Сословно-представительная монархия в Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 14:13, контрольная работа

Краткое описание

Сословно-представительная монархия действует в сословных обществах, представляет собой принцип организации представительной власти, где действуют закрытые социальные группы – сословия, от которых избираются непосредственно депутаты. В Западной Европе первые сословно-представительные монархии появились еще в ХII веке. Во многих государствах Европы эта монархия просуществовала вплоть до начала ХХ в., когда окончательно уступила место национальному представительству.

Оглавление

§1. Понятие монархической формы правления и сословно-представительной монархии…………………………………………………………………………..3
§2. Особенности германской сословно-представительной монархии………...5
§3. Сословно-представительные учреждения в княжествах……….................12
Библиографический список……………………………………………………..17

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.doc

— 81.50 Кб (Скачать)

Содержание

§1. Понятие монархической  формы правления и сословно-представительной монархии…………………………………………………………………………..3 
§2. Особенности германской сословно-представительной монархии………...5

§3. Сословно-представительные учреждения в княжествах……….................12

Библиографический список……………………………………………………..17  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    § 1. Понятие монархической  формы правления  и сословно-представительной монархии

    Сословно-представительная монархия действует в сословных  обществах, представляет собой принцип организации представительной власти, где действуют закрытые социальные группы – сословия, от которых избираются непосредственно депутаты. В Западной Европе первые сословно-представительные монархии появились еще в ХII веке. Во многих государствах Европы эта монархия просуществовала вплоть до начала ХХ в., когда окончательно уступила место национальному представительству.

    Предпосылки для возникновения сословной  монархии как относительно централизованной формы государства (по сравнению  с государствами периода феодальной раздробленности) создавались развитием городов, начавшимся складыванием внутреннего рынка, обострением классовой борьбы в связи с усилением феодальной эксплуатации крестьянства. Главную опору сословной монархии составляли низшие и средние слои феодального класса, нуждавшиеся в сильном централизованном аппарате для укрепления своей власти над крестьянством. Сословную монархию поддерживали горожане, которые стремились к ликвидации феодальной раздробленности и к обеспечению безопасности торговых путей – условий, необходимых для развития внутреннего рынка. Процесс государственной централизации в этот период был прогрессивен, так как он облегчал древнейшее экономическое развитие феодального общества. Централизация феодального государства при сословной монархии выражалось в концентрации в руках короля его аппарата судебной и военной власти в ущерб политической самостоятельности крупных феодалов, в развитие общегосударственного законодательства и налогообложения, в росте и осложнении государственного аппарата. Централизованное государство требовало значительных денежных средств, обязательной предпосылкой получения которых (в форме государственных налогов) было распространение денежной формы феодальной ренты. Однако центральная власть была не в состоянии непосредственно, минуя согласие феодалов и государственных советов, получить эти средства с основной массы налогоплательщиков – крестьянства и горожан. С этим было связано возникновение в большинстве стран Европы сословно-представительных собраний общегосударственного масштаба, завершавшее процесс формирования сословной монархии в каждой стране: Генеральных штатов – во Франции; парламента – в Англии; имперского сейма – в Германии.

    В большинстве стран Европы период становления феодальной собственности  Феодальные государства складываются в виде раннефеодальных монархий, и период феодальной раздробленности феодальное государство практически повсеместно выступает как сеньориальная монархия (X-ХIII вв.).

    Развитие  товарно-денежных отношений, рост городов  повлекли за собой ликвидацию сословий, способствовали централизации государства и возвышению королевской власти. Для этого периода характерно возникновение сословно-представительных монархий.

    В период разложения феодализма королевская  власть, как бы возвышаясь над всем обществом, предпринимает попытку предельно централизовать и укрепить феодальное государство, которое принимает форму абсолютной монархии (XYI-ХYIII вв.). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    §2. Особенности германской сословно-представительной монархии

    К началу XIV в. Германия являлась одним из крупнейших по территории и по числу населения (13—15 млн. чел.) государством Европы. Однако общественно-политическое развитие страны отличалось существенным своеобразием: если в большинстве государств Европы того времени проявлялись процессы территориального сплочения и политической централизации, то Германия шла по пути дальнейшего дробления, распадаясь на все возраставшее количество экономически и политически разобщенных регионов.

    К рассматриваемому периоду завершился процесс трансформации бывших «щитов» вассально-ленной иерархии в сословную структуру. При этом отличительная особенность Германии заключалась в том, что основные сословия так и остались неконсолидированными в общеимперском масштабе, но сохраняли состояние аморфности и значительной внутренней дифференцированное. Высшую ступень в сословной структуре составляли имперские чины, выросшие из рядов прямых королевских вассалов и включавшие в свой состав имперских князей, имперских рыцарей и представителей имперских городов. Руководящие позиции в составе этой группировки занимала немногочисленная группа светских и духовных феодалов, участвовавшая в выборах императоров, — т. н. курфюрсты (в переводе с немецкого «князья-избиратели»). Низшие слои господствующего феодального класса были представлены рыцарями. Эта категория все более утрачивала свою социально-значимую роль как основы вооруженных сил; кризис крепостнической системы также отрицательно сказывался на материальном положении рыцарства. Промежуточная ступень между крупными и мелкими феодалами, представленная в других государствах Европы многочисленным средним дворянством, в Германии практически не существовала, вследствие чего между князьями и рыцарством зияла незаполненная социальная пропасть.

    Подобные  же радикальные различия проявлялись внутри сословия духовенства: если высшие представители церковного клира сливались с имперскими князьями (в частности, были представлены и в коллегии курфюрстов), то условия жизни низших слоев клириков иногда не отличались от положения трудящихся масс.

    Городское население было представлено тремя  различными группами: городским патрициатом, державшим в своих руках все  муниципальное управление; бюргерством, в состав которого входили в основном цеховые мастера; городским плебсом, объединявшим трудящиеся низы (в том числе и растущую прослойку люмпен-пролетариата).

    Положение основной массы населения — крестьянства, определялось уровнем экономического развития различных регионов страны. Относительно более лучшим оно было в восточных (заэльбских) землях, где крестьяне дольше сохраняли за собой значительные земельные наделы и экономическую самостоятельность. Однако с конца XV в. и здесь стало формироваться крупное феодальное землевладение, которое повело наступление на собственность и личную свободу крестьян.

    Положение императорской власти. Фактическая  утрата императорской властью всех основных государственно-правовых прерогатив, произошедшая еще в конце периода  сеньориальной монархии, была юридически закреплена в т. н. «Золотой булле», изданной в 1356 г. германским императором Карлом IV (1347—1378 гг.) , одновременно являвшимся и королем Богемии (Чехии). По существу, Золотая булла не устанавливала впервые никаких новых принципов — она лишь придала юридическое оформление тем правилам, которые уже давно существовали в реальной действительности.

    Согласно  этому документу управление Германской империей осуществляла оформившаяся еще  в XIII в. коллегия курфюрстов, состоявшая из 7 человек и включавшая в свой состав 3 духовных (архиепископы Майнцский, Кельнский и Трирс-кий) и 4 светских лиц (маркграф Бранденбургский, король Чешский, герцог Саксонский и пфальцграф Рейнский). Курфюрсты избирали и смещали императора, являвшегося символом верховной государственной власти в стране. При этом курфюрсты были совершенно свободны в своем выборе, поскольку интересы прямых наследников предшествующего императора могли не приниматься в расчет. Еще за несколько лет до принятия Золотой буллы установилось правило, что в папском утверждении вновь избранный император не нуждается.

    Золотая булла разработала подробную процедуру созыва избирательных собраний курфюрстов. Инициатива созыва принадлежала архиепискому Майнцскому. Как только императорский престол оказывался вакантным, этот церковный прелат письменно приглашал всех остальных курфюрстов собраться в городе Франкфурте-на-Майне. Если по каким-то причинам приглашения оказывались неразосланными, курфюрсты сами обязаны были собраться в данном городе в течение трех месяцев с момента освобождения престола. Избирательное заседание, проходившее под председательством Майнцского архиепископа, должно было продолжаться в течение месяца. Избрание императора производилось простым большинством голосов (достаточно было четырех голосов из семи). Если в течение месяца курфюрсты не приходили к соглашению, их дальнейшая работа проводилась в условиях сокращения положенного им рациона питания: они должны были перейти на питание «лишь хлебом и водою и никоим образом не выезжать из города» (этот принцип был заимствован из процедуры, применяемой при избрании римских пап).

    Первым  шагом вновь избранного императора должно было стать издание специального документа, где содержалось подтверждение  курфюрстам «всех их привилегий, грамот и прав, вольностей, пожалований, старинных  обычаев, а также почетных санов  и всего, что они от империи получили и чем обладали вплоть до дня выборов». Позднее, в XVI в. эти документы получили наименование «избирательных капитуляций» и стали важнейшим элементом государственного права Германии. Вся дальнейшая деятельность императора должна была происходить в тесном сотрудничестве с коллегией князей-избирателей, которая превращалась в постоянно действующий орган государственного управления. Курфюрсты должны были ежегодно собираться на свои совещания, где им надлежало вместе с императором рассматривать важнейшие общеполитические вопросы, относящиеся «к общей пользе и благу». В случае нарушения императором своих избирательных обещаний решением коллегии курфюрстов он мог быть осужден и смещен с престола.

    Согласно  Золотой булле князья-избиратели обладали статусом суверенных правителей, равных императору. Территории курфюршеств являлись неделимыми владениями, передаваемыми по наследству. Курфюрсты сохраняли за собой узурпированные ими у королевской власти регалии, в первую очередь, горную и монетную. Они обладали правом высшей юрисдикции в своих владениях, правом на ведение частных войн с другими феодалами. Политическая самостоятельность курфюрстов не имела правовых ограничений, кроме запрета на ведение войны и заключение мира с иностранными державами (эта прерогатива сохранялась за императором). С учетом этих обстоятельств форма государственного устройства Германии рассматриваемого периода может быть определена как специфический вариант конфедеративного объединения. С точки зрения формы правления Германская империя соединяла в себе монархический и олигархический принципы: формально существовавшая выборная монархия сочеталась с фактическим правлением князей-курфюрстов.

    Специфика органов общеимперского представительства. К XIII в. относится возникновение  органа общеимперского представительства, который вначале имел неустоявшееся наименование (в документах он фигурирует под различными латинскими терминами — Conventus generalis, Curia generalis и т. п.), а с 1495 г. стал называться рейхстагом (нем. Reichstag — «имперское собрание» или «имперский сейм»). Коренное отличие германского общеимперского представительства от сословно-представительных учреждений Франции и Англии состояло в том, что если в последних были представлены основные категории населения этих стран, способные донести до центральной власти господствовавшие в обществе идеи, то рейхстаг был составлен из элементов, входивших в состав названных выше «имперских чинов», неправомочных даже в минимальной степени явиться выразителем настроений и чаяний своего народа. Поэтому ни само возникновение рейхстага, ни его последующее конституирование в общеимперской системе управления не повлекло за собой каких-либо радикальных изменений в государственном строе Германии, адекватных тем переменам, которые принесло возникновение парламента в Англии или Генеральных штатов во Франции. Да и само определение государственной формы Германии XIII и последующих веков как сословно-представительной монархии может быть дано лишь со значительной долей условности. Рейхстаг являлся не столько представительством сословий, сколько представительством отдельных политических единиц, из которых складывался конгломерат Священной Римской империи германской нации.

    В своем оформившемся к XIV веку виде германский рейхстаг состоял из трех отдельных курий — курии курфюрстов, курии имперских князей и курии имперских городов. Из названных куриальных подразделений решающую роль играла курия князей (в ее состав входили также графы и некоторые другие «свободные господа»). Курфюрсты неохотно собирались на заседания рейхстага и даже не всегда посылали туда своих представителей. Городская курия не играла самостоятельной роли и обычно следовала в русле политики князей. Имперское рыцарство не имело своего представительства в рейхстаге. Духовенство также не составляло самостоятельной курии; отдельные прелаты представляли себя лично, входя в состав первой и второй курий со статусом курфюрстов или имперских князей.

    Рейхстаг  собирался по инициативе императора обычно дважды в год (весной и осенью), но иногда и значительно реже. Письменные приглашения от имени императора рассылались заблаговременно (обычно за 6 недель). Участие в заседаниях рейхстага считалось обязанностью имперских чинов, за уклонение от которой виновный уже в XIII в. наказывался значительным штрафом; освобождение от этой обязанности или лишение права присутствия на рейхстаге могло быть осуществлено только лично императором. Постоянного местопребывания у рейхстага не было. Каждый первый рейхстаг вновь избранный король был обязан созывать в Нюрнберге; в дальнейшем собрания чаще всего происходили во Франкфурте-на-Майне. Каждая курия заседала отдельно и принимала решения большинством голосов. Затем на общем собрании курий под председательством императора происходило согласование позиций всех имперских чинов. Для законной силы постановления рейхстага требовалось согласие всех трех коллегий, а также санкция императора. Однако, если две высших палаты приходили к единому мнению, противодействие представителей имперских городов уже могло не приниматься в расчет.

    История германского рейхстага свидетельствует, что за весь период своего существования  он так и не смог конституироваться  в компетентный орган, способный  оказывать сколько-нибудь значительное воздействие на общегосударственные дела. Его известное сходство с влиятельными сословно-представительными органами других европейских государств распространялось лишь на некоторые внешние атрибуты сопоставляемых учреждений, но отнюдь не на их содержательные, сущностные компоненты. Политическое возвышение французских Генеральных штатов и английского парламента объективно продвигало королевскую власть на все более сильные позиции; падение их роли произошло тогда, когда процесс абсолютизации королевской власти мог уже идти дальше автономно, не нуждаясь в подпитке извне. Германский же рейхстаг и на этапе своего укрепления, и тем более на стадии последующей деградации так и не смог стать фактором, способным хоть как-то скорректировать процесс идущего с нарастающим темпом упадка императорской власти. В политической линии имперских чинов, представленных в рейхстаге, региональные интересы всегда имели приоритет над интересами общеимперскими. В силу своей социальной нерепрезентативности и политической несамодостаточности рейхстаг стал орудием в руках высшей феодальной знати и оказался неспособным обеспечить условия для возвышения императорской власти, преодоления территориальной разобщенности германских земель, создания централизованного государства, складывания единой нации, т. е. реализовать в масштабах Германии ту историческую миссию, которую была призвана выполнить сословно-представительная монархия в общей эволюции государственно-правовой системы феодального строя.

Информация о работе Сословно-представительная монархия в Германии