Советский Союз в 60-х-80-х гг. ХХ в. Экономическое и социально-политическое развитие СССР в 60-х-80-х гг. ХХ в

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2015 в 19:54, реферат

Краткое описание

Со смертью Сталина заканчивалась сложная, неоднозначная, героическая, но и кровавая страница истории советского общества. Спустя несколько лет, вспоминая своего фронтового союз­ника и политического врага, У. Черчилль назвал Сталина восточным тираном и великим политиком, который "взял Россию" лапотной, а оставил с атомным оружием.

Оглавление

1. Советский Союз в 60-х-80-х гг. ХХ в……………………………………………… 3
Введение…………………………………………………………………………………3
История СССР в 60-80 годах……………………………………………………6
Политика Н. С. Хрущева…………………………………………………………..12
2. Экономика СССР в 60-е годы ХХ в……………………………………………… 22
Промышленность и транспорт……………………………………………….23
Сельское хозяйство 60-80 годы………………………………………………24
Причины застоя СССР 60-90 годы…………………………………………..25
Развитие науки и культуры в СССР в 60е-80е……………………..27
Социальная обеспеченность населения СССР в 1970-1980 гг…….28
3. Россия в 90-х гг. ХХ в…………………………………………………………………. 39
Политический кризис 1992-1993 гг………………………………....39
Первая Государственная дума. Принятие новой Конституции РФ..40
Формирование новой политической системы.……………………..41
Преодоление сепаратизма. Строительство нового федеративного
государства……………………………………………………………42
Формирование и расстановка политических сил в 90-х гг…………43
Утверждение свободы слова…………………………………………44
Президентские выборы 1996 года…………………………………....44
Отставка Ельцина. Начало политической карьеры В.В.Путина (1999).
Отношения с Западом………………………………………………...45
Отношения с Востоком.………………………………………….......45
Отношения с бывшими республиками СССР……………………….47
Продолжение курса реформ.………………………………………...49
Высшие органы власти Российской Федерации (с декабря 1993г.)..50
Международные связи России

Файлы: 1 файл

История.docx

— 199.74 Кб (Скачать)

После смерти Ю.В. Андропова (апрель 1984 г.) пост Генерального секретаря ЦК партии занял К.У. Черненко. Кадровый партийный работник, немолодой уже человек (в момент избрания генсеком ему было более 80 лет), он не стремился к проведению в стране каких-либо реформ. Однако начатый в общественно-политической жизни процесс перемен оказался необратимым. Административно-командная система находилась на грани распада.

Кризисные явления в советском обществе не могли не отразиться на развитии его духовной сферы – на образовании, науке и культуре. Количественные показатели выглядели вполне благополучно. Высокие темпы роста численности учащихся вели к быстрому повышению уровня образования населения. В 1970 г. высшее и среднее (полное и неполное) образование имели среди занятого в народном хозяйстве населения 65,3%, в 1979 г. – 80,5, в 1989 г. – 92,1% (по данным всесоюзных переписей населения). Это весьма высокие показатели, притом достигнутые в течение жизни одного поколения.

Продолжался рост численности научных учреждений (1970 г. – 2078 научно-исследовательских 14институтов, 1985 г. – 2607), росла численность научных работников (1970 г. – 928 тыс., 1985 г. – 1491 тыс.). Увеличивалось финансирование науки, в том числе доля расходов на нее в национальном доходе (в 1970 г. онa составила 4%, в 1985 г.— 5% национального дохода). Кадровый потенциал советской науки к середине 80-х годов был чуть ниже уровня потенциала США.

Продолжалась разработка научных программ, начатых в предшествующие годы. В частности, активно проводились космические исследования. Вошли в практику длительные полеты людей в космос. Итоги космических изысканий широко применялись в народном хозяйстве, в частности в геологии и рыболовстве. Велись исследования в области электроники и лазерной техники. Было построено несколько атомных реакторов.

Широкое признание получили труды советских исследователей в области радиотехники и электроники (В.А. Котельников), термодинамики (В.А. Кириллин), прикладной механики и автоматики (А.Ю. Ишлинский). В 1978 г. за научные открытия в области физики был удостоен Нобелевской премии академик П.Л. Капица.

К началу 1980-х годов советская наука стала неуклонно терять свои лидирующие позиции даже в тех отраслях, например естествознании, где прежде ее приоритет был неоспорим. Это проявилось в регулярном корректировании сроков реализации научных программ, торможении даже в самых важных для государства космических исследованиях (как это произошло с запуском космического «челнока» «Буран», аналога американского «Шаттла»).

К числу позитивных моментов в духовном развитии общества следует отнести многократный рост абсолютных расходов на культуру, увеличение тиражей книг, журналов, других периодических изданий, существенное укрепление материальной базы средств массовой информации. Если в 1960 г. в стране насчитывалось менее 5 млн. телевизоров, то в середине 80-х их число превысило 80 млн., они вошли почти в каждый дом.

Со второй половины 60-х годов идеологический диктат по отношению к средствам массовой информации и учреждениям культуры резко усилился. В эти годы получили народное признание полулегальные барды В. Высоцкий, Б. Окуджава, А. Галич, Ю. Ким. Театральные и кинопостановки Т. Абдуладзе, А. Германа, Ю. Любимова, Г. Волчек, А. Тарковского, А. Эфроса, М. Захарова, с трудом пробивая себе дорогу, обозначили для зрителей новые горизонты. Свои художественные произведения, не вписывавшиеся в рамки «социалистического реализма», создавали В. Войнович. В. Аксенов, В. Максимов, В. Некрасов, В. Дудинцев, А. Рыбаков и др.

На рубеже 60–70-х годов в литературу вошла большая группа прозаиков, темой творчества которых являлась современная им деревня. В произведениях B.П. Астафьева, Ф.А. Абрамова, В.И. Белова, Б.П. Можаева, В.Л. Распутина, В.М. Шукшина центральное место заняли судьбы русского крестьянства, взаимоотношения деревни и города. В жанре научной фантастики работали А.Н. и Б.Н. Стругацкие. О военной поре правдивые книги создавали писатели Ю. Бондарев, В. Быков, Б. Васильев и др. Живопись А. Щилова, И. Глазунова, художников–авангардистов вызывала большой интерес и дискус15сии в среде интеллигенции.

На рубеже 60–70-х годов значительно активизировалась деятельность СССР на международной арене. В условиях наращивания в мире ядерного потенциала руководство страны прилагало усилия для ослабления международной напряженности. В 1969 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила предложенный Советским Союзом проект договора о нераспространении ядерного оружия. Договор запрещал передачу ядерного оружия государствам, не владеющим им, или военным блокам. В марте 1970 г. договор вступил в силу.

12 августа 1970 г. был подписан  советско-западногерманский договор, по которому признавались окончательными  послевоенные границы в Европе  и был зафиксирован отказ от  применения силы. В сентябре 1971 г. было подписано соглашение между  США, СССР, Англией и Францией  по Западному Берлину, которое  также исходило из неприменения  силы или угрозы силы в урегулировании  вопросов, связанных со статусом  этого города.

По многим направлениям осуществлялись контакты с США. В начале 70-х гг. американское руководство признало наличие военно-стратегического паритета СССР и США, т.е. примерное равенство вооружений, в т.ч. стратегических. Среди договоров, заключенных в 70-е годы, первостепенной важности были следующие: Договор по ограничению стратегических вооружений (ОСВ-1), заключенный в Москве в 1972 г. во время первой встречи Л.И. Брежнева и Р. Никсона; Договор ОСВ-2 (1979 г.).

Заключение соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1) явилось началом политики "разрядки" международной напряженности. Эти договоры установили потолки, выше которых нельзя было наращивать стратегические наступательные вооружения.

В 1972 г. был подписан Договор по противоракетной обороне (ПРО), по которому СССР и США получили право на создание двух зон противоракетной обороны в жизненно важных районах. В 1974 г. был подписан дополнительный протокол к Договору. В соответствии с ним количество таких зон у обеих сторон было сокращено до одной. Американцы выбрали для этой цели базу тяжелых межконтинентальных баллистических ракет Гранд-Форкс. СССР – Москву, т.е. в США приняли решение охранять средства нападения, а в СССР стремились сохранить свою многомиллионную столицу.

Наконец, были подписаны два договора, касающихся ядерных испытаний. В 1974 г. – Договор об ограничении подземных испытаний ядерного оружия. Он запрещал производить ядерные взрывы мощностью более 150 килотонн. И Договор 1976 г. о подземных ядерных взрывах в мирных целях. Летом 1975 г. состоялся совместный космический полет двух кораблей – «Аполлона» и «Союза». За 1971 – 1976 гг. товарооборот между СССР и США вырос в восемь раз.

Кульминацией процесса «разрядки» стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, проходившее в 1975 г. в Хельсинки. Прибывшие на Совещание 16главы 33 государств Европы, США и Канады подписали Декларацию принципов взаимоотношений и сотрудничества стран. Признавалась нерушимость сложившихся после второй мировой воины границ европейских государств.

В начале 70-х годов при активном содействии СССР была прекращена кровопролитная "вьетнамская война", развязанная США. С лета 1964 г. по. 1972 г. американцы вели воздушную войну против Северного Вьетнама (ДРВ) и потеряли в его небе более 5 тысяч самолетов. Одновременно они расширяли интервенцию в Южном Вьетнаме, где южновьетнамские патриоты (вьетконговцы) боролись с проамериканским режимом Сайгона. Количество войск США выросло здесь с 70 тысяч в 1965 г. до 550 тысяч в 1968 г. Советский Союз с самого начала войны оказывал ДРВ большую экономическую, политическую и военную помощь, в т.ч. истребительной авиацией и ракетно-зенитными установками.

С 1969 г. после прихода к власти в США президента Р. Никсона, был взят курс на "вьетнамизацию" войны. Почти все войска США были из Южного Вьетнама выведены. В январе 1973 г. в Париже было подписано соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме. После объединения двух частей Вьетнама в единую социалистическую республику (1976 г.), в Москве был подписан договор о дружбе и сотрудничестве между СССР и СРВ (1978 г.).

Руководство страны во главе с Л.И. Брежневым уделяло первостепенное внимание взаимоотношениям с социалистическими странами. Увеличился объем взаимного товаро­оборота с государствами СЭВ. На их долю приходилось свыше 50% общего торгового оборота. В 1971 г. была принята Комплексная программа социалистической экономической интеграции. Она включала международное разделение труда, сближение экономик государств СЭВ, расширение товарооборота между соцстранами.

Диктат со стороны СССР, навязывание союзниками по ОВД советской модели развития вызывали растущее недовольство в странах Восточной Европы. Политика "ограниченного суверенитета", проводимая советским руководством по отношению к социалистическим государствам, была названа на Западе "доктриной Брежнева". Одним из проявлений этой "доктрины" было вмешательство СССР во внутренние дела Чехословакии.

Избранный в январе 1968 г. Первым секретарем ЦК КПЧ А. Дубчек стал инициатором строительства новой модели со­циализма – "социализма с человеческим лицом". В 1968 г. чехословацкие руководители предприняли попытку "об­новления социализма" путем демократизации общества, внедрения ры­ночных начал в экономику, переориентации внешней политики на стра­ны Запада. Деятельность лидеров ЧССР была расценена как "контр­революция". В августе 1968 г. в Чехословакию были введены войска СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР и Польши. Руководство во главе с Г. Гусаком, избранное в апреле 1969 г., повернуло к укреплению отношений ЧССР с СССР.

Оставались напряженными отношения СССР с Китайской Народной Республикой. Весной 1969 г. произошло вооруженное столкновение между советскими и китайскими воинскими частями в районе пограничной реки Уссури. Конфликт разгорелся из-за острова Даманский, территориальная принадлежность которого не была четко определена. Инцидент едва не перерос в советско-китайскую войну. После событий на острове Даманский были приняты меры по укреплению границы с Китаем. В конце 70-х годов в Китае началось проведение экономической реформы, основанной на принципах нэпа. Ее результаты были расценены советскими руководите17лями как реставрация капитализма.

На рубеже 70 – 80-х годов международная обстановка резко обострилась, положение СССР в мире ухудшилось, внешнеполитическая активность Советского Союза почти угасла.

Нарастало противостояние СССР и США в региональных конфликтах (Анголе, Мозамбике, Эфиопии, Никарагуа и др.). Окончательный крах разрядки произошел после ввода советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. Мировая общественность резко отрицательно расценила действия СССР в Афганистане.

Участие Советского Союза в афганской войне повлекло за собой падение его авторитета на международной арене. Сократились его контакты со странами Запада и США. Одним из показателей этого стал отказ Сената США ратифицировать подписанный в 1979 г. с Советским Союзом договор о дальнейшем ограничении гонки ядерных вооружений (ОСВ-2).

В этом же году руководство США во главе с президентом Р. Рейганом приняло решение разместить в Западной Европе крылатые ядерные ракеты среднего радиуса действия, нацеленные на СССР и его союзников. Ракеты были размещены в 1983 – 1984 гг. на территории ФРГ, Великобритании и Италии с согласия руководства этих стран.

В 1984 г. Советский Союз по согласованию с правительствами ЧССР и ГДР разместил в этих странах свои ядерные ракеты среднего радиуса действия (на Западе их назвали "СС-20"). Предпринятые сверхдержавами шаги сломали ев­ропейскую разрядку, нарушили зыбкую стабильность в мире, подвели мир к опасной черте. Наконец, в 1983 г. была провозглашена СОИ. Начавшийся новый виток гонки вооружений поставил экономику СССР и других стран социализма в крайне тяжелые условия.

Антисоветская кампания в мире усилилась осенью 1983 г. в связи со сбитым над территорией СССР южнокорейским пассажирским самолетом. Тон, ей задал президент США Р. Рейган, назвавший Советский Союз "империей зла". Льды "холодной войны" сомкнулись. Требовались неординарные шаги, чтобы их растопить. Обострение международной обстановки и падение авторитета СССР на мировой арене находились в тесной взаимосвязи с нарастанием общего кризиса административно–командной системы.

 

 

Экономика СССР в 60е-80е годы.

 

  На сентябрьском (1965 г.) Пленуме ЦК КПСС были обобщены итоги широкой экономической дискуссии пер18вой половины 60-х годов. Наряду с отмеченными недостатками в экономическом развитии страны: превалированием административных мер в управлении народных хозяйством над экономическими; ограничением прав предприятий пленум признал целесообразным устранить излишнюю регламентацию деятельности предприятий, сократить число плановых показателей, утверждаемых сверху, способствовать внедрению важнейших экономических рычагов — прибыли, цены, премии, кредита.

Пленум выделил основные направления предстоящего экономического реформирования. Первое — изменения в существующих формах и методах структуры управления народным хозяйством. Пленум принял решение вновь вернуться к отраслевому принципу управления промышленными предприятиями, который в 1957 г. был заменен территориальной системой управления, т.е. Советами народного хозяйства — Совнархозами. Вместо Совнархозов восстанавливались министерства, причем их число постоянно росло и к середине 80-х годов их насчитывалось около 100 союзных и республиканских.

Второе — совершенствование системы планирования. Необходимо было устранить главный тормоз развития и совершенствования народного хозяйства — валовой принцип роста объема производства. Показатель объема валовой продукции не ориентировал предприятия на выпуск изделий, действительно необходимых народу, во многих случаях сдерживал расширение ассортимента, улучшение качества продукции. Предлагалось вместо показателя валовой продукции установить в планах предприятий задания по объему реализованной ими продукции. Вместе с тем в системе плановых показателей сохранялись задан19ия по важнейшим видам продукции, необходимой для удовлетворения общественных потребностей, хотя и невыгодной для производителей.

Информация о работе Советский Союз в 60-х-80-х гг. ХХ в. Экономическое и социально-политическое развитие СССР в 60-х-80-х гг. ХХ в