Сравнительный анализ формы правления в США, Франции, Германии. Отличительные признаки, характеризующие форму правления указанных государ

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 19:34, контрольная работа

Краткое описание

Контроль - это система отношений между органами публичной власти, при которой контролирующий орган может отменить акты подконтрольного органа.
Конституционный контроль - это форма проверки на соответствие конституции актов и действий органов публичной власти и общественных объединений, осуществляющих публичные функции или созданных для участия в осуществлении публичной власти. Конституционный контроль возможен только там, где действует писаное право (писаные конституции в том числе), положения которой обладают более высокой юридической силой по сравнению с любыми национальными и местными правовыми положениями.

Файлы: 1 файл

контрольная КПЗС.doc

— 85.00 Кб (Скачать)

Правительство Франции - Совет министров, согласно ст. 20 Конституции, “определяет и ведет политику нации”. В состав правительства входят премьер-министр - глава правительства, министры, возглавляющие министерства, и государственные секретари, руководящие подразделениями отдельных министерств. Правительство ответственно перед Национальным собранием. В случае принятия резолюции порицания абсолютным большинством Национального собрания правительство должно подать в отставку. В Конституции специально обозначены полномочия премьер-министра. На него возложена ответственность за национальную оборону, он должен обеспечивать исполнение законов, осуществлять нормотворческую деятельность.

Конституционный совет - особый орган, контролирующий соблюдение Конституции. Все законы до промульгации их президентом и регламенты палат  до их принятия должны поступать на рассмотрение Конституционного совета, который дает заключение о том, соответствуют ли Конституции. Если Конституционный совет решит, что тот или иной акт противоречит Конституции, он вправе его отменить. Также в полномочия Конституционного совета входит наблюдение за ходом президентских выборов, проведением референдумов.

Процесс концентрации политической власти в руках исполнительных органов  привел к изменению статуса парламента. Правительственной власти предоставлены  широкие возможности для воздействия на парламент, а в некоторых случаях для действий и “через его голову”.

Германия. По форме правления Германия - парламентская республика. Высшими органами государства по Конституции являются Федеральный президент, Бундестаг и Бундесрат, Федеральное правительство и Федеральный конституционный суд. Политический режим - демократический.

Законодательная власть осуществляется парламентом, который  в соответствии с Конституцией считается  однопалатным, а фактически состоит  из двух палат- Бундестага (буквально: Федеральный съезд) и Бундесрата (буквально: Федеральный совет). Собственно парламентом является Бундестаг, в составе которого 496 депутатов, избираемых прямыми всеобщими выборами сроком на 4 года. Бундесрат ст.50 Основного Закона характеризует как орган, через который земли участвуют в законодательстве и управлении федерацией и в делах Европейского союза. В Бундесрат входят 69 человек, назначаемых правительствами земель на 4 года из своего состава. Каждая земля имеет в нем от 3 до 5 голосов в зависимости от численности населения. Палаты избирают своих председателей и образуют постоянные комитеты. Заседания палат, как правило, открытые, если только депутаты не примут решение провести закрытое заседание. Основной Закон определяет круг вопросов, относящихся к области исключительной законодательной компетенции федерального парламента и к области конкурирующей законодательной компетенции центра и земель. Кроме того, ст.75 Основного Закона перечисляет те вопросы, по которым парламент может издавать общие предписания.

Процедура принятия федеральных  законов заключается в следующем. Законопроект принимается Бундестагом  и сразу передается в Бундесрат. Если Бундесрат не одобрит этот законопроект, он может в течение двух недель потребовать созыва согласительного комитета, в котором представлены члены обеих палат. Если комитет предложит какие-то изменения к принятому законопроекту, он должен быть повторно рассмотрен Бундестагом. Законопроект, одобренный Бундестагом вторично, может быть опять отклонен Бундесратом в течение недели. Тогда законопроект направляется в Бундестаг в третий раз, и если за него проголосует большинство членов Бундестага, он считается принятым.

Бундестаг обладает также  контрольными полномочиями в отношении  правительства. Они проявляются  в формах интерпелляций (запросов), устных вопросов, в работе следственных комиссий, в праве требовать отставки правительства.

Глава государства - Федеральный  президент, избираемый специальным  органом - Федеральным собранием  на 5 лет. Полномочия Президента типичны для главы парламентской республики. Он промульгирует законы, участвует в заседаниях правительства, назначает и увольняет должностных лиц, обладает правом помилования. Президент является представителем  Германии в отношениях с другими государствами. От имени Германии он заключает с ними договоры, аккредитирует и принимает послов. Большинство актов Президента нуждаются в обязательной контрасигнации (подписи) главы правительства или соответствующих министров, которые несут за них ответственность.

Вся полнота исполнительной власти принадлежит Федеральному правительству во главе с Федеральным канцлером. Помимо последнего в состав правительства входят вице-канцлер, министры, возглавляющие министерства, и министры без портфеля. Президент выдвигает кандидатуру на пост Канцлера, который избирается Бундестагом (если он не получает большинства голосов членов Бундестага, Президент может распустить палату). Министры назначаются и увольняются Президентом по предложению Канцлера. Полномочия правительства весьма обширны. Фактически оно осуществляет все функции по управлению государством. Достаточно сильны его позиции и в сфере законодательства. Правительство обладает правом законодательной инициативы, при этом его законопроекты имеют приоритет. Вслучае отклонения такого законопроекта Бундестагом Президент по предложению правительства и с согласия Бундесрата может объявить состояние "законодательной необходимости", и тогда для принятия этого законопроекта достаточно одобрения Бундесрата.

В соответствии с Основным Законом члены правительства несут ответственность только перед Канцлером.

Роль Канцлера в государственном  механизме Германии чрезвычайно велика. Фактически он определяет основную линию внутренней и внешней политики страны. Вслучае его отставки в отставку должно уйти все правительство. Бундестаг может выразить недоверие не всему правительству или отдельным его членам, а только Канцлеру. Канцлер отстраняется от должности лишь в случае избрания нового Канцлера (так называемый конструктивный вотум недоверия - в отличие от деструктивного, который не требует новой кандидатуры на пост главы правительства).

Были рассмотрены три зарубежные государства с различными формами правления. В каждой из этих форм правления есть свои достоинства и недостатки. Так, парламентская республика отдает большинство властных полномочий парламенту, а французская республика допускает в некоторых ситуациях пренебрежение мнением парламента и большинство полномочий находятся в руках президента. Что касается Соединенных Штатов Америки, то система “сдержек и противовесов”, сформировавшаяся в этой стране по своей сути уникальна, хотя подобного рода уравновешивание полномочий органов верховной власти имеет место и в других странах, например в той же Германии.

 Несомненно, форма правления оказывает огромное влияние на взаимоотношения между органами власти. Но исторически сложилось так, что вначале возникает форма правления, а потом эта форма правления составляет конституцию, в которой прежде всего выражает именно свои интересы и именно в конституции фиксируется характеристика формы правления со всеми вытекающими отсюда последствиями.

 

 

Список литературы

 

  1. Василевич, Г. А. Конституционное право зарубежных стран: учебник / Г. А. Василевич, Н. М. Кондратович, Л. А. Приходько. – Мн.: Книжный Дом, 2006. – 480с.
  2. Иностранное конституционное право.- под ред. Маклакова В.В., М.,2006. – 324с.
  3. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник: в 4 т./ Б. А. Страшун. – М.: БЕК, 2001.– 639с.
  4. Современные зарубежные конституции. - сост. Маклаков В.В., М.,2002. – 258с.
  5. Решетников Ф.М.. Правовые системы стран мира. -, М.,2003. -286с.
  6. Мишин А.А. Государственное право буржуазных и развивающихся стран. - М.,2009. – 354с.
  7. Чиркин, В. Е. Конституционное право зарубежных стран: учебник / В. Е. Чиркин. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2005. – 669с.

 

 

 

 


Информация о работе Сравнительный анализ формы правления в США, Франции, Германии. Отличительные признаки, характеризующие форму правления указанных государ