Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 15:08, курсовая работа
Целью курсовой работы является комплексное исследование таможенно-тарифного регулирования в России во второй половине XIX в.
Задачи курсовой работы:
исследовать экономическое положение в России во второй половине XIX века ;
проанализировать правовое регулирование таможенной деятельности в России во второй половине XIX в.;
изучить тарифное регулирование в России в третьей четверти XIX века ;
рассмотреть таможенно-тарифное регулирование в конце XIX века;
выявить итоги и значение таможенно-тарифной политики в России во второй половине XIX века.
Введение 2
Глава 1. Характеристика экономического положения в России во второй половине XIX века и правовое регулирование таможенного дела 4
1.1. Экономическое положение в России во второй половине XIX века 4
1.2. Правовое регулирование таможенной деятельности в России во второй половине XIX в. 9
Глава 2. Тарифное регулирование в России во второй половине XIX века 13
2.1. Тарифное регулирование в России в третьей четверти XIX века 13
2.2. Таможенно-тарифное регулирование в конце XIX века. 16
2.3. Итоги и значение таможенно-тарифной политики в России во второй половине XIX века 22
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Таможенное
покровительство обеспечивало защиту
российским производителям, что дало
возможность российскому
В 1889 г. российское
Правительство в очередной раз
значительно повысило таможенную пошлину
на иностранную шерсть, защитив тем
самым отечественную
Но эти заметные успехи в таможенной политике не были окончательными, российское Правительство продолжило работу по ее дальнейшему совершенствованию, а именно: начался очередной пересмотр таможенного тарифа 1868 г., целью которого должно было стать не только поддержание уже существующих российских производств, "но и вывод к существованию таких производств, которые не могли бы возникнуть за отсутствием надлежащей охраны"17.
Становилось очевидным,
что наряду с крупнейшими российскими
производствами соответствующего таможенного
покровительства требовали
26 января 1890 г. при Правительстве России было образовано предварительное совещание, в его состав вошли чиновники Министерства финансов и ряд ученых Технологического института под председательством Министра финансов И.А. Вышнеградского. Совещание, обсуждая новый таможенный тариф, признавало необходимым установить высокие таможенные пошлины на ввоз тех промышленных товаров, которые производились в России, и умеренные таможенные пошлины на привоз сырья, которое в России не производилось. "На все иностранные товары, допускаемые к беспошлинному ввозу в Россию, предполагалось установить таможенный сбор хотя бы в размере 1 копейки с пуда. Это, с одной стороны, способствовало более точной статистике привоза, а с другой - послужило источником для покрытия некоторой части важных государственных расходов"19.
Итогом деятельности предварительного совещания стала выработка нового таможенного тарифа. 16 августа 1890 г. императором Александром III была учреждена тарифная комиссия для общего пересмотра таможенного тарифа. В общем, прежний таможенный тариф 1868 г., по мнению Д.И. Менделеева, подлежал пересмотру "для приведения его в надлежащее соответствие с современными нуждами русской промышленности и равномерного ограждения и оживления всех отраслей"20.
Стало очевидным, что новый таможенный тариф должен был обеспечить равномерное таможенное покровительство различным отраслям национальной промышленности из-за изменившихся условий производства товаров и появления на мировом рынке новых товаров. Наконец, самое главное заключалось в том, что имевшаяся у Правительства возможность значительного улучшения вексельного курса "обязывала войти в рассмотрение вопроса, не требует ли это обстоятельство соответственных изменений в тарифе".
11 июня 1891 г. Председатель Государственного совета великий князь Михаил Константинович издал распоряжение, которое гласило: "Его Императорское Величество воспоследовавшее мнение в общем собрании Государственного совета, об общем пересмотре таможенного тарифа, Высочайше утвердить соизволил и повелел исполнить"21.
Особенность тарифа 1891 г. состояла в том, что размеры пошлин для сырья, полуфабрикатов готовых изделий были сопоставлены между собой с тем, чтобы можно было равномерно распределить пошлины по каждому товару. Важно заметить, что в новом таможенном тарифе был определен круг товаров, запрещенных к ввозу по европейской торговле, это все наркотические средства, а также все виды огнестрельного, холодного оружия и взрывчатые вещества. Отдельный таможенный тариф применялся и на границе Великого княжества Финляндского к товарам финляндского происхождения. Иностранные товары при ввозе их в Россию и Финляндию подлежали оплате по общему тарифу по европейской торговле. Торговые отношения с Центральной Россией Великого княжества Финляндского определились по новому таможенному тарифу особым положением22, согласно которому финляндские товары, привозимые в империю, делились на следующие четыре категории:
- товары, которые
пропускались беспошлинно и
- товары финляндского
происхождения, а также товары,
пропускаемые беспошлинно, но
с представлением
- товары финляндского
происхождения, ввоз которых
- последняя категория товаров включала товары, не входившие в перечень первых трех категорий; эти товары при ввозе из Великого княжества Финляндского пропускались по общему графику.
Следует обратить также внимание и на то обстоятельство, что русские товары ввозились в Княжество Финляндское беспошлинно, за исключением хлебных спиртных напитков вместимостью свыше двух литров. Причем весьма примечательно, что за каждый градус свыше 11 взыскивалась дополнительная пошлина. При этом таможенники, неся службу, руководствовались специальной росписью по винам, сахару, табаку и целому ряду других товаров.
Данный пример
свидетельствует о том, что в
торговле России с Великим княжеством
Финляндским налицо именно дифференцированный
подход в выборе наиболее отвечающей
государству Российскому таможе
Сам же новый таможенный тариф 1891 г., если его сравнить с таможенным тарифом 1868 г., был следующим: "...таможенные ставки, оставленные беспошлинными, - по 18 статьям, таможенные ставки, оставленные с прежними пошлинами, - по 16 статьям, таможенные ставки, прежде беспошлинные, а теперь обложенные, - по 114". Становилось очевидным, что для России действие нового таможенного тарифа было весьма эффективным из-за увеличения таможенных сборов. За счет таможенного тарифа 1891 г. российская промышленность сделала шаг вперед в своем развитии, именно в этом тарифе воплотилась гибкость российской таможенной политики. Сравнивая результаты воплощения в жизнь нового таможенного тарифа в России с европейскими таможенными системами, Д.И. Менделеев справедливо заметил, что "ныне большинство стран Европы соединяют в таможенных тарифах интересы фискальные с охранительными и этой комбинации нельзя отказать в целесообразности"23.
Говоря о российской таможенной политике в этот исторический период, а точнее - о ее главных задачах, следует особо подчеркнуть, что первейшей задачей российского Правительства в этой области было пополнение государственной казны таможенными доходами за счет сбора таможенных пошлин не только с импортных, но и с экспортных товаров. "Основной частью таможенного дохода России, а именно: 98% от его общей суммы, являлись таможенные пошлины с иностранных товаров. Если в середине XIX века они составляли только 15% от общей стоимости иностранных товаров, то в его конце - уже 47%"24. Из этих расчетов становилось очевидным, что в период политики протекционизма таможенный доход России рос более высокими темпами, чем в период фритредерства. Здесь важно еще раз обратить внимание, что главной причиной такого заметного увеличения таможенного дохода России в конце XIX в. стал переход на взимание таможенных пошлин золотой монетой, это было вызвано рядом обстоятельств, к числу которых следовало бы отнести:
- "постоянное падение рубля. Если в 1850 году 1 кредитный рубль - 98,7 золотой копейки, то в 1876 году - 80,6 золотой копейки;
- ежегодное
увеличение в обращении
Действительность для Российской империи заключалась в том, что полученные от экспорта денежные средства шли в первую очередь на погашение долгов иностранным кредиторам. Что же до отрицательного внешнеторгового сальдо, то это привело к тому, что Правительство расплачивалось с иностранными кредиторами золотым запасом страны. "Более того, если в 1851 - 1876 годах Россия имела среднегодовое отрицательное сальдо в 33,4 млн. рублей, то за 1877 - 1900 годы - уже положительное сальдо в 125,3 млн. рублей"26.
Теперь становилось
ясным, что с помощью политики
таможенного покровительства
Уже с начала 70-х годов XIX в. с каждым годом увеличивался германский экспорт в Россию, кроме того, на российский рынок поступали в значительном количестве товары из Австро-Венгрии и других европейских государств.
Протекционистская таможенная политика второй половины XIX в. дала мощный толчок развитию российской политики, что в конечном счете и позволило России заметно укрепить свое как экономическое, так и политическое положение в мире. И еще одно не менее важное обстоятельство. К концу XIX в. в России сложилась единая система таможенных органов, происходила трансформация правовой базы в сфере таможенной политики, о чем говорит тот факт, что в 1892 г. был принят новый Таможенный устав, наполненный глубоким содержанием. В частности, Устав предусматривал ответственность за "квалифицированную" контрабанду. К ней относилось водворение контрабандных товаров "скопищем" (группой лиц), вооруженными людьми и с сопротивлением задержателям. Такие действия влекли наказания в виде лишения всех прав состояния, тюремного заключения и пребывания в исправительном доме. Наиболее жесткое наказание - ссылка на каторжные работы на срок от 4 до 6 лет - налагалось на лиц, неоднократно судимых за контрабанду, задержанных в пограничной полосе.
Однако вскоре после введения тарифа 1891 г. возникла необходимость в его дальнейшей корректировке. На Западе был поставлен на очередь вопрос о новых торговых договорах, так как к тому времени срок прежних уже заканчивался. Эти договора представляли собой сепаратные соглашения, допускавшие значительные уступки, не распространявшиеся на другие страны. В конце 1891 г. Германия заключила торговые договоры с Австро-Венгрией, Бельгией, Испанией и Швейцарией, в которых были впервые установлены сниженные на 30 % ставки на ввоз хлеба. Поскольку Россия не имела подобного договора с Германией, то эти льготы создавали для нее невыгодные условия при конкуренции в хлебной торговле. Поэтому правительство стремилось к заключению договора с Германией и рядом других стран. Однако это было затруднительно при действии в России единого автономного тарифа, который предоставлял всем импортерам равные условия. 1 июня 1893 г. последовал закон о двойном таможенном обложении, действовавшем одновременно, но дифференцированно по отношению к торговым партнерам. Минимальный тариф создавался путем конвенционных снижений ставок для стран, предоставлявших России право наибольшего благоприятствования, максимальный — путем надбавок в размере 15, 20 и 30 % для остальных стран28.
После принятия закона о двойном тарифе Германия повысила пошлины на российские товары на 50 %. Между двумя странами началась таможенная война, завершившаяся подписанием 29 января 1894 г. торгового договора сроком на 10 лет18. Германии были сделаны существенные уступки в пошлинах на импорт железа, стали, химических продуктов, машин и тканей. Взамен она понизила ставки на ввоз российского хлеба. Вместе с тем, хотя договор формально был построен на принципах равноправия, он был невыгоден для России и в определенной степени превращал ее в аграрный придаток Германии. После заключения конвенционных договоров с Францией, Германией и Австро-Венгрией российское правительство распространило действие подобных тарифов на остальных торговых партнеров.
Однако применение
конвенционных тарифов привело
к возрастанию ввоза
Информация о работе Тарифное регулирование в России во второй половине XIX века