Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 20:59, шпаргалка
Работа содержит ответы на 99 вопросов по дисциплине "История".
6.Образование Тюркского каганата. Западно-тюркский каганат Эпоха Великого переселения народов (2-5 века) в значительной мере изменила этническую и политическую карту Казахстана, Средней Азии и Восточной Европы. Во 2 веке многочисленные группировки союза тюркоязычных племен расселились в степной полосе от Северной Монголии до Восточной Европы, на юге их кочевья достигали верховьев Амударьи. В 6 веке земли Казахстана попали под власть могущественной державы Тюркского каганата, правители из которой вышли из династийного рода алшын племени тюрк. Этноним "тюрк" впервые появляется в китайских источниках и относится к 542 году. Китайцы считали тюрков потомками хунну (сюнну). Родоначальником этого этно-социального объединения явился Бумын-каган. Тюркский каганат достиг политического господства в Центральной Азии. Были покорены кидани в Манчжурии, киргизы на Енисее. Западно-тюркский каганат (603-704 годы). Этнополитическим ядром каганата стали 10 племен Он-Ок-Будун, занимавшие древние усуньские земли от гор Каратау до Джунгарии. Столицей стал город Суяб (современный Токмак в Киргизии). Вершины своего могущества каганат достиг во время правления Джигую-кагана (610-618 гг.) и его младшего брата Ток-Джагбу-кагана (618-630 гг.). Каганат представлял единую систему преимущественно кочевого и полукочевого способа ведения хозяйства и оседло-змледельческого типа хозяйствования. Население занималось торговлей, ремеслами, землепашеством, скотоводством. Первым лицом в каганате – каган (верховный владыка, правитель, военноначальник, возможный собственник всех земель). Высшие титулы в каганате – ягбу, гиад, эльтебер – принадлежали каганскому роду. Судебные функции выполняли буюруки, тарханы. Основное население каганата было из свободных мелких общинников – скотоводов (карабудуны). Племена в социальном плане делились на аристократические и вассальные.
7. Тюргешский каганат. Тюргешский каганат (704-756 гг.)Ко времени начала арабских завоеваний Казахстан и большая часть Средней Азии были под властью Западно-тюркского каганата. Первостепенное место в борьбе против арабов занимали пришедшие к власти в Жетису тюргеши. Родоначальником династии – Уч-Элик-каган (699-706). Главную ставку он учредил в г. Суябе. Он разделил страну на 20 уделов по 7 тыс. воинов в каждом. В Тюргешском каганате преемником Уч-Элик-кагана стал его сын Сакал-каган (706-711). Внутри государства тюргешей не было единства. Внешнеполитическое положение государства было сложным. Тюргешский каганат – в течение нескольких лет тюргеши находились в политической дестабилизации. На престол пришел Сулук-каган (714-738). Военно-административная власть перешла к племенам черных тюргешей (карабудун), чья орда (ставка) перенесена была в Тарас (Тараз).
9. Образование Карлукского государства. Государство Карлуков (756-940 гг.). Впервые о карлуках упоминается под именем Булак, которое относится к 5 веку. Название уч-карлук – распространенный носильный союз кочевых племен, занимавший территорию между Алтаем и Восточным побережьем оз. Балхаш. В середине 7 века в составе карлукского объединения входили 3 племени булак, чигирь, ташлык. Вожди карлуков носили титул Ель-Тебер. В 742 году политическая гегемония в степях Монголии перешла к союзу трех племен: карлуков, уйгуров, басмылов, на короткое время возвысились басмылы, их вождем стал каган, глава карлуков и предводитель уйгуров. В Центральной Азии возникло новое государство уйгурский каганат (744-840). Глава уйгурских племен стал верховным каганом, а вождь карлуков получил титул правого ягбу. Стремление к самостоятельности привело карлуков к тому, что они отошли от уйгурского каганата. В середине 8 века развернулась борьба за тюргешское наследство между карлуками и огузами. В 766 году в руки Карлукского Джагбу перешли Семиречье с двумя ставками тюргешских каганов – Тараз и Суяб. Под эгидой карлуков образовалось раннефеодальное государство.
8. Образование Огузской конфедерации.
Длительная борьба с печенегами способствовала
политической консолидации и оформлению
в 9-10 вв. огузского союза племён. В состав
огузов вошел как древний этнический компонент
долины Сырдарьи и аралокаспийских степей,
индоевропейского и финно-угорского происхождения,
так и полукочевые и кочевые роды и племена
Жетысу и Сибири: халаджи, джагра, чаруки,
карлуки, имуры, баюндуры и др. В конце
9 – начале 11 вв. огузские племена обитали
на обширной территории от среднего течения
Сырдарьи до низовьев Волги. Кочевья огузов
были разбросаны по Иргизу, Уралу, Эмбе,
Уилу, в предгорьях Сырдарьинских Каратау,
до пределов Исфиджаба. Наиболее компактно
они жили в среднем и нижнем течениях Сырдарьи,
в Приаралье и восточном Прикаспии. Границы
огузских становищ и крепостей достигали
Южного Урала и Нижнего Поволжья. В 10 в.
столицей огузского гос-ва стал г.
Образование Караханидского государства. Родоначальником династии караханидов принято считать Сатук Богра-хана (915-955). Пользуясь поддержкой Саманидов, он выступил против своего дяди Огулчака, и подчинил Кашгар и Тараз. В 942 г. Сатук сверг правителя в Баласагуне и объявил себя верховным каганом. С этого времени началась история гос-ва караханидов. В образовании и ранней истории Караханидов главную роль сыграли племена карлукской конфедерации, в которые наряду с карлуками входили чигили и ягма. Владения караханидов простирались от Мавераннахра (междуречье Амударьи и Сырдарьи) на западе вплоть до Семиречья и Кашгара на Востоке.В конце 30-х гг. 11в. при Ибрагиме ибн Насре государство распалось на две части: западное ханство с центром в Бухаре, включавшее в себя Мавераннахр вплоть до Ходжента и восточное, в которое входили Тараз, Исфиджаб, Шаш, Фергана, Семиречье, и Кашгар. Столицей восточного ханства был Баласагун.После разгрома караханидов - сельджукского войска в 1141 г. власть над обоими ханствами караханидов перешла к каракитаям. В 1210 г. в борьбе с найманами пресеклась восточная караханидская династия. А в 1212г. Хорезм-шах Мухаммед убил последнего западного кагана Османа из Самарканда, вскоре исчезла и ферганская ветвь караханидов. История могущественного гос-ва Караханидов на этом завершилась.В отличие от политических устройств кочевых обществ на тер. Каз–на военное управление было отделено от административного. Гос-но-административная структура основывалась на иерархическом принципе.Главным занятием населения было экстенсивное кочевое и полукочевое скотоводство. Вместе с тем в 11-12вв. в Семиречье и Юж. Каз – не часть тюркских племён переходила к земледелию и приобщалась к городской культуре.В идеологии кочевого и осёдлого населения важное место занимали древнетюркские религиозные представления. Дальнейшее распространение получил ислам, принятый каганатом в кач-ве гос. Религии. Исламизация, в особенности юж. Районов Каз-на, проникновение мусульманской религии в кочевую аристократическую среду привели к вытеснению древнетюркской рунической письменности и сложению новой письменности на арабской графике.Рост самосознания тюркских этносов привёл к появлению мусульманской литературы на тюркском языке.
Государство Каракитаев (1128-1213).Формирование каракитаев тесно связано с центральноазиатскими племенами киданей. Кидани (цидань, кита, хита) упоминаются в письменных источниках с 4 в. н.э. как монголоязычные племена. Они обитали к северу от Китая, на территории Маньчжурии и Уссурийского края. В 924 году обширная территория от Алтая до Тихого океана перешла под эгиду Киданьского государства (империи Ляо). В 1125 г. объединенные силы суньского Китая и Чжурчженского государства положили конец империи Ляо. Часть киданей подчинилась чжурчженям, а другая ч/з земли енисейских киргизов дошла до р. Эмиль и здесь построила одноименный город. Со времени утверждения их власти над частью Семиречья за западной ветвью киданей, вследствие смешения с тюркоязычным местным населением, закрепляется имя каракитаи. В 1128 г. баласагунский владетель из династии Караханидов призвал каракитаев пойти против притеснявших его канглов и карлуков. Предводитель кракитаев Елюй Даши, заняв Баласагун, устранил караханидского владетеля и основал гос-во в Жетысу. Затем совершил ряд завоевательных походов, раздвинув границы от Енисея до Таласа. После этого каракитаи покорили канглов, присоединили Восточный Туркестан и в 1137 и 1141 г. разгромили войска Мавераннахра и сельджуков. Особый отряд был послан для завоевания Хорезма. Глава каракитайского государства носил титул гурхана, что означает «хан ханов». Центром его владений оставался Баласагун. В войске поддерживалась высокая дисциплина, в стране введена система подворного обложения – с каждого дома взимали по одному динару. Своим приближенным гурхан не раздавал уделов, т.к. опасался их усиления и соперничества. Под их непосредственным управлением находилась южная часть Жетысу, северо-восточная область Исфиджаба, Кульжинский край. Часть Жетысу, к северу от Или, принадлежала карлукскому хану вассалу гурхана, столицей которого был Койлык. Мавераннахром и Восточным Туркестаном продолжали править караханиды, выплачивающие дань каракитаям. Первый гурхан умер в 1143 г., и власть перешла к его вдове, а в 1150 г. гурханом стал его сын Елюй Иле. После смерти Иле в 1163 г. некоторое время страной правила его сестра, а с 1169 – сын Елюй Чжилугу. С его именем связан новый период в истории гос-ва каракитаев, когда наместники в различных областях стали практически независимыми правителями и власть гурхана стала по существу номинальной. Если гурханы относились к исламу терпимо, то при Чжилугу начались гонения против мусульман из-зи приверженности последнего христианству. В Жетысу началось широкое мусульманское движение, направленное против каракитаев. Гурхану сачало удалось одержать победу над восставшими, но с появлением в 1209 г. в Жетысу найманов обстановка резко изменилась. Вождь найманов Кучлук смог стать практически правителем и до самой смерти гурхана управлял страной от его имени. Жетысу стал ареной кровопролитных междуусобных войн, мятежей и мусульманских восстаний. Так продолжалось до 1218 г., до появления Чингисхана.
10. Государства кереитов, найманов.
Государство найманов. В 12 в. конфедерация
найманов наряду с кереитами и меркитами
представляла крупное центральноазиатское
гос. объединение. Полагают, что значение
термина «найман» раскрывается с позиции
монгольского языка и означает «восемь»,
по числу племен, входивших в конфедерацию.
Упоминаемый в древнетюрских надписях
союз племен «сегиз-огузов» исследователями
отождествляется с найманами. В 8 в. племенное
объединение огузов занимало земли от
р. Орхон до Верхнего Иртыша.Там же впоследствие
жили найманы. После образования гос-ва
каракитаев найманы входили в его состав,
но после смерти Елюй Даши получили независимость,
провозгласив своим правителем Инанч-бильге-Буку
хана. Гос-во найманов занимало земли к
западу от кереитов, в Зап. Монголии и Вост.
К-не. Мирные отношения сменялись периодами
вражды с наиболее сильными и могущественными
племенами, объединенные в гос-во кереитов.
После крушения киданьской державы в 1125
г., на его развалинах в Цент. Азии образовался
ряд государственных объединений, веущая
роль в которых перешла к керетским ханам.
Государство кереитов. Наиболее ранние
сведения о кереитах связываются с племенами
центральной группы цзубу. Этнический
состав кереитов был неоднороден. Он состоял
из тюркоязычных и монголоязычных компонентов.
На западе от кереитов жили найманы, на
севере – меркиты, на востоке татары, на
юге – тангуты. Предводители кереитских
племен имели 2 резиденции, сев. в г. Хатун-балык
на р. Орхон и юж. – севернее излучины р.
Хуанхэ. В 1007 г. кереиты вместе с найманами
приняли христианство нестоианского толка.
Кереиты. Очевидно, находились под определенным
влиянием уйгурской культуры. Кереиты
подерживали тесные политические и этнокультурные
отношения с найманами, канглами, уйгурами
и т.д. В нач. 80-х г. Тогрул начинает поддерживать
монгольского князя Тимучина, пытаясь
ч/з него укрепить свое влияние среди монголов.
В 1183 г. кереиты и монголы в союзе с Китаем
нанесли поражение татарам, за что Тогрулу
был пожалован китайский титул «ван»,
т.е. «царь», что было официальным признанием
суверенных прав Тогрула в Центральной
Азии. Кереиты и найманы находились на
одном уровне соц. и полит. развития: гос-ва
имели свою территорию, в них функционировал
аппарат управления, представленный органами
управления ханской ставкой, войсками
и дружиной. Ханы имели летовки и зимние
пастбища. Ханская ставка ведала ханским
имуществом, армией. У найманов и кереитов
действовало обычное право, имело распространение
делопроизводство. Документы скреплялись
печатью. Должности у элитарной части
общества передавались по наследству.
Приобщение кереитов и найманов к христианству
указывает на достаточно высокий уровень
соц. и культурного развития. К концу 12
в. произошло политическое возвышение
Темучина, к-ый разгромив татар, в 1203 г.
покорил кереитов, а в 1206 г. одержал победу
над найманами. Разгромленные племена
найманов во главе с Кучлуком прибыли
на Алтай, где соединились с группами кереитов
и меркитов. Кереиты и найманы сыграли
заметную роль в этногенетических процессах
10-12 вв в К-не. Именно в этот период они
вошли в состав казахского народа.
13.Духовная культура населения в Каз V – XII вв. (язык, письменность,устное творчесво, наука, искусство).Средневековые государства на территории Казахстана базировались на кочевом, полукочевом скотоводстве, тесно связанном с оседлым земледелием. Центрами религии, торговли, связи между земледельческими оазисами и кочевой степью, между Востоком и Западом на Великом Шелковом пути были города в долинах рек Сырдарьи. Таласа, Чу, Или: Испиджаб, Отрар, Тараз, Сыгнак, Янгикент, Суяб, Каялык, Мирки. Кулан и другие. Формировались они в VI - X веках на основе ранних земледельческих и ремесленных поселении, у стен ставок правителей, в местах постоянных зимовок. В городах жили ремесленники, торговцы, земледельцы, имелись базары, общественные места, чеканились деньги. В них сложилась местная строительная традиция близкая к Средне Азиатской. Наиболее ранним памятником средневековой архитектуры является мавзолей Бабаджа-хатун (X - XI века) в окрестностях Тараза. А также мавзолей Айша-Биби (XI - XII века), расположенный рядом, и мавзолей Кара-хана в самом Таразе.Во второй половине VI века у тюрков было самостоятельное письмо орхоно-енисейское руническое. Памятниками древнетюркской письменности являются тексты в честь Бильге-кагана, Кюль-Тегина, надписи на надмогильных камнях из долины Таласа, в Ферганской долине, в Подонье, на Северном Кавказе. Это письмо в XI - XII веках было вытеснено сначала уйгурским, а затем арабским. Свидетельством развития средневековой культуры является научная деятельность философа ученого-энциклопедиста, выходца из Отрара (Фараба) Абу Наср Мухаммеда ибн Мухаммеда ибн Тархана ибн Узлага аль-Фараби ат-Турки (870-950 годы). Он занимался философией, математикой, геодезией, архитектурой, теорией музыки, известен исследованиями в области этики. Ему был присвоен титул «Муаллим ассана - Второй учитель», под первым имелся ввиду Аристотель. Фараби внес самостоятельный вклад н науку логики. В молодые годы Фараби покинул родной город и побывал практически во всех городах, связанных с культурой и наукой Среднею и Ближнего Востока - Бухаре, Мерве, Александрии, Каире, Дамаске, Багдаде. Умер он в Дамаске. Фараби - ученый, мыслитель мирового уровня, он сблизил и синтезировал в своем творчестве достижения арабской, персидской, греческой, индийской, тюркской культур. Ему принадлежат груды «Большая книга музыки», «Слово о классификации наук», «Геммы премудрости»» «Трактат о взглядах жителей добродетельного города». Рукописи Фараби имеются во многих библиотеках мира, а наука о его наследии оформилась в фарабиеведение. Известным представителем тюркоязычной литературы X-XII веков является Юсуф Баласагунский, который родился примерно в 1017 году. Ему принадлежит, написанная в 1069-1070 годах поэма «Кутадгу билиг», переведенная на русский язык как «Наука быть счастливым». «Благодатное знание». Эта книги является энциклопедическим произведением на родном языке тюрков, политический трактат с философским осмыслением мировоззренческих проблем смысла жизни, места и роли человека в обществе, природе.Автором сочинения о языке, фольклоре, этнографии тюркских племен является Махмуд Кашгарский (1029 - 1101 годы), его книга «Дпшш лушт ат-турк» «Словарь тюркских наречий» - тюркская энциклопедия написана в 1072-1074 годах, В ней собран и обобщен историко-культурный, этнографический и лингвистический материал. Здесь представлены основные жанры тюркоязычного фольклора - песни, эпосы, предания, легенды, более 400 пословиц, поговорок и устных изречений.В средневековье жил и творил глава тюркской ветви суфизма, мыслитель и поэт Ходжа Ахмет Ясави (по разным данным он прожил 73 года, 85 лет, 125 лет, точно известна дата смерти - 1166 год). Сохранилось его произведение «Диван-и-хикмет» «Книга мудрости», написанная на кыпчакском диалекте тюркского языка. Согласно различным версиям генеалогия Ахмета Ясави возводится к потомкам пророка Мухаммеда. Он является прародителем тюркских суфиев. Его жизнь и деятельность связана с г. Ясы (Туркестан). Ахмету Ясави и его последователям удалось соединить религиозную идеологию ислама с массовым сознанием тюркских народов с их тенгрианско-шаманисткими, зороастрийскими представлениями, их проповеди справедливости, нравственного очищения и совершенствования человека нашли отклик в душе тюркского народа. Построенный на рубеже XIV - XV веков в честь Ахмета Ясави по личному указанию и планам Тимура мавзолей «Хазрет султан» в Туркестане является местом паломничества мусульман.