Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 00:04, реферат
Проблема политического терроризма в России очень актуальна для нашего времени. Многие люди уверенны, что такой способ политической борьбы - порождение современного мира, в котором неожиданно обострились идеологические и этнические противоречия, а само осуществление террористического акта стало технически несложным. Но человек, занимающийся историей, знает, что нашей стране терроризм уже существовал по крайней мере полтора столетия назад.
1)Введение
2)Глава I. Общественное движение в 1861-1866 годах.
Начало революционного террора
3)Глава П. Итоги «хождения в народ». Возникновение «Народной воли»
4)Глава III. Осуществление покушений на императора.
Убийство Александра II и судьбы террористов
5)Заключение
6)Список использованной литературы
По мнению автора работы, точное следование указаниям прокламации приводит убежденного революционера к усвоению сектантско-фанатических принципов, явно проявившихся позже в работах Нечаева и Бакунина, а затем и в программных документах «Земли и воли».Составляется образ замкнутой группы, ставящей своей целью борьбу за абстрактный идеал. Призыв к убийству «ста тысяч помещиков» - что это как не призыв к террору? Одновременно Шелгунов ссылается на народ; но он не принимает во внимание реальные чаяния народа, не задумывается о глубоко христианском мировоззрении крестьян. Разубедить крестьянство в добрых намерениях царя было невозможно. Поэтому революционер Шелгунова - боец-одиночка, не имеющий поддержки масс. В конце воззвания были строки: «Ищите вожаков, способных и готовых на все, и да ведут их и вас на великое дело, а, если нужно, то и на смерть за спасение отчизны, тени мучеников 14 декабря!»
1862 год был годом перелома в политическом обострении 69-х годов. Революционная ситуация еще не была исчерпана, но ее кульминационный момент оказался уже пройденным, хотя многие участники революционных движений еще не сознавали этого. В несколько раз сократилось число крестьянских восстаний. Революционные силы в течение первой половины 60-х сильно страдала от преследований со стороны правительства.
Еще более радикальная, чем прокламация Шелгунова, прокламация П.Г.Заичневского «Молодая Россия» наделала много шуму в кругу радикальных разночинцев. Отрицая «конституционность мнения» и «отвращение от кровопролитных действий», Заичневский провозгласил в своем обращении: «Мы будем последовательнее не только жалких революционеров 48-го года, но и великих террористов 92 года, мы не испугаемся, если увидим, что для ниспровержения современного порядка приходиться пролить втрое больше крови, чем пролито якобинцами в 90-х годах». Это уже откровенный призыв к началу революционного террора. В случае успеха революции, которая предполагалась как крестьянская, «Молодая Россия» настаивала на введении диктатуры и «других оснований экономического и общественного быта».1. Отзыв о прокламации в демократических кругах был нелестным, но поддержка среди студенчества и мелкого чиновничества ширилась.
Появление прокламаций почти совпало с петербургскими пожарами в мае 1862 года. Либерал Кавелин в своем письме к Герцену безаппеляционно утверждал: «Что пожары в связи с прокламациями - в этом нет теперь ни малейшего сомнения!». Подобные слухи ходили по Петербургу, и этим воспользовалось правительство: в тот же момент было создана особая следственная комиссия для борьбы с «крамолой». Она произвела аресты видных политических деятелей Н.Г.Чернышевского, Н.А.Серно-Соловьевича, Д.И.Писарева и др. Были закрыты журналы «Современник» и «Русское слово», а также многие интеллигентские кружки. Вопрос о причине пожаров, повлекших за собой столь важные последствия, в истории остается открытым. Вполне возможно, что они были инициированы террористами. В таком случае активный террор следует считать начавшимся уже в 1862 году. Если считать пожары террористическими актами, то их результат можно считать отрицательным. После пожаров усилились репрессии против левой интеллигенции. Тем не менее в таких жестких условиях в стране появилась новая сильная левая организация, получившая название «Земля и воля». Попытки создать «подземное» общество внутри России предпринималась Серно-Соловьевичами, Слепцовым еще в конце 1861 года. Реальные действия организации начались весной 1862 , когда во главе ее стали братья Соловьевичи, А.А.Слепцов, Н.Н.Обручев и В.С.Курочкин. Комитеты были созданы в Астрахани, Саратове, Казани, Нижнем Новгороде и Твери. Эта организация не имела разработанной идеологии. В основном в своих политических лозунгах землевольцы делали упор на «народ русский» и передачу земли крестьянам без выкупа. Для реализации своих планов они требовали созыва Земского Собора, где были бы представлены все сословия. Основным занятием землевольцев была пропаганда.
Тем временем в Польше ширилось народно-освободительное движение. Известно, что в рядах польских сепаратистов не было единства ,все движение разделилось на «красных» - левых либералов и демократов - и «белых» - консервативных националистов. Некоторая поддержка полякам была оказана землевольцами, которые объединились для этой цели в так называемый «Казанский» комитет во главе с польским выходцем Черняком. «Казанцы» были практически сразу арестованы сотрудниками третьего отделения. На этом поддержка польского восстания - кроме идеологической - была закончена, а само польское движение было подавлено.
Разгром польского восстания стал последним фактором, который лишил революционную интеллигенцию надежды на всеобщее крестьянское восстание. В 1864 году общее количество крестьянских выступлений сократилось, дойдя до небывало низкого уровня за многие годы. Одновременно произошел окончательный разрыв между демократическими и либеральными лагерями: либералы перестали сотрудничать с «Современником», а Герцен объявил, что с Кавелиным сотрудничать не желает. Самая крупная революционная организация «Земля и воля» к началу 1864 года практически распалась, потеряв при этом всякую поддержку в народе и среди дворянства.
Однако, несмотря на то, что демократический подъем не закончился социальным взрывом, значение его для дальнейшей истории радикальных демократических организаций очень велико. Ко времени первой революционной ситуации относятся первые попытки организованного нелегального партийного строительства, а так же зарождение и заметное развитие подпольных органов печати. Обозначились и основные движущие силы, которыми предполагали стать студенты и учащиеся, мелкая интеллигенция и часть рабочих. По выражению А.И.Герцена, «Утренняя заря наша высказывала наши стремления и, если не нашла путей, то указала цель и поставила вехи
По мнению автора работы, все вышеперечисленные факторы явно указывали на отсутствие других возможностей к дальнейшей борьбе без закрытых организаций иезуитского типа, способных вести ее, невзирая на способы и количество жертв. Жестокая реакция вкупе с отсутствием массовой поддержки населения других вариантов не оставляли. Такие организации появились, заменив «Землю и волю».
Основываясь
на идеях Г.И.Чернышевского и
К представителям последних относятся так называемые «ишутинцы» - деятели подпольной группы середины 60-х годов. Их идеологические воззрения можно понять из слов одного из участников группы П.Ф.Николаева: «Мы не только не были поклонниками Писарева, но даже его ярыми врагами, так как в его деятельности видели значительное отклонение от основных идей Чернышевского о службе народу и главным образом крестьянству».
Кружок ишутинцев возник в 1863 году и прекратил существование в 1866 г. Его принято называть ишутинским вследствие центральной роли, которую играл в ней сам Николай Андреевич Ишутин (1840-1879), разночинец из Пензенской губернии, прибывший в Москву в 1863 году и целиком отдавшийся делу революции. В его кружке состояли П.Ермолов, Д.Юрасов, М.3агибалов, Д.Каракозов и другие - большей частью студенты или лица, недавно закончившие университет. Свою деятельность ишутинцы начали вполне легально, создавая мастерские по плану Чернышевского; артели и ассоциации с привлечением большого числа посторонних людей. Но этот период деятельности группы быстро сошел на нет. Член кружка Загибалов сообщал позже на следствии: «Ишутин сказал, что для достижения нашей цели можно употреблять самые энергичные меры». С целью активизации работы кружка была организована «Организация» - тот же кружек в более тесной форме. «Организация», появившаяся в 1861 году, строилась в расчете на подготовку социальной революции, а основным способом уничтожения существующего строя Ишутин признал террор: «Посредством систематических цареубийств достигнуть социальной революции».
Основными исполнителями террористических замыслов стали члены внутреннего кружка «Организации», получившего название «Ад». Он был сформирован по указанию якобы существовавшей международной революционной организации «Революционный европейский комитет». По заданию этого комитета царь Александр II должен был быть убит членами «Ада». Такое предложение вызвало разногласия, но один из участников кружка Каракозов ,не считаясь с мнением других участников, самостоятельно отбыл в Петербург и 4-го апреля стрелял в царя. Покушение не удалось: Каракозов был арестован, а организация разгромлена. Позже Каракозов был повешен, а остальные члены кружка пошли на каторгу и в ссылку. Ишутин был помилован на эшафоте и выслан.
После покушения аресты подозреваемых людей и высылки их приняли массовый характер. Репрессии дошли до того, что вышло запрещение носить синие очки и длинные волосы мужчинам, а короткие - женщинам, что якобы свидетельствовало о «крайнем социализме» человека. Запреты коснулись школ, библиотек, университетов и так далее.
Репрессии не достигли своей основной цели: парализовать развитие революционных организаций не удалось. Тайные общества появлялись и действовали, хотя многие из них быстро ликвидировались. Так, в феврале 1868 года в Москве и Петербурге была ликвидирована организация «Рублевое общество» Феликса Волховского, а позже - организация И.И.Бочкарева. Вообще, подпольная околореволюционная деятельность стала своеобразной модой в студенческой среде конца 60-х годов.
В
таких условиях работы выдающегося
теоретика анархизма М.А.
Студенческие беспорядки действительно имели место в Петербурге в 1869 году, но были быстро подавлены. Нечаевская организация была разгромлена во время беспорядков, а сам Нечаев бежал за границу, где встретился с Бакуниным. Бакунин горячо поддержал Нечаева, и вместе они выпустили журнал «Народная расправа», а также знаменитый «Катехизис революционера». Бакунин в своих работах призывал студентов: «Ступайте в народ! Там ваше поприще, ваша жизнь, ваша наука». Бакунин требовал обратить особое внимание на «разбойничий мир». По его мнению, разбойники «составляли мир русской революции».
Перед возвращением Бакунин снабдил Нечаева мандатом вымышленного «Всемирного революционного союза» за своей подписью. По возвращении Нечаев начал формирование собственного тайного общества «Народная расправа» в Москве. Общество было основано на слепом подчинении руководителю, причем в целях конспирации Нечаев разбил рядовых членов на пятерки, поставив над каждой из них своего доверенного человека. Рядовые участники не знали никого, кроме своих согрупников и командира. Нечаев исключал всякую самостоятельность участников группы, а когда член одной из групп Иванов проявил непослушание, то сам Нечаев при помощи других членов комитета убил его (ноябрь 1869 года). Основанием для убийства было провозглашено предательство со стороны Иванова, но это обвинение было заведомо ложным. Тогда же, зимой 1869 - 70 годов нечаевская группа была разгромлена. Сам Нечаев бежал за границу, но в 1872 году был выдан швейцарскими властями и умер в Петропавловской тюрьме.
Ишутинская
и нечаевская группировки ставили
перед собой конкретные цели (народная
революция) и использовали «конкретные»
методы. Эти организации представляли
собой уже откровенно террористические
группировки со строгой иерархией, фанатичной
верой в свою правоту и радикальными методами.
Покушение на царя стало отправной точкой
начала индивидуального террора. Такой
метод борьбы с царским режимом был тем
более ужасен, что русский народ в своей
массе не понимал, как можно поднять руку
на государя и к тому же сознательно обречь
себя на смерть. Потому индивидуальный
террор получил негативную оценку всех
слоях общества, и пополнение строго законсперированых
мелких организаций за счет высших (дворяне)
и низших (крестьяне) слоев общества стало
почти невозможным. В основном в революционной
борьбе принимали участие так называемые
«разночинцы» - мелкие чиновники, выходцы
из неродовитого дворянства, мещане, чаще
всего студенты или люди с высшим образованием,
а так же небольшая часть рабочих. Именно
они стали основой для развертывания в
дальнейшем подпольной борьбы в широких
масштабах. В начале 70-х эти люди объединились,
организации были сформированы, а также
были определены основные цели и способы
борьбы.
ГЛАВА II
Итоги «хождения в народ». Возникновение «Народной воли»
В первой половине 70-х годов произошло некоторое оживление после реакции и тревожного затишья 60-х. Молодежь стала активнее, появилось множество легальных и полулегальных кружков, распространяющих дешевые книги радикального содержания , пытающиеся самостоятельно существовать и издавать книги собственного сочинения . На смену шумным выступлениям пришли «критически мыслящие личности» , основное время проводившие в библиотеках и пытавшиеся в научной форме обосновать «неприятие капитализма». Апологетами движения стали такие люди, как Н.Н.Михайловский, П.Л.Лавров со своими «Историческими письмами», Н.Флеровский («Положение рабочего класса в России»), а также Добролюбов, Чернышевский и Писарев. Книги этих авторов распространялись различными организациями, такими как кружек «чайковцев» под руководством Марка Натансона, «набатовцы» П.И. Ткачева (по названию печатного органа кружка «Набат») и другими. Эти люди - и авторы, и читатели - пытались распространить в обществе идею о проведении глобальных изменений в стране, главной действующей силой в которых должно было стать крестьянство - народ. «В народ!» - это был лозунг Бакунина, который хотя и отвергал возможность широкой пропаганды среди крестьянства, тем не менее считал «хождение в народ» нужным и необходимым этапом в подготовке революции. На интеллигенцию он возлагал обязанность «установления всеми возможными средствами и во что бы то ни стало живой бунтовской связи между разъединенными общинами». К тому же призывал и Лавров в своей газете «Вперед!». Хотя конечные цели Бакунина и Лаврова не совпадали, тем не менее «хождение в народ» Лавров считал одним из этапов «подготовления революции нераздельным оружием пропаганды, агитации и организации».
Информация о работе Тень «народной расправы»: террор в народническом движении