Тарифное регулирование в России во второй половине XIX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 15:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является комплексное исследование таможенно-тарифного регулирования в России во второй половине XIX в.
Задачи курсовой работы:
исследовать экономическое положение в России во второй половине XIX века ;
проанализировать правовое регулирование таможенной деятельности в России во второй половине XIX в.;
изучить тарифное регулирование в России в третьей четверти XIX века ;
рассмотреть таможенно-тарифное регулирование в конце XIX века;
выявить итоги и значение таможенно-тарифной политики в России во второй половине XIX века.

Оглавление

Введение 2
Глава 1. Характеристика экономического положения в России во второй половине XIX века и правовое регулирование таможенного дела 4
1.1. Экономическое положение в России во второй половине XIX века 4
1.2. Правовое регулирование таможенной деятельности в России во второй половине XIX в. 9
Глава 2. Тарифное регулирование в России во второй половине XIX века 13
2.1. Тарифное регулирование в России в третьей четверти XIX века 13
2.2. Таможенно-тарифное регулирование в конце XIX века. 16
2.3. Итоги и значение таможенно-тарифной политики в России во второй половине XIX века 22
Заключение 27
Список использованной литературы 29

Файлы: 1 файл

таможня 19 в..doc

— 157.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

Актуальность. Развитие российского государства на современном этапе, сопровождающееся, в частности, изменениями в управлении и организации внешнеторговой деятельности, на основе ее либерализации, повышает значимость таможенного дела, как весьма важного элемента повышения эффективности этой деятельности.

В этой связи  возрастает значение исторического  опыта России, накопленного за тысячелетие  существования таможенной службы российского  государства.

В XIX в. осуществляемое Россией таможенно-тарифное регулирование оказывало огромное влияние на разработку законодательства. В этот период были сформированы определенные приоритеты экономического становления империи. Государственное управление промышленным сектором экономики, преимущественно казенными предприятиями, не всегда являлось эффективным и прибыльным для казны. В связи с этим предпринимались попытки создать благоприятные условия для успешного функционирования частных промышленных предприятий, небольших заводов и фабрик.

В настоящее  время идет реализация государственных  программ, способствующих наиболее эффективному функционированию отечественного производства, что делает актуальным и своевременным изучение процессов, происходивших в России во второй половине XIX в.

Обращение к  опыту России второй половины XIX  в. обусловлено рядом объективных  причин. В рассматриваемый период Российская империя за короткий срок сумела превратиться из отсталой, аграрной страны в промышленно развитую державу. На общеимперском уровне были выработаны основные направления промышленной политики. Выдающиеся экономические успехи России заслуживают особого внимания с правовой точки зрения, так как в это время было сформировано законодательство, регулирующее промышленное производство.

Все это обуславливает  выбор темы курсовой работы и ее актуальность.

Указанный период истории развития таможенного дела и тарифного регулирования также привлекал внимание ученых. Среди них можно отметить таких как О.Л. Вербина, Ю.Т Кисловский, Н.В. Ковалева, Е.М. Смирнова и другие. Прежде всего, это научные статьи, в которых рассматриваются те или иные стороны таможенной политики рассматриваемого периода.

Целью курсовой работы является комплексное исследование таможенно-тарифного регулирования в России во второй половине XIX в.

Задачи курсовой работы:

    • исследовать экономическое положение в России во  второй половине XIX века ;
    • проанализировать правовое регулирование таможенной деятельности в России во второй половине XIX в.;
    • изучить тарифное регулирование в России в третьей четверти XIX века ;
    • рассмотреть таможенно-тарифное регулирование в конце XIX века;
    • выявить итоги и значение таможенно-тарифной политики в России во второй половине XIX века.

Хронологические рамки исследования - вторая половина XIX в.

Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, объединяющих пять параграфов, заключения и списка использованной литературы.

 

Глава 1. Характеристика экономического положения в России во  второй половине XIX века и правовое регулирование таможенного дела

1.1. Экономическое положение в  России во  второй половине XIX века

Экономика России неуклонно и закономерно развивалась  по пути становления капиталистических  отношений. К середине XIX в. кризис феодальных отношений стал очевидным. Посессионная промышленность окончательно показала свою экономическую несостоятельность, в силу чего по инициативе самих заводчиков была перестроена на новый лад. Владельцы посессионных предприятий получили право увольнять крепостных, которые затем переводились в разряды государственных крестьян или городских жителей. Их же после увольнения охотно брали на предприятия по вольному найму.

Вотчинная промышленность, основанная на труде крепостных крестьян, также приходила в упадок.

В то же время  активно развивалась капиталистическая  промышленность - купеческая и крестьянская. Однако феодализм мешал ее свободному росту, затруднял привлечение наемных работников, сужал рынок сбыта.

Рост капиталистической  промышленности в стране требовал все  больше и больше свободных рабочих  рук. Этому существенно мешала барщинная  система хозяйства. Представители буржуазии и некоторая часть либеральных помещиков требовали отмены барщинной системы и перехода к вольнонаемному труду.

В 30 - 50-е гг. XIX в. в России произошел промышленный переворот. Развитие капиталистической  промышленности, тесно связанной  с выработкой товаров на рынок, приводило к увеличению городского населения. Однако процесс расширения внутреннего рынка проходил значительно медленнее, чем развитие промышленности. Это объяснялось тем, что подавляющая часть населения страны вела натуральное хозяйство. Крепостные крестьяне не могли быть полноценными потребителями промышленной продукции.

Еще Павел I установил  ограничение барщинных дней - не более трех дней в неделю. Однако эта норма помещиками не соблюдалась. В черноземных губерниях барщина  была господствующей формой эксплуатации крестьян. Накануне отмены крепостного права барщинных крестьян насчитывалось 71,1%

Все более невыгодным становился труд крепостных и для  помещиков. Некоторые из них предпочитали переводить крестьян полностью на оброк, а затем нанимать их для работы на барской земле. Основная масса помещиков все же шла по пути усиления эксплуатации крестьян для повышения доходности своих имений. Стране требовалось все больше товарного хлеба. Помещики спешили использовать это обстоятельство для получения прибылей.

Некоторые помещики, особенно черноземных районов, в  погоне за прибылями усиливают эксплуатацию крепостных крестьян путем их перевода полностью на барщину и даже на так называемую месячину. Крестьянин получал от барина скудный месячный продовольственный паек и все время работал на барской земле, отрываясь от своего хозяйства.

Страна переживает кризис крепостнического хозяйства. Многие помещики разоряются. Растут нужда  и обнищание крестьян. Положение  в еще большей мере обостряется  в связи с тяжелой и неудачной для России Крымской войной. В это время усиливаются рекрутские наборы, увеличиваются налоги. Сама же война показала всю гнилость экономики России, наглядно продемонстрировала отсталость страны, что в конечном счете привело к возникновению в 1859 - 1861 гг. революционной ситуации в стране1.

Во второй половине XIX века в России успешно осуществлялась промышленная индустриализация, строились железные дороги, развертывалась добыча полезных ископаемых, складывался внутренний рынок, активно развивалась внешняя торговля, стабилизировалась финансовая система.

Быстрый рост фабрик в период после 1850 года обусловлен тем, что основная их масса была открыта  после отмены крепостного права. Однако уменьшение их количества после 1865 года объясняется тем, что не все они выдержали конкуренцию, из-за малого числа рабочих, примитивной техники, невысокой производительности. Либеральные тенденции в стране не способствовали их защите.

Во второй половине XIX века значительно увеличивается количество механических заводов с 1875-го по 1885 год. Это обусловлено тем, что в российскую промышленность стали проникать иностранные капиталы. Для иностранных производителей в связи с существующей в России таможенно-тарифной системой, защищающей интересы отечественного производителя, стало более выгодно вместо экспорта своих изделий экспортировать свои капиталы и создавать промышленные предприятия.

Иностранцы  вкладывали свои капиталы прежде всего  в металлургическую и каменноугольную  промышленность. Первый в этот период металлургический завод на иностранные капиталы был основан в 1871 году англичанином Д.Юзом, образовавшим для этой цели „Новороссийское общество с капиталом 300 тыс. фунтов стерлингов. Завод был крупнейшим в России. На нем работало 10 тысяч рабочих. В 1880 году основано „Французское общество криворожских руд". Наряду с разработкой руд общество имело металлургический завод (Гданцевецкий). В 1889 году обществом был открыт Днепровский завод в с. Каменском, в 1891 году - Дружниковский завод2.

Согласно отчетам 1897 года, основной капитал 45 металлургических обществ в России составлял 108 млн. руб., все капиталы -140,2 млн. руб. Общества получали в год 6,5 млн. руб. дивидендов. Иностранцы финансировали в этот период 15 каменноугольных предприятий с основным капиталом 59,6 млн. руб3.

Иностранные предприниматели  Нобель, Бунге, Ротшильд и другие к  концу XIX века скупили нефтяные промыслы.

Безусловно, что  вливание иностранных капиталов  в русскую промышленность сыграло  свою положительную роль в развитии экономики страны и торговли, но в тоже время вторжение иностранного капитала в русскую промышленность привело, в конечном счете, к выкачиванию национальных богатств России и ее экономическому ослаблению. Кроме дивидендов, иностранные промышленные компании получали от правительства до 20% национального дохода. Успешно осуществлялось железнодорожное строительство. Общая протяженность сети железных дорог в России в 1896 году составила 33 736 верст. Железные дороги европейской части России обеспечивали подвоз и вывоз товаров из Риги, Либавы, Севастополя, Ровно, Тбилиси, Баку.

Связь центральных  районов страны с дальневосточными рынками обеспечивала Сибирская  магистраль. Закаспийская железная дорога, проведенная в 1880 - 1886 годах до Ташкента, обеспечивала продвижение русских товаров в Среднюю Азию. Активно развивалась внешняя торговля через порты России.

Однако, стремление к активному балансу в 70-х годах, привело к усилению со стороны  государства защитных мер во внешней  торговле, в связи с чем, обороты  внешней торговли почти не увеличивались. Это привело к застою во внешней торговле, который был характерен только для России, в то время как в других странах внешнеторговый оборот интенсивно возрастал. Это прослеживается на примере Германии, Франции, Великобритании совместно с Ирландией и США.

Основными причинами  застоя того периода были:

1. Россия в  последней четверти XIX века свернула с мирового магистрального экономического пути развития, обосновывая это тем, что наряду с проведением протекционистской политики государство не могло отказаться от фиска. Оно нуждалось в пополнении казны.

2. Другой причиной  застоя в торговле являлась  неконкурентоспособность российских  товаров. Это прослеживается на  примере торговли России с  Англией. Россия была традиционным  поставщиком хлеба, но во второй половине XIX века доля России в английском товарообороте хлеба резко падает, хотя по общему показателю возрастает. США в последнем десятилетии XIX века вытесняют российскую торговлю хлебом с английских рынков.

Таким образом  можно сделать вывод, о том ,что одной из причин застоя во внешней торговле России состояла в том, что Россия не имела развитого рынка, оставаясь, по сути дела, сельскохозяйственной страной. В России земледелием занималось 75% населения, в то время как во Франции и Германии - 33%, США - 25%, Англии -11,5%4.

Таким образом, активное развитие промышленности способствовало расширению внешнеторговых связей и  увеличению доходов государства. Однако в силу отсталости России ее промышленное развитие запаздывало на 50 - 100 лет  по сравнению с Западом.

Привлечение иностранных  инвестиций благоприятно сказывалось  на развитии торговли лишь до того времени, пока иностранные промышленники  не скупили значительную часть национальных богатств страны. А это вело к  экономическому закабалению страны, к зависимости от промышленно развитых стран.

Таким образом, назрели причины экономического, социального, политического характера  для того, чтобы изменился курс всего государства на баланс в  поддержке отечественных производителей и привилегий в иностранном секторе. Прежде всего, указанная политика выражалась в таможенно-тарифном регулировании.

 

1.2. Правовое регулирование таможенной деятельности в России во второй половине XIX в.

Развитие капитализма  в России к середине XIX в. потребовало  проведения новой кодификации таможенного законодательства, в котором значительное место отводилось вопросам борьбы с уклонением от уплаты таможенных пошлин и с контрабандой. Систематизированное законодательство об уголовной ответственности за контрабанду в России появилось в Таможенном уставе 1819 г., откуда оно затем было перенесено в Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. Составы контрабанды и уклонения от уплаты таможенных пошлин не разделялись; уголовное и таможенное законодательство того периода применяло понятие дефраудации, включавшее обманное, мошенническое уклонение от уплаты таможенных пошлин и контрабанду5.

Охрана государственной  границы возлагалась на таможенную, а затем пограничную стражу Министерства финансов. Таможни и таможенные заставы  учреждались по внешней сухопутной и морской границе Империи и царства Польского, а на северо-западе - по границе России с Финляндией. Устав также содержал очень подробную регламентацию таможенной службы.

В 1857 г. был утвержден новый Таможенный устав, согласно которому все таможни в зависимости от объема совершаемых ими операций подразделялись на три класса.

С воцарением в 1881 г. Александра III, который был убежденным защитником национальной промышленности, поворот в таможенной политике России стал необратимым. В последующее десятилетие ставки тарифа пересматривались почти каждый год, и всякий раз в сторону увеличения. Введение тарифа 1891 г. с неизбежностью обострило проблему контрабандного ввоза. В 1892 г. был принят новый Таможенный устав, который состоял из 1766 статей. По нему можно не только изучить систему таможенных учреждений России в конце XIX в., но и рассмотреть законодательную базу. Новый Таможенный устав обновил соответствующее законодательство: были определены различные проявления контрабанды и соответствующие правовые санкции. Основная ответственность при этом возлагалась на владельца товара. Несостоятельным контрабандистам денежное взыскание могло быть заменено тюремным заключением.

Информация о работе Тарифное регулирование в России во второй половине XIX века