наоборот, глинобитные  здания были стационарными жилье  трипольцев, а землянки строились  лишь на раннем этапе учреждения поселения. [7]

Хозяйство

Земледелие

Эта область хозяйства  была найрозвинутишою у трипольцев, особенно в ранний период. Даже тогда  обрабатывалось не менее чем четыре вида сельскохозяйственных культур (в  основному пшеница, рожь, овес). Участки  находились близко от поселений. Было известное мотыжное земледелие. Кроме  мотыг, произведенных из лосячого или  оленьего рога, использовались и серпы, но их найденное небольшое количество, поэтому, возможно, земледельцы большей  частью собирали колосья руками. [8] Конечно, экстенсивное ведение хозяйства  приводило к истощению грунтив, и потому трипольцам приходилось  каждые 30-60 лет оставлять основанные поселения и осваивать новые  земли. [9]

Для переработки продуктов  земледелия использовались зернотерки, которые состояли из двух частей, вернього и нижнего каменив. Вероятно, что  это було работой для женщин, и  доказательством тома есть найденные  в трипольских домах фигурки  женщин, которые мололи зерно (см. зноску 9).

Скотоводство

Конечно, земледелие всегда оставалось для трипольцев основным видом хозяйства, но оно благодаря  нечастым урожаям не могло в полной мере удовлетворить потребности  племен. Поэтому параллельно с  земледелием развивалось скотоводство, а также такие невоспроизводящие  виды хозяйства, как рыболовство, охота, збиральництво. О существовании  скотоводства свидетельствуют находки  костей животных. Так, на Коломийщини  найдены кости быков, а также  коров и овец (хотя их количество было значительно меньшим), а в  Халеп'й и Усатови - свиней. Также вероятно, что к тому времени уже был приручен конь, а также собака. О существовании скотоводства свидетельствует и нахождение таких керамических изделий, как сосуди со стенками в дырках. Вероятно, что они использовались для изготовления творогу и сырую. [10]

Также, кроме костей, были найдены мифологические изображения  таких существ. Так, например, это  фантастические фигуры быков с когтями  с Петрен, выполненные черной краской, которая свидетельствует, возможно, о том, что у трипольцев,как  и у середземноморських народов, существовал культ быка. [11]

Охота

Эта область хозяйства  играла заметную роль на раннем этапе  развития трипольской культуры, хотя меньшую в сравнении с охотой. Об этом нам говорит тот факт, который костей дикие животные найдены  в два раза меньше чем домашних (см. зноску 13). Охотились трипольцы  в основном на благородного оленя, лося, косулю, бобра, зайца, используя при  этом такие орудия, как наконечники  стрел из кремня, скребки, каменные топоры-клинья.

Занимались также и  рыболовством, и это тоже было характерно более на раннем этапе, поскольку  для этого были благоприятные  условия (поселение возле рек). Ловили большей частью щук, сомов, осетрив. [12]

Збиральництво

Трипольцы собирали в основному  ракушки пресноводных моллюсков, остатки  которых найдено в грудах мусора возле домов, которые еще называют “ракушечными грудами”. Очевидно эти  ракушки варили, а потом их мясом  кормили свиней. В давность ракушки  использовались также для росписи, прикрас.

Собирались также желуди, которые сушились в закрытых печах, растирались на зернотерках и  домешивались в тесто. [13]

Прядение и ткачество

Эта область была непосредственно  связана со скотоводством, и потому логически, что, как и скотоводство, приобрела свое развитие в поздний  период трипольской культуры. Уже  тогда ткани подкладывались под  дно керамических изделий, чтобы  их легче было изваять (Петрени), была известная связка простого чулочного  типа, а материи производились  двух видов - полотна и ковры; также, вероятно, трипольцы умели плести сети. [14]

Керамика

Керамика трипольцев есть одной из наилучших в мире, а  керамические изделия - просто произведение искусства для того времени.

Керамическая посуда того времени изготовлялась из гончарской глины с примесями кварцевого песка и ракушек пресноводных моллюсков. Он лепился без гончарского  круга на твердой основе, толщина  его днища преобладала толщину  стен, а самые стены были неравномерной  толщины и не всегда правильной формы. Большая посуда лепилась с двух отдельных  частей. Внешняя поверхность была равной и укрывалась нанесенной к  росписи и опалению червсоною  краской.

Посуда была розписним  и нерозписним.

Розписний делился на:

Изготовленный в одну краску. Преимущественно она была черной.

Биохромний. Посуда в одну черную краску обводил белой или  красной.

Полихромный.

Нерозписним был преимущественно  посуда для приготавливания пищи, который, вдобавок, еще и был с  более толстыми стенками, цветом после  опаления от серовато-коричневого до темно-красного. [15]

Кроме краски на посуду наносился  еще и орнамент. На ранних этапах трипольской культуры это был  углубленным спиральный орнамент (похожий  на орнамент техники камарес минойського  Крита) и канельований. Позднее канельованой керамики уже нет, зато встречается  керамика с менее углубленным  орнаментом, а также росписью. Поздний  период характеризуется появлением бечевочного и штампового орнамента, характерных для культур эпохи  бронзы. Посуда для приготавливания  пищи украшали очень бедным орнаментом; это были изображение людей и  тварин. [16]

Духовная культура и представления  трипольцев

Статуэтки и изображение

Трипольские изображения  были большей частью женскими, лишь изредка мужскими. Чему так? Скорее всего, это было связано с идеями матриархата. Какое назначение этих фигур, также остается для нас  загадкой. Или это были “детские игрушки”, или, может, культовые фигурки, которые спорили в фундамент  с целью оборонить себя от злых духов? Ни одна из этих теорий точно  не доказанная, поэтому сказать здесь  просто ничего.

Фигурки были стоящими и сидячими. В сидячих было округлое лицо, рук  не было, и ноги отделены одна от одной. Стоящие отличались тем, что имели  волосы.

Эти фигурки у трипольцев размещались круг печи-костра. [17]

Первоначальные представления  трипольцев

К сожалению, сейчас едва ли удастся воссоздать картину первоначальных представлений трипольцев, но кое-что  иожна узнать из новых исследований этой культуры (см. зноску 19)

Существование Триполья отвечало климатической фазе атлантику, и  начало этой культуры совпало в самый  раз с важными сдвигами в Солнечной  системе. Поэтому можно твердить: население Триполья должно было уже  сознавать периодичность глобальных кризисов и катаклизмов как гибель старика и зарождение нового. И  несколько сюжетов из их мифологии  доказывают это. Во-первых, это касается давнего верования о звериной, которая глотает солнце. Кто же был этой звериной, не очень ясно. Возможно, это волк, как, например, в  гальський мифологии или скандинавских  сагах. И скорее всего, это была змея, которая, кстати, символизировала не только конец, а и возрождение  мира в новом, высшем качестве. Также  змея символизировала женственность. Из этого мы можем сказать, что  у трипольцев было циклическое представление  о времени. Они представляли его  себе как бесконечную дорогу, которая  двигается вокруг центра Вселенной. Этим , наверное, и объясняется спиральный орнамент трипольцев, где спираль символизирует такой шлях. [18]

Информация о работе Трипольская культура