Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 12:02, курсовая работа
Целью курсовой работы является детальное рассмотрение и анализ основных теорий происхождения государства в тесной связи с изучением общих закономерностей и различий происхождения государства у различных народов.
Объектом исследования является совокупность теоретического материала о происхождении государства.
Предметом исследования является многообразие теорий происхождения государства.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
РАЗДЕЛ 1. МНОГООБРАЗИЕ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА……………………………………………………………………6
1.1 Причины многообразия теорий происхождения государства………………...6
1.2. Общие закономерности возникновения государства……………………......8
1.3.Особенности происхождения государств у разных народов………………..11
РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА 15
2.1. Наиболее распространенные теории происхождения государства………...15
2.2. Отдельные менее признанные теории происхождения государства………25
2.3. Современные трактовки происхождения государства……………………...29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...32
ЛИТЕРАТУРА…………………………………
Исторически расовая теория изжила себя и была полностью дискредитирована несколько десятилетий назад. Она не используется больше как официальная идеология, но как "научная", академическая доктрина, она имеет хождение в западных странах и в настоящее время.
Инцестная (половая) теория считает, что запрет инцеста (кровосмешения) близких родственников является исходным социальным фактом в выделении человека из мира природы, структуризации общества и в последующем возникновении государства (автор - Леви-Стросс)27.
Согласно спортивной теории, возникновение государства напрямую связано с происхождением игр и физических упражнений, а также спорта в целом. Автор этой теории Ортега Х. Гассет.
Суть теории:
Развитие сознания первобытного человека привело к тому, что он стал осознавать важность своей физической силы и необходимость её тренировки. С возникновением религиозных верований элементы физических упражнений связывались с религиозными обрядами. Так появились культовые танцы, пляски, игры.
У многих первобытных народов существовал своеобразный обряд с педагогической направленностью - инициация (посвящение), который использовался при переходе из одной возрастной группы в другую, при приёме в род или племя и т. д. Готовясь к посвящению, юноши усиленно тренировались, закалялись, принимали участие в охоте. К инициации молодёжь готовили специально выделенные старейшины, члены рода, которые имели большую физическую силу и опыт обучения, а также опыт проведения таких испытаний. Так создавалась специальная организация, в которую входили: организаторы инициации, люди, имеющие опыт их проведения, люди, обучающие молодежь, а также почётные члены рода, которые следили за правильностью проведения инициации. Возможно, что существовали специальные органы, которые применяли санкции к не прошедшим испытания. Отсюда автор проводит параллель этой организации, где каждый её член имеет свои функции, со структурой государства.
В подтверждение выдвинутой идеи автор приводит систему физического воспитания в Спарте. Олимпийские игры стоят в том же ряду. Для их проведения требовались структуры, намного превосходящие по количеству людей органы, создаваемые для проведения инициации в первобытном обществе. В Древней Греции и были созданы именно такие органы, которые впоследствии переросли в органы государства.
Оценка теории. Эта теория опирается на достоверные факты: проведение Олимпийских игр. Также верно и то, что сила и ловкость имели в то далёкое время большое значение. Но Греция не единственный район, где возникла государственность. Эта теория не объясняет глубинных процессов образования государства, так как её сторонники берут для рассмотрения лишь одну сторону жизни человечества - воспроизведение самого человека, хотя более важное значение имеет материально производство.28
Автором патримониальной теории является французский учёный Галлер. Представители этой теории считают, что государство произошло из поземельной собственности. Инстинкт территории присущ уже птицам и животным. Человек им тоже обладает, но только ещё в большей мере и более обострённо. Издавна между общинами, племенами, происходили стычки за территорию, которая была основой пропитания в эпоху присваивающей экономики. Когда человек перешёл к производящей экономике, скотоводству, пахотному земледелию, земля не перестала быть объектом использования, более того, человек оказался привязан к ней накрепко, поскольку и один, и другой вид производства предполагал оседлый образ жизни.
В первобытном обществе земля принадлежала общине, племени в целом и находилась в коллективной собственности. Затем происходит концентрация власти в руках вождей (и соответственно распоряжение ими землёй), и постепенно переходит во власть государственную. Властителем земли объявляется государь. Таким образом, государственная власть идёт не от народа и не от кого-либо. Подобные правители господствуют над территорией в силу своего «исконного» права на собственность. В такой ситуации народ представлен в качестве арендаторов земли собственника, а чиновники - в виде приказчиков правителей. Право собственности на землю является первоосновой господства над территорией. Из права владения землёй власть автоматически распространяется и на проживающих на ней людей. Подобным образом обосновывался, например, феодальный сюзеренитет.29
Взгляды сторонников патримониальной теории, по словам современных ученых, являются вполне логичными и во многом исторически обоснованными. Однако, несмотря на то, что территориальный фактор играл немаловажную роль в процессе образования государства, но, во-первых, он был далеко не единственным, а во-вторых, даже не главным. Кроме того, следует в качестве негативной черты отметить и излишнюю идеологическую направленность теории - оправдание монархической власти и феодального строя в целом, а также возможности монарха издавать «собственное право». Галлер проигнорировал многочисленные в истории факты приобретения земель путём военного завоевания, а также иного насильственного их захвата, упустил и ещё один момент: посягательство на территорию. Всё это особо остро ставит вопрос о защите территории. Но если нет государства, то её некому охранять. Догосударственное общество организованно по принципу кровнородственной связи. Понятие «свой» или «чужой» определялись именно этим, а не проживанием на определённой территории30.
Диффузная теория Гребнера утверждает, что государство возникает в результате передачи опыта управления большими отрядами человеческого сообщества от одних народов другим, или как результат распространения опыта государственно-правовой жизни на те регионы земного шара, где он еще не использовался.
Помимо перечисленных теорий, существуют и другие.
2.3. Современные трактовки происхождения государства
Современные теории западных политологов исходят из новых социально-экономических, политических, научно-технических, международных и иных условий. Среди них наиболее распространенные:
- теория элит (В.Парето, Г.Моска, Ч. Р.Миллс и др.).
- технократические теории (Р.Арон, Д.Гелбрейт и др.).
- теория плюралистической демократии,
- теория государства всеобщего благоденствия,
- теория социального и правового государства,
- теория солидаризма,
- теория конвергентного государства,
- теория мирового государства и правительства и др.
На протяжении всего советского периода отечественная теория государства и права вопросы происхождения государства трактовала в основном с марксистских позиций. Однако начиная с 60-х годов прошлого столетия, отдельные постулаты марксистского учения о происхождении государства стали подвергаться со стороны некоторых советских исследователей сомнению. Современная теория государства и права уже во многом не придерживается марксистских взглядов на происхождение государства, хотя ряд положений этого учения считает безусловно правильным. В то же время в современной теории государства и права не существует однозначной трактовки вопросов происхождения государства. На сегодняшний день можно выделить три основных теории происхождения государства: кризисную, дуалистическую и специализации.
Согласно кризисной теории31 (ее автором является проф. А. Б. Венгров), государство возникает как итог так называемой неолитической революции - перехода человечества от экономики присваивающей к экономике производящей. Этот переход по мнению А. Б. Венгрова был вызван экологическим кризисом (отсюда название теории), который возник примерно 10-12 тыс. лет назад. Глобальное изменение климата на Земле, вымирание мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей и другой мегафауны поставило под угрозу существование человечества как биологического вида. Сумев выйти из экологического кризиса путем перехода к производящей экономике, человечество перестроило всю свою социальную и хозяйственную организацию. Это привело к расслоению общества, появлению классов и возникновению государства, которое и должно было обеспечить функционирование производящей экономики, новые формы трудовой деятельности, само существование человечества в новых условиях.
Дуалистическая теория32 (ее авторами являются проф. В. С. Афанасьев и проф. А. Я. Малыгин) тоже связывает процесс возникновения государства с неолитической революцией. Но, в отличие от кризисной теории, она говорит о двух путях возникновения государства - восточном (азиатском) и западном (европейском). При этом восточный путь возникновения государства рассматривается как универсальный, поскольку считается характерным для государств Азии, Африки и Америки, а западный - как уникальный, ибо присущ только европейским государствам.
Главная особенность восточного пути возникновения государства видится авторам дуалистической теории в том, что государство формируется на основе сложившегося в первобытном обществе аппарата управления. В зонах поливного земледелия (а именно там возникали первые государства) существовала потребность в строительстве сложных ирригационных сооружений. Это требовало централизованного управления и создания специального аппарата, т.е. органов, должностных лиц, которые бы это управление осуществляли. Органы общественного управления и соответствующие должности создавались для выполнения и некоторых других функций (например, для управления особыми резервными фондами, отправления культов и т.д.). Постепенно должностные лица, выполнявшие функции общественного управления, превращались в привилегированную замкнутую социальную прослойку, касту чиновников, ставшую основой государственного аппарата.
Для западного пути возникновения государства характерным считается то, что ведущим фактором здесь было разделение общества на классы, в основе которого лежала частная собственность на землю, скот и рабов.
Теория специализации (ее автор - проф. Т. В. Кашанина)33, также не отвергая значения неолитической революции в образовании государства, акцентирует внимание на том, что государство есть результат политической специализации, т.е. специализации в управленческой сфере. По мнению автора этой теории, закон специализации - это закон развития окружающего мира. Специализация присуща как биологическому, так и социальному миру. Частной формой проявления данного закона является разделение труда, которое возникло сначала в экономической, а затем и в политической, управленческой сфере. Экономическая специализация заложила материальную основу для возникновения и постепенного развития политической специализации, которая и привела в конечном счете к возникновению государства.
Рассмотренные теории, разумеется, не исчерпывают всего многообразия взглядов современных исследователей на происхождение государства. В научной и учебной литературе встречаются и другие мнения по данному вопросу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
За многие столетия и тысячелетия существования государства сменились не только тысячи поколений - пришли и ушли целые общественно-экономические формации со своими ведущими общественно-политическими силами, классами-протагонистами и со своими весьма неодинаковыми жизненными проблемами. Цари и короли, императоры и фараоны, диктаторы и демократы, цезари и консулы, мудрецы и проходимцы, каждый по-своему, в зависимости от существовавшей политической системы и утвердившегося политического режима, но всегда настойчиво и неизменно стремились захватить, удержать, укрепить государственную власть как важнейший решающий рычаг своего господства34.
Естественно, что еще в глубокой древности люди стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.
Государство явление многогранное. Рассмотренные в курсовой работе теории по- разному объясняют причины происхождения государства. Каждая из этих теорий раскрывает, как правило, одну из возможных сторон процесса возникновения государства. Их обобщение и осмысление в рамках одной универсальной теории вряд ли возможно.
Вместе с тем, можно отметить ряд положений, которые являются общими и характерными для современных взглядов на происхождение государства.
Во-первых, подавляющее большинство современных исследователей исходит из того, что государство не является результатом божественного разума, общественного договора или завоевания одних народов другими. Некоторые из этих факторов (например, договор или насилие) могут сыграть определенную положительную роль в возникновении какого-либо конкретного государства, но им не следует придавать универсального значения при объяснении причин возникновения государства вообще. Государство есть закономерный результат развития самого первобытного общества, в недрах которого объективно складываются необходимые для этого условия.
Во-вторых, говоря о происхождении государства, многие современные исследователи связывают возникновение государства с неолитической революцией, под которой, как уже отмечалось, понимается переход человечества от присваивающей экономики к экономике производящей. Он повлек за собой разложение первобытнообщинного строя и возникновение государства. Чем был вызван этот переход, современная наука однозначного ответа не дает. Кроме экологического кризиса называются и другие причины. Тем не менее ученые сходятся в том, что примерно 10-12 (по некоторым источникам 10-15) тыс. лет назад в эпоху позднего неолита в различных районах земного шара начался переход человечества к производящей экономике, который растянулся на несколько тысячелетий и завершился приблизительно в VII-III тысячелетиях до н. э. Этот период привел к совершенно новым формам хозяйственной и трудовой деятельности и изменил всю социальную организацию первобытных людей.
В-третьих, при освещении вопроса о происхождении государства значительное внимание уделяется общественному разделению труда, которое возникло при переходе к производящей экономике. При таком переходе на смену естественному разделению труда между мужчинами и женщинами, между взрослыми и детьми приходит общественное разделение труда между различными племенами, а также различными социальными группами. Общественное разделение труда и связанное с ним возникновение прибавочного продукта приводят к социальному расслоению первобытного общества и разрушению родоплеменных связей, основанных на кровном или предполагаемом родстве. Более того, с развитием ремесла и торговли, с великим переселением народов на территории родов и племен начинают оседать ремесленники, купцы и другие «пришлые» люди, не связанные какими-либо родственными узами с родами и племенами. Все это делает невозможным нормальное функционирование публичной власти первобытного общества и требует ее замены новой публичной властью - государственной.