Тарифное регулирование в России во второй половине XIX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 15:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является комплексное исследование таможенно-тарифного регулирования в России во второй половине XIX в.
Задачи курсовой работы:
исследовать экономическое положение в России во второй половине XIX века ;
проанализировать правовое регулирование таможенной деятельности в России во второй половине XIX в.;
изучить тарифное регулирование в России в третьей четверти XIX века ;
рассмотреть таможенно-тарифное регулирование в конце XIX века;
выявить итоги и значение таможенно-тарифной политики в России во второй половине XIX века.

Оглавление

Введение 2
Глава 1. Характеристика экономического положения в России во второй половине XIX века и правовое регулирование таможенного дела 4
1.1. Экономическое положение в России во второй половине XIX века 4
1.2. Правовое регулирование таможенной деятельности в России во второй половине XIX в. 9
Глава 2. Тарифное регулирование в России во второй половине XIX века 13
2.1. Тарифное регулирование в России в третьей четверти XIX века 13
2.2. Таможенно-тарифное регулирование в конце XIX века. 16
2.3. Итоги и значение таможенно-тарифной политики в России во второй половине XIX века 22
Заключение 27
Список использованной литературы 29

Файлы: 1 файл

таможня 19 в..doc

— 157.00 Кб (Скачать)

Таможенное  покровительство обеспечивало защиту российским производителям, что дало возможность российскому промышленнику  правильно и грамотно вложить свой капитал, а рабочий мог продать свой труд на выгодных для него условиях.

В 1889 г. российское Правительство в очередной раз  значительно повысило таможенную пошлину  на иностранную шерсть, защитив тем  самым отечественную шерстопрядильную промышленность и увеличив таможенный доход от ее ввоза. Так, если в 1888 г. "в Россию было ввезено 786 тыс. пудов шерстяной пряжи при таможенном доходе от нее в 2,736 млн. золотых рублей, то в 1890 году было привезено только 557 тыс. пудов, но при таможенном доходе в 3,012 млн. золотых рублей. В 1888 году было произведено в России шерстяной пряжи на сумму 4 млн. руб., а за 1890 год - уже на 7,3 млн. руб."16.

Но эти заметные успехи в таможенной политике не были окончательными, российское Правительство  продолжило работу по ее дальнейшему совершенствованию, а именно: начался очередной пересмотр таможенного тарифа 1868 г., целью которого должно было стать не только поддержание уже существующих российских производств, "но и вывод к существованию таких производств, которые не могли бы возникнуть за отсутствием надлежащей охраны"17.

Становилось очевидным, что наряду с крупнейшими российскими  производствами соответствующего таможенного  покровительства требовали производства намного меньшие. "Ввиду несомненного значения, предоставленного ими в их совокупности, к числу таковых отраслей промышленности относятся в особенности производства кустарное и ремесленное, находящиеся, как известно, большей частью в весьма стесненном положении"18.

26 января 1890 г.  при Правительстве России было образовано предварительное совещание, в его состав вошли чиновники Министерства финансов и ряд ученых Технологического института под председательством Министра финансов И.А. Вышнеградского. Совещание, обсуждая новый таможенный тариф, признавало необходимым установить высокие таможенные пошлины на ввоз тех промышленных товаров, которые производились в России, и умеренные таможенные пошлины на привоз сырья, которое в России не производилось. "На все иностранные товары, допускаемые к беспошлинному ввозу в Россию, предполагалось установить таможенный сбор хотя бы в размере 1 копейки с пуда. Это, с одной стороны, способствовало более точной статистике привоза, а с другой - послужило источником для покрытия некоторой части важных государственных расходов"19.

Итогом деятельности предварительного совещания стала  выработка нового таможенного тарифа. 16 августа 1890 г. императором Александром III была учреждена тарифная комиссия для общего пересмотра таможенного  тарифа. В общем, прежний таможенный тариф 1868 г., по мнению Д.И. Менделеева, подлежал пересмотру "для приведения его в надлежащее соответствие с современными нуждами русской промышленности и равномерного ограждения и оживления всех отраслей"20.

Стало очевидным, что новый таможенный тариф должен был обеспечить равномерное таможенное покровительство различным отраслям национальной промышленности из-за изменившихся условий производства товаров и появления на мировом рынке новых товаров. Наконец, самое главное заключалось в том, что имевшаяся у Правительства возможность значительного улучшения вексельного курса "обязывала войти в рассмотрение вопроса, не требует ли это обстоятельство соответственных изменений в тарифе".

11 июня 1891 г.  Председатель Государственного  совета великий князь Михаил  Константинович издал распоряжение, которое гласило: "Его Императорское Величество воспоследовавшее мнение в общем собрании Государственного совета, об общем пересмотре таможенного тарифа, Высочайше утвердить соизволил и повелел исполнить"21.

Особенность тарифа 1891 г. состояла в том, что размеры пошлин для сырья, полуфабрикатов готовых изделий были сопоставлены между собой с тем, чтобы можно было равномерно распределить пошлины по каждому товару. Важно заметить, что в новом таможенном тарифе был определен круг товаров, запрещенных к ввозу по европейской торговле, это все наркотические средства, а также все виды огнестрельного, холодного оружия и взрывчатые вещества. Отдельный таможенный тариф применялся и на границе Великого княжества Финляндского к товарам финляндского происхождения. Иностранные товары при ввозе их в Россию и Финляндию подлежали оплате по общему тарифу по европейской торговле. Торговые отношения с Центральной Россией Великого княжества Финляндского определились по новому таможенному тарифу особым положением22, согласно которому финляндские товары, привозимые в империю, делились на следующие четыре категории:

- товары, которые  пропускались беспошлинно и без  всякого ограничения; к таким  товарам были отнесены съестные  припасы и строительные материалы  (кирпич, камни и т.д.);

- товары финляндского  происхождения, а также товары, пропускаемые беспошлинно, но  с представлением свидетельства  о финляндском происхождении.  В ряде случаев эта группа  товаров ограничивалась во ввозе,  например железная руда, чугун,  мед, меха, канаты;

- товары финляндского  происхождения, ввоз которых разрешался  с уравнительной пошлиной на  такие товары, в обязательном  порядке должно было быть представлено  свидетельство об их происхождении.  Ввоз и вывоз этой категории  товаров разрешался только на определенных участках границы, по Ладожскому озеру, по сухопутной русско-финляндской границе к портам Финского залива и Балтийского моря. По всем другим участкам те же финские товары подлежали оплате пошлиной на общих основаниях;

- последняя  категория товаров включала товары, не входившие в перечень первых трех категорий; эти товары при ввозе из Великого княжества Финляндского пропускались по общему графику.

Следует обратить также внимание и на то обстоятельство, что русские товары ввозились  в Княжество Финляндское беспошлинно, за исключением хлебных спиртных напитков вместимостью свыше двух литров. Причем весьма примечательно, что за каждый градус свыше 11 взыскивалась дополнительная пошлина. При этом таможенники, неся службу, руководствовались специальной росписью по винам, сахару, табаку и целому ряду других товаров.

Данный пример свидетельствует о том, что в  торговле России с Великим княжеством Финляндским налицо именно дифференцированный подход в выборе наиболее отвечающей государству Российскому таможенной политики. Это была политика наибольшего благоприятствования для двух государств.

Сам же новый  таможенный тариф 1891 г., если его сравнить с таможенным тарифом 1868 г., был следующим: "...таможенные ставки, оставленные  беспошлинными, - по 18 статьям, таможенные ставки, оставленные с прежними пошлинами, - по 16 статьям, таможенные ставки, прежде беспошлинные, а теперь обложенные, - по 114". Становилось очевидным, что для России действие нового таможенного тарифа было весьма эффективным из-за увеличения таможенных сборов. За счет таможенного тарифа 1891 г. российская промышленность сделала шаг вперед в своем развитии, именно в этом тарифе воплотилась гибкость российской таможенной политики. Сравнивая результаты воплощения в жизнь нового таможенного тарифа в России с европейскими таможенными системами, Д.И. Менделеев справедливо заметил, что "ныне большинство стран Европы соединяют в таможенных тарифах интересы фискальные с охранительными и этой комбинации нельзя отказать в целесообразности"23.

 

2.3. Итоги и значение таможенно-тарифной политики в России во второй половине XIX века

Говоря о  российской таможенной политике в этот исторический период, а точнее - о  ее главных задачах, следует особо  подчеркнуть, что первейшей задачей  российского Правительства в  этой области было пополнение государственной казны таможенными доходами за счет сбора таможенных пошлин не только с импортных, но и с экспортных товаров. "Основной частью таможенного дохода России, а именно: 98% от его общей суммы, являлись таможенные пошлины с иностранных товаров. Если в середине XIX века они составляли только 15% от общей стоимости иностранных товаров, то в его конце - уже 47%"24. Из этих расчетов становилось очевидным, что в период политики протекционизма таможенный доход России рос более высокими темпами, чем в период фритредерства. Здесь важно еще раз обратить внимание, что главной причиной такого заметного увеличения таможенного дохода России в конце XIX в. стал переход на взимание таможенных пошлин золотой монетой, это было вызвано рядом обстоятельств, к числу которых следовало бы отнести:

- "постоянное  падение рубля. Если в 1850 году 1 кредитный рубль - 98,7 золотой  копейки, то в 1876 году - 80,6 золотой  копейки;

- ежегодное  увеличение в обращении количества  бумажных денег. Так, если в 1850 году в обращении ходило 300,3 млн. рублей, то в 1876 году - 797,3 млн. рублей"25.

Действительность  для Российской империи заключалась  в том, что полученные от экспорта денежные средства шли в первую очередь  на погашение долгов иностранным  кредиторам. Что же до отрицательного внешнеторгового сальдо, то это привело к тому, что Правительство расплачивалось с иностранными кредиторами золотым запасом страны. "Более того, если в 1851 - 1876 годах Россия имела среднегодовое отрицательное сальдо в 33,4 млн. рублей, то за 1877 - 1900 годы - уже положительное сальдо в 125,3 млн. рублей"26.

Теперь становилось  ясным, что с помощью политики таможенного покровительства российскому  Правительству удалось добиться значительных успехов в развитии внешней торговли. Кроме того, за счет крупного увеличения экспорта при сокращении темпов роста импорта России удалось сформировать большое положительное сальдо, которое во времена фритредерства чаще всего было отрицательным. И последнее, ведение протекционистской таможенной политики в России, как было замечено ранее, диктовалось объективными причинами, такими, как необходимость защищать свою промышленность от внешней конкуренции и достичь определенного уровня экономического развития. По нашему мнению, в этом плане таможенная политика протекционизма своей цели достигла. Ведь именно таможенное покровительство не уничтожает конкуренции между производителями, а, наоборот, ей способствует, отчего повышается качество промышленных изделий, а цены на них становятся ниже. Такую таможенную политику правительства полностью поддерживали российские промышленники и купечество, заявившие правительству: "Совершенно убеждены в идеальной истине начал свободной торговли, но именно это глубокое убеждение заставляет думать, что ради этого великого начала каждый народ должен идти к свободному соперничеству в торговле и промышленности осторожно шаг за шагом"27.

Уже с начала 70-х годов XIX в. с каждым годом увеличивался германский экспорт в Россию, кроме  того, на российский рынок поступали  в значительном количестве товары из Австро-Венгрии и других европейских государств.

Протекционистская таможенная политика второй половины XIX в. дала мощный толчок развитию российской политики, что в конечном счете  и позволило России заметно укрепить свое как экономическое, так и политическое положение в мире. И еще одно не менее важное обстоятельство. К концу XIX в. в России сложилась единая система таможенных органов, происходила трансформация правовой базы в сфере таможенной политики, о чем говорит тот факт, что в 1892 г. был принят новый Таможенный устав, наполненный глубоким содержанием. В частности, Устав предусматривал ответственность за "квалифицированную" контрабанду. К ней относилось водворение контрабандных товаров "скопищем" (группой лиц), вооруженными людьми и с сопротивлением задержателям. Такие действия влекли наказания в виде лишения всех прав состояния, тюремного заключения и пребывания в исправительном доме. Наиболее жесткое наказание - ссылка на каторжные работы на срок от 4 до 6 лет - налагалось на лиц, неоднократно судимых за контрабанду, задержанных в пограничной полосе.

Однако вскоре после введения тарифа 1891 г. возникла необходимость в его дальнейшей корректировке. На Западе был поставлен  на очередь вопрос о новых торговых договорах, так как к тому времени срок прежних уже заканчивался. Эти договора представляли собой сепаратные соглашения, допускавшие значительные уступки, не распространявшиеся на другие страны. В конце 1891 г. Германия заключила торговые договоры с Австро-Венгрией, Бельгией, Испанией и Швейцарией, в которых были впервые установлены сниженные на 30 % ставки на ввоз хлеба. Поскольку Россия не имела подобного договора с Германией, то эти льготы создавали для нее невыгодные условия при конкуренции в хлебной торговле. Поэтому правительство стремилось к заключению договора с Германией и рядом других стран. Однако это было затруднительно при действии в России единого автономного тарифа, который предоставлял всем импортерам равные условия. 1 июня 1893 г. последовал закон о двойном таможенном обложении, действовавшем одновременно, но дифференцированно по отношению к торговым партнерам. Минимальный тариф создавался путем конвенционных снижений ставок для стран, предоставлявших России право наибольшего благоприятствования, максимальный — путем надбавок в размере 15, 20 и 30 % для остальных стран28.

После принятия закона о двойном тарифе Германия повысила пошлины на российские товары на 50 %. Между двумя странами началась таможенная война, завершившаяся подписанием 29 января 1894 г. торгового договора сроком на 10 лет18. Германии были сделаны существенные уступки в пошлинах на импорт железа, стали, химических продуктов, машин и тканей. Взамен она понизила ставки на ввоз российского хлеба. Вместе с тем, хотя договор формально был построен на принципах равноправия, он был невыгоден для России и в определенной степени превращал ее в аграрный придаток Германии. После заключения конвенционных договоров с Францией, Германией и Австро-Венгрией российское правительство распространило действие подобных тарифов на остальных торговых партнеров.

Однако применение конвенционных тарифов привело  к возрастанию ввоза иностранных  товаров, отрицательно сказалось на торговом балансе и таможенном доходе России. В начале XX в. эта система  подверглась сильной критике  в экономической литературе и печати как не отвечавшая интересам страны, а выгодная только Германии и другим основным торговым партнерам. Преобладающим было мнение о возвращении к автономному тарифу. Благоприятный момент для этого наступил после истечения срока торгового договора с Германией и введения в 1902 г. германского таможенного тарифа, неблагоприятного для российского экспорта. 13 января 1903 г. в России был принят последний автономный тариф, который по уровню таможенной охраны превосходил тариф 1891 г.19 Он был специально разработан для облегчения переговоров с Германией о новом соглашении. Многие пошлины были настолько высоки, что импорт становился возможным только при условии уступок по торговым договорам.

Информация о работе Тарифное регулирование в России во второй половине XIX века