Прежде чем
перейти к рассмотрению непосредственно
суфражизма, как направления феминистского
движения, необходимо определиться с
тем, что же такое феминизм. Итак,
феминизм (от лат. femina, «женщина») —
общественно-политическое движение, целью
которого является предоставление женщинам
всей полноты гражданских прав. В
широком смысле — стремление к
равноправию женщин с мужчинами
во всех сферах общества. В узком
смысле — женское движение, целью
которого является устранение дискриминации
женщин и уравнение их в правах
с мужчинами. Возникло в XVIII веке. Особенно
активизировалось с конца 1960-х годов.
Истоки феминизма принято датировать
концом 18-го — началом XIX-го века, когда
мнение о том, что женщина занимает
угнетённое положение в обществе,
в центре которого стоит мужчина,
стало получать более широкое
распространение. Первоначально феминистическая
литература возникла в США, а потом
в Великобритании и Франции. В
России феминизм-это социально-политическая
теория, анализирующая причины угнетения
женщин и превосходство мужчин в
историческом прошлом и настоящем
и предлагающая варианты преодоления
мужского превосходства над женщинами
или же широкое социальное движение
в России 19–20 вв. за равенство прав
и возможностей для женщин, противостоящее
социальной системе, в которой положение
людей разных полов не равноправно.С
середины XIX века женское движение набирает
силу, требования феминисток в разных
странах стали принимать форму
общественных кампаний и политических
акций. Феминистское движение 1840-х - 1920-х
годов принято считать первой
волной феминизма. Возникновение в
ряде европейских стран и США
в этот период самостоятельных женских
организаций, требующих независимости
женщины и уважения её прав, было
не случайным. Промышленная революция
и демократические реформы требовали
пересмотра отношений между различными
общественными группами, в том
числе между мужчинами и женщинами.
Однако в
то время как мужчины постепенно
обретали гражданские и политические
свободы, правовое положение женщин
не менялось, то есть либеральные
идеи равенства распространялись
в основном на мужчин. Это противоречие
становилось все более очевидным.
В Европе центром
феминистского движения XIX века стала
Великобритания - родина промышленной
революции. На широкие слои женщин
повлияла господствующая либеральная
доктрина с её принципами свободы
личности, рационализмом. 1 Эти женщины
стали объединяться в первые феминистские
организации, требовавшие реформ в области
права собственности, образования, развода,
а также предоставления женщинам равных
с мужчинами политических прав. Феминистки
требовали пресечения насилия в семье,
защиты материнства, права заниматься
торговлей и предпринимательской деятельностью.
Главным идеологом
либерального феминизма стал
английский философ, социолог
и экономист Джон Стюарт Милль,
которого можно назвать "феминистом",
поскольку он одним из первых
выдвинул концепцию "полного
равенства" полов в семье и обществе.
2
В 1869 году Джон Стюарт
Милль опубликовал свою работу «О подчиненности
женщин», в которой отметил, что «законодательная
поддержка подчинения одного пола другому
вредна <…> и есть одно из главных препятствий
на пути к общечеловеческому усовершенствованию».
Его главным
феминистским трудом стала книга "О
подчинённости женщин", которую он написал
в соавторстве со своей женой Гарриет
Тейлор в 1869 году и посвятил доказательству
тезисов о равноправии полов. По мнению
философа, в современном обществе судьба
человека должна определяться только
его личными способностями, а не полом,
расой или социальным статусом. Милль
считал, что господство мужчины над женщиной
не является "естественным". Общество
внушает людям, что назначение женщины
- любить и забывать себя для любимого
человека . Основным условием преодоления
угнетенного положения женщин Милль считал
предоставление женщинам политических
прав, права на образование, на доступ
к занятиям наукой, литературой, искусством.
Однако Милль вполне осознавал, насколько
трудным может стать для женщины совмещение
общественной жизни с семейными обязанностями.
Поэтому Милль полагал, что пользоваться
предоставленными правами будут только
незамужние женщины или вдовы. 3
В 1867 году
Дж.С. Милль выступил перед
парламентом с первой в истории
официальной речью в поддержку
женского избирательного права.
После провала поправки Дж.С.
Милля о предоставлении гражданкам
страны права голоса тысячи
англичанок примкнули к феминистскому
движению и активно включились
в политическую борьбу за свои
права.
С середины
XIX века и в Европе, и в США
начались кампании борьбы за
избирательные права. Следует
отметить, что право голоса первоначально
не являлось основным требованием
феминисток, и лишь в конце
XIX века, когда другие основные
права считались полученными
(право на образование, собственность,
заработок, опекунство, защиту от
физического насилия со стороны
мужа), организованное женское движение
переходит от умеренной к более
радикальной стадии, выдвинув в
качестве основного пункта своей
программы требование предоставления
избирательных прав женщинам. Сам
термин "суфражизм" (англ. "suffrage"
- избирательное право) благодаря
английским феминисткам, использовавшим
это понятие в отношении прежде
всего избирательных прав женщин,
вошел в историю как определение
политического направления в феминизме.4
Женщины все больше убеждались в том, что
избирательное право имеет первостепенное
значение и служит ключом к дальнейшему
прогрессу. Суфражистки верили, что, имея
легальную возможность голосовать на
выборах, женщины вскоре освободятся от
всех других форм дискриминации. Суфражистская
кампания до сих пор неоднозначно оценивается
исследователями истории феминизма. С
одной стороны, это "сужение интересов
феминисток, отвлечение от более серьезных
проблем+ игнорирование экономического,
идеологического и сексуального господства
мужчин над женщинами".5 С другой
стороны, суфражизм стал важным шагом
к завоеванию женщинами полного равноправия
с мужчинами. Следует отметить, что требование
избирательного права не было чисто либеральным
феминистским требованием, поскольку
часто основывалось на противоречивых
предположениях. Для одних феминисток
получение избирательного права было
конечной целью, для других - частью более
широкой цели, средство полного преобразования
женщин. Кроме того, с середины XIX века
утверждение о том, что мужчины и женщины
морально и интеллектуально равны, сосуществовало
с идеей различия между полами, базирующейся
на превосходстве женских специфических
добродетелей (обе эти позиции прослеживаются
в работах английской писательницы XVIII
века М. Уолстоункрафт, одного из лидеров
американского женского движения Э.К.
Стентон и философа Дж.С. Милля). Так, например,
в Америке и некоторых странах Европы
в связи с возросшей популярностью "культа
истинной женственности", стала преобладать
идея о том, что женщины - "потенциальные
спасительницы нации", поскольку являются
хранительницами чистоты, терпимости
и традиционных ценностей, и, следовательно,
им необходимо предоставить политические
права для оздоровления общественной
сферы. Особенно подчеркивался женский
пацифизм как врожденное качество в противовес
мужскому милитаризму. Противопоставление
образа женщины, дающей жизнь и мужчины-разрушителя
актуально до сих пор. С точки зрения различия
между полами женщине не следует пытаться
подражать мужчинам, наоборот, необходимо
сохранить присущие им добродетели. Однако,
как отмечает В. Брайсон, "многие суфражистки
старались совмещать эту позицию с либеральными
идеями о естественных правах и социальном
равенстве полов".6
Основной
социальной базой суфражистского
движения был средний класс.
Характерной особенностью феминистского
движения этого времени было
стремление к женской солидарности
и международному сотрудничеству.
Женщины разных стран осознавали
общность своего жизненного опыта
и проблем, что нашло воплощение
в идее сестринства и организации
интернациональных женских организаций.
Так, в 1888 году феминистки разных
стран объединились в "Международный
совет женщин", а в 1904 году
был образован "Международный
женский суфражистский альянс",
в который вошли суфражистки
США, Канады, Великобритании, Германии,
Нидерландов, Норвегии и Швеции.7
Активистки организации ежегодно проводили
тысячи митингов, миллионы листовок о
бесправном положении женщин распространялись
в самые отдаленные уголки земного шара.
В Англии
суфражизм имел самую длительную
историю в Европе и достиг
максимального развития, охватив
в начале ХХ века огромное
количество женщин. Более того, исследователи
отмечают, что именно британское
суфражистское движение стало
моделью для подобных движений
в других странах. В Великобритании
уже в конце XVIII века либеральные принципы
народного суверенитета и индивидуальной
свободы получили наиболее последовательное
воплощение, и политическая активность
англичанок была чрезвычайно высока. В
1851 году в Великобритании была создана
первая постоянная группа сторонников
и сторонниц предоставления женщинам
права голоса Шеффилдская ассоциация
за предоставление права голоса. К 1867 году
в Манчестере при активном участии Лидии
Беккер и Ричарда Панкхерста было создано
"Общество женского избирательного
права".
Новый этап
в истории британского суфражизма
происходит в начале ХХ века.
В это время суфражистская
кампания Великобритании разделилась
на два противоположных течения:
на конституционных сторонниц равноправия
(suffragists) и воинствующих суфражисток (suffragettes).
Первые входили в организацию "Национальная
федерация суфражистских обществ" (НФСО),
созданную ещё в 1868 году под руководством
английской феминистки, писательницы
и доктора прав Миллисенты Гарретт Фаусетт.
НФСО действовала под девизом "Вера,
Настойчивость и Терпение" и признавала
борьбу только либеральными методами
. Организация издавала много брошюр, подавала
петиции, устраивала большие митинги.
Подавляющее число членов НФСО были женщины
с учеными степенями, видные общественные
деятельницы, в основном представительницы
среднего класса, однако в начале ХХ века
ряды организации пополнили женщины-работницы,
что существенно расширило социальную
базу движения за женское избирательное
право.8
Воинствующее
крыло суфражистского движения
возглавили Эммелин Панкхерст
и её дочь Кристабель. В
1903 году под их руководством
был создан "Женский социально-политический
союз" (ЖСПС). ЖСПС породил новое
направление в суфражизме: милитантство
(от militant - воинственный). Милитантки отказывались
сотрудничать с правительством и в целом
с мужчинами до тех пор, пока женщинам
не будет предоставлено право голоса (членами
ЖСПС были только женщины). Активистки
считали, что правительство уступает только
тогда, когда на него оказывают давление,
поэтому прибегали к воинственным методам
привлечения внимания к себе: разбрасывали
листовки с гостевой галереи парламента,
прерывали выступления членов кабинета
свистом и криками "Votes for women!" ("Избирательное
право женщинам!"), приковывали себя
наручниками к перилам в общественных
местах, устраивали несанкционированные
митинги и шествия, а оказавшись в тюрьме,
избирали тактику голодовок. Помимо этого
милитантки развернули "атаку на собственность":
разбивали камнями окна правительственных
зданий, офисов, витрин магазинов, поджигали
дома, обрывали телефонные провода. В 1913-1914
гг. эскалация насилия со стороны суфражисток
привела к бросанию бомб в частные дома,
церкви и общественные здания.9
Следует отметить,
что само возникновение радикального
крыла в женском движении было
обусловлено несколькими факторами.
Во-первых, изменилось поколение
феминисток. Феминистки начала ХХ
века воспитывались в иных
условиях, чем их предшественницы,
у них было больше возможностей для самореализации
в публичной сфере. Во-вторых, политическая
обстановка в стране отличалась большой
социальной напряженностью. В-третьих,
не следует забывать, что к началу ХХ века
все традиционные методы борьбы были использованы
Национальной федерацией суфражистских
обществ и не принесли результатов.
В связи
с этим вопрос о роли милитанства
в суфражистском движении до
сих пор вызывает острые дискуссии.
С одной стороны усиление террористических
приемов борьбы дискредитировало
организацию и дало новые аргументы
противникам женского равноправия,
заявившим о том, что женщины
неуравновешенны, чрезвычайно эмоциональны
и на этом основании нужно
отказать им участвовать в
политической жизни. С другой
стороны, тактика милитанок оказалась
плодотворной: они привлекли к
себе внимание прессы, способствовали
привлечению новых сторонников
и увеличению пожертвований суфражистским
организациям.10
Таким образом,
можно отметить, что к началу
Первой мировой войны женское
движение в Великобритании превратилось
в мощную политическую силу. Однако
оно не было единым в организационном
и политическом отношении.
Что касается
развития суфражизма в США,
то здесь движение женщин-суфражисток
началось с конвенции по правам
женщин, состоявшейся 19 июля 1848 года
в Сенека-Фоллз, штат Нью-Йорк
и давшей начало организованному
движению американских женщин
за свои права. Результатом
конвенции стало подписание первой
декларации по правам женщин -
"Декларации позиций и резолюций".
Написанная Элизабет Кейди Стэнтон
совместно с Лукрецией Мотт
и её друзьями Декларация начиналась
словами: "Все женщины и мужчины созданы
равными" В Декларации были выдвинуты
требования для женщин гражданских прав
- право голоса, право на образование,
собственность, право на развод, на оплачиваемый
труд и участие в политической и религиозной
жизни общества. Участницы Конвенции потребовали
также отказа от двойного морального стандарта,
с помощью которого женщины за отступление
от нравственности изгоняются из общества,
а мужчин же практически не осуждают.11
Декларация в Сенека-Фоллз стала поворотным
пунктом в истории американского и мирового
феминизма, положив начало формированию
его либерально-реформистского направления.
По мнению В. Брайсон, именно "с этого
момента был заложен фундамент феминизма
как теории и как политического движения".
В 1869 году
разногласия по поводу ратификации
пятнадцатой поправки к Конституции
США, предоставлявшим афроамериканским
мужчинам право голоса, но ничего
не говоривших о женщинах, привели
к созданию двух независимых
организаций, выступавших за права женщин.12
Лидеры американского женского движения
Элизабет Кейди Стэнтон и Сьюзен Браунелл
Энтони основывают Национальную ассоциацию
за избирательные права женщин. Э. Стэнтон
была категорически против сведения движения
к одной лишь задаче получения избирательных
прав и говорила о том, что "угнетенное
положение женщины включает в себя не
только отсутствие гражданских и юридических
прав, но и ее сексуальную эксплуатацию",
которая в свою очередь, является "следствием
экономического положения женщины и всей
системы общественных и религиозных догм".
Такая позиция выходила далеко за рамки
традиционного либерализма. Э. Стэнтон
считала, что сексуальное влечение имеет
отрицательные последствия для здоровья
женщины, что "неумеренная сексуальность
мужчин влечет за собой деградацию и унижение
женского пола" . С точки зрения Э. Стэнтон,
в браке женщина теряла сексуальную автономию,
поскольку не имела права отказать сексуальным
предложениям мужа, и тем самым подвергалась
риску нежелательной беременности или
заражения венерическими заболеваниями.13