Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 12:02, курсовая работа
Целью курсовой работы является детальное рассмотрение и анализ основных теорий происхождения государства в тесной связи с изучением общих закономерностей и различий происхождения государства у различных народов.
Объектом исследования является совокупность теоретического материала о происхождении государства.
Предметом исследования является многообразие теорий происхождения государства.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
РАЗДЕЛ 1. МНОГООБРАЗИЕ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА……………………………………………………………………6
1.1 Причины многообразия теорий происхождения государства………………...6
1.2. Общие закономерности возникновения государства……………………......8
1.3.Особенности происхождения государств у разных народов………………..11
РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА 15
2.1. Наиболее распространенные теории происхождения государства………...15
2.2. Отдельные менее признанные теории происхождения государства………25
2.3. Современные трактовки происхождения государства……………………...29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...32
ЛИТЕРАТУРА…………………………………
Итак, государство может возникнуть только тогда, когда общество достигло определенного уровня экономического развития, который позволяет содержать государственный аппарат. Государства возникают в эпоху бронзы на востоке, а в Южной Европе - позднее, в эпоху железа.
1.3. Особенности происхождения государств у разных народов
Развитие первобытного общества во всех регионах мира первоначально проходило примерно одинаково. Однако на стадии перехода к государству пути различных первобытных обществ разошлись. Разложение первобытного общества с его родовой организацией и становление государственной власти в различных исторических условиях имели свои специфические особенности. Формирование государства - длительный процесс, который у различных народов мира шел разными путями8.
Западный или Восточный путь развития в решающей степени зависит от того, произошло ли разложение сельской общины или она сохранилась, что в свою очередь определялось теми конкретными условиями, в которых находилось общественное производство. Так, необходимость ирригационных работ обусловливала сохранение общин и общественных форм собственности на землю. Это в конечном итоге приводило к фактическому появлению единой государственной собственности, и возникало восточное (азиатское) государство. Разложение же общин определялось возможностью успешной обработки земли одной семьей и влекло появление частной собственности. Возникало западное (рабовладельческое или феодальное) государство9.
Итак, для Восточного пути происхождения государства характерны: общественная форма собственности, существенный рост производительности труда, оседание накопленных богатств в руках родоплеменной знати, быстрый рост населения, его концентрация, появление городов, становящихся административными, религиозными и культурными центрами. И хотя интересы верховного вождя и его окружения, как и ранее, в основном совпадают с интересами всего общества, однако постепенно появляется социальное неравенство, приводящее ко все большему расхождению интересов управляющих и управляемых10.
Западный путь происхождения государства присущ странам, где явно доминировала частная собственность, которая устанавливала равенство собственников. Этот путь включает в себя различные формы возникновения отдельных государств. Афины - это пример классической формы возникновения государства, поскольку государство появилось непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри родового строя. Реформы Солона (594 до н.э.) и Клисфена (509 до н.э.), привели к окончательному разрушению старого, родового устройства, существовавших форм правления, к территориальному разделению населения и образованию политической власти и государственных учреждений.
Особенности создания Римского государства состояли в том, что этот процесс был ускорен борьбой плебеев с римской родовой знатью - патрициями. Плебеи были лично свободными людьми из населения покоренных территорий, но стояли вне римских родов и не являлись частью римского народа. Владея земельной собственностью, плебеи должны были платить налоги и отбывать военную службу, но были лишены права занимать какие-либо должности, не могли пользоваться и распоряжаться римскими землями. Победа плебеев в борьбе против привилегий патрициев взорвала старую, родовую организацию и воздвигла государственное устройство, основанное на территориальном делении и имущественных различиях.
Возникновение древнегерманского государства в значительной степени связано с завоеванием германскими племенами обширных чужих территорий - западной части Римской империи. Эти племена, имевшие к тому времени еще родовое устройство, не могли с помощью своих организаций управлять римскими провинциями, поскольку для господства над ними родовая организация не была приспособлена. Понадобился специальный аппарат принуждения и насилия. Верховный военачальник превращался в монарха, а народное достояние - в королевское имущество; органы родового строя были быстро преобразованы в государственные органы11.
Имеется немало народов и наций, которые создали свои государства только в XX веке. В силу конкретных исторических причин они либо никогда не имели собственного государства, либо утратили раннюю государственность и долгое время входили в состав других многонациональных государств, испытывали национальные притеснения со стороны господствующей власти основной нации (например, Украина в составе дореволюционной России). Многие из них сумели добиться собственной государственности в XX в. в результате реализации права наций на политическое самоопределение. Эта причина была решающей, ей сопутствовала характерная для возникновения ранних государств социальная неоднородность общества, его противоречивость. Такие государства образовались в процессе ликвидации империй, колоний, суверенизации государственно-подобных образований.
Так, на руинах прежних колониальных империй в Азии, Африке, Латинской Америке, Океании с середины 50-х годов XX в. возникло более 90 новых государств. Их количество в наши дни выросло. При этом образование государства шло или мирным путем - в результате референдума, или в результате вооруженной борьбы за свою независимость (Зимбабве, Ангола, Вьетнам и др.), или присутствовало и то и другое. Пополнил ряды новых государств распад СССР. К государствам, образовавшимся в результате развала СССР, относится Украина и другие страны СНГ12.
В связи с названными обстоятельствами, условно можно определить два варианта возникновения государства: первоначальный и производный13.
Первоначальный - когда в первобытном обществе создавались предгосударственные формы и предпосылки, которые приводили к образованию государства.
Производный - к возникновению государства приводят события, коренным образом изменяющие прежнее общественное устройство, например, революционные преобразования, в результате которых происходит полный разрыв с прежней государственностью (Франция - 1789, Россия - 1917, Китай - 1947). Образование нового государства возможно и благодаря организационным изменениям: 1922 г. - СССР и его распад, объединение Танганьика и Занзибара в Танзанию - 1964, объединение Германии и др.).
Итак, как бы ни был длителен процесс формирования государства, во всех случаях это объективно закономерный процесс, обусловленный, прежде всего внутренним развитием общества, его различными социально-экономическими, военно-политическими, культурно-историческими, этническими, психологическими, нравственно-религиозными, эколого-географическими и другими обстоятельствами. Возникновение государства у каждого народа имеет свои особенности, характеризуется определенными чертами.
РАЗДЕЛ 2
АНАЛИЗ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
2.1. Наиболее распространенные теории происхождения государства
Теологическая (религиозная) теория господствовала в средние века. В настоящее время она наравне с другими теориями распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Саудовская Аравия и др.) носит официальный характер. Ее сторонниками были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы, христианские философы и богословы (Фома Аквинский - XIII в., Аврелий Августин (Блаженный - IV-V в.), идеологи ислама и современной католической церкви (неотомисты -- Жак Маритен, Мерсье и др.).
Суть теологической теории: государство возникло по воле Бога. Следовательно, государство, его институты, власть вечны, незыблемы и святы; их возникновение и упразднение не зависит от человека; они являются выразителями воли Бога на земле; необходимо полностью и во всем подчиняться власти государства. В первых государствах божественное право придавало государственной власти авторитет, а решениям государства - обязательность.
Достоинства данной теории: способствует укреплению гражданского согласия в обществе, усилению духовности; препятствует насилию, революциям и гражданским войнам, переделу власти и собственности.
Недостаток теории в том, что она основана на вере, а не на проверенном научном знании, то есть ненаучна. Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть14.
Основоположником патриархальной теории считается древнегреческий философ Аристотель (384-322 до н. э.). Ученый считал, что люди как коллективные существа стремятся к общению и образованию семей, а развитие семей ведет к образованию государства. В Китае эту теорию развивал Конфуций, в более современную эпоху ее поддерживали Филмер и Михайловский.
Суть патриархальной теории: государство возникает по модели семьи, то есть, государство - своеобразная "большая семья", состоящая из множества обычных семей, разрастающихся из поколения в поколение. Следовательно, власть правителя (короля) является продолжением отцовской власти в семье. Согласно патриархальной теории: монарх является отцом всего народа; благосостояние общества невозможно без королевской (отцовской) заботы; король действует во благо подданных, охраняет и защищает их (как отец членов семьи); власть короля (отца) ничем не ограничена и незыблема; подданные обязаны чтить короля и подчиняться ему, как члены семьи отцу.
К достоинствам патриархальной теории можно отнести то, что она способствует сплочению общества, уважению, почитанию государственной власти; культивирует дух родства, братства, взаимосвязанности членов общества (как членов семьи).
Недостатком теории является прямое отождествление государства и семьи, власти монарха и отца, чему противоречат многие факты: весь народ (несмотря на наличие определенной общности) вряд ли правильно объявлять родственниками; монарх - представитель публичной власти, отделенной от народа, и его власть имеет иную основу, чем власть отца в семье; власть отца неформальна и непосредственна, власть монарха сильно формализована, сопровождена церемониалом, осуществляется опосредованно, через чиновников, бывает подкреплена законами, хартиями, опирается на аппарат принуждения). Вряд ли можно считать государство прямым продолжением семьи еще и потому, что оба эти института зарождались постепенно и почти в одно и то же время в процессе разложения первобытнообщинного строя15.
Теория общественного договора или естественно-правовая была сформулирована в работах раннебуржуазных мыслителей и получила распространение в XVII - XVIII вв. Эта теория противостояла феодальному сословному государству, царящему в обществе произволу, неравенству людей перед законом. Ее авторами и сторонниками в разное время являлись Гуго Гроций, Джон Локк, Томас Гоббс, Шарль-Луи Монтескье, Дени Дидро, Жан-Жак Руссо, А. Н. Радищев.
В большинство концепций этих авторов входит идея «естественного права», т. е. наличия у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от Природы. Характерно, что в работах многих представителей указанной школы обосновывалось право народа на насильственное, революционное изменение строя, который нарушает естественные права (Руссо, Радищев и др.). Нашло это положение свое отражение и в Декларации независимости США.
Суть естественно-правовой теории раскрывают следующие положения16:
- первоначально люди находились в догосударственном (первобытном) состоянии, в «естественном состоянии», которое понималось разными авторами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие -- «золотой век» и т.п.);
- каждый преследовал только свои интересы и не считался с интересами других, что приводило к "войне всех против всех", в результате которой неорганизованное общество могло уничтожить само себя;
- чтобы этого не случилось, люди заключили "общественный договор", в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания;
- в результате был создан институт согласования интересов, совместной жизни, взаимной защиты - государство;
Согласно теории, государство и народ имеют взаимные обязательства: народ соблюдает законы, платит налоги, выполняет воинскую и другие повинности; государство регулирует отношения между людьми, наказывает преступников, создает условия для жизни и деятельности людей, защищает от внешней опасности. В случае нарушения государством своих обязанностей народ может разорвать общественный договор и найти других правителей.
Теория общественного договора имела большое прогрессивное значение :
- были разрушены идеалы святости и непогрешимости власти, полного подчинения ей, отсутствия у народа возможности повлиять на власть;
- сделан шаг к созданию гражданского общества;
- фактически выдвинут принцип народного суверенитета: власть производна от народа и принадлежит народу;
- признавалось, что государственные структуры, власть существуют не сами по себе, а должны выражать интересы народа, быть у него на службе;
- обосновано прогрессивное для того времени право народа на восстание, говоря современным языком - право менять власть, если она перестала выражать интересы народа;
- теория, демократичная по своей сути, подготовила почву возникновению республик - как альтернативы реакционным монархиям XVII - XVIII вв.