Суфражизм как одно из направлений феминизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 00:11, реферат

Краткое описание

Прежде чем перейти к рассмотрению непосредственно суфражизма, как направления феминистского движения, необходимо определиться с тем, что же такое феминизм. Итак, феминизм (от лат. femina, «женщина») — общественно-политическое движение, целью которого является предоставление женщинам всей полноты гражданских прав. В широком смысле — стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества.

Файлы: 1 файл

Прежде чем перейти к рассмотрению непосредственно суфражизма.docx

— 38.20 Кб (Скачать)

Прежде чем  перейти к рассмотрению непосредственно  суфражизма, как направления феминистского  движения, необходимо определиться с  тем, что же такое феминизм. Итак, феминизм (от лат. femina, «женщина») —  общественно-политическое движение, целью  которого является предоставление женщинам всей полноты гражданских прав. В  широком смысле — стремление к  равноправию женщин с мужчинами  во всех сферах общества. В узком  смысле — женское движение, целью  которого является устранение дискриминации  женщин и уравнение их в правах с мужчинами. Возникло в XVIII веке. Особенно активизировалось с конца 1960-х годов. Истоки феминизма принято датировать концом 18-го — началом XIX-го века, когда  мнение о том, что женщина занимает угнетённое положение в обществе, в центре которого стоит мужчина, стало получать более широкое  распространение. Первоначально феминистическая  литература возникла в США, а потом  в Великобритании и Франции. В  России феминизм-это социально-политическая теория, анализирующая причины угнетения  женщин и превосходство мужчин в  историческом прошлом и настоящем  и предлагающая варианты преодоления  мужского превосходства над женщинами  или же широкое социальное движение в России 19–20 вв. за равенство прав и возможностей для женщин, противостоящее социальной системе, в которой положение  людей разных полов не равноправно.С  середины XIX века женское движение набирает силу, требования феминисток в разных странах стали принимать форму  общественных кампаний и политических акций. Феминистское движение 1840-х - 1920-х  годов принято считать первой волной феминизма. Возникновение в  ряде европейских стран и США  в этот период самостоятельных женских  организаций, требующих независимости  женщины и уважения её прав, было не случайным. Промышленная революция  и демократические реформы требовали  пересмотра отношений между различными общественными группами, в том  числе между мужчинами и женщинами.

 Однако в  то время как мужчины постепенно  обретали гражданские и политические  свободы, правовое положение женщин  не менялось, то есть либеральные  идеи равенства распространялись  в основном на мужчин. Это противоречие  становилось все более очевидным. 

В Европе центром  феминистского движения XIX века стала  Великобритания - родина промышленной революции.  На  широкие слои женщин повлияла господствующая либеральная  доктрина с её принципами свободы  личности, рационализмом. 1 Эти женщины стали объединяться в первые феминистские организации, требовавшие реформ в области права собственности, образования, развода, а также предоставления женщинам равных с мужчинами политических прав. Феминистки требовали пресечения насилия в семье, защиты материнства, права заниматься торговлей и предпринимательской деятельностью.

 Главным идеологом  либерального феминизма стал  английский философ, социолог  и экономист Джон Стюарт Милль,  которого можно назвать "феминистом", поскольку он одним из первых  выдвинул концепцию "полного  равенства" полов в семье и обществе. 2

В 1869 году Джон Стюарт Милль опубликовал свою работу «О подчиненности женщин», в которой отметил, что «законодательная поддержка подчинения одного пола другому вредна <…> и есть одно из главных препятствий на пути к общечеловеческому усовершенствованию».

 Его главным  феминистским трудом стала книга "О подчинённости женщин", которую он написал в соавторстве со своей женой Гарриет Тейлор в 1869 году и посвятил доказательству тезисов о равноправии полов. По мнению философа, в современном обществе судьба человека должна определяться только его личными способностями, а не полом, расой или социальным статусом. Милль считал, что господство мужчины над женщиной не является "естественным". Общество внушает людям, что назначение женщины - любить и забывать себя для любимого человека . Основным условием преодоления угнетенного положения женщин Милль считал предоставление женщинам политических прав, права на образование, на доступ к занятиям наукой, литературой, искусством. Однако Милль вполне осознавал, насколько трудным может стать для женщины совмещение общественной жизни с семейными обязанностями. Поэтому Милль полагал, что пользоваться предоставленными правами будут только незамужние женщины или вдовы. 3

 В 1867 году  Дж.С. Милль выступил перед  парламентом с первой в истории  официальной речью в поддержку  женского избирательного права.  После провала поправки Дж.С.  Милля о предоставлении гражданкам  страны права голоса тысячи  англичанок примкнули к феминистскому  движению и активно включились  в политическую борьбу за свои  права. 

 С середины XIX века и в Европе, и в США  начались кампании борьбы за  избирательные права. Следует  отметить, что право голоса первоначально  не являлось основным требованием  феминисток,  и лишь в конце  XIX века, когда другие основные  права считались полученными  (право на образование, собственность,  заработок, опекунство, защиту от  физического насилия со стороны  мужа), организованное женское движение  переходит от умеренной к более  радикальной стадии, выдвинув в  качестве основного пункта своей  программы требование предоставления  избирательных прав женщинам. Сам  термин "суфражизм" (англ. "suffrage" - избирательное право) благодаря  английским феминисткам, использовавшим  это понятие в отношении прежде  всего избирательных прав женщин, вошел в историю как определение  политического направления в феминизме.4 Женщины все больше убеждались в том, что избирательное право имеет первостепенное значение и служит ключом к дальнейшему прогрессу. Суфражистки верили, что, имея легальную возможность голосовать на выборах, женщины вскоре освободятся от всех других форм дискриминации. Суфражистская кампания до сих пор неоднозначно оценивается исследователями истории феминизма. С одной стороны, это "сужение интересов феминисток, отвлечение от более серьезных проблем+ игнорирование экономического, идеологического и сексуального господства мужчин над женщинами".5 С другой стороны, суфражизм стал важным шагом к завоеванию женщинами полного равноправия с мужчинами. Следует отметить, что требование избирательного права не было чисто либеральным феминистским требованием, поскольку часто основывалось на противоречивых предположениях. Для одних феминисток получение избирательного права было конечной целью, для других - частью более широкой цели, средство полного преобразования женщин. Кроме того, с середины XIX века утверждение о том, что мужчины и женщины морально и интеллектуально равны, сосуществовало с идеей различия между полами, базирующейся на превосходстве женских специфических добродетелей (обе эти позиции прослеживаются в работах английской писательницы XVIII века М. Уолстоункрафт, одного из лидеров американского женского движения Э.К. Стентон и философа Дж.С. Милля). Так, например, в Америке и некоторых странах Европы в связи с возросшей популярностью "культа истинной женственности", стала преобладать идея о том, что женщины - "потенциальные спасительницы нации", поскольку являются хранительницами чистоты, терпимости и традиционных ценностей, и, следовательно, им необходимо предоставить политические права для оздоровления общественной сферы. Особенно подчеркивался женский пацифизм как врожденное качество в противовес мужскому милитаризму. Противопоставление образа женщины, дающей жизнь и мужчины-разрушителя актуально до сих пор. С точки зрения различия между полами женщине не следует пытаться подражать мужчинам, наоборот, необходимо сохранить присущие им добродетели. Однако, как отмечает В. Брайсон, "многие суфражистки старались совмещать эту позицию с либеральными идеями о естественных правах и социальном равенстве полов".6 

 Основной  социальной базой суфражистского  движения был средний класс.  Характерной особенностью феминистского  движения этого времени было  стремление к женской солидарности  и международному сотрудничеству. Женщины разных стран осознавали  общность своего жизненного опыта  и проблем, что нашло воплощение  в идее сестринства и организации  интернациональных женских организаций.  Так, в 1888 году  феминистки разных  стран объединились в "Международный  совет женщин", а в 1904 году  был образован "Международный  женский суфражистский альянс", в который вошли суфражистки  США, Канады, Великобритании, Германии, Нидерландов, Норвегии и Швеции.7 Активистки организации ежегодно проводили тысячи митингов, миллионы листовок о бесправном положении женщин распространялись в самые отдаленные уголки земного шара.

 В Англии  суфражизм имел самую длительную  историю в Европе и достиг  максимального развития, охватив  в начале ХХ века огромное  количество женщин. Более того, исследователи  отмечают, что именно британское  суфражистское движение стало  моделью для подобных движений  в других странах. В Великобритании уже в конце XVIII века либеральные принципы народного суверенитета и индивидуальной свободы получили наиболее последовательное воплощение, и политическая активность англичанок была чрезвычайно высока. В 1851 году в Великобритании была создана первая постоянная группа сторонников и сторонниц предоставления женщинам права голоса   Шеффилдская ассоциация за предоставление права голоса. К 1867 году в Манчестере при активном участии Лидии Беккер и Ричарда Панкхерста было создано "Общество женского избирательного права". 

 Новый этап  в истории британского суфражизма  происходит в начале ХХ века. В это время суфражистская  кампания Великобритании разделилась  на два противоположных течения: на конституционных сторонниц равноправия (suffragists) и воинствующих суфражисток (suffragettes). Первые входили в организацию "Национальная федерация суфражистских обществ" (НФСО), созданную ещё в 1868 году под руководством английской феминистки, писательницы и доктора прав Миллисенты Гарретт Фаусетт. НФСО действовала под девизом "Вера, Настойчивость и Терпение" и признавала борьбу только либеральными методами . Организация издавала много брошюр, подавала петиции, устраивала большие митинги. Подавляющее число членов НФСО были женщины с учеными степенями, видные общественные деятельницы, в основном представительницы среднего класса, однако в начале ХХ века ряды организации пополнили женщины-работницы, что существенно расширило социальную базу движения за женское избирательное право.8

 Воинствующее  крыло суфражистского движения  возглавили Эммелин Панкхерст  и её дочь Кристабель.  В  1903 году под их руководством  был создан "Женский социально-политический  союз" (ЖСПС). ЖСПС породил новое  направление в суфражизме: милитантство (от militant - воинственный). Милитантки отказывались сотрудничать с правительством и в целом с мужчинами до тех пор, пока женщинам не будет предоставлено право голоса (членами ЖСПС были только женщины). Активистки считали, что правительство уступает только тогда, когда на него оказывают давление, поэтому прибегали к воинственным методам привлечения внимания к себе: разбрасывали листовки с гостевой галереи парламента, прерывали выступления членов кабинета свистом и криками "Votes for women!" ("Избирательное право женщинам!"), приковывали себя наручниками к перилам в общественных местах, устраивали несанкционированные митинги и шествия, а оказавшись в тюрьме, избирали тактику голодовок. Помимо этого милитантки развернули "атаку на собственность": разбивали камнями окна правительственных зданий, офисов, витрин магазинов, поджигали дома, обрывали телефонные провода. В 1913-1914 гг. эскалация насилия со стороны суфражисток привела к бросанию бомб в частные дома, церкви и общественные здания.9

 Следует отметить, что само возникновение радикального  крыла в женском движении было  обусловлено несколькими факторами.  Во-первых, изменилось поколение  феминисток. Феминистки начала ХХ  века воспитывались в иных  условиях, чем их предшественницы, у них было больше возможностей для самореализации в публичной сфере. Во-вторых, политическая обстановка в стране отличалась большой социальной напряженностью. В-третьих, не следует забывать, что к началу ХХ века все традиционные методы борьбы были использованы Национальной федерацией суфражистских обществ и не принесли результатов.

 В связи  с этим вопрос о роли милитанства  в суфражистском движении до  сих пор вызывает острые дискуссии.  С одной стороны усиление террористических  приемов борьбы дискредитировало  организацию и дало новые аргументы  противникам женского равноправия,  заявившим о том, что женщины  неуравновешенны, чрезвычайно эмоциональны  и на этом основании нужно  отказать им участвовать в  политической жизни. С другой  стороны, тактика милитанок оказалась  плодотворной: они привлекли к  себе внимание прессы, способствовали  привлечению новых сторонников  и увеличению пожертвований суфражистским организациям.10

 Таким образом,  можно отметить, что к началу  Первой мировой войны женское  движение в Великобритании превратилось  в мощную политическую силу. Однако  оно не было единым в организационном  и политическом отношении. 

 Что касается  развития суфражизма в США,  то здесь движение женщин-суфражисток  началось с конвенции по правам  женщин, состоявшейся 19 июля 1848 года  в Сенека-Фоллз, штат Нью-Йорк  и давшей начало организованному  движению американских женщин  за свои права. Результатом  конвенции стало подписание первой  декларации по правам женщин -  "Декларации позиций и резолюций". Написанная Элизабет Кейди Стэнтон  совместно с Лукрецией Мотт  и её друзьями Декларация начиналась  словами: "Все женщины и мужчины созданы равными" В Декларации были выдвинуты требования для женщин гражданских прав -  право голоса, право на образование, собственность, право на развод, на оплачиваемый труд и участие в политической и религиозной жизни общества. Участницы Конвенции потребовали также отказа от двойного морального стандарта, с помощью которого женщины за отступление от нравственности изгоняются из общества, а мужчин же практически не осуждают.11 Декларация в Сенека-Фоллз стала поворотным пунктом в истории американского и мирового феминизма, положив начало формированию его либерально-реформистского направления. По мнению В. Брайсон, именно "с этого момента был заложен фундамент феминизма как теории и как политического движения".

 В 1869 году  разногласия по поводу ратификации  пятнадцатой поправки к Конституции  США, предоставлявшим афроамериканским  мужчинам право голоса, но ничего  не говоривших о женщинах, привели  к созданию двух независимых  организаций, выступавших за права женщин.12 Лидеры американского женского движения Элизабет Кейди Стэнтон и Сьюзен Браунелл Энтони основывают Национальную ассоциацию за избирательные права женщин. Э. Стэнтон была категорически против сведения движения к одной лишь задаче получения избирательных прав и говорила о том, что "угнетенное положение женщины включает в себя не только отсутствие гражданских и юридических прав, но и ее сексуальную эксплуатацию", которая в свою очередь, является "следствием экономического положения женщины и всей системы общественных и религиозных догм". Такая позиция выходила далеко за рамки традиционного либерализма. Э. Стэнтон считала, что сексуальное влечение имеет отрицательные последствия для здоровья женщины, что "неумеренная сексуальность мужчин влечет за собой деградацию и унижение женского пола" . С точки зрения Э. Стэнтон, в браке женщина теряла сексуальную автономию, поскольку не имела права отказать сексуальным предложениям мужа, и тем самым подвергалась риску нежелательной беременности или заражения венерическими заболеваниями.13

Информация о работе Суфражизм как одно из направлений феминизма