Строительство Советского государства. Проблемы демократии и диктатуры (октябрь 1917 -1918г.)
Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 19:11, контрольная работа
Краткое описание
В наше время многие люди задумываются, что же толкнуло Россию по такому кровавому и тернистому пути, были ли у русского народа разумные альтернативы в1917 году? Изучение этого вопроса позволит глубже понять всю сложность и неоднозначность русского менталитета. Почти семидесятилетняя история коммунистического правления является тяжелой вехой в истории нашей страны, а история зарождения этой трагической эпохи заслуживает самого пристального внимания. К осени 1917 г. большевики пришли к руководству в Петроградском и Московском Советах, в Советах больших городов
Оглавление
Введение………………………………………………………………………... 3 Первые социально-экономические преобразования советской власти, их характер………………………………………………………………………… 4 Роспуск Учредительного собрания. Формирование советской политической системы…………………………………………………………………… 8 Проблемы демократии и диктатуры в период становления Советского государства. Конституция РСФСР 1918 г……………………………………. 12 Заключение………………………………………………………...................... 14 Список использованных источников………………………………………… 15
В наше время многие люди задумываются,
что же толкнуло Россию по такому кровавому
и тернистому пути, были ли у русского
народа разумные альтернативы в1917 году?
Изучение этого вопроса позволит глубже
понять всю сложность и неоднозначность
русского менталитета. Почти семидесятилетняя
история коммунистического правления
является тяжелой вехой в истории нашей
страны, а история зарождения этой трагической
эпохи заслуживает самого пристального
внимания. К осени 1917 г. большевики пришли
к руководству в Петроградском и Московском
Советах, в Советах больших городов. К
середине сентября лидер партии большевиков
В.И. Ленин пересмотрел свои взгляды на
ход революции в России. В этих работах
перед своей партией он поставил задачу
перехода власти в стране к большевизированным
Советам путем вооруженного захвата. В.И.
Ленин считал, что общенациональный кризис
уже назрел, и массы готовы к решительной
борьбе.
Социально - экономическая и
политическая ситуация в России еще более
обострилась: в развале находились промышленность,
транспорт, сельское хозяйство. Усилились
национальные противоречия. Катастрофическим
становилось положение на фронте.
Балтийский флот вынужден был
уйти в Финский залив. Пала Рига. Германские
войска стали приближаться к Петрограду.
Правительство страны не имело плана выхода
из кризиса.
Первые социально -экономические преобразования советской власти, их характер
Первый этап революции, когда
решался вопрос о власти, Ленин назвал
политическим. Некоторые историки в этой
связи говорят о разрушительной фазе революции,
в рамках которой, прежде всего, подавляется
политическая и экономическая мощь буржуазии.
Вслед за этим появляется возможность
перейти к созидательной фазе, сосредоточившись
на утверждении нового типа общественных
отношений.
Преобразования октября 1917
- февраля 1918 г. глубоко потрясли отношения
собственности, привели к коренному изменению
принципов управления хозяйственной жизнью.
На характер происходившего повлияли:
инерционность многих разрушительных
социально-экономических процессов, начавшихся до прихода
к власти большевиков и доставшихся им
по наследству;
обстановка противостояния
Советской власти;
готовность большевиков радикально
изменять существующие отношения и делать это с широким применением
методов насилия.
Отношение к революции основной
массы российского населения - крестьянства
- определялось решением двух коренных
вопросов: о войне и земле. Не случайно
первые декреты касались именно этих проблем.
Декрет о земле провозглашал уничтожение
всякой частной собственности: все помещичьи,
монастырские, церковные и удельные земли.
Осуществлять декрет подлежало на основе
«Примерного наказа», составленного эсерами
на основе обобщения 242 наказов, доставленных
депутатами I съезда Советов крестьянских
депутатов. «Наказ» выступал как эсеровская
программа по аграрному вопросу, которая
включала: экспроприацию помещичьих имений,
запрет на применение наемного труда,
запрещение купли и продажи земли, «уравнительное
распределение земли, смотря по местным
условиям, по трудовой и потребительской
норме», а также периодическое перераспределение,
которое должно осуществляться органами
местного самоуправления. Установление
такого порядка означало бы, по мнению
эсеров, победу социализма в российской
деревне.
Большевиков сближало с эсерами
отрицание помещичьего землевладения,
однако социализм в деревне они представляли
иначе. Эсеровские сторонники «Наказа»
считали, что земля не может быть в чьей-либо
собственности, а должна находиться в
пользовании тех, кто ее обрабатывает.
Ленинцы же полагали, что подлинный социализм
наступит тогда, когда земля будет национализирована,
т.е., передана в руки государства, а затем
на ней будут созданы коллективные, желательно
крупные, хозяйства крестьян. Тем не менее,
именно большевики предложили эсеровскую
программу. Это был исключительно важный
тактический ход, которым решался ряд
важных задач. Во-первых, большевики обретали
симпатии крестьянства; во-вторых, смогли
внести раскол в среду эсеров и привлечь
их левое крыло к сотрудничеству; в-третьих,
реализация Декрета рассматривалась как
первый шаг на пути воплощения собственной
программы.
Важный этап аграрных преобразований
связан с январем 1918 г. В это время экспроприация
помещичьих земель была практически завершена.
В этих условиях III съезд Советов 31 января
1918 г. рассмотрел проект Декрета «О социализации
земли» (окончательный текст закона опубликован
19 февраля - в годовщину отмены крепостного
права). Частная собственность на землю
отменялась, а ее распределением поручалось
заниматься земельным отделам Советов,
которые должны были заменить прежние
земельные комитеты. Тем самым влияние
эсеров было сокращено, а большевики получили
возможность реализации одного из пунктов
закона, который предусматривал развитие
коллективного хозяйства в земледелии.
К весне 1918 г. на территории Центральной
России процесс перераспределения завершился.
В итоге 86% конфискованной земли роздано
крестьянам, 11 перешло к государству, а
3 - сельскохозяйственным коллективам.
Аграрное законодательство
первых месяцев содержало и зерна потенциальных
конфликтов между большевиками и эсерами.
Прежде всего, землю предписывалось делить
«по трудовой или потребительской норме».
В первом случае речь шла о распределении
по работникам, во втором - по едокам. Большевики
чаще поддерживали последнее, но в обоих
случаях предпочтение оказывалось бедным
и малоземельным. Эсеры же стремились
распределять в соответствии с трудовыми
возможностями, что благоприятствовало
лишь зажиточным крестьянам.
Из «Наказа» следовало, что
он составлялся из крестьянских наделов
и конфискованных имений, и уже из общей
массы земли должны нарезаться новые наделы.
Однако отстаивавшие интересы более обеспеченных
крестьян эсеры часто выступали за то,
что земля, которая уже находится в индивидуальном
пользовании крестьян, должна остаться
в неприкосновенности, а перераспределять
нужно лишь конфискованную помещичью
землю. На практике все эти вопросы решали
местные органы власти - земельные отделы
Советов, и от их состава зависело, чьи
партийные установки и насколько твердо
они готовы были воплощать. Все эти подспудные
противоречия вышли наружу весной - летом
1918 г., когда большевики вынуждены были
прибегнуть к непопулярным мерам при решении
продовольственной проблемы.
Кризис промышленного производства
с неспособностью навести порядок в экономике,
был одной из главных причин падения, как
самодержавия, так и Временного правительства.
Решать эти задачи пришлось Советскому
правительству.
Необходимость регулирования
производства (в смысле бесперебойной
работы, предотвращения закрытия предприятий)
и распределения продуктов (для их регулярного
поступления, предотвращения голода) в
условиях военной экономики была объективно
необходима и признавалась ведущими политическими
силами. Однако государственного регулирования
наладить не удалось: созданные правительством
Керенского Экономический совет и Главный
экономический комитет не обладали для
этого ни властью, ни должной инициативой.
В то же время стихийно возникшие по инициативе
снизу в марте 1917 г. органы рабочего контроля,
продемонстрировали свою жизнеспособность.
Весной и летом требование рабочего контроля
со стороны социалистических партий означало
регулирование экономических и социальных
отношений с учетом интересов всех социальных
групп, что осталось лишь лозунгом. Однако
численность низовых органов рабочего
контроля росла, они все активнее вмешивались
в деятельность своих заводов, и осенью
1917 г., подобно стихийному захвату земли
крестьянами, стали применять это к промышленным
предприятиям, что вело к конфликтам с
предпринимателями. Между тем Ленин накануне
революции рассматривал рабочий контроль
в более широком контексте.
Октябрьский переворот не только
не остановил, но и усилил анархо-синдикалистские
тенденции. Рабочие не просто вмешивались
в деятельность предприятий, но проникались
убеждением, что отныне промышленный аппарат
страны принадлежит им, и они могут управлять
им в своих интересах. Не обладая, однако,
необходимыми экономическими и техническими
знаниями, рабочие были неспособны поддерживать
нормальную деятельность предприятия,
используя оказавшиеся в их распоряжении
ресурсы на элементарное их «проедание».
14 ноября 1917 г. ВЦИК принял
Декрет о рабочем контроле. Документ
был ориентирован на то, чтобы
обуздать анархические тенденции
и нормализовать производственные
процессы. Декрет содержал чрезвычайно
важный пункт об отмене коммерческой тайны,
что устраняло одну из важнейших составляющих
традиционных рыночных отношений. Ответственными
за реализацию документа объявлялись
как владельцы, так и рабочие предприятия.
Первоначально предполагалось создание
системы Советов рабочего контроля (в
городах, губерниях и т.д.), которая напоминала
бы политическую систему Советов и увенчивалась
Всероссийским Советом рабочего контроля.
В измененном виде эта идея была реализована
в форме создания Высшего Совета Народного
Хозяйства (ВСНХ). Соответствующий декрет
от 5 декабря определял его цель - «организация
народного хозяйства и государственных
финансов». Новый орган должен был «согласовывать
и объединять» деятельность, как местных,
так и центральных учреждений экономического
плана. Создавались и местные - городские,
губернские - совнархозы.
В числе прочих на ВСНХ возлагалась
функция конфискации, секвестрования
и принудительного cиндицирования предприятий.
Продолжена была широкая национализация
промышленности. В ноябре 1917 - марте 1918
г. на территории 31 губернии у прежних
владельцев было изъято 836 промышленных
объектов.
Впервые месяцы были предприняты
решительные шаги к изменению отношений
в денежно-финансовой сфере. Первым поручением,
полученным председателем ВСНХ, был контроль
над захватом Государственного банка.
Это произошло 14 декабря 1917 г. Одновременно
в тот же день отряды вооруженных рабочих,
матросов и солдат заняли помещения частных
коммерческих банков и кредитных учреждений.
Изъяты были ключи от кладовых, сейфов
индивидуального пользования, наложен
арест на банковскую документацию. Вечером
14 декабря, постфактум, ВЦИК оформил эти
акты своим декретом. Тогда же постановлением
СНК «О ревизии стальных ящиков» все находящееся
в сейфах золото конфисковывалоcь в общегосударственный
фонд, а в случае неявки владельцев в трехдневный
срок все их средства подлежали конфискации
«в собственность народа».
Роспуск Учредительного собрания.
Формирование советской политической системы.
25 октября 1917 г. к власти
в России пришли большевики
во главе с В.И. Лениным. Чтобы
удержаться у власти, большевикам
нужны были союзники. Их естественными
союзниками могли бы стать
партии социалистической ориентации
- эсеры (правые, левые) и меньшевики. Но
лидеры социалистических партий восприняли
Октябрьскую революцию как узурпацию
власти большевиками и вместо поисков
союза с большевиками встали на путь борьбы
с ними. В обстановке все усиливающейся
конфронтации со всеми политическими
силами страны большевики продемонстрировали
высокую политическую волю: за короткий
период они смогли создать дееспособную
государственную систему, господствующее
положение в которой заняла большевистская
партия.
Высшим представительным и
законодательным органом стал Всероссийский
Съезд Советов. В перерывах между съездами
действовал постоянный орган - Президиум
Всероссийского Центрального Исполнительного
Комитета (ВЦИК). Первым председателем
ВЦИК стал Л.Б. Каменев. ВЦИК имел право
издавать декреты, отменять или изменять
декреты и постановления СНК, назначать
и смещать СНК в целом и отдельных наркомов.
Высшим исполнительным органом
стал Совет Народных Комиссаров (СНК), утвержденный
26 октября II Съездом Советов. Председателем
СНК стал В.И. Ленин, наркомом иностранных
дел - Л.Д. Троцкий, внутренних дел - А.И.
Рыков, просвещения - А.В. Луначарский.
В составе правительства был создан Комитет
по делам национальностей, его возглавил
И.В. Сталин. Большевики предложили войти
в состав правительства трем левым эсерам
(Б.Д. Камкову, В.А. Карелину, В.Б. Спиро),
но те отказались. СНК осуществлял как
исполнительную, так и законодательную
власть. Местное управление сосредоточилось
в губернских и уездных Советах.