Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 15:22, контрольная работа
Увеличение территории страны , возросшая численность населения и увеличение его плотности требовало реорганизацию местной власти .
Для ликвидации или по крайней мере ограничения монастырского землевладения требовалось усиление великокняжеской власти .
Рост барщины и оброка потребовали укрепления власти помещиков .
Развитие внешнеторговых связей России с Западом и Востоком требовало ликвидации Казанского ханства и Великого княжества Литовского .
В основе объединения русских земель в единое национальное государство были свои особенности ,которые повлияли на процесс образования сословно-представительной монархии . Создание русского централизованного государства опередило процесс складывания единого всероссийского рынка и образование нации . Объединение русских земель вокруг Москвы и формирование центролизованного государства было ускорено борьбой русского народа с внешней опасностью .
Для осуществления этих внешнеполитических задач нужна была многочисленная и сильная армия с соответствующими ей учреждениями по комплектованию , содержанию и службе вооружённых сил .
Экономические и политические предпосылки образования сословно-представительной монархии в России, ее характерные черты
Сословно-представительная монархия – форма государственного правления, при которой монарх (царь) управляет государством совместно с выборными сословно-представительными органами.
Доцент С. М. Казанцев считает, что сословно-представительная монархия в России не подразумевает отказа от абсолютизма, от неограниченно-монархической формы правления.
В период сословно-представительной монархии в России монарх – царь, а сословно-представительные органы – земские соборы.
Предпосылки сословного представительства в России.
1. Экономические предпосылки: к XVI в. экономическая обстановка в России значительно изменилась:
Однако экономический подъем государства происходил на фоне расширения бюрократического аппарата, а значит, увеличения государственных расходов на его поддержание, возникает потребность в изыскании новых источников финансирования учреждений власти и военных формирований.
Царь находит выход в представительстве торговых людей в земских соборах, тем самым обеспечивая себе постоянную денежную поддержку со стороны торгового класса и крупного купечества, поступление необходимых средств при организации ополчения.
2. Политические предпосылки:
Особенности сословно-представительной монархии в России:
Немаловажным фактором, выделяющим сословное представительство в России, является также опричнина как особый период правления Ивана Грозного, в течение которого террор против всех слоев населения был наиболее жесток. В период опричнины все учреждения или органы, так или иначе не угодные царю, распускались либо вообще уничтожались.
Приказы – органы системы централизованного управления, которые первоначально развились из единоличных и временных правительственных поручений, издаваемых Московским великим князем для бояр и вольных слуг. Вообще приказ – частное поручение, а не орган. Но в XVI–XVII вв. эти «единоличные поручения» превратились в сложные и постоянные присутственные места, получившие название «изб» или «приказов».
Выделение приказов происходило в результате постепенного перехода от дворцово-вотчинной системы управления.
Приказ происходит от слова «приказывать». Возглавлялись приказы боярами, которым подчинялись дьяки, подьячие и повытчики, приказные чиновники.
Приказные люди, помимо управления, чинили суд. Главный судья – глава приказа (боярин).
Система приказной системы управления:
Вся территория
Русского государства в период сословно-представительной
монархии делилась на уезды (наиболее
крупные административно-
Земские и губные учреждения назывались, соответственно, «земскими» и «губными избами», должностные лица которых избирались на должности. Контроль и регулирование их деятельностью осуществляли соответствующие приказы.
В период сословно-представительной монархии по-прежнему выделялось особое управление в отдельных вотчинах и поместьях.
Вотчина – это безусловное наследственное землевладение. В пределах вотчины ее владелец полностью самостоятельно осуществлял управление, мог назначать должностных лиц губных учреждений (они не избирались, как в иных частях Московского государства).
Поместье – это условное, даваемое за государственную службу землевладение на ее срок. В пределах поместья его владелец не обладал правами вотчинника.
Система губных учреждений
Переход к сословно-представительной монархии привел к существенному изменению местного управления. Были созданы земские органы самоуправления, одобренные Стоглавым собором 1551 г., вводившим в стране выборных старост, целовальников, сотских и пятидесятских. Первым шагом в этом направлении было принятие Мало-Пинежской земской уставной грамоты, в которой предусматривалась замена суда кормленщиков судом выборных старост. Местное население как бы выкупало у государства право избавляться от кормленщиков и решать свои местные вопросы самостоятельно. Аналогичные грамоты стали выдаваться многим местам северного Поморья, позднее последовало указание об отмене кормлений по всей стране и введении земского самоуправления.
К ведению земских органов относились сбор податей и суд по гражданским и мелким уголовным делам. Более крупные дела рассматривались губными органами. Земские старосты и другие должностные лица свои обязанности по рассмотрению гражданских и уголовных дел осуществляли без взимания пошлин с населения.
Система кормления заменилась новой, основанной на принципе самоуправления. Основой успешного функционирования губных органов стало принятие решения Стоглавым собором 1551 г. о прекращении выдачи тарханов – грамот, которые предоставляли феодалам особые права и привилегии, в том числе право суда, освобождение от ряда повинностей, что приводило к тому, что светский или церковный феодал мог устанавливать на определенной территории порядки по своему усмотрению и не соблюдать некоторые общегосударственные правовые нормы.
В середине XVI в. вместо наместников-кормленщиков вводились губные органы, которые выбирались из среды определенных слоев населения. Дворяне и дети боярские выбирали главу губного органа – губного старосту, утверждаемого в должности Разбойным приказом. Аппарат губного старосты составляли целовальники, избиравшиеся посадскими и верхушкой крестьянства.
В начале XVII в. в дополнение к губным и земским органам были учреждены воеводы, назначаемые Разрядным приказом и утверждаемые царем и Боярской думой. В больших городах назначались несколько воевод. В отличие от кормленщиков воеводы получали государево жалованье и не могли обирать местное население. Одна из основных задач воевод состояла в обеспечении финансового контроля. Воеводы осуществляли учет количества земли и доходности земельных участков. Сборы налогов проводили выборные старосты и целовальники, но надзор за ними осуществляли воеводы.
Воевода составлял на служилых людей списки, вел учет, проводил военные смотры, проверял готовность к службе. По требованиям Разрядного приказа воевода направлял военнослужащих на места службы. Он ведал также стрельцами и наблюдал за состоянием крепостей.
При воеводе имелась специальная приказная изба, где велись все дела по управлению городом и уездом. В процессе деятельности воевод им все больше подчинялись губные и земские органы.
Государственный строй. Единственной формой правления утверждалась монархия, при этом статус монарха меняется. Иван IV провозгласил себя царем, что отражает действительное возрастание силы монарха.
Значение Боярской думы изменилось, имея общую тенденцию к снижению. Тем не менее Боярская дума ограничивала монарха, даже введение опричнины принципиально ничего не изменило. Опричнина не уничтожила значения Боярской думы как высшего органа государственной власти, не пошатнула принципа местничества, ограждавшего привилегии знати. После смерти Бориса Годунова роль Боярской думы на время возросла. В 1610 г. последовало свержение с престола царя Василия Шуйского, и вся власть временно перешла к Боярской думе («Семибоярщина»). Принципиально новым высшим органом государства стали земские соборы. Через них царь привлек к управлению государством определенные круги дворянства и посадского населения. Монарх нуждался в земских соборах для поддержания крупных мероприятий – ведения войны, изыскания новых доходов и пр. Цари, руководствуясь поддержкой земских соборов, могли через них проводить соответствующую политику даже поперек воли Боярской думы.
Приказная система. В середине XVI в. завершился переход от дворцово-вотчинной к приказной системе управления. В период становления приказной системы ведущая роль принадлежала военно-административным приказам. Так, для управления стрельцами , был создан специальный приказ. Личным составомбоярской и дворянской конницы ведал Разрядный приказ. Поместными земельными владениями служилых дворян ведал Поместный приказ. Возник также Казачий приказ, который ведал казачьими войсками.
Появились специальные территориальные приказы, ведавшие делами территорий, которые были присоединены к России или осваивались. К ним относились Казанский и Сибирский приказы, а в дальнейшем – Малороссийский приказ, ведавший делами Украины.