Шпаргалка по "Истории России"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 19:23, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История России".

Файлы: 1 файл

история экзамен.docx

— 263.36 Кб (Скачать)

 

Вопрос №47: СССР В ГОДЫ Великой Отечественной ВОЙНЫ

 

Мобилизация усилий для обеспечения  победы в Великой Отечественной  войне велась и в области экономики, социальной политики, идеологии. Главный  политический лозунг "Все для  фронта, все для победы!" сыграл важное значение в мобилизации сил народа, имел конкретное и практическое значение. Нападение гитлеровской Германии на Советский Союз вызвало мощный патриотический подъем всего населения страны. Многие советские люди записывались в народное ополчение, сдавали свою кровь, участвовали в противовоздушной обороне, жертвовали деньга и драгоценности для фонда обороны. Большую помощь Красной Армии оказали миллионы женщин, направленных на рытье окопов, строительство противотанковых рвов и других оборонительных сооружений. С наступлением холодов зимой 1941/42 г. развернулась широкая кампания по сбору для армии теплых вещей: полушубков, валенок, рукавиц и т.п. Экономика. В экономической политике правительства страны выделяются два периода. Первый - 22 июня 1941 - конец 1942 г. - перестройка экономики на военный лад в сложнейших условиях поражений Красной Армии и потери значительной части экономически развитой европейской части территории Советского Союза. Второй - 1943-1945 пг. - стабильно возрастающее военно-промышленное производство, достижение экономического превосходства над Германией и ее союзниками, восстановление народного хозяйства на освобожденных территориях. С первых дней войны были предприняты чрезвычайные меры по переводу экономики на военные рельсы: разработан военно-хозяйственный план производства всех видов вооружения и боеприпасов (в отличие от предшествующих лет - помесячный и поквартальный); усилена жесткая система централизованного управления промышленностью, транспортом и сельским хозяйством; созданы специальные наркоматы по выпуску отдельных видов вооружений. Комитет продовольственного и вещевого снабжения Красной Армии, Совет по эвакуации. Развернулась широкая работа по эвакуации промышленных предприятий и людских ресурсов в восточные районы страны. В 1941-1942 гг. на Урал, в Сибирь, Среднюю Азию было перемещено около 2000 предприятий и 11 млн. человек. Этот процесс особенно интенсивно происходил летом - осенью 1941 г. и летом - осенью 1942 г., т.е. в самые трудные моменты борьбы на фронтах Великой Отечественной войны. Одновременно на местах была налажена работа по скорейшему пуску эвакуированных заводов. Начался массовый выпуск современных видов оружия (самолетов, танков, артиллерии, автоматического стрелкового), конструкции которых были разработаны еще в предвоенные годы. В 1942 г. объем валовой продукции промышленности превзошел уровень 1941 г. в 1,5 раза. Огромные потери на начальном периоде войны понесло сельское хозяйство. Основные зерновые районы были заняты врагом. Посевные площади и поголовье крупного рогатого скота сократились в 2 раза. Валовая сельскохозяйственная продукция составляла 37% довоенного уровня. Поэтому ускорилась работа, начатая еще до войны, по расширению посевных площадей в Сибири, Казахстане и Средней Азии. К концу 1942 г. перестройка экономики на обслуживание нужд вой^ ны была завершена. В 1941-1942 гг. важную роль сыграла военно-экономическая помощь США, союзника СССР по антигитлеровской коалиции. Поставки по так называемому ленд-лизу боевой техники, медикаментов и продовольствия не имели решающего значения (около 4% произведенной в нашей стране промышленной продукции), но оказали определенную помощь советскому народу в наиболее трудный период войны. Из-за неразвитости отечественной автомобильной промышленности особенно пенны были транспортные поставки (грузовых и легковых машин американского производства),

 

На втором этапе (1943-1945 гг.) СССР достиг решающего превосходства  над Германией в экономическом  развитии, особенно в выпуске военной  продукции. Было введено в строй 7500 крупных предприятий, обеспечивших устойчивый рост промышленного производства. По сравнению с предшествующим периодом объем промышленного производства возрос на 38%. В 1943 г. было выпущено 30 тыс. самолетов, 24 тыс. танков, 130 тыс. артиллерийских орудий всех видов. Продолжалось совершенствование  боевой техники — стрелкового  оружия (пистолет-пулемет), новых истребителей (Ла-5, Як-9), тяжелых бомбардировщиков (Ант-42, получивших фронтовое название ТБ-7). Эти стратегические бомбардировщики  имели возможность наносить бомбовые удары по Берлину и возвращаться на свои базы. В отличие от предвоенных  и первых военных лет новые  модели военной техники сразу  шли в массовое производство. В августе 1943 г. было принято постановление СНК СССР и ЦК ВКЩб) "О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации". На его основе в них уже в годы войны началось восстановление разрушенной промышленности и сельского хозяйства.

 

Вопрос №48: СССР в послевоенный период (1945-1953)

 

В 1946-1947 гг. по поручению И.В. Сталина велась разработка проектов новой Конституции СССР и Программы  ВКП(б). Конституционный проект предусматривал некоторое развитие демократических начал* в жизни общества. В процессе обсуждения проекта Конституции в республиканских партийных и хозяйственных структурах были высказаны пожелания о децентрализации экономической жизни. Высказывались предложения расширить хозяйственную самостоятельность местных управленческих организаций. Проект Программы ВКЩб) предлагалось дополнить положением об ограничении сроков выборной партийной работы и т.п. Однако все предложения были отклонены, а вслед за тем прекратилась работа над проектами документов. Ожиданиям населения на перемены к лучшему не суждено было сбыться. Вскоре после окончания войны руководство страны приняло меры по ужесточению внутриполитического курса.

 

Укрепление административно-командной  системы. Решение задач восстановительного периода осуществлялось в условиях сложившейся в предшествующие годы командно-бюрократической системы. Разработка всех законодательных актов  и постановлений, формально утверждаемых затем Верховным Советом СССР, велась в высших партийных инстанциях. Руководство всеми сферами жизни  общества сосредоточилось в Секретариате ЦК партии. Здесь определялись планы  деятельности Верховного Совета, рассматривались  кандидатуры на должности министров  и их заместителей, утверждался высший командный состав Вооруженных Сил  СССР. Большинство вопросов хозяйственного строительства рассматривалось  на партийно-хозяйственных активах. Постановления ЦК ВКЩб) обязывали первичные партийные организации контролировать работу администрации промышленных предприятий и колхозов, вскрывать "ошибки и промахи хозяйственных руководителей". Тяжелое состояние послевоенной экономики, чрезмерная централи зация хозяйственного руководства вызывали глубокое беспокойство } многих советских людей. В ЦК партии поступали тысячи писем от от дельных граждан с сообщениями о злоупотреблениях местных властей с предложениями об улучшении дел в сельском хозяйстве. Делалис! попытки противодействия внутриполитическому курсу. Так, в Вороне же была создана нелегальная молодежная организация. Ее участники обеспокоенные экономическим положением страны, пришли к выводу с необходимости изменения хозяйственной политики. Организация, на считывавшая несколько десятков человек, была раскрыта, ее руководи тели преданы суду. Изменения на международной арене. Внешнеполитическая деятельность Советского государства во второй половине 40-х годов совершалась в обстановке глубоких перемен на международной арене. Победа в Отечественной войне повысила авторитет СССР. В 1945 г. он имел дипломатические отношения с 52 государствами (против 26 в предвоенные годы). Советский Союз принимал активное участие в решении важнейших международных вопросов, и прежде всего в урегулировании послевоенного положения в Европе. Между СССР и странами Восточной Европы были заключены договоры о дружбе и взаимной помощи. Идентичные договоры связали Советский Союз с ГДР, созданной на территории Восточной Германии, Корейской Народно-Демократической Республикой (КНДР) и Китайской Народной Республикой (КНР). Соглашения с Китаем предусматривало оказание ему кредита в размере 300 млн. долларов. Подтверждалось право СССР и Китая на пользование бывшей КВЖД. Страны достигли договоренности о совместных действиях в случае агрессии со стороны какого-либо из государств. Были установлены дипломатические отношения с государствами, получившими независимость в результате развернувшейся в них национально-освободительной борьбы (так называемые развивающиеся страны). Начало "холодной войны". С окончанием Отечественной войны произошли изменения во взаимоотношениях СССР с бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции. "Холодная война" - такое название получил внешнеполитический курс, проводимый обеими сторонами в отношении друг друга в период второй половины 40-х - начале 90-х годов. Он характеризовался прежде всего враждебными политическими акциями сторон. Для решения международных проблем использовались силовые приемы. Министрами иностранных дел СССР начального периода "холодной войны" были В.М. Молотов, а с 1949 г. - А.Я. Вышинский. нило план Маршалла как оружие антисоветской политики и отказалось от участия в конференции. По его настоянию об отказе участвовать в плане Маршалла заявили и приглашенные на конференцию страны Восточной Европы.

 

Одной из форм проявления "холодной войны" стало формирование политических и военно-политических блоков. В 1949 г. был создан Североатлантический  союз (НАТО). В его состав вошли  США, Канада и несколько государств Западной Европы. Спустя два года состоялось подписание военно-политического союза  между США, Австралией и Новой  Зеландией (АНЗЮС). Образование этих блоков способствовало укреплению позиций  США в разных регионах мира. В  условиях ужесточения конфронтации во взаимоотношениях бывших союзников  Советский Союз проводил работу против пропаганды новой войны. Основной ареной его деятельности стала Организация  Объединенных Наций (ООН). Эта международная  организация была создана в 1945 г. Она объединила 51 государство. Своей  целью она ставила укрепление мира и безопасности и развитие сотрудничества между государствами. На сессиях  ООН советские представители  выступали с предложениями о  сокращении обычных видов вооружения и запрещении атомного оружия, о  выводе иностранных войск с территорий чужих государств. Все эти предложения, как правило, блокировались представителями  США и их союзниками. В одностороннем  порядке СССР вывел войска с территорий нескольких государств, куда они были введены в военные голы. Наибольшей остроты конфронтация бывших союзников  достигла на рубеже 40-50-х годов в  связи с корейской войной. В 1950 г. руководство Корейской Народно-демократической  Республики сделало попытку объединить под своим началом два корейских  государства. Пс мнению советских руководителей, это объединение могло усилить позиции антиимпериалистического лагеря в этом регионе Азии. В период подготовки к войне и в ходе военных действий правительство СССГ оказывало финансовую, военную и техническую помощь Северной Корее. Руководство КНР по настоянию И.В. Сталина направило в Северную Корею несколько воинских дивизий для участия в боевых операциях. Война была прекращена лишь в 1953 г. после длительных дипломатических переговоров. В 1949 г. в целях расширения экономического сотрудничества и торговли между странами была создана межправительственная экономическая организация - Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В его состав вошли Албания (до 1961 г.), Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, а с 1949 г. - ГДР. Местопребыванием Секретариата СЭВ являлась Москва. Одной из причин создания СЭВ был бойкот странами Запада торговых отношений с СССР и государствами Восточной Европы. Стремление руководства СССР к утверждению советской модели строительства социализма, к унификации идеологических и политических концепций привело к советско-югославскому конфликту. Трудности в экономической сфере, идеологизапия общественно-политической жизни, усиление международной напряженности - таковы были результаты развития общества в первые послевоенные годы. В этот период еще более окреп режим личной власти И.В. Сталина, ужесточилась командно-административная система. В эти же годы в общественном сознании все более четко формировалась мысль о необходимости перемен в обществе. Смерть И.В. Сталина (март 1953 г.) облегчила поиски выхода из противоречий, опутавших все сферы общественной жизни.

 

Вопрос №49: Первые попытки  либерализации советского общества: Хрущевское десятилетие (1953-1964).

 

Большое значение в начавшейся либерализации общественно-политической жизни имел XX съезд КПСС (февраль 1956 г.). На съезде обсуждались отчет  о работе ЦК партии, директивы шестого  пятилетнего плана народнохозяйственного  развития (доклад Н.С. Хрущева). Публичное  осуждение культа И.В.Сталина, разоблачение преступлений сталинского режима вызвали глубокие перемены в общественном сознании, разрушение системы страха. Во второй половине 50-х годов продолжалась политика, направленная на восстановление законности в общественно-политической сфере. Для укрепления правопорядка была осуществлена реформа системы правосудия. Было разработано и утверждено новое уголовное законодательство. В конце 50-х годов были сняты необоснованные обвинения с депортированных народов. Проводимая Н.С.Хрущевым политика десталинизации, многочисленные перестройки в политической и экономической сферах вызывали растущее недовольство части партийно-государственного аппарата. Председатель Верховного Совета СССР - Л.И. Брежнев. Возрастал культ Н.С. Хрущева. С 1958 г. он стал совмещать две должности: первого секретаря ЦК партии и главы правительства. Под его руководством был подготовлен проект новой Программы КПСС, утверждение которой состоялось в 1961 г. на XXII съезде партии. В Программе были определены задачи построения коммунизма. В 1962 г. в связи с обострением продовольственного положения были повышены розничные цены на некоторые продукты питания (мясо, масло и др.). Результатом этого явились массовые протесты городского населения. Во второй половине 1953 г. начались кардинальные преобразования в экономике страны. Перемены касались прежде всего сельскохозяйственного производства, его ускоренного подъема с целью обеспечения населения продовольствием и легкой промышленности - сырьем. Повышение благосостояния народа объявлялось одной из центральных задач нового руководства. Для ее разрешения началась разработка новой аграрной политики. С 1954 г. началось освоение целинных и залежных земель. В 1953-1958 гг. прирост сельхозпродукции составил по сравнению с предыдущими пятью годами 34 %. За тот же период было освоено 42 млн. га целинных и залежных земель. Но коренного улучшения в развитии сельского хозяйства не произошло. Во второй половине 50-х годов промышленность страны поднялась на качественно новую ступень. В ней насчитывалось около 300 отраслей и видов производства. В 1957 г. был принят закон о перестройке управления промышленностью и строительством. Внешняя политика СССР в начальный период хрущевской “оттепели” велась в условиях напряженной международной обстановки и жесткой конфронтации со странами Запада. В 1955 г. в Варшаве был подписан договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР и европейскими социалистическими странами. В 1954-1956 гг. велись переговоры об установлении межгосударственных отношений с несколькими странами Европы и Азии. Результатом переговоров явилось восстановление дипломатических связей с Австрией и Федеративной Республикой Германии. Было подписано соглашение о прекращении состояния войны между СССР и Японией (1956 г.). За время пребывания Н.С. Хрущева на посту главы государства при финансовой и технической помощи СССР было построено в разных странах мира около 6000 предприятий. В 1957 г. министром иностранных дел СССР был назначен А.А. Громыко. Недостаточно взвешенные и продуманные действия по оказанию военной помощи Кубе едва не привели мир на грань мировой войны (Карибский кризис). Либерализация внешнеполитического курса была тесно связана с появлением новых форм межгосударственных отношений. В частности, получили развитие прямые контакты руководителей СССР с главами других государств. Одну из задач своей деятельности в области внешней политики Н.С. Хрущев видел в том, чтобы добиться сокращения вооружений и прекращения испытаний атомного оружия. В 1963 г. в Москве состоялось подписание договора между СССР, США и Англией о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой. К Московскому договору присоединись свыше 100 государств. В 1964 г. завершилась политика реформ, проводимых Хрущевым. Проводимые по инициативе сверху преобразования не принесли ожидаемого эффекта. В октябре 1964 г. Хрущев отправлен в отставку.

 

Советская страна в середине 60-х - начале 80-х годов

 

В марте 1965 г. начались реформы  в сельском хозяйстве. Усилили самостоятельность  колхозов и совхозов. Увеличили вложения в сельское хозяйство европейской  части страны. Взяли курс на создание крупных специализированных комплексов. Снизили план обязательных поставок и повысили закупочные цены. С колхозов списали долги. Повысили материальную заинтересованность колхозников в

 

росте производства. Сняли ограничения с личных подсобных хозяйств. Эти меры стимулировали увеличение производства. К середине 70-х гг. продовольственная проблема отошла на второй план, значительно повысился уровень жизни на селе. В последующем многие планы оказались не реализованы или не принесли ожидаемого результата. Большинство колхозов продолжало оставаться убыточными. Несмотря на увеличение закупок продовольствия за рубежом, вновь возникли проблемы с продовольствием.

 

В сентябре 1965 г. началась реформа  в промышленности. Ликвидировали  территориальную систему управления через Совнархозы. Восстановили отраслевой принцип руководства через министерства. Увеличили самостоятельность предприятий. Часть доходов теперь оставалась в их распоряжении. Эти средства шли наразвитие производства, материальное поощрение, жилищное строительство, социальную сферу. Сократили число плановых показателей. Широко применялся хозрасчёт. Предполагалось ввести элементы регулируемых рыночных отношений. Активную роль в осуществлении реформы сыграл Председатель Совета Министров СССР А.Н.Косыгин.

 

В годы восьмой пятилетки (1965-1970) реформа дала положительные  результаты. Объем промышленного  производства вырос на 50 %. Построили  почти 2000 крупных предприятий. Освоили  новые промышленные районы на севере и востоке страны. По добыче угля и железной руды, производству цемента, тепловозов, тракторов и комбайнов  Советский союз обогнал США. По производительности труда и доходу на душу населения  наша страна значительно отставала  от американского уровня.

 

В начале 70-х гг. реформы были приостановлены. Основные усилия направили на развитие оборонной промышленности, энергетики, сельского хозяйства и Сибири. Особое внимание уделили увеличению добычи нефти и газа. Сделали ставку на расширение продажи сырья за рубеж. Только за 70-е гг. СССР заработал на этом около 170 млрд. долларов. Эти средства использовали для смягчения кризисных явлений и повышения жизненного уровня.

 

В конце 70-х гг. падение  спроса на топливо привело к снижению мировых цен. Это больно ударило  по экономике СССР. Выросли дефицит  государственного бюджета и внешний  финансовый долг, увеличилась инфляция. В начале 80-х гг. резко снизились темпы роста промышленности и сельского хозяйства. Упал жизненный уровень, поднялись цены, появились дефицита и очереди. Когда в 1982 г.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории России"