Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 19:21, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение социально-экономических взглядов Ксенофонта.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи исследования:
1) рассмотреть историческую обстановку в Афинах в конце V- начале IV века до н.э.;
2) понять, какие факторы повлияли на становление социально-экономических взглядов Ксенофонта;
3) рассмотреть соперничество между Афинами и Спартой, как один из факторов повлиявших на становление социально-экономических взглядов Ксенофонта;
4) рассмотреть взгляды Ксенофонта на социальное и экономическое устройство Древней Греции.
Введение………………………………………………………………………2
Глава I: Развитие Греции во времена Ксенофонта……………………..7
1.1 Греция в к. V- нач. IV вв. до н.э……………………………………….7
1.2 Соперничество между Афинами и Спартой…………………………13
Глава II: Социально-экономические взгляды Ксенофонта…………...19
2.1 Становление личности Ксенофонта…………………………………..19
2.2 Взгляды Ксенофонта на социальное и экономическое устройство
Древней Греции………………………………………………………………29
Заключение……………………………………………………………………43
Примечания…………………………………………………………………...46
Библиография…………………………………………………………………48
И в довершение ко всему — решающая роль сильной личности, осуществление завоевания и построение нового общества и государства под руководством авторитетного монарха, наделенного несравненной доблестью и осененного благодатью богов.
Как же выглядит это созданное идеальным творцом новое общество? Его структура, без сомнения, отражает сословно-аристократические симпатии автора «Киропедии»(39). В основу модели положен спартанский строй, но, разумеется, воспроизведенный на расширенном основании и в несколько модифицированном виде. Стержнем новой социальной структуры являются отношения победителей и побежденных: первые становятся господами, вторые сведены на положение порабощенной и эксплуатируемой массы. «Вавилонянам, - рассказывает Ксенофонт, - Кир предписал возделывать землю, вносить подати и быть в услужении каждому у того, кому он был отдан. Наоборот, персам - участникам похода и союзным воинам, которые пожелали остаться у него, он предоставил право вести себя господами в отношении тех, кого они получили в услужение» И ниже наш автор дает возможность своему герою уточнить приобретенные им и его соратниками выгоды: «Великую благодарность мы должны питать к богам за то. что они позволили нам добиться осуществления всех наших стремлений. В самом деле, мы обладаем теперь и землями, обильными и плодородными, и людьми, которые, работая на них, будут доставлять нам все необходимое; у нас есть также дома, а в них вся нужная обстановка»(40).
Новый слой господ равнозначен, таким образом, касте спартиатов: как и последние, они обеспечены наделами и прикрепленными к ним работниками, чье положение, в свою очередь, сильно напоминает положение спартанских крепостных рабов-илотов. Эти работники низведены персами па положение совершенных рабов. Их рабское состояние выразительно подчеркивается недозволенностью для них, как и для спартанских илотов, предаваться занятиям, достойным свободных людей, т. е. физическим и военным упражнениям, а также категорическим запрещением иметь оружие.
Оставаясь свободными людьми par excellence, будучи сплочены для защиты своего привилегированного положения в своеобразную корпорацию воинов-аристократов, завоеватели-персы и их союзники противостоят массе покоренного ими населения так же, как спартанцы — илотам. Однако, сопоставление этого нового господствующего сословия со спартиатами возможно лишь до известной степени. В Спарте аристократы-спартиаты составляли гражданскую общину в собственном смысле слова, где каждый являлся частью суверенного целого. Свои наделы спартиаты получали от общины и, стало быть, в принципе были обязаны своим положением только самим себе. Напротив, новые аристократы в государстве Кира, хотя и были сплочены тоже в привилегированное сословие, суверенной общины не составляли. Они группировались вокруг сюзерена-царя, от него они получали свои наделы, а владение этими имениями было обусловлено несением службы при царском дворе. Они выступают, таким образом, в роли служилой знати того именно типа, который будет характерен для эллинистических государств, с теми же градациями царских друзей, сородичей и остальных привилегированных, но не титулованных держателей земли.
Противоположные группы господ и работников были главными, но отнюдь не единственными компонентами структуры созданного воображением Ксенофонта нового государства. Действительно, насколько можно судить по изложению «Киропедии». не все вообще участники завоевательного похода должны были перейти на положение аристократических держателей земли(41). Это было, судя по всему, привилегией персов и командиров союзных отрядов. Прочие союзные воины, изъявившие желание по окончании похода остаться у Кира, получили от него в качестве награды земли, дома и рабов, но все это, очевидно, в меньшем количестве, чем предыдущая группа, и потому составили особый, менее привилегированный слой военных поселенцев.
Ученый
тактик и боевой офицер, экономист и хозяин,
этот человек и для литературных своих
занятий выбрал в качестве главного предмета
то, что в наибольшей степени воплощало
в себе синтез теории и практики -политическую
публицистику. Как писателя и мыслителя
Ксенофонта всегда отличал повышенный
интерес к актуальным политических» проблемам,
реалистичность и гибкость в оценке современного
положения, прозорливость в суждениях
о будущем. Именно эти качества дали ему
возможность высказать, преимущественно
в интересах полисной элиты, ряд идей,
которые стали лозунгами нового, эллинистического
времени. Это идея единения греков и организации
совместного похода на восток; это требование
внутренних преобразований, в частности,
создания сильной власти, повышения экономической
роли государства, учреждения, наряду
с гражданским ополчением, постоянной
наемной армии; это, наконец, признание
решающего значения в выполнении этих
и других задач за сильной личностью, за
монархом. Подобно тому, как поход наемников
Кира, в котором Ксенофонт – воин принял
столь живое участие, послужил фактической
прелюдией к грандиозному предприятию
Александра Македонского, так мысли и
настроения, выраженные Ксенофонтом писателей,
явились идейными провозвестниками эллинизма.
В изучаемый период приобретает огромное влияние развитие отдельных полисов, управлявшихся демократическим путём. Ксенофонту посчастливилось жить в одном из наиболее развитых полисов Древней Греции – Афинах, которые к тому времени уже смогли занять ведущее положение в греческом мире после успешного завершения основного этапа Греко-персидских войн. Господство на море обеспечивало им непрерывный подвоз дешёвого зерна из Причерноморья и экспорт исконных продуктов аттического земледелия и ремесла: оливкового масла, виноградного вина и т.д. Этот успех во многом сказался на социально-экономических взглядах Ксенофонта.
С победой Афин в их противостоянии со Спартой, в городе где довелось жить и творить Ксенофонту, в V-IV веках до н. э. сложился новый тип экономики, отличный от экономической структуры ведущих древневосточных стран: интенсивной, товарной при сохранении ее натуральной основы. Он требовал значительных вложений, высокого уровня организации хозяйства, применения рабского труда, создавал благоприятные условия для самого существования греческого общества, для развития замечательной греческой культуры. именно на фоне соперничества Афин и Спарты происходило становление социально-экономических и политически взглядов Ксенофонта, который стал ярым противником афинской демократии, став чужим в своём родном городе.
Ученый тактик и боевой офицер, экономист и хозяин, этот человек и для литературных своих занятий выбрал в качестве главного предмета то, что в наибольшей степени воплощало в себе синтез теории и практики -политическую публицистику. Как писателя и мыслителя Ксенофонта всегда отличал повышенный интерес к актуальным политических» проблемам, реалистичность и гибкость в оценке современного положения, прозорливость в суждениях о будущем. Именно эти качества дали ему возможность высказать, преимущественно в интересах полисной элиты, ряд идей, которые стали лозунгами нового, эллинистического времени. Это идея единения греков и организации совместного похода на восток; это требование внутренних преобразований, в частности, создания сильной власти, повышения экономической роли государства, учреждения, наряду с гражданским ополчением, постоянной наемной армии; это, наконец, признание решающего значения в выполнении этих и других задач за сильной личностью, за монархом. Подобно тому, как поход наемников Кира, в котором Ксенофонт – воин принял столь живое участие, послужил фактической прелюдией к грандиозному предприятию Александра Македонского, так мысли и настроения, выраженные Ксенофонтом писателей, явились идейными провозвестниками эллинизма.
Ксенофонт, будучи великим мыслителем Древней Греции, при этом, безусловно, является человек своего времени, который был уверен, что путь к экономическому процветанию заключается в военных походах, завоевания других народов получения как можно большего количества рабов.
Огромное влияние на социально-
Прожив,
как и положено подлинному
мудрецу, весьма долгую жизнь
Ксенофонт оставил массу
Ксенофонт
пришлось жить в тяжёлое время
проявления негативных
В
целом, мы считаем, что нам
удалось рассмотреть историческую обстановку
в Афинах в конце V- начале IV века до н.э.;
понять, какие факторы повлияли на становление
социально-экономических взглядов Ксенофонта;
проанализировать политические и экономические
суждения Ксенофонта; в целом рассмотрев
и проанализировав его социально-экономические
взгляды.
<www.gumer.info/index.php>(5.
5. Глушкина Л.М. Проблемы социально-политической истории Афин IV в.
до н.э., -Л.: Изд-во ЛГУ, 1975.
6. Коттерилл Г.Б. Древняя Греция, -М.: Вече, 2006, С. 227.
7.
Глушкина Л.М. Проблемы
до н.э., -Л.: Изд-во ЛГУ, 1975, С. 54.
8. Там же, С. 61.
19.
Ксенофонт, История Греции / <www.gumer.info/index.php>(6.
10.
Ксенофонт. Гиерон или о
<www.gumer.info/index.php>(5.
11. Полянский Ф.Я. Экономическая мысль Древней Греции, -М.: Наука,
1974, С. 190.
12. Пельман Р. Очерки истории и источниковедения Греции, -М.: Наука,
1977, С. 205.
13. Там же, С. 209.
14. Коттерилл Г.Б. Древняя Греция, -М.: Вече, 2006, С. 245.
15. Там же, С. 248.
16.
Ксенофонт, Киропедия / <www.gumer.info/index.php>(3.
17. Ксенофонт. Гиерон или о тиране
<www.gumer.info/index.php>(5.
18. Там же.
19. Там же.
20. Там же.
21.
Ксенофонт, Киропедия / <www.gumer.info/index.php>(3.
22. Там же.
23. Там же.
24. Там же.
25. Там же.
26. Там же.
27. Полянский
Ф.Я. Экономическая мысль
1974, С. 92.
28. Ксенофонт. О доходах / пер. Э.Д. Фролова // Хрестоматия по истории
Древней Греции, -М.: Наука, 1964, С. 152.
29. Там же, С. 169.
30. Там же, С. 170.
31. Там же, С. 171.
32. Ксенофонт. Гиерон
или о тиране <www.gumer.info/index.php>(5.
33. Там же.
34. Там же.
35. Ксенофонт, Киропедия
/ <www.gumer.info/index.php>(3.
Информация о работе Социально-экономические взгляды Ксенофонта