Вскоре были установлены
дипломатические отношения с
южными соседями. В 1921 г. подписаны договоры
о дружбе и сотрудничестве с Ираном,
Афганистаном, Турцией, Монголией. В марте
1921 г. заключено торговое соглашение с
Англией. В 1921-1922 гг. подобные соглашения
подписали с Германией, Норвегией, Австрией,
Италией, Чехословакией. Это означало
фактическое признание страны на международной
арене. Тем не менее крупные державы пока
воздерживались от установления дипломатических
отношений с Россией до урегулирования
всех спорных вопросов.
В октябре 1921 г. правительство
РСФСР обратилось к западным странам
с предложением созвать конференцию
и обсудить взаимные претензии. Конференция
открылась 10 апреля 1922 г. в Генуе. В
ней приняли участие представители
29 государств. Россия представляла интересы
всех советских республик. Советскую
делегацию возглавил народный комиссар
иностранных дел Г.В.Чичерин. Он внёс
предложение о всеобщем сокращении вооружений
и запрещении варварских методов ведения
войны. Её участники отказались обсуждать
это предложение. Конференция имела иные
цели.
России были предъявлены
справедливые требования уплатить долги
царского и Временного правительств (примерно
18 млрд. рублей), возвратить иностранные
национализированные предприятия (или
выплатить их стоимость). Нашей стране
предложили ликвидировать монополию внешней
торговли и предоставить иностранцам
возможность заниматься в России торговой
и экономической деятельностью. В ответ
советская делегация потребовала возместить
убытки от интервенции (39 млрд. руб.). Участники
конференции отказались признать эти
претензии. Правительство РСФСР согласилось
уплатить часть довоенных долгов при условии
отсрочки по платежам на 30 лет и предоставления
займов. Сторонам не удалось достичь соглашения.
19 мая 1922 г. конференция была прервана.
На Генуэзской конференции
советская делегация добилась серьёзного
успеха. 16 апреля 1922 г. между РСФСР
и Германией был заключён Рапалльский
договор (Рапалло близ Генуи). Страны взаимно
отказались от финансовых претензий и
установили дипломатические отношения.
После Рапалло расширилось советско-герман-ское
экономическое сотрудничество и торговля.
В Генуе приняли решение
передать рассмотрение всех спорных
вопросов на конференцию экспертов.
Она состоялась в Гааге летом
1922 г. Советская делегация пошла
на уступку. Большевики согласились
вернуть иностранным фирмам их предприятия
в виде концессий. Конференция в Гааге
также закончилась безрезультатно.
Лозанская конференция (ноябрь
1922 - июль 1923 гг.) приняла конвенцию, разрешавшую
свободный проход торговых и военных кораблей
в Чёрное море для всех стран. Это представляло
угрозу для советских черноморских границ.
В декабре 1922 г. в Москве была
созвана конференция по разоружению.
В ней приняли участие представители
Польши, Латвии, Литвы, Эстонии, Финляндии
и РСФСР. Из-за недоверия к Советской
России она закончилась неудачей.
8 мая 1923 г. министр иностранных
дел Англии Керзон обвинил советское
правительство в ведении антибританской
пропаганды на Ближнем востоке. В ультимативной
форме Англия потребовала отозвать советских
представителей из Ирана и Афганистана.
10 мая
1923 г. в Швейцарии был
убит советский дипломат В.В.Воровский.
Советское правительство пошло на некоторые
уступки. Кризис урегулировали. Английское
правительство взяло ультиматум обратно.
В
1924 г. СССР официально
признала Великобритания.
1924-1925 гг. вошли в историю
международных отношений как
годы дипломатического признания
СССР. В этот период были установлены дипломатические
отношения с Великобританией, Италией,
Австрией, Норвегией, Швецией, Китаем,
Данией, Мексикой, Францией, Японией.
Осложнение англо-советских
отношений произошло в 1926 г. во . время
всеобщей забастовки в Англии. Россия
оказала значительную финансовую помощь
бастующим. Английское правительство
обвинило СССР во вмешательстве во внутренние
дела, а затем в нарушении торговых соглашений.
Сотрудники англо-советского торгового
общества Аркос были обвинены в шпионаже.
7 мая 1927 г. в Польше убит советский посол
П.Л.Войков. Вскоре Англия разорвала отношения
с СССР и
аннулировала торговое соглашение
1921 г. Дипломатические отношения
с Великобританией восстановили
только в 1929 году.
В 1928 г. в Париже подписан
пакт Келлогена-Бриана. По условиям пакта
его участники обязывались урегулировать
свои споры или конфликты только мирными
средствами. Первоначально пакт подписали
Франция, США, Германия, Великобритания,
Италия (всего 15 государств). В последующие
годы к пакту присоединилось ещё 48 стран,
в том числе и СССР.
В конце 20-х гг. со стороны
Китая участились нарушения государственной
границы, налёты на советское консульство,
торговые и другие учреждения. Летом
1929 г. захвачена Китайско-Восточная
железная дорога (КВЖД). Конфликт удалось
урегулировать, но дипломатические
отношения были прерваны и восстановлены
только в 1932 г.
Договор с Францией о ненападении
и нейтралитете Советское правительство
подписало в 1932. г. Вскоре такие же
договора были подписаны с Латвией,
Эстонией, Польшей, Финляндией. В 1933 г.
установлены дипломатические отношения
между СССР и США. За этим последовало
дипломатическое признание СССР Чехословакией,
Румынией, Испанией, Венгрией, Болгарией,
Албанией, Колумбией, Бельгией, Люксембургом.
В сентябре 1934 г. СССР приняли в Лигу Наций.
Западный мир признал Советский союз великой
державой.
В 20-х начале 30-х годов
внешняя политика СССР смогла обеспечить
мирные условия существования.
Вопрос №45:Курс на строительство
социализма в одной стране.(Сталинская
модернизация)
Во второй половине 20-х
годов важнейшей задачей экономического
^ развития стало превращение страны
из аграрной в индустриальную, обеспечение
ее экономической независимости
и укрепление обороноспособности. Неотложной
потребностью была модернизация экономики,
главным условием которой являлось техническое
совершенствование (перевооружение) всего
народного хозяйства. Политика индустриализации.
Курс на индустриализацию провозгласил
в декабре 1925 г. XIV съезд Всесоюзной Коммунистической
партии (большевиков) (переименована после
образования СССР). На съезде шяа речь
о необходимости превращения СССР из страны,
ввозящей машины и оборудование, в страну,
производящую их. В его документах обосновывалась
потребность в максимальном развитии
производства средств производства (группа
"А") для обеспечения экономической
независимости страны. Подчеркивалась
важность создания социалистической промышленности
на основе повышения ее технического оснащения.
Начало политики индустриализации было
законодательно закреплено в апреле 1927
г. IV съездом Советов СССР. Главное внимание
в первые годы уделялось реконструкции
старых промышленных предприятий. Осуществление
политики индустриализации потребовало
изменений в системе управления промышленностью.
Наметился переход к отраслевой системе
управления, укреплялось единоначалие
и централизация в распределении сырья,
рабочей силы и производимой продукции.
На базе ВСНХ СССР были образованы наркоматы
тяжелой, легкой и лесной промышленности.
Сложившиеся в 20-30-х годах формы и методы
управления промышленностью стали частью
механизма хозяйствования, сохранявшегося
в течение длительного времени. Для него
была характерны чрезыериах централизация,
директивное командование и подавле ние
инициативы с мест. Не были четко разграничены
функции хозяйст венных и партийных органов,
которые вмешивались во все стороны деятельности
промышленных предприятий. Развитие промышленности.
Первый пятилетний план. На рубеже 20-30-х
годов руководством страны был принят
курс на всемерное ускорение, "подхлестываше"
индустриального развития, на форсированное
создание социалистической промышленности.
Наиболее полно” воплощение эта политика
получила в пятилетних планах развития
на родного хозяйства. Первый пятилетний
план (1928/29-1932/33 гг.) вступил в действие
с 1 октября 1928 г. К этому времени еще не
были утверждены задания пятилетки, а
разработка некоторых разделов (в частности,
по промышленности) продолжалась. Пятилетний
план разрабатывался при участии крупнейших
специалистов Второй пятилетний план
(1933-1937 гг.), утвержденный XVII съездом ВКП(б)
в начале 1934 г., сохранил тенденцию на приоритетное
развитие тяжелой индустрии в ущерб отраслям
легкой промышленности,
Аграрная политика. Индустриальный
рывок тяжело отразился на положении
крестьянских хозяйств. Чрезмерное налоговое
обложение возбуждало недовольство
сельского населения. Непомерно
увеличивались цены на промышленные
товары. Одновременно искусственно занижались
государственные закупочные цены на
хлеб. В результате резко сократились
поставки зерна государству. Это
вызвало осложнения с хлебозаготовками
и глубокий хлебный кризис конца
1927 г. Он ухудшил экономическую ситуацию
в стране, поставил под угрозу выполнение
плана индустриализации. Часть экономистов
и хозяйственников видели причину
кризиса в ошибочности курса
партии. Для выхода из создавшегося
положения предлагалось изменить взаимоотношения
между городом и деревней, добиться
их большей сбалансированности. Но
для борьбы с хлебозаготовительным
кризисом был избран иной путь. Для
активизации хлебозаготовок руководство
страны прибегло к чрезвычайным мерам,
напоминающим политику периода "военного
коммунизма". Запрещалась свободная
рыночная торговля зерном. При отказе
продавать хлеб по твердым ценам
крестьяне подлежали уголовной
ответственности, местные Советы могли
конфисковывать часть их имущества. Особые
"оперуполномоченные" и "рабочие
отряды" изымали не только излишки,
но и необходимый крестьянской семье хлеб.
Эти действия привели к обострению отношений
между государством и сельским населением,
которое в 1929 г. уменьшило посевные площади.
В ходе массовой коллективизации была
проведена ликвидация кулацких хозяйств1.
(В предшествующие годы осуществлялась
политика ограничения их развития.) В соответствии
с постановлениями конца 20-х - начала 30-х
годов прекращалось кредитование и усиливалось
налоговое обложение частных хозяйств,
отменялись законы об аренде земли и найме
рабочей силы. Было запрещено принимать
кулаков в колхозы. Все эти меры вызывали
их протесты и террористические действия
против колхозных активистов. В феврале
1930 г. был принят закон, определивший порядок
ликвидации кулацких хозяйств. Итоги коллективизации.
Ломка сложившихся в деревне форм хозяйствования
вызвала серьезные трудности в развитии
аграрного сектора. Среднегодовое производство
зерна в 1933-1937 гг. снизилось до уровня 1909-1913
гг., на 40-50% уменьшилось поголовье скота.
Это было прямым следствием насильственного
создания колхозов и неумелого руководства
присланных в них председателей. В то же
время росли планы по заготовкам продовольствия.
Вслед за урожайным 1930 г. зерновые районы
Украины, Нижней Волги и Западной Сибири
охватил неурожай. Для выполнения планов
хлебозаготовок вновь вводились чрезвычайные
меры. У колхозов изымалось 70% урожая, вплоть
до семенного фонда. Зимой 1932-1933 гг. многие
только что коллективизированные хозяйства
охватил голод, от которого умерло - по
разным данным - от 3 до 5 млн. человек (точная
цифра неизвестна, информация о голоде
тщательно скрывалась). Экономические
издержки коллективизации не остановили
ее проведения. К концу второй пятилетки
было организовано свыше 243 тыс. колхозов.
В их составе находилось свыше 93% от общего
числа крестьянских дворов. В 1933 г. была
введена система обязательных поставок
сельскохозяйственной продукции государству.
Устанавливаемые на нее государственные
цены были в несколько раз ниже рыночных.
Планы колхозных посевов составлялись
руководством МТС, утверждались исполкомами
районных Советов, затем сообщались сельскохозяйственным
предприятиям. Вводилась натуральная
оплата (зерном и сельхозпродуктами) труда
механизаторов МТС; ее размеры определялись
не колхозами, а вышестоящими инстанциями.
Введенный в 1932 г. паспортный режим ограничивал
права крестьян на передвижение. Административно-командная
система управления колхозами, высокие
размеры государственных поставок, низкие
заготовительные цены на сельхозпродукцию
тормозили экономическое развитие хозяйств"""!
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Советское общество начала
30-х годов. Экономические преобразования
конца 20-х - начала 30-х годов коренным
образом изменили структуру населения.
7% сельских жителей работали
на государственных сельскохозяйственных
предприятиях - в совхозах и МТС.
Интенсивное промышленное строительство
привело к рождению новых городов.
Численность городского населения
в 1929-1931 гг. увеличивалась ежегодно
на 1,6 млн. человек, в 1931-1933 гг. -
на 2,04 млн. К 1939 г. в городах
насчитывалось 56,1 млн. жителей
(32,9% общего числа населения). Значительно
выросла численность рабочего
класса: с 8,7 млн. в 1928 г. до 20,6
млн. в 1937 г. Была ликвидирована
безработица. Главным источником
пополнения рабочего класса являлись
крестьяне, покинувшие деревню
бывшие единоличники. В годы первой
пятилетки выходцы из деревни
составили 68%, а в период второй
- 54% общего числа новых пополнений.
В социальной психологии новых
рабочих преобладали черты крестьянского
менталитета и градаций. Приток
вчерашних крестьян на стройки
пятилеток пополнял ряды неквалифицированной
рабочей силы, что приводило к
текучести кадров, падению дисциплины,
производственному травматизму,
выпуску бракованной продукции,
многим негативным нравственно-социальным
последствиям. Однако часть квалифицированных
рабочих в связи с переходом на сдельную
оплату достигала высоких показателей
в результатах своего труда. Появились
рабочие-выдвиженцы, которых направляли
на учебу или на руководящие хозяйственно-управленческие
посты. Сложным было положение городской
инженерно-технической интеллигенции,
врачей, юристов и других специалистов.
Без опыта образованных кадров невозможно
было осуществить индустриализацию страны,
ликвидировать неграмотность, улучшить
здравоохранение. В то же время у властей
и у части населения отношение к ним было
настороженным. Изменилась структура
сельского населения. В несколько раз
сократилась численность крестьян-единоличников.
Исчезли такие социальные группы, как
кулаки и батраки. Свыше 90% общего числа
крестьян трудились в колхозах. Они составили
новую социальную категорию населения
("крестьяне-коллективисты", класс
колхозного крестьянства). Форсированная
индустриализация ухудшила жизненный
уровень населения. Высокие цены на продукты
сельского хозяйства делали их труднодоступными
для значительной части городских жителей,
получавших низкую заработную плату. Ухудшение
материально-бытовых условий населения,
перебои с продовольствием обостряли
социальную напряженность в обществе.
Положение усугублялось участившимися
срывами в области хозяйственного развития.
Не выполнялись планы капитального строительства.
Падала производительность труда. Ухудшалось
качество производимой продукции. Все
это усиливало критические настроения
людей по отношению к проводимой политике.
Силовая коллективизация, сопровождаемая
раскулачиванием, вызвала вооруженные
выступления крестьянства. Только в январе
- начале марта 1930 г. состоялось свыше 2000
антисоветских выступлений в деревне.
Уменьшение норм снабжения хлебом по карточкам
(1932 г.) привело к массовым демонстрациям
протеста в городах и рабочих поселках
(Вичуга, Лежнево, Пучеж Ивановской области,
Бо-рисполь и др.). Генеральный секретарь
ЦК ВКП(б) И.В. Сталин объяснял причины
общественных противоречий и кризисных
явлений в экономике происками "классовых
врагов". Чрезвычанщина, превратившаяся
в метод построения нового общества, встречала
противодействие части партийно-государственного
аппарата. Против применения чрезвычайных
мер при проведении коллективизации выступил
член Политбюро ЦК Н.И. Бухарин. Использование
средств административного и экономического
нажима на крестьянство не были поддержаны
членами Политбюро ЦК А.И. Рыковым и М.П.
Томским. В целях социалистического строительства
они предлагали использование принципов
нэпа. Не нашло одобрения с их стороны
утверждение И.В. Сталина о неизбежности
обострения классовой борьбы по мере продвижения
к социализму. Однако большинство партийных
лидеров расценило взгляды противников
официального политического курса как
ошибочные. Н.И. Бухарин и М.П. Томский были
выведены из состава Политбюро ЦК, А.И.
Рыков освобожден от обязанностей председателя
Совнаркома. В руководстве страной все
более утверждались авторитарные подходы.
Главным фактором, определяющим политику
И.В. Сталина и поддерживающих его лиц,
становилось стремление генерального
секретаря к установлению единоличной
власти. Конституция СССР 1936 г. Преобразование
экономики и усиление централизаторских
начал в управлении привели к формированию
новой модели общества, к почти полному
"огосударствлению" народного хозяйства.
Произошедшие изменения в экономическом,
социально-политическом и национально-государственном
развитии Советского Союза с середины
20-х годов потребовали изменения Основного
Закона. 5 декабря 1936 г. УШ Чрезвычайный
съезд Советов утвердил новую Конституцию
СССР. Она зафиксировала характерные черты
сформировавшейся в стране административно-командной
системы. Советский Союз провозглашался
социалистическим государством. В Основном
Законе были отражены перемены в национально-государственном
устройстве СССР, появление новых союзных
и автономных республик и областей. В связи
с ликвидацией ЗСФСР возникли самостоятельные
республики: Армянская, Азербайджанская
и Грузинская ССР. Казахская АССР и Киргизская
АССР были преобразованы в союзные республики.
Общее число союзных республик, непосредственно
входящих в состав СССР, возросло до 11.
Подтверждалась добровольность государственного
объединения советских социалистических
республик. Политическую основу страны
составляли Советы депутатов трудящихся.
Изменялась структура государственной
власти: ее высшим законодательным органом
становился Верховный Совет, состоявший
из двух палат (Совета Союза и Совета Национальностей).
В число его задач входило утверждение
состава правительства СССР. Расширяюсь
обязанности общесоюзных наркоматов в
области законодательства, народнохозяйственного
развития, укрепления обороноспособности
страны. Одновременно были неоправданно
сужены права некоторых республиканских
органов власти, в частности, в законодательной
сфере.