Причинами неудач первого
этапа назывались несвоевременность и
недооценка со стороны ЦК КПСС необходимости
перемен в стране, а также догматизм и
закостенелость не позволившие осуществить
объективный анализ состояния общества.
Правительство М.С.
Горбачев предложил скорректированный
курс: на основе углубления «ускорения»
осуществить перестройку. Перестройка
была направлена на преодоление застойных
процессов, обновление всех сторон жизни
страны, придание социализму самых современных
форм, полную демократизацию общественной
жизни. Составляющими перестройки должны
были стать:
радикальная реформа
управления (замена административных
методов управления экономическими);
осуществление глубоких
перемен в политической системе, но без
отступления от принципиальных базисных
основ;
правовая реформа.
Понимая важность экономических
проблем, в июне 1987 г. собрался очередной
Пленум ЦК КПСС, на котором была предложена
программа реформ. Был провозглашен переход
от административных к экономическим
методам руководства народным хозяйством.
Попытка соединения социализма с рынком
предпринималась в годы НЭПа. Этот в значительной
мере идеализированный опыт вдохновлял
рефор29маторов перестройки.
Знаменитые публицисты (А. Нуйкин, А. Стреляный),
авторитетные ученые-экономисты (Л. Абалкин,
А. Аганбегян, О. Богомолов, Г. Попов) действительно
считали возможным создание рыночного
хозрасчетного социализма.
Основополагающим
для создания социалистического рынка
стал закон о государственном предприятии
(объединении), вступавший в силу с 1 января
1988 г. Закон перераспределял прерогативы
между министерствами и предприятиями,
наделяя последние большой экономической
самостоятельностью и создавая конкурентную
среду. Однако в условиях отсутствия структурной
перестройки управления народным хозяйством,
сохранения министерств это не могло принести
ожидаемых результатов. В 1988 г. закон должен
был охватить 50% промышленных предприятий,
в 1989 г. – 100%. Но уже в 1988 г. стало ясно, что
нормальное функционирование закона осложняется
рядом обстоятельств: отсутствием посреднических
организаций, товарно-сырьевых бирж и
т.д.
Закон о государственном
предприятии, как и закон о кооперации,
вступал в противоречие с остававшейся
неизменной экономической практикой
и только усиливал дисбаланс экономики.
В частности, создание кооперативов, имевших
право на свободное формирование цен и
фонда заработной платы, открывало возможность
для перетекания безналичных денег в наличные
и создавало пробоину в жестком финансовом
контроле за ценами со стороны государства.
Неудачи экономических
реформ углубляли продовольственный и
товарный голод. Горбачев пытался погасить
общественный кризис и сохранить политическое
лидерство с помощью углубления демократизации.
Но демократизация быстро обрела собственную
инерцию и оборачивалась против него самого.
Первая радикальная
демократическая реформа – «альтернативные
выборы». В советской политической практике
безраздельно господствовали выборы без
альтернативы и нововведение М.С. Горбачева
было действительно радикальным. Тогда
он и не предполагал, что введение классической
формулы выборов обернется полным крушением
социализма.
Важную роль в осуществлении
реформ, вовлечении в политическую жизнь
широких слоев трудящихся сыграла политика
гласности. Она началась с раскрытия правды
о преступлениях сталинского периода,
без разоблачения которых невозможно
было сломать тоталитарный режим.
Изменения коснулись
и культурной жизни страны. Начался процесс
реорганизации разнообразных творческих
союзов, театров, телевидения, радио. Быстро
росла популярность телепередач «Взгляд»,
«До и после полуночи», «Пятое колесо»,
поднимавших ранее закрытые темы. В свет
вышли написанные ещё в 60 – 70-е годы запрещенные
цензурой произведения «Дети Арбата»
А. Рыбакова, «Белые одежды» В. Дудинцева,
«Исчезновение» Ю. Трифонова, «Жизнь и
судьба» В. Гроссмана.
Началась реабилитация
репрессированных представителей творческой
интеллигенции: расстрелянного в 1921 г.
поэта Н. Гумелёва, писателей-эмигрантов
– Г. Иванова, В. Набокова, репрессированных
в 20 – 30-е годы А. Платонова, О. Мандельштама,
С. Замятина и других. Был снят запрет с
творчества литераторов «третьей волны»
эмиграции, и диссидентов. Опубликованы
произведения А. Солженицына, В. Некрасова,
И. Бродского, А. Галича и т.д.
Публицистические
работы В. Селюнина, Н. Шмелева, Г. Попова
на политические, экономические, социальные
темы оказывали влияние на формирование
общественного сознания.
Изменилось отношение
к истории, которая долгое время находилась
под партийным диктатом. Теперь появилась
возможность изучения проблем, ранее сознательно
исключенных из числа научных исследований.
Появилась необходимость, а главное возможность
пересмотра всей отечественной истории
XX в.
В ходе первого и в
начале второго этапов перестройки значительная
часть номенклатуры поддержала Горбачева.
Одни – из-за осознания необходимости
перемен, другие – из карьерных соображений
(реформы сопровождались интенсивными
кадровыми перестановками). Но, выйдя
на первые позиции, вторые ряды партаппаратчиков
почувствовали 30угрозу своей власти
в случае дальнейшего углубления реформ.
Первым серьезным симптомом начавшегося
в аппаратной среде сопротивления стало
дело Б.Н. Ельцина, действия которого в
Москве вызвали недовольство местной
номенклатуры. Выступая на октябрьском
(1987 г.) Пленуме ЦК КПСС Ельцин обвинил
организаторов перестройки в отсутствии
концепции преобразований, подверг критике
стиль работы высших руководящих партийных
кадров, включая М.С. Горбачева, потребовал
более решительного подхода к реформам.
«Политический авантюризм» – такова была
официальная оценка позиции Б.Н. Ельцина,
которого вскоре освободили от занимаемых
должностей. Для противников перестройки
это стало сигналом к атаке, а радикально
настроенные круги использовали действия
властей против Ельцина и замалчивание
объективной информации о нем для формирования
образа борца за интересы народа, пострадавшего
за правое дело.
Антиперестроечным
силам в КПСС было необходимо найти повод
для открытого выступления против Горбачева
и реформ. Таким поводом стала дискуссия
вокруг оценки периода правления Сталина.
Манифестом противников Горбачева стала
статья в газете «Советская Россия» (13
марта 1988 г.) Нины Андреевой «Не могу поступиться
принципами». Суть выступления Андреевой
сводилась к оправданию сталинского террора
и тоталитарной системы.
Пауза с ответом
Андреевой порождала впечатление
возврата к старому. Но 5 апреля
1988 г. «Правда» опубликовала редакционную
статью, подготовленную членом Политбюро
А.Н. Яковлевым, которая явилась решительным
ответом Н. Андреевой. В ней была
дана резко отрицательная оценка
подобных взглядов. Выступление
«Правды» стало сигналом к
активизации борьбы за перестройку
и ознаменовало начало третьего
этапа перестройки (с апреля 1988 по
март 1990 гг.).
Характерной чертой
этого этапа стало вовлечение в политическую
жизнь народных масс. Политическая борьба
теперь не ограничивалась коридорами
Кремля и выплеснулась на улицы. Наиболее
ярко это проявилось в ходе подготовки
к XIX Всесоюзно31й конференции КПСС.
Выборы делегатов проходили частично
на альтернативной основе, сопровождались
дискуссиями. В обществе росла вера в возможность
перемен.
В ходе XIX партконференции
(июнь-июль 1988 г.) было признано, что необходимыми
атрибутами демократического социализма
должны стать: система разделения властей,
парламентаризм в рамках Советов, гражданское
общество, прекращение подмены КПСС хозяйственных
и государственных органов. На основе
решений конференции были внесены изменения
в Конституцию СССР, предусматривающие
введение нового элемента государственной
структуры - Съезда народных депутатов
СССР. Выборы депутатов, состоявшиеся
весной 1989 г. на альтернативной основе,
ставшие очередным этапом развития политической
активности народа, обнаружили неуклонное
падение популярности сторонников М.С.
Горбачева и нарастание влияния его оппонентов,
- но не консерваторов, а радикалов.
В этот период перестройки
идет формирование многопартийности.
Начиная с «Демократического союза» (В.И.
Новодворская). Не осталась единой и КПСС,
в ее рядах сложился ряд течений.
В этих условиях Горбачев
проводил тактику лавирования между
консерваторами и реформистами, пытаясь
сдерживать крайности. Однако, отсутствие
твердости и решительности особенно тяжело
сказалось на экономике. В 1988-1990 гг. не
предпринималось решительных мер по
ее структурному преобразованию. Отрицательно
сказался в этих условиях отказ от партийного
руководства экономикой, так как она
еще не стала саморегулируемой, а старый
механизм был разрушен. В результате начались
открытые инфляционные процессы, падало
производство, снижался уровень жизни,
свирепствовал товарный дефицит.
К 1990 г. идея перестройки
практически исчерпала себя. Не удалось
остановить падение производства; попытки
развить частную инициативу и предпринимательство
обернулись отмыванием “грязных” денег,
исчезновением с прилавков дешевых товаров
и т.д. Гласность и плюрализм привели к
падению авторитета КПСС, складыванию
многопартийности, развитию националистических
движений, требовавших независимости
отдельных республик.
Центральное руководство
все больше утрачивало инициативу, назревал
политический кризис. И всё же с весны
1990 г. начинается следующий этап политических
и экономических преобразований, который
можно характеризовать как «кризис перестройки».
Основная борьба в 1990-1991 гг. развернулась
в сфере экономики.
Избранный весной 1990
г. Председателем Верховного Совета России
Б.Н. Ельцин в конце июля 1990 г. предложил
М.С. Горбачеву выработать совместную
программу экономических реформ, тем
более что предложенный Н. И. Рыжковым
план перехода к рынку в мае 1990 г. был отвергнут.
В итоге этих договоренностей были разработаны
две программы: Рыжкова-Абалкина, продолжавшая
традиции административно-командной системы,
своеобразный «прусский путь» рыночной
трансформации общества, и Шаталина-Явлинского
(«500 дней»), которая предлагала радикальный
переход к рынку. Горбачев заявил о поддержке
программы Шаталина-Явлинского. Однако
на деле был принят компромиссный вариант.
Но этот план также не был доведен до конца.
В июле 1990 г. объявляется
о постепенном переходе к регулируемой
рыночной экономике. Предусматривалась
постепен32ная демонополизация,
децентрализация и приватизация собственности,
учреждение акционерных обществ и коммерческих
банков частного предпринимательства.
Однако, отстранение
в декабре 1990 г. с поста Председателя Совета
Министров Н.И. Рыжков, и его замена В.С.
Павловым не улучшили реальное положение
дел в стране. Бесконтрольная эмиссия
денежных знаков привела к значительному
обесцениванию рубля, вводились талоны
на продукты питания.
Стремясь удержать
власть и поддержать стабильность, М.С.
Горбачев провел через съезд решение об
учреждении поста Президента СССР, и в
марте 1990 г. стал первым и единственным
Президентом СССР. Тем не менее, ни это
событие, ни отмена 6-й статьи Конституции
СССР о руководящей и направляющей роли
КПСС, ни начатая в 1991 г. официальная регистрация
партий уже не могли предотвратить начавшегося
развала Советского Союза.
Слабость горбачевского
правительства, его неспособность подавить
сепаратистские настроения национальных
регионов привели к усилению стремления
отдельных республик выйти из состава
СССР, добиться суверенитета со всеми
вытекающими из этого правами и обязанностями.
Весной – летом 1990
г. Латвия, Литва, Эстония, а затем РСФСР
и другие союзные республики заявили о
своем суверенитете. Власть постепенно
стала переходить из центра в республики,
началось неподчинение центру. Страна
вступила в полосу дезинтеграции. Ситуация
усугублялась межнациональными конфликтами.
На рубеже 1990-1991 гг.
Горбачев откровенно пошел на сближение
с консерваторами. Об этом свидетельствовали
попытки военного подавления народных
выступлений в декабре 1990 г. в Баку и в
январе 1991 г. в Вильнюсе, а также отставка
Э.А. Шеварднадзе, заявившего об угрозе
диктатуры в стране. В ответ на это весной
1991 г. прошла волна митингов в защиту демократии
и реформ, организованных «Демократической
Россией».
Одновременно стало
ясно, что в рамках старых отношений, определенных
союзным договором 1922 г., существование
Союза ССР невозможно. Президент СССР
М.С. Горбачев, пытаясь вернуть инициативу
центру, вступает в прямые переговоры
с руководством республик о заключении
нового союзного договора. В марте 1991 г.
был проведен всесоюзный референ33дум по вопросу о сохранении
СССР в ходе которого 76,4% участников высказались
за сохранение СССР как обновленной федерации
равноправных суверенных республик.
23 апреля 1991 г. по
инициативе М.С. Горбачева в Новоогареве
(под Москвой) состоялась встреча
руководителей 9 республик (из 15), на
которой была достигнута договоренность
о принципах нового союзного
договора. К августу 1991 г. был подготовлен
проект союзного договора, который
были готовы подписать 9 республик.
Договор предусматривал создание
действительно федеративного государства,
с наделением республик большей
самостоятельностью. Датой подписания
было назначено 20 августа 1991 г.
В этот период обострилась
борьба в Верховном Совете России. Ельцин
стал терять поддержку того незначительного
большинства, которым был избран на пост
Председателя Верховного Совета. Тогда
он повторил опыт Горбачева годичной давности
и добился решения о проведении выборов
Президента России. И 12 июня 1991 г. Б.Н. Ельцин
был избран первым Президентом России.
Поскольку сорвать
подготовку нового союзного договора
не удалось, консерваторы организовали
заговор. 19 августа начался путч. В ночь
на 19 августа 1991 г. вице-президент Г.И. Янаев
издал Указ о вступлении его в должность
Президента в связи с «болезнью» М.С. Горбачева.
Был создан Государственный комитет
по чрезвычайному положению (ГКЧП), в который
вошли 8 человек: Г.И. Янаев, Председатель
Совета Министров СССР В.С. Павлов, министр
обороны СССР Д.Т. Язов, министр внутренних
дел СССР Б.К. Пуго, председатель КГБ СССР
В.А. Крючков, О.Д. Бакланов, А.И. Тизяков
и В.А. Стародубцев. В Москву были введены
войска, запрещены митинги, демонстрации,
забастовки, приостановлен выпуск многих
газет.
Борьбу с ГКЧП возглавили
Ельцин и руководство РСФСР. В обращении,
зачитанном с танка Президентом России,
переворот был объявлен антиконституционным,
а ГКЧП - незаконным. Ельцин призвал к бессрочной
политической забастовке до уничтожения
ГКЧП.