Социально-экономические взгляды Ксенофонта

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 19:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение социально-экономических взглядов Ксенофонта.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи исследования:

1) рассмотреть историческую обстановку в Афинах в конце V- начале IV века до н.э.;

2) понять, какие факторы повлияли на становление социально-экономических взглядов Ксенофонта;

3) рассмотреть соперничество между Афинами и Спартой, как один из факторов повлиявших на становление социально-экономических взглядов Ксенофонта;

4) рассмотреть взгляды Ксенофонта на социальное и экономическое устройство Древней Греции.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………2

Глава I: Развитие Греции во времена Ксенофонта……………………..7

1.1 Греция в к. V- нач. IV вв. до н.э……………………………………….7

1.2 Соперничество между Афинами и Спартой…………………………13

Глава II: Социально-экономические взгляды Ксенофонта…………...19

2.1 Становление личности Ксенофонта…………………………………..19

2.2 Взгляды Ксенофонта на социальное и экономическое устройство

Древней Греции………………………………………………………………29

Заключение……………………………………………………………………43

Примечания…………………………………………………………………...46

Библиография…………………………………………………………………48

Файлы: 1 файл

курсовая александр.doc

— 216.00 Кб (Скачать)

      Спарта, таким образом, была выведена из игры за гегемонию, но и попытки Фив, а потом Афин реализовать их великодержавные планы не привели ни к каким результатам. Вчерашние союзники по борьбе со Спартой превращались в противников, отстаивая свою самостоятельность.

Попытки объединить Грецию под властью одного полиса не удались. Союзы возникали лишь на время войн, когда опасность  потерять самостоятельность была слишком  велика. Распад союзов объясняется  многими причинами, в том числе и неравноправным положением их участников. Но, главное, таким объединениям противоречил принцип автаркии, на котором строилась жизнь полисов.

     Поражение Спарты восстановило демократию в греческих полисах, вернуло им независимость, но возвращение к прежнему порядку вещей было лишь видимостью. Длительные кровопролитные Пелопоннесские войны ослабили не только Спарту, но и победившие полисы, а в итоге и всю Грецию. Но, главное, полис еще в эпоху Пелопоннесских войн вступает в состояние кризиса. IV век до н. э. - это финал классической Греции, ее полисной системы. Наиболее ярко это проявилось в афинском полисе, где особенно сильно были развиты товарно-денежные отношения. Законы, по которым жил полис, возникший как «закрытая» община граждан-земледельцев, не давали возможности богатым, но неполноправным людям вести предпринимательскую деятельность. Среди них было много метеков-чужеземцев, которые в IV веке до н. э. составляли почти половину населения Афин и занимались в основном ремеслом, торговлей и кредитом. Однако им по-прежнему запрещалось получать землю, которая находилась в общей собственности полиса, эксплуатировать участки в Лаврионских рудниках, где добывалось серебро. Старая форма собственности, объединявшая и государственный, и частный принципы, изживала себя, теперь требовался переход к полной частной собственности.

      Изменения происходили и в политической жизни. Борьба между сторонниками олигархии и демократии сменилась противоборством группировок, разделенных имущественным положением. В Афинах эти конфликты выливались в яростные дебаты в народном собрании, после которых политические противники нередко изгонялись. В других полисах дело доходило и до гражданских войн.

      Индивидуализм, раньше сочетавшийся с идеей «общей пользы», теперь непомерно вырос: коллективистская мораль, сдерживающая его, стала разрушаться, а вместе с ней разрушался и сам полис в его традиционной форме, который долгое время был основой и опорой древнегреческой цивилизации(13).

      Таким образом, можно сделать вывод о том, что с победой Афин в их противостоянии со Спартой, в городе где довелось жить и творить Ксенофонту, в V-IV веках до н. э. сложился новый тип экономики, отличный от экономической структуры ведущих древневосточных стран: интенсивной, товарной при сохранении ее натуральной основы. Он требовал значительных вложений, высокого уровня организации хозяйства, применения рабского труда, создавал благоприятные условия для самого существования греческого общества, для развития замечательной греческой культуры. именно на фоне соперничества Афин и Спарты происходило становление социально-экономических и политически взглядов Ксенофонта, который стал ярым противником афинской демократии, став чужим в своём родном городе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II: Социально-экономические взгляды Ксенофонта.

2.1 Становление личности  Ксенофонта.

       Ксенофонт родился в Афинах в 430 году до н.э и принадлежал к богатой рабовладельческой аристократии. Он - ученик известного древнегреческого философа Сократа. По своим политическим взглядам выступал как сторонник аристократической Спарты и противник афинской демократии.

       В 401 году поступил на службу к Киру младшему. После смерти Кира и вероломного избиения греческих военачальников персами, Ксенофонт с большой смелостью и уменьем руководил отступлением десяти тысяч греков через вражескую землю. Прибыв к Геллеспонту, он предоставил спасённым право соединиться со спартанским войском, ведшим войну за освобождение малоазийских греков, а сам с Агезилаем отправился в Грецию. Осуждённый в Афинах за государственную измену, как примкнувший к врагам народа, он подвергся конфискации имущества, но был вознагражден спартанцами, подарившими ему имение близ элидского города Скиллунта(14). Там он жил в уединении, занимаясь литературными трудами, пока спокойствие его не было нарушено борьбой фиванцев с Спартой. После битвы при Левктрах он, в 370 году, бежал из Скиллунта и с трудом спасся в Коринфе. Отсюда он снова вступил в сношения со своей родиной, тогда соединившейся с лакедемонянами против Фив. Приговор о его изгнании был отменен, но вскоре Ксенофонт умер. Полный стремления к практической деятельности, он не желал ограничиться кабинетной ученостью и сухими отвлеченностями; но ему недоставало творческой оригинальности и патриотизма.

      Греки особенно ценили его  литературный язык, ясный, точный, определенный, с округленным и прозрачным строем периодов; за изысканность выражений его называли аттической пчелой. Все его сочинения, перечисляемые его биографом Диогеном, дошли до нас. Лучшее из них – «Поход Кира», где рассказывается неудачная экспедиция Кира Младшего и отступление 10 тысяч греков; рассказ ведется от третьего лица, и сам Ксенофонт, в своей «Греческой истории» (кн. III, гл. 1, 2), называет автором его Фемистогена Сиракузского: очевидно, он издал это сочинение под псевдонимом.

      По литературным достоинствам и правдивости, «Анабазис» соперничает с комментариями Цезаря о галльской войне. Дидактический характер носит «Киропедия», род тенденциозного исторического романа, выставляющего Кира Старшего образцом хорошего правителя; с исторической точки зрения в нем много фактов передано неверно. По словам Геллия, Ксенофонт предполагал дать в своей книге противовес платоновской «Политии».

       «Греческая история» представляет собой непосредственное продолжение сочинения Фукидида в ней излагаются события до 362 года, года битвы при Мантинее. Первые две книги в сухом летописном тоне беспристрастно излагают конец пелопонесской войны; затем идет уже более живой и явно пристрастный, в спартанском духе, рассказ о событиях до Анталкидова мира, являющийся прославлением политики Агезилая; с книги пятой рассказ снова делается более сухим и беспристрастным(15).

      Другие сочинения Ксенофонта: «Агезилай» - похвальное слово спартанскому царю; «Герон» - диалог между поэтом Симонидом и тираном сиракузским о преимуществах частного лица перед тираном и о средствах осчастливить государство; знаменитые «Сократовские достопамятности» рисующие привлекательный, полный жизни образ великого греческого мудреца, тем более важный, что Ксенофонт, неспособный к метафизике, не мог приписать Сократу собственных своих взглядов.

        Ксенофонт был крупнейшим греческим  историком после Геродота и  Фукидида. Его называли аттической  музой и аттической пчелой, подчеркивая тем самым прекрасный греческий язык, на котором он писал свои произведения, и необычайное трудолюбие этого историка и писателя. И если Геродот и Фукидид оставили потомкам только по одному произведению, которые прославили их имена, то из-под пера Ксенофонта вышло более десятка творений, различных по тематике.

      Сведения о жизни Ксенофонта  приходится искать в основном  в его собственных сочинениях, и хотя существует его биография,  составленная Диогеном Лаэртским,  она дает лишь немногие и  часто малодостоверные факты. Отрывочность и краткость сведений не позволяет восстановить полную реальную биографию Ксенофонта, но основные события его жизни и деятельности вполне могут быть установлены.

      Диоген Лаэртский начинает биографию  Ксенофонта словами: «Ксенофонт был сыном Грилла, афинянином, по делу - эрхийцем». И это все о его происхождении. Ряд более поздних историков на основании косвенных источников по социальному происхождению относят Ксенофонта ко второму афинскому сословию, сословию всадников. Но источники также подтверждают, что Ксенофонт получил традиционное аристократическое образование и воспитание, что он входил в кружок Сократа, объединявший виднейших представителей олигархически настроенной молодежи, что симпатии Ксенофонта всегда были на стороне Спарты, ее режима правления и таких спартанских государственных деятелей, как Клеарх и Агесилай. Если все это принять во внимание, то с большей долей вероятности можно утверждать, что Ксенофонт по своему происхождению принадлежал к аристократии(16).

      Его жизненный путь можно условно  разделить на три периода. К  первому периоду относится время  от рождения до участия в  военном походе Кира Младшего. Активная военная и политическая  деятельность, участие в походе  греческих наемников в Персию, а также пребывание на спартанской службе составляют второй период жизни Ксенофонта. Последний, третий, период он провел в Скиллунте и Коринфе, занимаясь хозяйством и литературной деятельностью.

      Во временном отношении наиболее  продолжительным, но наименее известным, был первый период. Так, он пишет, что принимал участие в сражении при Делии в Беотии и был спасен Сократом. Исходя из того, что сражение это произошло в 424 году до н.э., а молодые люди несли воинскую службу только внутри Аттики, к 424 году до н.э. Ксенофонту было не менее 20 лет, что и позволяет приблизительно установить год его рождения, который подтверждается и другими вычислениями. Подобным же образом устанавливается и год его смерти - около 356 года до н.э.(17).

     В  своем родном городе Ксенофонт получил блестящее аристократическое образование и был воспитан в духе ненависти к демократии и преклонения перед олигархическим режимом Спарты. Большое влияние на него оказало знакомство с Сократом. История сохранила рассказ о том, как Ксенофонт познакомился со своим будущим учителем. Однажды, встретив в узком переулке Ксенофонта, Сократ загородил ему дорогу палкой, а затем спросил, где можно купить съестные припасы. Ксенофонт ответил и решил пойти дальше. Но Сократ снова преградил ему путь и спросил, где люди делаются добродетельными. На этот вопрос Ксенофонт ответить не мог. Тогда Сократ сказал ему: «В таком случае иди за мной и учись».

     Вскоре  Ксенофонт вошел в кружок Сократа  и, став его слушателем, вел  литературные записи бесед своего  учителя, которые позднее использовал при написании своих трудов.

     Молодость  Ксенофонта пришлась на годы  Пелопоннесской войны, войны между  Афинами и Спартой за главенство  в Греции. В эту войну был  втянут практически весь мир  греческих полисов. О Пелопоннесской войне потомкам поведал Фукидид, доведя описание событий до 411 года до н.э.(18) Спустя много лет именно Ксенофонт продолжил описание дальнейших событий этой войны в «Греческой истории». Он описывал события как очевидец, принимая участие в военных действиях, но не на командных постах. Война помогла ему приобрести боевой опыт, который пригодился в дальнейшем. В Афинах во время войны шла ожесточенная внутриполитическая борьба, и победы той или иной партии были тесно связаны с военными удачами или поражениями. В это время происходило и формирование мировоззрения Ксенофонта. Происхождение, влияние Сократа и его кружка, участие в войне и политических событиях - всё это сделало Ксенофонта ярым противником демократии. Считая спартанское общественное устройство совершенным, он приписывал именно ему победу Спарты в войне. Нельзя сказать, что Ксенофонт не любил родину, Афины, но он никогда не смог простить афинской демократии, ее лидерам поражения в войне и гибели своего учителя Сократа.

      После заключения унизительного для Афин мира в 404 году до н.э. власть в Афинах перешла к олигархам(19). В историю этот период вошел как время правления 30 тиранов. Период этот был кратковременным, потому что очень скоро сторонники олигархов и демократов начали вооруженную борьбу между собой и, несмотря на контроль и помощь Спарты, олигархи потерпели поражение в этой борьбе. В Афинах был заключен гражданский мир с восстановлением демократии. У Ксенофонта это не вызвало восторга, а в возможность гражданского мира он просто не верил. И был прав. Во время правления 30 тиранов он служил в коннице, естественно на стороне олигархов. Сам Ксенофонт не поддерживал крайних мер в борьбе со сторонниками демократов. Он с большой долей симпатии относился к Ферамену, одному из тридцати тиранов, который открыто выступал против политики репрессий, проводимых олигархами, за что и был казнен. Придя к власти, демократы старались любым способом избавиться от олигархов и их сторонников. Поэтому, когда спартанцы попросили у Афин военной помощи для борьбы с персами в Малой Азии, демократы, как пишет Ксенофонт, «послали тех, кто служил в коннице в правление тридцати, полагая, что для демократии будет благом, если они вдали от родины погибнут». В 401 году до н.э. Ксенофонт покинул Афины и больше никогда уже не возвращался туда. В его жизни начинается новый, второй, период.

      Поводом покинуть Афины послужило  письмо, полученное Ксенофонтом  от своего друга, беотийца Проксена, который служил у царевича  Кира Младшего. Проксен, по просьбе  Кира, набирал войско для военной экспедиции. Он обещал Ксенофонту в случае его приезда содействовать его дружбе с Киром, который для самого Проксена стал «дороже отчизны». Ксенофонт с радостью принял предложение, надеясь на службе у Кира прославиться и разбогатеть. Зачем Кир набирал наемников, Ксенофонт даже не задумывался. Но Сократ предупреждал его о том, что не следует доверять Киру, который выступал на стороне противника в годы Пелопоннесской войны, говорил, что эта дружба может повредить репутации Ксенофонта в Афинах. Но решение было принято, и Ксенофонт покидает Афины.

     Об  истинных мотивах экспедиции  Кира, вероятно, знали только самые  посвященные. Еще в 424 году до  н.э. в Персии царствовал Дарий  II Нот. У него было двое сыновей:  Артаксеркс и Кир. Кир был  любимым сыном матери их, Парисатиды. Она очень хотела сделать наследником престола Кира, который был младшим из братьев, но Дарий распорядился иначе. Когда Кир достиг 17-летнего возраста, отец сделал его сатрапом, то есть правителем области, занимавшей большую часть Малой Азии, а Артаксеркса назначил наследником престола(20).

Информация о работе Социально-экономические взгляды Ксенофонта