СССР: до и после распада

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 20:49, реферат

Краткое описание

Распад СССР - не просто история, а событие, повлиявшее на практически все сферы деятельности стран, входящих в его состав. Ведь действительно, изменилась и политика стран, и их экономика, а вслед за этим изменился и духовный потенциал граждан.
Да и само существование СССР как государства отразилось на жизни, как отдельных его частей, так и на всей стране в целом. Культура, хозяйство, промышленность - все в какой-то мере претерпевало какие-либо изменения, реформировалось, модифицировалось, и со временем приобретало новый вид.

Оглавление

* Вступление
* Основная часть
1. Жизнь в СССР:
Географическое положение и особенности
Районы СССР и жизнь в них
Национально-государственное устройство
Федеративное устройство
2. Причины, подтолкнувшие СССР к распаду
3. Распад СССР; как это было?
4. Последствия распада
5. Страны бывшего Советского Союза после распада; что с ними стало?
Украина
Белоруссия
Туркмения
Узбекистан
Казахстан
Литва
* Заключение; выводы.

Файлы: 1 файл

Распад СССР.rtf

— 252.53 Кб (Скачать)

       Уместно напомнить в этой связи, что в 1914-1945 гг. СССР (Россия) понесла в двух мировых и гражданской войнах колоссальные людские, экономические и территориальные потери. Всякий раз восстановление разрушенной войнами экономики и преодоление последствий войн в демографической, социальной и культурной областях народам Советского Союза приходилось начинать в экстремальных условиях послевоенной разрухи и дезорганизации всей общественной жизни. Демобилизация многомиллионной армии, реконверсия промышленности, восстановление сельского хозяйства, воссоздание инфраструктур, уничтоженных в ходе войн на большей части европейской территории СССР требовали огромных капиталовложений и гигантских усилий советских людей, переживших невиданные трудности и лишения. Все указанные выше проблемы народам и руководству СССР пришлось решать в условиях экономической блокады страны со стороны экономически развитых стран Запада.

       Существенно различались экономические и социальные последствия, которые “холодная война” вызвала в СССР и США. Более или менее реальное представление, на наш взгляд, об истинных размерах военных расходов СССР в годы “холодной войны” могут дать расчеты Международного института стратегических исследований в Лондоне, который оценивал военные расходы СССР в конце 1980-х гг. в объеме 17,6% валового национального продукта.

       Очевидно, что выдержать военно-политическое противостояние с таким мощным экономическим соперником в течение более сорока лет СССР смог лишь благодаря сверхмилитаризации своей экономики и поддержанию низкого -- по стандартам развитых промышленных стран -- жизненного уровня своего населения. Гонка вооружений привела к деформированию всей экономики СССР, в котором ВПК составлял до 80% всего промышленного производства. Гражданские отрасли промышленности и сельское хозяйство были не более чем придатками гигантского советского ВПК. Гипертрофированное развитие советского ВПК способствовало усилению к концу 70-х гг. общей экономической отсталости СССР, которая привела к качественному ухудшению советского военно-технического потенциала, что в свою очередь вело к ослаблению международных позиций СССР.

       Экономическое отставание отрицательно сказывалось на внутреннем социально-экономическом развитии СССР и его союзников.

       В ходе перестройки руководство СССР, попытавшись применить традиционные для него методы повышения эффективности экономики (“стратегия ускорения”), пришло к выводу о том, что ее выход на мировой технико-экономический уровень невозможен без ее интеграции в мировую экономику, что требовало, в свою очередь, не только радикального изменения форм хозяйствования, но и изменения всей государственно-политической системы СССР. Перестройка была невозможна без демилитаризации экономики и общественно-политической жизни, без избавления страны от бремени гигантских военных расходов, идущих на поддержание глобального противостояния с США и их союзниками. Политика нового мышления, которую провозгласило и попыталось реализовать советское руководство в 1987-1991 гг., была попыткой сохранить с учетом новых политических реалий СССР как великую мировую державу. Это было возможно лишь при глобальной перестройке всей системы международных отношений, при которой всем государствам должны были быть обеспечены безопасность и свободное экономическое и политическое развитие. Перестройка всей системы международных отношений на основе нового мышления не состоялась. Одной из главных причин этого был распад СССР. 

       Распад СССР; как это было? 

       8 декабря 1991 года в резиденции «Вискули», что в знаменитой Беловежской пуще, лидеры России, Украины и Белоруссии подписали документ о создании СНГ. Советский Союз перестал существовать. Уже много написано о причинах, приведших к гибели советскую империю.  
Но исследователи зачастую упускают из виду три обстоятельства, которые, соединившись  
в критическую массу, привели к ураганному распаду страны.

       Первая причина, как мина замедленного действия, десятки лет дремала в той статье советской Конституции, которая давала право на свободный выход из состава СССР. Вторая - «информационный вирус» зависти, в полную силу проявивший себя в конце 80-х - начале 90-х. Не выдержав испытания жесточайшим кризисом, сосед стал жалеть куска хлеба для соседа, надеясь выжить в одиночку. В Тбилиси и Вильнюсе говорили, что хватит работать на Москву, на Урале требовали прекратить кормить Среднюю Азию и т.д.

       К началу 90-х «перестройка выдохлась. По мере ослабления центра власть начала «протекать» на нижние этажи - в союзные и автономные республики. В процессе соперничества Ельцина и Горбачева за лидерство становилась все очевидней слабость первого президента СССР, который был выбран всего лишь Съездом народных депутатов, а не прямым голосованием населения. Он выглядел менее легитимным и авторитетным, чем любой из президентов союзных республик.

       Из секретных папок ЦК был, вынут т.н. «план автономизации». Он стал третьей причиной распада. Чтобы ослабить Россию и «демократического» Ельцина, предлагалось поднять статус автономий в составе РСФСР до статуса союзных республик, получив в результате 35 независимых республик в составе СССР, но уже без права выхода. Верховный Совет СССР принял соответствующий закон 26 апреля 1990 года - механизм « автономизации» был запущен. В результате его реализации карта РСФСР оказалась бы похожей на кусок сыра с огромными дырами на месте территорий почти двух десятков автономий - Россия потеряла бы 51% территории со стратегическими ресурсами и почти 20  млн. населения.

       Сознавая опасность фактического развала РСФСР, российский Съезд народных депутатов в целях обеспечения целостности республики подавляющим большинством голосов (907 - за, 13 - против и 9 - воздержавшихся) принял 12 июня 1990 г. Декларацию о государственном суверенитете РСФСР. Вопреки расхожему мнению, в этой декларации нет ни слова о выходе России из состава СССР. Напротив, РСФСР четко заявила, что собирается и впредь оставаться составной частью обновленного Союза. В сложившейся ситуации пошел трещинами огромный монолит КПСС. Мало кто помнит, что в отличие от других союзных республик у РСФСР не было республиканской партийной организации. Создав КП РСФСР в критический для партии момент, противопоставив ее союзному руководству, Иван Полозков и Геннадий Зюганов внесли тем самым решающий вклад в развал КПСС и - в распад Союза.

       Ноябрьский 1990 г. и апрельский 1991 г. пленумы ЦК КПСС стали этапами, обозначающими все более глубокое поражение М.С. Горбачева в борьбе с реакционным крылом партии. Чтобы сместить Горбачева  
с постов Генерального секретаря ЦК КПСС и президента СССР, партаппарат готовил на сентябрь 1991 г. проведение съезда КПСС и Съезда народных депутатов СССР. Спасаясь, Горбачев кинулся к лидерам союзных республик, пообещав им радикально расширить полномочия и форсированно - уже в августе 1991 г. - подписать новый Союзный договор. Секретные переговоры президента с главами республик были записаны по приказу председателя КГБ СССР В.  Крючкова. Чтобы опередить Горбачева и лидеров союзных республик и была принята попытка государственного переворота в образе ГКЧП.

       Но ГКЧП, вопреки расхожему мнению, был не основной причиной, а последней каплей, перевесившей чашу в пользу распада СССР. В связи с событиями 19-21 августа 1991 г. Генеральный секретарь ЦК КПСС М. Горбачев 25 августа 1991 г. призвал ЦК КПСС «принять трудное, но честное решение о самороспуске» и заявил: «Судьбу республиканских компартий и местных партийных организаций определяют они сами… Не считаю для себя возможным дальнейшее выполнение функций Генерального секретаря ЦК КПСС и слагаю соответствующие полномочия». Это стало началом распада КПСС, которая перестала существовать уже к концу октября 1991 г. Таким образом, ГКЧП предопределил распад партии, сделал процесс ее реформирования невозможным, а это, в свою очередь, исключило возможность любых попыток поэтапного реформирования союзного государства. Закономерно, что практически одновременно, с распадом структур КПСС лавинообразно разваливалось единое государство. Последней точкой в этой разрушительной работе был украинский референдум 1 декабря 1991 г., когда абсолютное большинство граждан республики поддержало объявление независимости Украины.

       Таким образом, соглашение, подписанное 8 декабря 1991 года главами трех славянских республик, официально оформило уже состоявшуюся кончину СССР. В отличие от большинства россиян, которые до сих пор считают, что одна-единственная декларация могла развалить ядерную державу, в Киеве, Минске и других столицах бывших союзных республик твердо знают: судьба единого Союза ССР была решена намного раньше. И никакого «тайного сговора за спиной Горбачева» не было. Первоначально готовилась иная повестка дня для белорусского «саммита», и она совсем не интересовала президента СССР, которому спецслужбы, охранявшие « Вискули», все исправно докладывали.

       Поначалу предполагалось, что встреча в Белоруссии устраивается ради президента Украины Леонида Кравчука, которого Борис Ельцин и Станислав Шушкевич все еще надеялись уговорить сохранить в обновленном виде Союз. В свое время Ельцин не просто сказал: «Союзу - быть!», но даже 17 августа 1991 г. парафировал проект Союзного договора, поскольку планировалось, что 19 августа 1991 г. состоится его подписание. На встрече в Минске лидеры России и Белоруссии всерьез размышляли, что можно еще спасти из парафированного союзного договора. Поскольку украинский президент не желал даже слышать слово «союз» и после августа 1991 г. демонстративно отказался ездить в Москву, Кравчука пришлось «заманивать» на встречу хорошей охотой, которой всегда славилась Беловежская Пуща.

       Вопреки распространенному мнению о том, что российская делегация прибыла в « Вискули» с готовым текстом, не было не только текста, но даже компьютеров и ксероксов: рукописи перепечатывали на электрической машинке и размножали в трех экземплярах с помощью телефакса. В ходе бесед президентов о возможных формах обновленного Союза первоначально появилась модель, согласно которой ядро объединения должны составить 4 государства: Россия, Белоруссия, Украина, Казахстан. Когда с Казахстаном вышла заминка, Украине была предложена идея Славянского Союза из трех государств. Но и это не устраивало Кравчука. Он принципиально возражал против любого упоминания слова «Союз». Наконец, нашли формулу «Содружество», как способ сосуществования государств в одном экономическом, политическом, военном пространстве.

       Согласившись с формулой Содружества, президенты России, Украины и Белоруссии поручили экспертам рабочей группы готовить документы. В итоге родилась простая формула соглашения, которая состояла из двух частей. Первое: государства-учредители констатируют факт смерти образованного ими государства - Союза ССР. Второе: Россия, Украина и Белоруссия (опять же в качестве учредителей) объявляют о создании нового объединения - Содружества Независимых Государств.

       Утром за дело наконец принялась украинская делегация - начала методично вычеркивать все, что хоть как-то напоминало союзные органы и жесткие обязательства. Оказалось, под «Содружеством» Кравчук понимал не попытку новой интеграции, а формулу цивилизованного развода. Фиксировался очевидный факт: СССР умер после выхода из его состава почти всех союзных республик, создавались переходные конструкции, гарантировалась безопасность ядерного потенциала, намечались контуры экономической интеграции. Но если для России и Белоруссии СНГ было основой для нового сближения), о было реализовано спустя 5 лет в форме Союза Беларуси и России), то политическая элита Украины рассматривала Беловежские соглашения о разводе и дележе имущества.

       Когда, наконец, была готова согласованная «болванка» текста, ее размножили на телефаксе, и эти рулоны понесли через коридор в другую комнату, где находились Ельцин, Кравчук и Шушкевич. С ними в тот момент не было ни экспертов, ни советников. От президентов бумаги возвращались с вопросами, пометками, предложениями. Страницы снова исправлялись, множились - и так по нескольку раз.

       Затем было решено связаться с Нурсултаном Назарбаевым, президентом Казахстана, попросить его срочно прилететь. Было важно опереться на поддержку этого авторитетного лидера. Однако Назарбаев, несмотря на приглашение, так и не приехал - остался в Москве, в резиденции Горбачева. Говорят, Горбачев тогда обещал Назарбаеву пост премьер-министра СССР, вдобавок оба президента отказывались верить, что Союз на ладан дышит.

       Не дождавшись президента Казахстана, Ельцин, Кравчук и Шушкевич подписали соглашение об образовании СНГ.

       Затем заказали связь с Горбачевым и Дж. Бушем-старшим. Телефонисты « спецкоммутатора» довольно долго разыскивали хозяина Кремля, Белый дом ответил почти сразу.  
В итоге часть разговора шла параллельно: Ельцин «взял на себя» Буша, Шушкевич разговаривал с Горбачевым.

       Узнав о происшедшем, Горбачев сразу кинулся к армии. Он плоть до своей добровольной отставки 25 декабря 1991 г. обзванивал командующих округами, обращался к маршалу Евгению Шапошникову за поддержкой. Но военные его проигнорировали. Все это было очень похоже на историю Николая  II  - когда в 1917 году царь из Ставки Верховного Главнокомандующего обратился к войскам с вопросом, что ему делать, военные фактически отказались от своего императора и Главнокомандующего и ответили: «Подписывать отречение».

       Как непосредственный участник тех событий, помню, что российская делегация возвращалась из Минска в Москву в противоречивом настроении. Все понимали, что удалось предотвратить развитие ситуации по «югославскому сценарию» - избежать кровавых межнациональных военных конфликтов между частями одного государства. А ведь первые звонки этого кошмарного спектакля уже звенели тогда по всей территории страны - в нагорном Карабахе и Приднестровье, Северной Осетии и Чечено-Ингушетии.

       Точку в юридическом оформлении распада СССР поставили Верховные Советы России, Украины и Белоруссии, которые практически единогласно ратифицировали Соглашение об образовании Содружества Независимых Государств. Через несколько дней Назарбаев и другие руководители среднеазиатских республик сообщили о своей поддержке этого документа. К СНГ были готовы присоединиться все, кроме Прибалтийских республик и Грузии.

Информация о работе СССР: до и после распада