Социально-экономические взгляды Ксенофонта

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 19:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение социально-экономических взглядов Ксенофонта.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи исследования:

1) рассмотреть историческую обстановку в Афинах в конце V- начале IV века до н.э.;

2) понять, какие факторы повлияли на становление социально-экономических взглядов Ксенофонта;

3) рассмотреть соперничество между Афинами и Спартой, как один из факторов повлиявших на становление социально-экономических взглядов Ксенофонта;

4) рассмотреть взгляды Ксенофонта на социальное и экономическое устройство Древней Греции.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………2

Глава I: Развитие Греции во времена Ксенофонта……………………..7

1.1 Греция в к. V- нач. IV вв. до н.э……………………………………….7

1.2 Соперничество между Афинами и Спартой…………………………13

Глава II: Социально-экономические взгляды Ксенофонта…………...19

2.1 Становление личности Ксенофонта…………………………………..19

2.2 Взгляды Ксенофонта на социальное и экономическое устройство

Древней Греции………………………………………………………………29

Заключение……………………………………………………………………43

Примечания…………………………………………………………………...46

Библиография…………………………………………………………………48

Файлы: 1 файл

курсовая александр.doc

— 216.00 Кб (Скачать)

Во многих полисах  эта борьба заканчивалась переворотом, свержением родовой знати и установлением тирании - единовластия, благодаря которой обуздывался произвол знати.

      Потребность в тирании после того, как позиции аристократии были ослаблены, быстро отпала, и стали появляться другие формы правления. В одних полисах правление было олигархическим, в других оно было демократическим, но в любом случае большую роль играло народное собрание, которому принадлежало право окончательного решения всех важнейших вопросов. Высокая роль народного собрания и выборность власти были двумя основными факторами, которые создавали условия для развития греческой демократии.

       Таким образом, демократия, эта уникальная черта древнегреческой цивилизации, родилась далеко не сразу и не без борьбы, не во всех полисах она достигла расцвета. Но важно, что сама структура полиса-общины создавала возможности, пусть иногда и остававшиеся нереализованными, для утверждения демократических принципов.

        Греческие полисы обычно были небольшими. Например, на острове Родос, чья площадь составляет около 1404 кв. км., находились три самостоятельных полиса, а на острове Крит, площадью 8500 кв. км. -несколько десятков. Самым большим полисом была Спарта: его территория охватывала 8400 кв. км.(8)

        Полисы были очень устойчивой формой государственности, они возникали и в колониях, причем основывались на тех же принципах, что и полисы в Греции. По отношению к метрополии они вели себя как вполне независимые государства - могли быть союзниками, а могли и вести войну.

Общество в  полисах 

        Среди населения полисов привилегированное положение занимали его граждане. Другие свободные люди, не являвшиеся гражданами полиса, считались неполноправными. К ним относились, прежде всего, зависимые крестьяне, потерявшие право собственности на свои участки земли, и иноземцы. Число иноземцев росло по мере того, как Греция завоевывала все новые колонии. Многие метеки были богатыми, но, тем не менее им, как правило, запрещалось покупать землю, а это, естественно, закрывало доступ к управлению полисом.

      На низшей ступени социальной лестницы стояли рабы. В Греции, как и в Риме, рабство отличалось от домашнего рабства на Востоке особой жесткостью и определенностью. Исключение составляла Спарта, где рабы-илоты сохраняли некоторую самостоятельность. Долговое рабство соплеменников было изжито довольно быстро; рабами становились только военнопленные, и, возможно, поэтому, как предполагают историки, граница, отделяющая раба от свободного, была такой отчетливой.

      Рабы в Греции не имели никаких прав и действительно приравнивались к «говорящим орудиям»: они были лишены всякой собственности, являлись предметом купли-продажи, не могли заключать брак, дети рабынь именовались приплодом и тоже считались рабами. Даже в тех случаях, когда рабов отпускали на волю, они оставались неполноправными и все равно зависели от прежнего хозяина, который становился их покровителем, патроном.

       В лучшем положении были рабы, которых отпускали на оброк, а такое случалось нечасто. В этом случае они могли открыть собственную мастерскую или лавочку и жить более самостоятельно.

После 500 г.ода  до н. э., т. е. в эпоху колонизации, особенно во время войн с Персией в 500-449 гг. до н. э., число рабов начало стремительно расти. Но, как и на Востоке, они не были основными производителями. В сельском хозяйстве труд рабов использовался мало. Земледельцы предпочитали обходиться собственными силами, особенно в тех случаях, когда требовался тщательный уход за культурами(9). Зато на тяжелых работах в рудниках, в мастерских рабы были основной силой. Кроме того, многие из них трудились как слуги в домах зажиточных людей.

Рабство в Древней  Греции воспринималось как нечто  само собой разумеющееся, свобода  считалась даром, доступным далеко не всем людям.

     Так  же в этот период активно  развивается торговля. Активная торговля означала, что земледельцы и ремесленники работали не только на себя, но и на рынок. Самым крупным торговым центром к V веку до н. э. стали Афины: на городских базарах крестьяне из окрестных селений продавали вино, овощи, растительное масло, древесный уголь и покупали привозной хлеб, рыбу и другие продукты. Возможности более крупных хозяйств были еще шире. В Афинах шла активная торговля с колониями и странами Востока: из Египта привозили зерно, льняные ткани, из Карфагена - ковры, из Африки - слоновую кость, из Причерноморья - зерно, скот, мед, воск и кожи. Эти товары в основном тут же перепродавались в другие города. В V-IV веках до н. э. общий валовой оборот только в Пирее, главной гавани в Афинах, достигал приблизительно 2 тыс. талантов , что было огромной по тем временам суммой, ведь один серебряный греческий талант весил примерно 26 кг. Соответственно росло денежное обращение, а вместе с ним и разнообразные кредитные и ростовщические операции. Поскольку каждый город-государство в Греции чеканил свою монету, развивался валютный обмен.

      Сухопутная торговля в Греции была развита гораздо хуже по сравнению с морской. Она была невыгодна из-за плохих дорог и гор. Кроме того, трудности возникали из-за войн, которые часто вспыхивали между полисами. Но даже в удаленных от моря греческих городах действовали местные рынки, где торговали в основном ремесленными изделиями, продуктами, домашней утварью.

      Товарно-денежные отношения, успешно развивавшиеся в Греции, были необычны для этой эпохи, если сравнивать с другими цивилизациями. Поэтому историки считают, что уже в древности в Средиземноморье зародилась особая модель экономики, из которой впоследствии вырос европейский капитализм. Но все-таки называть древнегреческую экономику капиталистической неверно. В основном хозяйство имело натуральный характер. Товарно-денежные отношения в одних полисах были развиты сильнее, а в других слабее, т. е. распространялись неравномерно и существовали в рамках натурального хозяйства.

       Таким образом, можно сделать  вывод о том, что в изучаемый период приобретает огромное влияние развитие отдельных полисов, управлявшихся демократическим путём. Ксенофонту посчастливилось жить в одном из наиболее развитых полисов Древней Греции – Афинах, которые к тому времени уже  смогли занять ведущее положение в греческом мире после успешного завершения основного этапа Греко-персидских войн. Господство на море обеспечивало им непрерывный подвоз дешёвого зерна из Причерноморья и экспорт исконных продуктов аттического земледелия и ремесла: оливкового масла, виноградного вина и т.д. Этот успех во многом сказался на социально-экономических взглядах Ксенофонта. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Соперничество между  Афинами и Спартой.

      Полисы достигли своего расцвета на рубеже VI-V веков до н. э. К этому времени Греция представляла собой множество отдельных небольших городов-государств, которые воевали между собой и заключали друг с другом дипломатические и экономические союзы.Государство, выраставшее из общины, ею же ограничивалось, т. е. имело довольно узкие рамки. На протяжении всего своего существования Древняя Греция не знала единой централизованной власти, хотя попытки установить её были. Относительно устойчивые и крупные объединения полисов возникли во время войн с Персией. Их возглавили два самых могущественных полиса - Афины и Спарта, образовавшие два центра древнегреческой цивилизации, к тому же каждый из них развивался особым путем. История Афин – это, прежде всего, история становления и победы античной демократии, в то время как Спарту принято считать милитаристским, даже «полицейским», крайне консервативным государством. Соперничество этих двух полисов привело к многолетним гражданским войнам, разрушавшим изнутри древнегреческую цивилизацию(10).

      Афины были главным городом Аттики - области, расположенной на юге Балканского полуострова. Население Аттики постепенно объединялось вокруг Афин. Эта область была богата полезными ископаемыми, такими как глиной, мрамором, серебром, но земледелием можно было заниматься лишь в небольших и немногочисленных долинах.

       Главными источниками силы и богатства этого полиса были торговля и кораблестроение. Крупный портовый город с удобной гаванью, которая называлась Пирей, быстро превратился в экономический, торговый и культурный центр. Афиняне, создав самый мощный в Элладе флот, активно вели торговлю с колониями, перепродавали полученные товары другим полисам. В Афинах процветали науки и искусства, огромные средства затрачивались на градостроительство. В V веке стал воздвигаться Акрополь, ставший вершиной древнегреческой архитектуры, центром которого был знаменитый храм Парфенон, посвященный Афине, покровительнице города. С Афинами связан и расцвет греческого театра. В Афины стекались знаменитые скульпторы, писатели. Философы Платон и Аристотель создали там свои школы.

      Политическая жизнь полиса развивалась по пути демократизации, через острую борьбу с родовой знатью. Первым шагом к созданию афинской демократии были реформы Солона, избранного в 594 году до н. э. архонтом. Сам великий законодатель заявлял, что цель его реформ - примирение враждующих группировок, сложившихся среди свободного населения. Прежде всего, он запретил долговое рабство для афинян и объявил прежние задолженности бедняков недействительными, вернув им, таким образом, статус полноправных граждан.

      Солон укрепил частную собственность, разрешив покупать, продавать и дробить земельные участки. Политические права граждан зависели теперь не от родовитости, а от имущественного положения. Самые бедные могли только избирать членов народного собрания, но не быть избранными. На зажиточных людей, обладавших полным объемом прав, были возложены довольно тяжелые, требующие больших расходов обязанности: они должны были строить суда, устраивать общественные праздники и зрелища. При Солоне возросла роль народного собрания.

      Окончательно афинская демократия сложилась к середине V веке до н. э., когда выдающиеся политические деятели, Эфиальт и Перикл усовершенствовали законы Солона, усилив позиции демоса: теперь все граждане полиса приобрели право избираться на высшие должности, кроме должности военачальника(11).

      Народное   собрание стало   верховным   органом власти и получило самые широкие полномочия: принимало законы, решало вопросы о войне и мире, заключало или расторгало договоры с другими полисами, избирало должностных лиц и проверяло их работу. На собраниях, а их проводили около 40 раз в год, все вопросы тщательно обсуждались и каждый имел право высказать свою точку зрения. Не менее важным было и то, что все должностные лица избирались голосованием или по жребию и были подотчетны и сменяемы.

     Как мы видим, многие принципы демократии, разработанные 25 веков назад, продолжают действовать в наше время, превратившись, в своего рода вечные нормы жизни общества, которое заслуживает названия гражданского.

Силы Афин и  Спарты особенно окрепли в эпоху  войн с Персией. В то время как  многие города-государства Греции покорялись завоевателям, эти два полиса возглавили борьбу с казавшейся непобедимой  армией царя Ксеркса и отстояли независимость  страны.

      В 478 году Афины образовали Делосский морской союз равноправных полисов, который вскоре превратился в Афинскую морскую державу. Афины, нарушая принципы автаркии, стали вмешиваться во внутренние дела своих союзников, распоряжались их финансами, пытались устанавливать на территории других полисов свои законы, т. е. вели настоящую великодержавную политику. Афинская держава в пору ее расцвета представляла собой весьма значительную силу: в нее входило около 250 полисов.

       Возвышение Афин, их претензии на роль центра древнегреческой цивилизации были восприняты Спартой как вызов. В противовес был создан Пелопоннесский союз. К нему присоединились и мелкие бедные полисы, и богатые, передовые в экономическом отношении Коринф и Мегары, которые тоже были обеспокоены растущим влиянием Афин.

       Противостояние Афин и Спарты не раз приводило к вооруженным конфликтам. В 431 году до н. э. между двумя союзами началась жестокая, длительная война, охватившая всю Грецию и получившая название Пелопоннесской войны, продолжалось с 431по 403 года до н. э. Сначала перевес оказался на стороне Спарты, и решающую роль здесь сыграло не только то, что в ее распоряжении была прекрасно обученная, дисциплинированная армия; Спарта заключила договор со своими недавними противниками, персами и получила от них большую денежную помощь, пообещав взамен отдать греческие города в Малой Азии. На персидское золото спартанцы построили свой флот и разгромили морские силы Афин. В 404 году до н. э. Афины, осажденные войсками спартанцев, вынуждены были сдаться.

       Победа Спарты над Афинами означала, в сущности, победу олигархии над демократией, которая установилась к тому времени в большинстве полисов. Правда, успех Спарты оказался недолговременным. Афины создали второй морской союз. Против спартанцев вели борьбу и Фивы - богатый и могущественный полис. В 371 году до н. э. фиванская армия наголову разбила спартанскую. Пелопоннесский союз распался, от Спарты отделилось несколько давно принадлежавших ей областей, и теперь ее владения вновь ограничивались пределами Лаконики(12).

Информация о работе Социально-экономические взгляды Ксенофонта