Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 12:02, курсовая работа
Целью курсовой работы является детальное рассмотрение и анализ основных теорий происхождения государства в тесной связи с изучением общих закономерностей и различий происхождения государства у различных народов.
Объектом исследования является совокупность теоретического материала о происхождении государства.
Предметом исследования является многообразие теорий происхождения государства.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
РАЗДЕЛ 1. МНОГООБРАЗИЕ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА……………………………………………………………………6
1.1 Причины многообразия теорий происхождения государства………………...6
1.2. Общие закономерности возникновения государства……………………......8
1.3.Особенности происхождения государств у разных народов………………..11
РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА 15
2.1. Наиболее распространенные теории происхождения государства………...15
2.2. Отдельные менее признанные теории происхождения государства………25
2.3. Современные трактовки происхождения государства……………………...29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...32
ЛИТЕРАТУРА…………………………………
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
РАЗДЕЛ 1. МНОГООБРАЗИЕ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА…………………………………………………
1.1 Причины многообразия теорий происхождения государства………………...6
1.2. Общие закономерности возникновения государства……………………......8
1.3.Особенности происхождения государств у разных народов………………..11
РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА 15
2.1. Наиболее распространенные теории происхождения государства………...15
2.2. Отдельные менее признанные теории происхождения государства………25
2.3. Современные трактовки происхождения государства……………………...29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня, пожалуй, нет более спорного вопроса в политической науке, чем вопрос о государстве, его природе и роли в общественной жизни. Для того чтобы глубоко и всесторонне понять сущность и особенности существующих ныне государств и правовых систем, а также попытаться выявить исторические тенденции их развития в будущем, необходимо, прежде всего, изучить, как эти государства и государственные образования возникают, какой путь они проходят и чем они становятся сейчас. В. И. Ленин, несомненно, был прав, когда писал, что если рассматривать какое угодно общественное явление, включая государство, под углом зрения его возникновения и развития, то в нем, безусловно, окажутся остатки прошлого, основы настоящего и зачатки будущего.
Таким образом, акцентируя внимание на изучение проблем возникновения и развития государства в настоящем, мы тем самым перебрасываем мост в его прошлое и создаём предпосылки для понимания основных тенденций его развития в будущем. Выражаясь словами М. Н. Марченко: «изучение процесса происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты. Даёт возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Позволяет чётче определить все свойственные им функции - основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системе».
Формирование государства у разных народов шло различными путями. Это обусловило различные точки зрения в объяснении причин возникновения государства и многообразие теорий происхождения государства. Вопросам теорий происхождения государства в юридической литературе традиционно уделяется большое внимание. О значимости этой проблемы свидетельствуют многочисленные монографии, учебники, учебные пособия, периодические издания.
Таким образом, актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что невозможно понять процессы, происходящие в том или ином государстве, если не знать, каким образом оно исторически формировалось. Для формирования политики современного государства, определения оптимальных путей его развития, необходимо учитывать, как и когда оно возникло, какие основные этапы прошло в своем развитии, какие причины влияли на его образование, становление, изменение формы и содержания.
Целью курсовой работы является детальное рассмотрение и анализ основных теорий происхождения государства в тесной связи с изучением общих закономерностей и различий происхождения государства у различных народов.
Объектом исследования является совокупность теоретического материала о происхождении государства.
Предметом исследования является многообразие теорий происхождения государства.
В связи с поставленной целью можно выявить ряд задач:
1. Рассмотреть причины многообразия теорий происхождения государства и возможные варианты их классификации.
2. Исследовать общие закономерности и формы возникновения государства, а также особенности происхождения государств у разных народов.
3. Изучить основные теории происхождения государства, проанализировать их достоинства и недостатки.
Методологическую основу исследования составляет диалектический материализм. Наряду с этим здесь широко используются такие методы исследо-вания, как: специально-юридический, сравнительно-правовой, исторический и другие приемы обобщения научного материала и практического опыта.
Раскрытие темы предполагает изучение ряда учебной, а также научной литературы, монографий, методических разработок, пособий и материалов периодических изданий.
Теоретическую основу курсовой работы составляют труды отечественных ученых: С. С. Алексеева, В. В. Лазарева, Л. И. Спиридонова, В. Н. Хропанюка, О.С.Скакун и др.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух разделов, шести подразделов, заключения и списка литературы.
Общий объем работы составляет 37 страниц.
РАЗДЕЛ 1
МНОГООБРАЗИЕ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
1.1.Причины многообразия теорий происхождения государства.
Существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства и права. Это вызвано многими причинами, в том числе:
Во-первых, на процесс происхождения государственности влияли многие факторы: социально-экономические, военно-политические, природно-климатические, информационно-управленческие, нравственно-религиозные, национально-исторические, духовно-культурные, экологические, психологические и т.п.
во-вторых, мыслители, предлагавшие объяснение этому процессу, жили в разные исторические эпохи, и, разумеется, использовали разный объем накопленных человечеством знаний;
в-третьих, объясняя процесс возникновения государства, ученые чаще всего брали для иллюстрации своих идей известные им регионы земли;
в-четвертых, зачастую мыслители, восхищенные достижениями других наук, пытались эти результаты применить к наукам общественным и, в частности, основываясь на тех или иных достижениях, по-новому взглянуть на процесс происхождения государства;
в-пятых, нельзя исключить и того, что на взгляды авторов теорий очень часто сильно влияли их философские и идеологические пристрастия. В этом случае в строго теоретическую проблему о происхождении государства вносится чисто политический момент1. Вопрос о том, почему нужно повиноваться государственной власти, в таком представлении логически связывается с вопросом, каково ее происхождение. В этом - причины не только множественности, но и неоднозначности произрастающих на данной основе теорий2.
За время существования юридической, философской и политической науки были созданы десятки самых различных теорий и доктрин. Высказаны сотни, если не тысячи самых различных предположений. Сложность проблемы привела к тому, что в государстве начали усматривать божественное установление. Вместе с тем споры о природе государства и права, причинах, истоках и условиях их возникновения продолжаются и по сей день.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что основными причинами многообразия теорий являются сложность и многогранность не только процесса происхождения государства и объективно существующих при этом трудностях его адекватного восприятия, но и прежде всего сложность самого понятия государства.
Кроме этого, при рассмотрении проблем возникновения государства необходимо различать, с одной стороны, процесс первоначального возникновения государства на общественной арене на основе разложившихся по мере развития общества догосударственных и, соответственно, доправовых явлений. А с другой стороны, необходимо выделять процесс зарождения и развития новых государств на базе ранее существовавших, но по каким-то причинам ушедших с общественно-политической сцены.
Таким образом, существование множества теорий происхождения государства вполне естественно и понятно. Особенно, если учитывать факт, что каждая из этих теорий отражает или различные взгляды и суждения тех или иных групп, слоёв, классов, наций и других социальных общностей на данный процесс, или на разные аспекты процесса происхождения государства и права. В основе таких взглядов и суждений всегда находились и находятся различные экономические, финансовые, политические и иные интересы. Имеется в виду весь спектр существующих в обществе интересов и противоречий, оказывающих прямое или косвенное влияние на процесс возникновения, становления и развития государства .
Среди теоретиков государства и права никогда не было раньше и в настоящее время нет не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения государства и права. Однако большинство из них всё же признают некоторые общие закономерности возникновения государства на определенной стадии развития человеческого общества.
1.2. Общие закономерности возникновения государства
Государственность приходит на смену родоплеменному строю, когда первобытное равенство и историческая первичная общественная форма собственности изживают себя и общество разделяется. Постепенно первобытные коллективистские производственные отношения стали видоизменяться и разрушаться. Три крупных общественных разделения труда (выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, обособление слоя людей, занятых в сфере обмена - торговли), а также постепенное совершенствование орудий труда и накопление опыта привели к такому росту производительности труда, когда начал создаваться значительный прибавочный продукт. С этого времени появилась объективная возможность обеспечить содержание большой группы людей, специализирующейся на выполнении каких-либо общественно значимых функций, группы, которая непосредственного участия в материальном производстве уже не принимает.
В результате общественного разделения труда изменилась и хозяйственная жизнь родовой общины (привлечение военнопленных в качестве рабочей силы с целью извлечения прибавочного продукта). Женский род заменяется мужским (патриархат), где родство ведётся по отцовской, а не по материнской линии. На смену групповому браку приходит парный брак. Интересы патриархальных семей уже не полностью совпадают с интересами рода. С появлением семьи началось разложение родовой общины. Возникла крестьянская община.
Наличие избыточного продукта позволило сосредоточить некоторым семьям, орудия труда, запасы товаров, стать владельцами обособленных участков земли и рабской силы, захваченной в результате войн. Развивалась социальная неоднородность общества. Имущественное неравенство послужило причиной расслоения общества и появления групп людей, которые «специализировались» на выполнении общих дел (контролеры, казначеи и др.)3.
Иной становится организация власти. Вместо собрания членов рода все чаще проводились только собрания мужчин. Постепенно осознавалась важность хорошего управления, руководства. Произошло разделение функций власти на светскую, военную и религиозную. Появляется племенная бюрократия, которая осуществляет руководство обществом уже не только в его общих интересах, но и в собственных, групповых, классовых интересах.
Потребовалась качественно новая организация, способная сохранять и обеспечивать жизнь общества как целого организма. Возникла необходимость в публичной власти с особыми отрядами людей, которые занимаются только управлением и осуществляют организованное принуждение. Такой организацией стало государство.
Следует учесть, что родовая организация эволюционировала в государство постепенно, проходя определённые переходные стадии, когда органы самоуправления ещё сохраняются, но уже появляются новые догосударственные структуры.
Многие современные исследователи, говоря о возникновении государства, выделяет своеобразный предгосударственный период - протогосударство, который рассматривается в качестве переходного от родоплеменной организации к государству4. Еще Ф. Энгельс говорил о таком предгосударственном периоде, как военная демократия, для которого характерны военная организация племен, систематическое ведение грабительских войн, усиление в результате этих войн власти военного вождя и подчиненных ему военачальников, зарождение наследственной королевской власти и наследственной знати5.
Другие же полагают, что государству непосредственно предшествовала не военная демократия, а так называемое вождество6 , которое пришло на смену военной демократии и отличается от нее. Черты отличия:
1) при вождестве вождь, опираясь на зачаточные органы власти, организует экономическую, распределительную, судебную и религиозную деятельность общества. В отличие от военной демократии, здесь народ отстраняется от непосредственного управления;
2) военная демократия - это горизонтальная политическая структура. В ней существует три не подчиненных друг другу органа управления - предводитель, совет старейшин, народное собрание. В вождествах же отчетливо просматривается иерархия поселений, их централизация;
3) в вождествах гораздо сильнее развита внутренняя структура власти и становится отчетливо видимым расслоение аристократии на управленческую, военную и жреческую;
4) в вождествах просматривается тенденция к сакрализации (освящению, обожествлению) персоны верховного правителя, тогда как при военной демократии выражение несогласия с его решениями, действиями могло быть.
Так или иначе, но между первобытнообщинным строем и государством лежит переходный период, для которого характерно сочетание элементов родоплеменной организации и государства. Этот период и есть протогосударство.
Переход от первобытно-общинного строя к государству сопровождался также образованием территориальной общины и развитием центров племенной жизни - укрепленных городов. Состав территориальной общины определялся уже не родственными отношениями, а расселением в одной местности, соседством. С этого момента территория стала важным фактором в процессе формирования государственности7.