Советский Союз в 60-х-80-х гг. ХХ в. Экономическое и социально-политическое развитие СССР в 60-х-80-х гг. ХХ в
Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2015 в 19:54, реферат
Краткое описание
Со смертью Сталина заканчивалась сложная, неоднозначная, героическая, но и кровавая страница истории советского общества. Спустя несколько лет, вспоминая своего фронтового союзника и политического врага, У. Черчилль назвал Сталина восточным тираном и великим политиком, который "взял Россию" лапотной, а оставил с атомным оружием.
Оглавление
1. Советский Союз в 60-х-80-х гг. ХХ в……………………………………………… 3 Введение…………………………………………………………………………………3 История СССР в 60-80 годах……………………………………………………6 Политика Н. С. Хрущева…………………………………………………………..12 2. Экономика СССР в 60-е годы ХХ в……………………………………………… 22 Промышленность и транспорт……………………………………………….23 Сельское хозяйство 60-80 годы………………………………………………24 Причины застоя СССР 60-90 годы…………………………………………..25 Развитие науки и культуры в СССР в 60е-80е……………………..27 Социальная обеспеченность населения СССР в 1970-1980 гг…….28 3. Россия в 90-х гг. ХХ в…………………………………………………………………. 39 Политический кризис 1992-1993 гг………………………………....39 Первая Государственная дума. Принятие новой Конституции РФ..40 Формирование новой политической системы.……………………..41 Преодоление сепаратизма. Строительство нового федеративного государства……………………………………………………………42 Формирование и расстановка политических сил в 90-х гг…………43 Утверждение свободы слова…………………………………………44 Президентские выборы 1996 года…………………………………....44 Отставка Ельцина. Начало политической карьеры В.В.Путина (1999). Отношения с Западом………………………………………………...45 Отношения с Востоком.………………………………………….......45 Отношения с бывшими республиками СССР……………………….47 Продолжение курса реформ.………………………………………...49 Высшие органы власти Российской Федерации (с декабря 1993г.)..50 Международные связи России
Государство перестало контролировать
СМИ. Цензура была полностью отменена.
Появились сотни новых газет,
журналов, телеканалов, радиостанций.
Для новых радиостанций открылись частоты
международного FM-диапазона, которые в
советское время были запрещены. Активно
развивался Интернет.
Президентские выборы
1996 года.
В выборах участвовали 11 кандидатов.
Главная борьба разгорелась между действующим
Президентом Ельциным и лидером коммунистов
Зюгановым. Первый тур не выявил победителя.
Во втором туре участвовали Ельцин и Зюганов.
Сложилась критическая ситуация. Впервые
в постсоветской истории речь зашла о
политическом выборе России. Решался вопрос
о том, каким путем пойдет страна дальше.
Народ устал от экономических, политических
и социальных потрясений. Многие стали
испытывать ностальгию по СССР, где была
стабильность. Тяжелое положение в стране
подогревало популярность КПРФ, миллионы
россиян готовы были голосовать за Зюганова,
надеясь на возврат к спокойной жизни.
Но тем не менее победу одержал Ельцин.
Он стал первым избранным главой государства
в постсоветской истории России. Россия,
несмотря на трудности, продолжила идти
демократическим курсом.
Отставка Ельцина.
Начало политической карьеры В.В.Путина
(1999).
В августе 1999 года Президент
Ельцин назначил нового премьер-министра.
Им стал Владимир Путин. Объявляя об этом,
Президент заявил, что именно в нем он
видит будущего Президента России. Новый
премьер показал себя энергичным, современным,
прогрессивно мыслящим руководителем
и за короткое время сумел завоевать симпатии
большинства россиян.
В последний день 1999 года Ельцин
неожиданно объявил о своем досрочном
уходе. Исполняющим обязанности Президента
стал Путин. На президентских выборах
в марте 2000 года он одержал убедительную
победу и стал новым главой государства.
С распадом СССР мир кардинально
изменился. Окончилась «холодная война»,
прекратилось идеологическое противостояние
в мире. На постсоветском пространстве
и в Европе появились десятки новых государств.
Россия стала правопреемницей
СССР и унаследовала его место в международных
организациях. В том числе, она стала членом
Совета Безопасности ООН.40
Однако международное положение
России нельзя было назвать благоприятным.
По уровню и количеству обычных вооружений
и ядерного оружия Россия осталась второй
державой в мире, но ее военные возможности
сократились. Страна лишилась военных
баз в бывших советских республиках. Из-за
нехватки денег пришлось уменьшить численность
вооруженных сил и финансирование развития
армии. Если по численности обычных вооружений
СССР превосходил европейские страны
НАТО, то к концу 90-х годов Россия уступала
им по военным расходам в 20 раз.
Было неспокойно вдоль границ
России: в некоторых бывших союзных республиках
происходили военные конфликты.
Страна потеряла традиционных
союзников в Восточной Европе, Азии, Африке,
Латинской Америке.
В то же время изменились внешнеполитические
реалии для России: страны Запада больше
не являлись врагами, а страны Восточной
Европы больше не являлись друзьями.
В этих условиях России пришлось
разрабатывать новую внешнеполитическую
концепцию и строить новые отношения с
миром.
Отношения с Западом.
В 1992 году Президент Ельцин
заявил, что ядерные ракеты России больше
не нацелены на США и другие страны НАТО.
Подписана декларация о прекращении «холодной
войны». Взят курс на установление партнерских,
дружественных отношений со странами
Запада.
В 1993 году между Россией и США
заключен Договор о сокращении и ограничении
стратегических наступательных вооружений
(СНВ-2). Две страны обязались к 2003 году
сократить свои ядерные потенциалы на
66 %.
В 1994 году Россия присоединилась
к программе НАТО «Партнерство во имя
мира», предполагающая возможность военного
сотрудничества.
В 1996 году Россия вошла в «Большую
семерку», объединяющую группу семи самых
развитых стран. Тем самым «Большая семерка»
преобразована в «Большую восьмерку».
Начали выстраиваться глубокие
экономические и политические отношения
с Западом, Россия вошла в мировую экономическую
систему.
Ради установления партнерских
отношений с бывшими врагами Россия часто
шла на компромиссы и односторонние уступки.
Однако эти уступки нередко воспринимались
на Западе как признак слабости. Лидеры
западных стран не собиралис41ь поступаться своими интересами
ради дружбы с Россией. Руководство РФ
поняло это не сразу. Но во второй половине
90-х годов внешнеполитическая линия страны
заметно изменилась.
С 1996 года Россия стала активно
выступать против однополярного мира
во главе с США и за создание многополярного
мира, в котором исключена гегемония одной
страны, а безопасность строится не на
силе, а на праве. Переломным моментом
в отношениях России и Запада стал Балканский
кризис 1999 года, когда НАТО вопреки решению
ООН и протестам России развернуло военную
операцию против Сербии, пытавшейся силой
подавить сепаратизм в населенной албанцами
сербской провинции Косово. Россия выступила
резко против бомбежек самолетами НАТО
сербских городов. Впервые после распада
СССР Россия и Запад заняли прямо противоположные
позиции при решении острой международной
проблемы. Кризис в отношениях углублялся
и из-за позиции Запада по чеченскому вопросу.
Многие западные политики и международные
организации выступали за отделение Чечни
от России или пытались навязать свое
посредничество в урегулировании чеченской
проблемы.
В этих условиях внешнеполитический
курс России претерпевал серьезные изменения,
становясь более адекватной существующим
международным реалиям.
Отношения с Востоком.
В первой половине 90-х годов
отношениям со странами Востока Россия
придавала второстепенное значение. Однако
вскоре российское руководство поняло
ошибочность своей восточной политики.
С 1996 года, после смены руководства МИД
РФ, активизировались отношения со странами
Азии, Африки, Латинской Америки.
Одним из крупнейших внешнеторговых
партнеров России стал Китай. Расширялось
сотрудничество с Индией, Вьетнамом, Ираном,
Японией, Южной Кореей.
В 1998 году Россия была принята
в организацию стран Азиатско-Тихоокеанского
бассейна. Это дало новый импульс развитию
экономических связей России со странами
региона и усилило ее политические позиции.
Балканский кризис сильнее
сблизил Россию и Китай. Две страны взяли
курс на стратегическое партнерство, заявили
о необходимости строить многополярный
мир.
Отношения с бывшими
республиками СССР.
СССР распался, но сохранилась
глубокая экономическая взаимозависимость,
распад которой неизбежно привел бы национальные
экономики к глобальным потрясениям. На
базе глубокой интеграции предстояло
построить новые экономические отношения.
Кроме того, необходимо было принять меры,
чтобы территориальные и политические
противоречия не привели к войнам. Для
решения этих задач в 1991 году было создано
Содружество Независимых Государств (СНГ).
СНГ стало той площадкой, на которой бывшие
союзные республики решали возникавшие
противоречия и разрабатывали новые принципы
сосуществования и сотрудничества. Было
принято сотни совместных решений – в
том числе Договор о коллективной безопасности
(1992-1994), Договор об экономическом союзе
(1993), Соглашение о межгосударственном
экономическом комитете и др.
Однако СНГ все же не принесло
того эффекта, который от него ожидали.
Многие принятые решения так и остались
на бумаге. Объемы торговли в СНГ сокращались.
Нарастали новые экономические и политические
противоречия. Нередко их раздували из-за
рубежа: многие страны Запада не желали,
чтобы бывшие советские республики вновь
о42бъединились в новое мощное
государство. И делали все, чтобы развести
их в разные стороны, включить их в орбиту
своего влияния.
В результате на постсоветском
пространстве появлялись новые коалиции
государств.
В 1998 году при поддержке США
и других западных стран образовался ГУУАМ
– политический союз Грузии, Украины,
Узбекистана, Азербайджана и Молдавии.
Он носил явно антироссийский характер,
был нацелен на снижение ведущей роли
России в Евразии. Однако ГУУАМ не выполнил
своих задач, не оправдал ожиданий его
учредителей и стоявших за ними некоторых
стран Запада.
Успешно решала Россия вопрос
обеспечения стабильности вдоль своих
границ. С помощью российских войск и при
активном участии российской дипломатии
удалось погасить военные конфликты в
Южной Осетии, Абхазии, Таджикистане, Карабахе,
Приднестровье.
В целом благодаря усилиям России
и других стран постсоветского региона
удалось сохранить основные экономические
и культурные связи между бывшими союзными
республиками, избежать коллапса в экономиках
республик и серьезных, неразрешимых конфликтов
между ними.
С конца 1991 г. на международной
политической арене появилось новое государство
- Россия, Российская Федерация (РФ). В его
составе находились 89 регионов, включая
21 автономную республику. Руководству
России предстояло продолжить курс на
демократическое преобразование общества
и создание правового государства. В числе
первоочередных задач бьшо принятие мер
по выходу страны из экономического и
политического кризиса. Надлежало создать
новые органы управления народным хозяйством,
сформировать российскую государственность.
Продолжение
курса реформ.
Государственный аппарат
России в конце 80-х годов состоял из двухступенчатой
системы органов представительной власти
- Съезда народных депутатов и двухпалатного
Верховного Совета. Главой исполнительной
власти являлся избранный всенародным
голосованием президент Б.Н. Ельцин. Он
же был Главнокомандующим Вооруженными
силами. Вы43сшей судебной инстанцией
являлся Конституционный суд РФ. Преобладающую
роль в высших структурах власти играли
бывшие депутаты Верховного Совета СССР.
Из их числа были назначены советники
президента - В. Шумейко и Ю. Яров, председатель
Конституционного суда В.Д. Зорькин, многие
главы администраций на местах.
Деятельность государственного
аппарата протекала в условиях жесткой
конфронтации законодательной и исполнительной
власти. Состоявшийся в ноябре 1991 г. V Съезд
народных депутатов предоставил президенту
широкие полномочия для проведения экономических
реформ. Большинство депутатов российского
парламента в этот период поддерживали
курс социальной экономической реформы.
К началу 1992 г. правительство, возглавляемое
ученым-экономистом Е.Т. Гайдаром, разработало
программу радикальных реформ в области
народного хозяйства. Центральное место
в ней занимали меры по переводу экономики
на рыночные методы хозяйствования (меры
"шоковой терапии").
Основная роль в процессе перехода
к рынку отводилась приватизации (разгосударствлению)
собственности. Ее результатом должно
было стать превращение частного сектора
в преобладающий сектор экономики. Предусматривались
жесткие меры налогового обложения, либерализация
цен и усиление социальной помощи малоимущей
части населения.
Проведенная в соответствии
с программой либерализация цен вызвала
резкий скачок инфляции. За год потребительские
цены в стране выросли почти в 26 раз. Снизился
уровень жизни населения: в 1994 г. он составлял
50% от уровня начала 90-х годов. Прекратились
выплаты гражданам их денежных сбережений,
хранившихся в Госбанке.
Приватизация госсобственности
охватила прежде всего предприятия розничной
торговли, общественного питания и службы
быта. В результате политики приватизации
в руки частных предпринимателей перешли
110 000 промышленных предприятий. Тем самым
государственный сектор потерял роль
ведущего в индустриальной сфере. Однако
изменение формы собственности не повысило
эффективности производства. В 1990-1992 гг.
ежегодное падение производства составляло
20%. К середине 90-х годов тяжелая промышленность
оказалась практически разрушенной. Так,
станкостроение работало лишь вполовину
своих мощностей. Одним из последствий
приватизационной политики явился распад
энергетической инфраструктуры.
Экономический кризис тяжело
отразился на развитии аграрного производства.
Недостаток сельхозтехники, особенно
для фермерских хозяйств, организационная
перестройка форм хозяйствования повлекли
за собой падение уровня урожайности.
Объем сельскохозяйственного производства
в середине 90-х годов упал 44на 70% в сравнении с
1991-1992 гг. На 20 млн. голов уменьшилось поголовье
крупного рогатого скота.
Конституционный кризис.
Курс на либерализацию экономики, продолжавшийся
экономический кризис и отсутствие социальных
гарантий вызывали неудовлетворенность
и раздражение у значительной части населения.
Недовольство результатами реформ выражали
многие должностные лица. В декабре 1992
г. под давлением законодательной власти
ушло в отставку правительство Е.Т. Гайдара.
Новым премьером Кабинета Министров РФ
стал B.C. Черномырдин, в течение многих
лет находившийся на руководящей хозяйственной
работе. Но это не сняло напряженности
в обществе и во взаимоотношениях президента
Б.Н. Ельцина и парламента. Отсутствие
четкого разделения обязанностей между
законодательной и исполнительной ветвями
власти вело к обострению конфликта между
ними. Многие члены депутатского корпуса
выступали за возвращение страны на путь
прежнего политического развития и за
восстановление СССР. В декабре 1992 г. Б.Н.
Ельцин в обращении к народу заявил о превращении
парламента в "реакционную силу".
Противостояние властей особенно
усилилось осенью 1993 г. К этому времени
президентом и его советниками был подготовлен
проект новой Конституции РФ. Однако депутаты
парламента, стремясь ограничить всевластие
президента, откладывали ее приятие. 21
сентября 1993 г. Б.Н. Ельцин объявил о роспуске
представительных органов власти -Верховного
Совета РФ и Съезда народных депутатов.
На 12 декабря были назначены выборы нового
парламента. Часть депутатов отказались
признать законность действии президента
и заявили об отстранении его от власти.
Был приведен к присяге новый президент
- А.В. Руцкой, до того момента занимавший
пост вице-президента РФ.