во-первых, не каждая отрасль
нуждалась в специальных НИИ;
во-вторых, качество подготовки
советских специалистов, выпускаемых
в большем количестве, чем в развитых капиталистических
странах, было в несколько раз ниже;
в-третьих, финансирование науки
и культуры базировалось на остаточном
принципе.
Вместе с23 тем в Советском Союзе были
научно-технические достижения мирового
уровня. СССР — родина первых промышленных
установок непрерывной разливки стали,
методов обработки твердых материалов
с помощью взрыва, использования природного
газа в доменном производстве, получения
тонких и сверхтонких металлических нитей
непосредственно из жидкой фазы и т.д.
Советские ученые М.Басов и А.Прохоров
своими открытиями создали основу новой
отрасли науки и техники — квантовой электроники.
Знаменитые лазеры стали зондировать
Луну и другие далекие планеты, обрабатывать
сверхтвердые материалы, выполнять точнейшие
хирургические операции, служить материалоемким
кабелем многотысячных теле- и радиопрограмм,
телефонных разговоров.
Многие открытия совете юта
ученых были направлены не только на совершенствование
природы, но подчас и против самой природы,
что приводило к разрушению окружающей
среды и несло необратимые экологические
последствия. Так, погоня за «белым золотом»
— хлопком — обернулась трагедией Аральского
моря; а последствия рекомендаций ученых
о переброске вод северных рек к югу, методика
уничтожения радиоактивных отходов и
др. просто непредвиденны.
Основная причина неэффективности
науки состояла в том, что общий экономический
спад производства не стимулировал научных
открытий и не способствовал широкому
применению самых новейших научно-технических
открытий советских ученых.
Характеризуя состояние культуры,
необходимо подчеркнуть особенности ее
развития:
- во-первых, все структуры
общественного развития, а культуры
особенно, пронизала марксистско-ленинская
идеология;
- во-вторых, все виды искусства
отражали деяния КПСС в «борьбе
за торжество коммунизма»;
- в-третьих, борьбу с буржуазной
идеологией.
Социальная
обеспеченность населения СССР в 1970-1980
гг.
Социальная сфера общества
является отражением не только экономического
развития, но и политики государственного
руководства. Официальная статистика
свидетельствовала, что за 10 лет (197024—1980 гг.) реальные доходы на
душу населения увеличились на 46%, средняя
заработная плата рабочих и служащих в
народном хозяйстве — на 58% (от 120 до 170
руб), оплата труда колхозников — на 58%
(от 100 до 180 руб.), выплаты и льготы из общественных
фондов потребления надушу населения
— на 68%. В суммарном отношении увеличивался
и основной показатель благосостояния
людей — национальный доход: в 1960 г. он
составлял 145 млрд. руб., а в 1985 г. возрос
до 575,5 млрд. руб., из них 567,4 млрд. руб. использовалось
на потребление и накопление.
Цифры роста благосостояния
внушительны, и все же основная масса советских
людей жила от зарплаты до зарплаты, еле-еле
сводя концы с концами в своем скудном
бюджете. Минимальный размер пенсий был
ниже минимального прожиточного уровня.
Доля общего фонда зарплаты в национальном
доходе, созданном в промышленности ведущих
капиталистических стран, колебалась
в пределах 60—80%. В СССР в 1960 г. этот показатель
составлял 32,2%, к 1985 г. он возрос до 36,6%.
Столь низкая доля оплаты труда в чистой
продукции не имела оправдания ни с экономической,
ни с социальной точки зрения, однако при
социалистической системе общественного
развития это объяснялось необходимостью
поддержания социального равенства людей.
Туман идеологического обмана о росте
социалистического благосостояния рассеивается,
если рассматривать в процентной динамике
национальный доход страны. Так, в 1966—1970
гг. объем национального дохода вырос
на 45%, в 1971-1975 гг. - на 32, в 1976-1980 гг. - на 23,
в 1981— 1985 гг. — на 19%. В расчете на душу
населения также наблюдался процесс падения:
национальный доход в годы 8-й пятилетки
составлял 7,8%, ав 11-й — 3,6%; реальные доходы
— 5,9 и 2,1% соответственно; розничный товарооборот
— 8,2 и 3,1%25 соответственно.
С середины 60~х годов снижается
удельный вес расходов госбюджета на социально-культурные
нужды. К 1985 г. доля расходов на просвещение
и здравоохранение снизилась до уровня
расходов 1940 г.
Удручающая картина социального
падения усугублялась демографической
ситуацией, когда высокие темпы прироста
населения, особенно в Средней Азии, не
учитывались при определении доли средств
в бюджетах Союза и каждой республики
в отдельности. Расходы на душу населения
в области здравоохранения в Средней Азии
к середине 80-х годов составляли 47 руб.
77 коп., в то же время в СССР на каждого
жителя они равнялись 81 руб. 85 коп.
В первой половине 70-х годов
во всех производственных отраслях народного
хозяйства были установлены новые ставки
и оклады. В результате у 31 млн. человек
возросли зарплата. Было улучшено обеспечение
населения выплатами и льготами из общественных
фондов потребления. В 1971 г. для колхозников
был установлен такой же порядок исчисления
пенсий, как для рабочих и служащих, а в
1980 г. пенсии были повышены и расширен
состав пенсионеров за счет бывших колхозников
и служащих.
В 1972—1974 гг. были увеличены
на 33% размеры пенсий инвалидам войны и
труда, на 20% — семьям, потерявшим кормильца.
В 1975 г. были введены дополнительные льготы
инвалидам Отечественной войны и семьям
погибших военнослужащих.
Была установлена 10()%~ная оплата
отпуска по беременности и родам, увеличилась
оплата по уходу за больным ребенком. Во
второй половине 70-х годов увеличены пособия
инвалидам детства 1-й и 2-й групп, установлены
доплаты к стипендиям студентам и т.д.
Таким образом, номинальные
доходы населения в 70-е годы увеличивались.
Но процесс производства падал, вследствие
чего увеличивался дисбаланс товара и
денег. Рост номинальных доходов не отражал
истинного положения народа, поскольку
реальная зарплата не повышалась, а снижалась,
т.к. инфляция «пожирала» все денежные
надбавки. Покупательная способность
рубля в середине 80-х годов, по сравнению
с рубежом 60-х годов, составляла 54 коп.
Продолжали расти розничные цены, хотя
XXFV съезд КПСС провозгласил их стабильность.
В 9-й пятилетке (1971—1975 гг.) цены были
повышены на 30%, в 10-й — на 47%, в 11-й — на
55%. В 1984 г. были увеличены цены на хлеб
и алкогольные напитки,
Несмотря на повышение цен на
ряд товаров и услуг, в 70-е— начале 80-х
возрос общий дефицит предметов потребления.
Привычными стали многочасовые очереди.
Стала расти социальная дифференциация,
основанная на не трудовом вкладе, а на
степени доступа к дефициту. Она усугублялась
нарастанием незаслуженных и незаконных
привилегий для работников партийно-государственного
аппарата, что обостряло социальную напряженность
в обществе.
Стартовой точкой перестройки
принято считать апрель 1985 г., когда на
пленуме ЦК была выдвинута задача достижения
качественно нового состояния советского
общества.
К середине 80-х гг. возможности
социалистической государственно-мобилизационной
модернизации были исчерпаны, и СССР вступил
в полосу экономического и политического
кризиса, который начал проявляться ещё
в период брежневского правления, что
вызвало к жизни косыгинские реформы.
Реформы эти вскоре были прекращены, т.к.
они оказались несовместимыми с руководящей
ролью КПСС, как впрочем, и с другими основами
советского строя, и развитие экономики
стало осуществляться в русле традиционной
модели, приведшей к периоду «застоя».
В это время в системе мирового хозяйства
для СССР была отведена единственная роль
– поставщика нефти, газа, и металла. А
в десятилетие брежневского «застоя»
Западная цивилизация уже осуществила
переход ко второму (информационному)
этапу научно-технической революции, тем
самым, оставив позади Советский Союз.
Первым попытался оживить
общественно-политическую и экономическую
жизнь в стране бывший руководитель КГБ
Ю.В. Андропов, ставший Генеральным секретарем
ЦК КПСС после смерти Л.И. Брежнева в ноябре
1982 г. При нем была развернута кампания
по борьбе со взяточничеством и коррупцией.
Однако эти меры по наведению порядка
в стране не привели к ощутимым результатам.
А в апреле 1984 г. после смерти Андропова
пост Генерального секретаря ЦК КПСС занял
К.У. Черненко, представитель брежневской
команды, однако начатый в общественно-политической
жизни процесс перемен оказался необратимым.
В марте 1985 года произошла
смена партийного руководства, Генеральным
секретарем был избран М.С. Горбачев, самый
молодой в руководстве партии. Среди всех
представителей советской элиты, которые
в марте 1985 г. имели реальный шанс возглавить
страну, он был единственным, обладавшим
способностью выдвижения и поддержки
тех реформ, которые за последующие несколько
лет коренным образом изменили ход отечественной
истории.
И все же одни историки
полагают, что М.С. Горбачев стремился
к демократизации общества, другие рассматривают
«перестройку» как попытку достижения
М.С. Горбачевым неограниченной личной
власти. Третьи считают, что это была попытка
мирного преодоления госсоциализма, стремление
правящей элиты выжить.
Так или иначе, но понятие
«перестройка» можно определить как попытку
сохранить административно-командный
социализм, придав ему элементы демократии
и рыночных отношений, не затрагивая коренных
основ политического строя.
К предпосылкам перестройки
можно отнести: 1. экономический кризис:26 застой в экономике,
нарастание научно-технического отставания
от Запада; 2. политический кризис: неспособность
государственного аппарата обеспечить
экономический прогресс, сращивание части
партийно-государственной номенклатуры
с дельцами теневой экономики и преступностью,
что привело к формированию в середине
80-х годов устойчивых мафиозных группировок,
особенно в союзных республиках; социальный
кризис: провалы в социальной политике,
апатия и застой в духовной жизни общества.
Таким образом, перемены назревали сами
собой.
Можно предложить следующую
периодизацию перестройки: первый этап
- с апреля 1985 до конца 1986 гг.; второй этап
- с января 1987 по апрель 1988 гг.; третий этап
- с апреля 1988 по март 1990 гг.; четвертый
этап - с марта 1990 по август 1991 гг. Несмотря
на всю условность такой периодизации,
она позволяет проследить динамику перестроечного
процесса, основные этапы политической
борьбы, участия в общественно-политической
жизни широких масс народа.
Первый этап перестройки
(март 1985 – 1986 гг.) ознаменовался выдвижением
трех знаменитых лозунгов «ускорение»,
«гласность», «перестройка». Звучали они
новаторски, но в действительности за
ними скрывалась достаточно традиционная
модель социалистической модернизации,
вобравшая в себя подходы, цели, уже использовавшиеся
Хрущевым и Андроповым. Вслед за ними Горбачев
исходил из убеждения в непорочности основ
советского социализма. При этом главная
задача заключалась в том, чтобы создать
«больше социализма», так как «потенциальные
возможности социализма использовались
недостаточно».
Историческую сверхзадачу
М.С. Горбачев видел в том, чтобы на основе
социалистической модернизации «перегнать
Америку», доказав что общественная собственность
на средства производства, руководящая
роль КПСС и пролетарское государство
способны обеспечить более успешное развитие
общества, нежели частная собственность,
многопартийность и капиталистическое
государство. В соответствии с этой установкой
и проводились реформы первого этапа,
в первую очередь реформа машиностроения,
которая должна была создать основу для
решения главной исторической задачи
советского социализма обозначенной выше.
Ещё одна принципиальная реформа, которая
должна была создать прочную кадровую
базу научно-технического прогресса, -
школьная - предполагала всеобщее компьютерное
обучение школ27ьников.
Первые шаги по пути
перестройки привели к определенному
подъему производства в 1985-1986 гг. Но в этот
момент по экономической программе Горбачева
нанесла удар неблагоприятная внешнеэкономическая
конъюнктура. Упали мировые цены на нефть. Теперь был утрачен
тот поток нефтедолларов, который поддерживал
на плаву советскую экономику на протяжении
20 лет. Огромные экономические потери
повлекла авария на Чернобыльской АЭС
(апрель 1986 г.). Всё это вместе с коренными
пороками советской экономики привело
к тому, что программа ускорения осталась
на бумаге. Попытки новых подходов в сочетании
с инерцией прошлого сказались и в том,
что на XXVII съезде КПСС (февраль-март 1986
г.) была принята новая редакция Программы
КПСС, дано обещание решить к 2000 г. жилищную
проблему.
Другие реформы первого
этапа походили на традиционные командно-административные
меры социалистической модернизации:
антиалкогольная, закон о госприемке,
меры по укреплению трудовой дисциплины.
Все реформы в течение короткого срока
обнаружили свою несостоятельность. А
антиалкогольная реформа уже в 1985 г. привела
к бюджетному дефициту, который в 1986 г.
вырос в 3 раза.
Важным направлением
перестройки стало укрепление позиций
М.С. Горбачева в руководстве партии. Формирование
политической команды Горбачева прошло
в 1985 – 1986 гг. В нее вошли Н.И. Рыжков, Е.К.
Лигачев, А.Н. Яковлев, М.А. Шеварнадзе и
другие. Были устранены противники реформ
и выдвиженцы Л.И. Брежнева: В.В. Гришин,
Д.А. Кунаев, Г.В. Романов, Н.А. Тихонов, В.В.
Щербицкий и другие. Новая «команда» занялась
поиском конструктивных идей. К этой работе
были привлечены ученые, в первую очередь
экономисты и социологи: А. Аганбегян,
Л. Абалкин, А. Гринберг, П. Бунич, С. Шаталин,
Т. Заславская и другие. Одновременно в
состав Политбюро были введены реформистски
настроенные люди. Руководителем партийной
организации Москвы и кандидатом в члены
Политбюро ЦК в конце 1986 г. стал бывший
руководитель строительных организаций
Урала, а затем первый секретарь Свердловского
обкома КПСС Б.Н. Ельцин.
Первые годы перестройки
убедили Горбачева, что радикальных перемен
невозможно достичь без глубоких преобразований
экономики и политической системы. Неудачи
привели к необходимости корректировки
курса. Существовали два альтернативных
варианта развития СССР. Первый вариант
мог использовать опыт Китая, где с конца
70-х гг. при отсутствии политических свобод
широко развернулась экономическая реформа
с использованием товарно-денежных, рыночных
отношений. Второй вариант предполагал
одновременно сочетать демократизацию
и экономические реформы.
Сложно судить, чем
руководствовался Горбачев 28и его ближайшее окружение
при выборе вариантов развития СССР, но
был избран второй вариант. Именно с этих
мер начался второй этап перестройки.
На январском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС с докладом
«О перестройке и кадровой политике» выступил
М.С. Горбачев.