Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 12:07, контрольная работа
Цель настоящей работы - рассмотреть понятие и признаки государства с точки зрения современных историков и правоведов, а также попытаться объективно обобщить полученный материал. В процессе достижения определенной цели были решены следующие задачи:
1) рассмотреть понятие государства, как особой формы организации, в историческом аспекте (с точки зрения мыслителей древности - Цицерон и ученых современности);
2) найти отличия государства от других образований;
3) определить признаки современного государства (на примере Российской Федерации);
4) охарактеризовать эти признаки;
5) обобщить полученные сведения, отразить их в работе и сделать необходимые выводы.
Введение
3
Глава 1.
Возникновение государства
4
1.1.
Предпосылки возникновения государства
4
1.2.
Основные теории происхождения государства
7
Глава 2.
Понятие и признаки государства
10
2.1.
Понятие государства
10
2.2.
Признаки государства
12
Глава 3.
Отличие государства от других политических организаций общества
15
Заключение
18
Список использованных источников
Приведенное определение отражает общее понятие государства, но больше подходит к современному государству. В нем подчеркивается, что государство есть политическая организация всего общества, всех его граждан. Оно выполняет необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами. В то же время государство призвано всесторонне гарантировать права и свободы граждан, поддерживать надежный и гуманный правопорядок в обществе.
2.2 Признаки государства
Понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества. Иными словами, анализ признаков государства углубляет знания о нем, подчеркивает его уникальность в качестве ничем не заменимой формы организации общества и важнейшего общественно-политического института. Характеристику признаков государства следует проводить по двум направлениям:
I. Отличие государства от
1) Наличие особой публичной
Олицетворенная в
Государственная власть является разновидностью политической власти [3]:
1. Всеобъемлющий характер (универсальность).
Означает, что государственная власть
распространяется на всю
2. Государственная власть имеет возможность законно применять принуждение.
3. Прерогатива государственной
власти. Означает, что государственная
власть может разрешить,
4. Структурированность
5. Государственная власть имеет
особые каналы для передачи
своих велений, которых нет
у иных властей (право,
6. Государственная власть - всегда
авторитет. Авторитет
7. Государственная власть
Структуру государственной власти составляют [4]:
1. Субъект (государство в лице его органов);
2. Объект (подвластные, население государства);
3. Властеотношения (отношения
Государственная власть имеет свои
достоинства и недостатки. Достоинством
является, прежде всего, то, что она
способна управлять обществом, вносить
в него начала организованности и
упорядоченности. Это достигается,
прежде всего, за счет таких качеств
государственной власти, как всеобъемлющий
характер (универсальность) и прерогатива.
Эти качества являются достоинствами
государственной власти. Однако прерогатива
может расцениваться как
В отличие от других видов социальной власти государственная власть является:
-аппаратной (имеет механизм осуществления)
-суверенной (не зависит от иной власти),
-легитимной (опирается на закон) [11].
Власть существовала и в догосударственном
обществе, но это была непосредственно
общественная власть, которая исходила
от всего рода и использовалась им
для самоуправления. Она не нуждалась
ни в чиновниках, ни в каком-либо
аппарате. Принципиальная особенность
публичной (государственной) власти состоит
в том, что она воплощается
именно в чиновниках, т.е. в профессиональном
сословии (разряде) управителей, из которых
комплектуются органы управления и
принуждения (государственный аппарат).
Без этого физического
2) Территориальная организация
населения - это разделение населения
по территориальному принципу. Государство
всегда связано с определенной
территорией, на которой
В догосударственном обществе принадлежность
индивида к тому или иному роду
обусловливалась кровным или
предполагаемым родством. Причем род
часто не имел, строго определенной
территории, перемещался с одного
места на другое. В государственно-
В условиях государства появляется территориальное разделение жителей. Сама система государственной власти строится на основе соответствующего политико-территориального деления, которое, в свою очередь, организуется государством, чтобы его граждане могли осуществлять свои права и обязанности по месту своего жительства. Иными словами, благодаря этому признаку государственная власть может легко найти любого подданного и потребовать от него выполнения своих общественных обязанностей [2].
3) Наличие аппарата принуждения,
наряду с аппаратом власти
и управления. Это особые отряды
вооруженных людей: армия,
4) Государственная казна, с
Глава 3. Отличие государства от других политических организаций общества
Вторая группа отличительных признаков
позволяет рассматривать
Суверенность - верховенство государства внутри страны и независимость вне её. Из всех организаций общества только государство обладает государственным суверенитетом.
Суверенитет - неотъемлемое свойство государственной власти; именно он отличает государственную власть от всяких иных видов власти. Суверенитет - это политико-правовое свойство государственной власти, которое выражает ее верховенство внутри страны и независимость от всякой иной власти за пределами страны [5].
Суверенитет имеет внутреннюю и внешнюю стороны (или, соответственно, внутренний и внешний суверенитет). Внутренний суверенитет - это верховенство государственной власти внутри страны, ее независимость от всякой иной власти внутри страны (власти политических партий, общественных организаций и т. д.).
Внутренняя сторона
- универсальность - власть в государстве распространяется на все население;
- прерогатива - государство обладает
правом издавать законы и тем
самым определять масштаб
- наличие особых средств для
передачи своих велений (право,
- в исключительном праве
- наличие особых средств
Внешний суверенитет - это независимость государственной власти от всякой иной власти за пределами страны. Внешняя сторона суверенитета выражается в следующих характеристиках [7]:
- государственная власть
- никто не вправе вмешиваться
во внутренние дела
- государство вправе по своему
усмотрению создавать
- государство обеспечивает
- государство вправе по своему
усмотрению вступать в
Из суверенитета государства вытекают и другие признаки государства, отличающие его от иных политических организаций [11, с.56-59]:
а) государство распространяет свою власть на всю территорию страны, обозначенную государственной границей, т.е. государство является всеохватывающей, универсальной организацией данного общества, все другие общественные структуры ей подчинены;
б) государство имеет устойчивую юридическую связь с населением (в виде подданства или гражданства), распространяет на него свою власть и обеспечивает защиту как внутри страны, так и за ее пределами;
в) государство имеет специальный аппарат власти - механизм, в котором концентрируется принудительная сила государства. Причём государство применяет в первую очередь «легализованное принуждение» (в том числе и физического принуждения) в отношении населения.
Государственный аппарат (механизм), который выделяется из общества, состоит из особого слоя людей, профессией которых является политическое управление другими людьми. Аппарат строится в соответствии с иерархией служебных должностей и на основе особой служебной дисциплины.
Механизм государства есть та реальная
организационная материальная сила,
располагая которой, государство осуществляет
власть. Механизм является структурным
и предметным олицетворением государства,
представляет собой материальное «вещество»,
из которого оно состоит. Можно сказать,
что механизм суть деятельное, постоянно
функционирующее выражение
Характерные признаки механизма (аппарата) государства [7] - целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, которая обеспечивается едиными принципами организации и деятельности государственных органов и учреждений, едиными задачами и целями их деятельности;