Государственный строй России в период сословно-представительной монархии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2011 в 10:49, курсовая работа

Краткое описание

Сословно-представительная монархия – это такой тип власти, где монарх в руководстве страной опирается прежде всего на сословно-представительные учреждения, существующие в вертикали центральной власти. Эти представительные учреждения выражают интересы всех свободных сословий общества. Сословно-представительная монархия в России стала складываться уже в XV в. в период завершения политического процесса объединения Руси. Тогда при государе всея Руси Иване III в системе верховной власти действовала Боярская Дума как постоянный совещательный орган.

Оглавление

Введение ……………………………………………………….............................3
Глава 1. Система государственного управления
1.1. Первое звено: Сословно-представительная монархия…………………….6
1.2. Второе звено: Централизованная сословно-представительная монархия
(как зарождение абсолютистских тенденций) …………………………….8
1.3. Третье звено: Централизованная сословно-представительная монархия
(как окончательное накопление абсолютистских тенденций) …………..12
Глава 2. Политическая элита государства……………………………………..14
Глава 3. Система законодательства
3.1. Право объединенного Российского государства…………………………..21
3.2. Право Централизованной сословно-представительной монархии……….25
Заключение ………………………………………………………........................29
Библиографический список ...............................................................................32

Файлы: 1 файл

курсовая (государственный строй России в период сословно-представительной монархии).docx

— 72.76 Кб (Скачать)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ

МИНИСТЕРСТВА  ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(РПА  Минюста России)

Поволжский (г. Саратов) юридический  институт (филиал) 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

по истории государства и права России 
 

Тема: «Государственный строй России в период сословно-представительной монархии»             
 
 
 
 

                  Выполнил  студент

                  ____ учебной группы __курса,

                  ______________________________________________________________

                  (фамилия,  имя, отчество) 
                   

                           Научный руководитель

                     ______________________________

(должность,  ученая степень, ученое звание)

_______________________________

                                                (фамилия, имя,  отчество)         

                Дата  защиты «__» _______201__ г. 

                Оценка  ___________________ 

                    _____________________________

                         (подпись преподавателя)

Саратов

2011

 

       Оглавление 

Введение ……………………………………………………….............................3

Глава 1.  Система государственного управления

1.1. Первое звено: Сословно-представительная монархия…………………….6

1.2. Второе звено: Централизованная сословно-представительная монархия

       (как зарождение абсолютистских тенденций) …………………………….8

1.3. Третье звено: Централизованная сословно-представительная монархия

       (как окончательное накопление абсолютистских тенденций) …………..12

Глава 2. Политическая элита государства……………………………………..14

Глава 3. Система законодательства

3.1. Право объединенного Российского государства…………………………..21

3.2. Право Централизованной сословно-представительной монархии……….25

Заключение ………………………………………………………........................29

    Библиографический список ...............................................................................32 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение 

 «Исковерканным  сознаньем впитываю крохи знаний»

 В.Фролов.

     При написании данной работы встал вопрос: сделать работу стандартно, всё-таки тема сама по себе стандартна…что ещё можно написать о ней…или же немного отклоняясь при написании работы от стандарта внести что-то новое?

     Актуальность. Сословно-представительная монархия – это такой тип власти, где монарх в руководстве страной опирается прежде всего на сословно-представительные учреждения, существующие в вертикали центральной власти. Эти представительные учреждения выражают интересы всех свободных сословий общества. Сословно-представительная монархия в России стала складываться уже в XV в. в период завершения политического процесса объединения Руси. Тогда при государе всея Руси Иване III в системе верховной власти действовала Боярская Дума как постоянный совещательный орган.

     Боярская  Дума представляла и выражала интересы крупных землевладельцев. Боярская Дума при Иване III и Василии III выполняла  две функции. Во-первых, она обеспечивала поддержку власти единого монарха-государя всея Руси. Во вторых, она способствовала преодолению элементов и тенденций  феодальной раздробленности и сепаратизма.

     В наиболее законченном виде сословно-представительная монархия складывается в России в  середине XVI в., когда наряду с Боярской Думой в системе государственного управления начинает действовать новая  политическая структура – Земские  соборы или «советы всея земли», как их называли современники.

     Появление Земских соборов в системе  политической власти не было явлением случайным или временным. Они  стали велением времени наряду с  реформами середины XVI в., которые  энергично проводила Ближняя  Дума или «Избранная Рада» при  непосредственном участии Ивана IV.

     Без преувеличения можно сказать, что  сословно-представительная монархия наложила огромный отпечаток как на культуру России, так и на систему самого государства.

     Предмет. Предметом исследования является российская сословно-представительная монархия. Период когда в России формой государственного правления была сословно-представительная монархия, различные источники датируют по-разному. Наиболее распространенный вариант это середина XVI - середина XVII в.в.. Однако, в нашей курсовой работе, мы проведем анализ эволюции государственного правления России в период от становления единого государства по установлению сословно-представительной монархии в её чистой форме. Т.е. с правления Ивана III до правления Петра I. Почему так? Ведь с правления Петра I. начинается абсолютизм, ведь именно он упразднил Боярскую Думу, да как умело – прекратил жаловать в бояре – новых бояр нет, да и старые вскоре повымирали.

     Метод. Один из таких, самых популярных логических методов как структурно-функциональный анализ. Т.е. мы разложим предмет на его структурные составляющие, и рассмотрим их функции и функциональную взаимосвязь.

     Сразу хочется сказать, что анализ в  курсовой работе, будет выборочным, т.к. полный, провести мы не в можем из за ограниченности формата курсовой работы.

     Детали  анализа: предмет – форма государственного управления, будет разложен на две  основных базовых составляющих: систему  государственного управления и систему  законодательства. Каждый из составляющих будет разделен на однотипные эволюционные звенья. Самые интересные (можно  сказать существенные) будут рассмотрены  в взаимосвязи с исторической ситуацией и властно-собственнических отношений. Система законодательства, будет разложена на наиболее интересующие нас институты, которые и будут  рассмотрены в процессе их эволюции.

     Источники. Основными источниками являлись: часть первая «Отечественного законодательства  XI – XХ веков» под редакцией Чистякова О.И., «Хрестоматия по истории государства и права России» Ю.П. Титова, «История государства российского» Карамзина Н.М., «Чтения и рассказы по истории России» Соловьева С.М. и весьма забавный «Учебник Русской истории» Платонова С.Ф. написанный еще в 1910 году – это первостепенные источники. Также, огромное влияние на само видение предмета оказали работы Н. Макиавелли,  О. Шпенглера и «История Востока» -  двухтомник Л. Васильева и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1.  Система государственного управления

 «Зная, что об этом писали многие, я опасаюсь, как бы меня не сочли  самонадеянным за то, что, избрав тот  же предмет, в толковании его я более  всего расхожусь  с другими. Но имея намерение написать нечто полезное для  людей понимающих, я предпочел следовать  правде не воображаемой, а действительной…  Ибо расстояние между  тем, как люди живут  и как должны бы жить, столь велико, что тот кто  отвергает действительное ради должного, действует  скорее во вред себе, нежели на благо, так  как, желая исповедовать добро во всех случаях  жизни, он неминуемо  погибнет, сталкиваясь  с множеством людей  чуждым добру.»

 Н. Макиавелли.. Государь1 

1.1. Первое звено: Сословно-представительная монархия

     Рассмотрим  систему государственного управления единого российского государства. Почему единого? Потому, как обзор  начнется с момента объединения  государства, когда он еще не было окончательно централизованным, когда  власть монарха еще не была самодержавной. Систему государственного управления мы рассмотрим как цепь государственной  эволюции, где каждое ее звено будет  подвергнуто обзору.

1. Право собственности на землю принадлежит родовой аристократии. Крупнейшим земельным собственником является монарх.

2. Между монархом и аристократией классические феодальные отношения – сеньор – вассал.

3.  Политическая элита, войско формируется из родовой аристократии. Порядок назначения на думные и на другие высшие судебно-административные и военные должности определялся принципом местничества: знатностью рода и службой предков великому князю.

4. Неразвитый и юридически нерегламентированный  аппарат государственного управления. Центральные органы, не только не дублировались на местах, но и не имели там своих представителей. Судебная власть на местах осуществлялась кормленщиками или удельными князями. 

5. Власть монарха, ограниченна сословно-представительным органом, Боярской думой в России.

6. Самостоятельность церкви. 

     По  форме государственного устройства, сословно-представительная монархия более  напоминало федеративное государство. Где субъекты имеют относительную  самостоятельность. Вспомним, что в  правление Ивана III – «собирателя земли русской»,  «объединительная политика национальная политика Москвы  влекла к себе немалую  часть служилых князей, которые принадлежали не к северной Руси, а Литовско-Русскому княжеству. Князья Вяземские, Одоевские, Новосильевские, Воротынские и многие другие, сидевшие на восточных окраинах Литовского государства, бросали своего великого князя и переходили на службу московскую, подчиняя московскому князю и свои земли2».

     За  период с середины XV по середину XVI в. территория России увеличилась более чем в 6 раз. Население страны в конце  XV в. составляло примерно 5-6 млн. человек, в середине XVI в. – около 9 млн. человек.  В этих условиях система, рассчитанная на небольшие владения, должна была уступить место новому аппарату власти.  

     И именно такое государство унаследовал  Иван IV, и перед ним стоял выбор методов правления. Новый аппарат мог быть двух типов:

1. Когда значительную роль играет местное самоуправление, выбранное на местах и контролируемое из центра монархом совместно с «дальновидными советниками».

2. Когда властная вертикаль пронизывает государство полностью, подавляя какие бы то ни было проявления иной власти.

     Впрочем, думается, что этой дилеммой Грозный  себя не особенно утруждал. Все его  действия, все его реформы были направлены  именно на утверждение собственной неограниченной власти. Мы не будем проводить этические оценки действий царя, прозванного в народе Мучителем, а также оценки его внешнеполитической деятельности, не отличавшейся под конец правления особенной удачей. Просто укажем на изменения в системе государственного управления, произошедшие в период царствия Ивана IV. 
 

1.2. Второе звено: Централизованная сословно-представительная монархия (как зарождение абсолютистских тенденций)

Информация о работе Государственный строй России в период сословно-представительной монархии