Теории происхождения государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 12:07, контрольная работа

Краткое описание

Цель настоящей работы - рассмотреть понятие и признаки государства с точки зрения современных историков и правоведов, а также попытаться объективно обобщить полученный материал. В процессе достижения определенной цели были решены следующие задачи:
1) рассмотреть понятие государства, как особой формы организации, в историческом аспекте (с точки зрения мыслителей древности - Цицерон и ученых современности);
2) найти отличия государства от других образований;
3) определить признаки современного государства (на примере Российской Федерации);
4) охарактеризовать эти признаки;
5) обобщить полученные сведения, отразить их в работе и сделать необходимые выводы.

Оглавление

Введение
3
Глава 1.
Возникновение государства
4
1.1.
Предпосылки возникновения государства
4
1.2.
Основные теории происхождения государства
7
Глава 2.
Понятие и признаки государства
10
2.1.
Понятие государства
10
2.2.
Признаки государства
12
Глава 3.
Отличие государства от других политических организаций общества
15
Заключение
18
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

теория гос-ва.docx

— 49.40 Кб (Скачать)

- первичными структурными частями  (элементами) механизма являются  государственные органы и учреждения, в которых работают государственные  служащие (чиновники, иногда их  называют управленцами), они связаны  между собой началами субординации  и координации.

- для обеспечения государственных  властных велений он имеет  непосредственные орудия (учреждения) принуждения, соответствующие техническому  уровню каждой эпохи,

- вооруженные отряды людей, тюрьмы  и др. Без них не может обойтись  ни одно государство.

- при помощи механизма практически  осуществляется власть и выполняются  функции государства.

г) государство обладает монополией правотворческой деятельности - правом издавать властные общеобязательные веления (юридические нормы). Только оно может  издавать такие предписания, которые  обязательны для исполнения всеми  членами общества, и обеспечены принудительной силой государственного аппарата. В  системе правовых актов выделяются законы, устанавливающие рамки осуществления  государственной власти, деятельности органов государства. При этом оно  вправе отменить, признать ничтожным  любое проявление всякой другой общественной власти;

д) государство имеет особые средства для осуществления политического  принуждения, какими никакая другая политическая организация не обладает (армия, карательные органы, полиция, органы безопасности, тюрьмы и т. п., которые специально предназначены  для осуществления легализованного  и не легализованного принуждения). Используя его, властвующий субъект  навязывает свою волю подвластным.

Государственное принуждение - это психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства [11].

Само по себе государственное принуждение - острое и жесткое средство социального воздействия. Оно основано на организованной силе, выражает ее и потому способно обеспечивать безусловное доминирование в обществе воли властвующего субъекта. Государственное принуждение ограничивает свободу человека, ставит в такое положение, когда у него нет выбора, кроме варианта, предложенного (навязанного) властью. Посредством принуждения подавляются, тормозятся интересы и мотивы антисоциального поведения, принудительно снимаются противоречия между общей и индивидуальной волей, стимулируется общественно полезное поведение.

Государственное принуждение бывает правовым и неправовым. Последнее  может обернуться произволом государственных  органов, ставящих личность в никем  и ничем не защищенное положение. Такое принуждение имеет место  в государствах с антидемократическим, реакционным режимом - тираническим, деспотическим, тоталитарным.

Правовым признается государственное  принуждение, вид и мера которого строго определены правовыми нормами  и которое применяется в процессуальных формах (четких процедурах). Законность, обоснованность и справедливость государственного правового принуждения поддается  контролю, оно может быть обжаловано в независимый суд. Уровень правового  «насыщения» государственного принуждения  обусловлен тем, в какой мере оно:

а) подчинено общим принципам  данной правовой системы,

б) является по своим основаниям единым, всеобщим на территории всей страны,

в) нормативно регламентировано по содержанию, пределам и условиям применения,

г) действует через механизм прав и обязанностей,

д) оснащено развитыми процессуальными  формами Теория государства и  права [10]. Чем выше уровень правовой организации государственного принуждения, тем оно в большей мере выполняет функции позитивного фактора развития общества и в меньшей - выражает произвол и своеволие носителей государственной власти. В правовом и демократическом государстве государственное принуждение может быть только правовым.

Формы государственного правового  принуждения достаточно многообразны. Это меры предупредительного воздействия - проверка документов с целью предотвращения правонарушений, прекращение или  ограничение движения транспорта, пешеходов  при авариях и стихийных бедствиях  и др.; правовое пресечение - административное задержание, привод, обыск и т. д.; меры защиты - восстановление чести  и доброго имени и другие виды восстановления нарушенных прав.

 

Заключение

С точки зрения современных представлений, государство должно выступать как  властная система, организующая общество в интересах человека. И, как и всякая система, государство должно быть целостным: как во властно-организационном плане, так в территориальном. Государство есть «Оболочка», которая сохраняет целостность той или оной социальной общности.

Традиционно государство рассматривается  как общность людей, в основе которой  лежат территория, народ и государственная  власть.

В узком смысле термин "государство" служит для обозначения аппарата управления, выделившегося из общества и стоящего над ним. Данное определение  подчеркивает структурный характер организации государства, то есть наличие  системы государственных органов, посредством которых осуществляется управление обществом. Вместе с тем  такое определение является односторонним  и неполным, так как характеризует  государство исключительно в  виде механизма, осуществляющего публичную  власть.

В широком смысле государство можно  рассматривать как ассоциацию, члены  которой объединяются в единое политическое сообщество публично властными структурами  и отношениями публично властного  характера.

Данное определение характеризует  государство как политически  организованное общество и тем самым  подчеркивает, что государство как  таковое не может быть сведено  к механизму управления, аппарату чиновников. Государство - объединение  множества людей, особая политическая интеграция, которая предполагает наличие  государственно-правовых институтов и  соответствующих отношений.

Таким образом, государство в узком  смысле - это политический аппарат  управления обществом, в широком  смысле государство - качественно определенная модель политической организации общества, структурными элементами которой являются законы, публичная власть, население, территория, армия и правоохранительные органы.

 

Список использованных источников

1. Конституция РФ, М.: 1993г.

2. Демидов А.И. Правоведение. 1995. №3.

3. Козулин А.И. Государство и  право. 1994. №2.

4. Комаров С. А. Теория государства  и права в схемах и определениях. - М., 1997.

5. Малько А.В. Правоведение. 1997. №3.

6. Матузов Н.И. Правовая система  и личность. Саратов. 1987.

7. Общая теория государства и  права. Учебник /Под ред. Лазарева  В. М. М.: Юрист - 2004.

8. Семин Г. Основы Российского  правового государства/ Российская  юстиция/ 1998 №2.

9. Скоков А. М., Строев Е. А.  Общество, государство и право  России. - Рязань, 2003.

10. Теория государства и права.  Курс лекций. Н. И. Матузова  и А. В. Малько - М. Юрист - 2004г.

11. Хрестоматия по истории политических и правовых учений/Под ред. Волосникова Л.Н. В 2-х ч. - Тюмень, 1996.

 


Информация о работе Теории происхождения государства