Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 08:20, реферат
Как изучить, понять со всей объективностью реформистский курс сегодняшнего руководства страны? Ведь уже давно подмечено, что реальные результаты реформ, как и наиболее объективные их оценки, появляются не сразу, а спустя некоторый промежуток времени. Отсюда проистекает вся их трудность для понимания в период, когда реформы только развертываются, только набирают темпы.
Введение
1. Эволюция российской политической системы (Манифест 17 октября 1905г и Основные законы Российской империи 1906г).
2. Начало российского парламентаризма и его особенности.
3. Альтернативы решения крестьянского вопроса в России. Аграрная реформа П.А. Столыпина и ее итоги. Оценка столыпенской модернизации в исторической литературе.
Список использованной литературы.
Важным инструментом
разрушения общины и насаждения мелкой
частной собственности был
«Основными «донорами» для формирования земельного фонда Крестьянского банка стали разорённые помещики, не желающие или не способные эффективно вести хозяйство в условиях складывания капиталистической конкуренции. Через 30 лет преимущество осталось за частными лицами».
Необходимо заметить, что условия продаж были довольно жесткими - за просрочку платежей земля у покупщика отбиралась и возвращалась в банковский фонд для новой продажи. По свидетельству Н. Верта, эта политика была весьма разумной в отношении наиболее работоспособной части крестьян, она помогла им, но не могла решить аграрный вопрос в целом (крестьяне- бедняки не могли приобрести земли). Более того, выделение в отдельное хозяйство обычно не давало участки, достаточные для эффективной работы и даже кредиты дела существенно не меняли, и Столыпин взял курс на переселение крестьян на свободные государственные земли.
Массовое переселение было организовано для того, чтобы, не наделяя крестьян помещичьей землей, обогатить одних крестьян за счет других, распустив общину и облегчив переход того, что принадлежало беднякам в собственность зажиточных мужиков. Оставшихся без земли должен был во-первых принять город, а во-вторых окраины, куда организуется переселение. С этой точки зрения Столыпин старался достичь компромисса общественных сил, чтобы, с одной стороны, не ущемлять законных прав помещиков на землю, а с другой - обеспечить землей наиболее сознательную часть крестьянства – как предполагалось, опору самодержавия.
В конце августа - начале сентября 1910 года П. Столыпин и главноуправляющий землеустройством и земледелием А. Кривошеин совершили поездку по Сибири. По окончанию делегации был составлен отчет, с учетом которого Столыпин и Кривошеин выдвинули комплексную программу приватизации сибирской земли. В короткий срок был разработан пакет законопроектов и постановлений, направленных на введение частной собственности на землю в Сибири. Уже в ноябре 1910 года Главное управление землеустройства и земледелия направило в Государственную думу главнейший из тех документов - «Положение о поземельном устройстве крестьян и инородцев на казенных землях сибирских губерний и областей». Суть его была весьма решительна: без всякого выкупа предоставить землю сибирским сельским обывателям в собственность.
Столыпин и Кривошеин не меньше самих переселенцев «дивились и радовались их привольной, здоровой, удачной жизни на новых местах, их добротным сёлам, даже целым городам, где три года назад на было ни человека… И это лишь за четыре начальных года, когда сбор хлеба поднялся до 4-х миллиардов пудов».
И это не даёт права говорить Зырянову так: «Колоссальный процент возвращавшихся переселенцев, доходивший, как например, в неурожайном 1911 году, до 64%, свидетельствует о крахе столыпинской реформы».
В задачу переселенческого управления, как это уже было сказано, входило разрешение насущного вопроса перенаселенности центральных губерний России. Основными районами переселения были Сибирь, Средняя Азия, Дальний Восток и Северный Кавказ. Правительство всячески поощряло заселение данных регионов: были устранены все препятствия и создан серьезный стимул для переселения в осваиваемые районы страны. Кредиты, отпускаемые переселенцам, увеличились в четыре раза по сравнению с периодом 1900-1904 гг. Проезд был бесплатным, специальные по конструкции, «столыпинские» вагоны, позволяли везти с собой скот и имущество. От обычных они отличались тем, что задняя их часть представляла собой помещение во всю ширину вагона, которое предназначалось для крестьянского скота и инвентаря. Зловещую славу эти вагоны получили позднее, уже после смерти самого Столыпина, когда в них стали доставлять крестьян в лагеря… Но крестьянам, привыкшим к подобным условиям, провести десяток дней в «столыпинском вагоне» не казалось чем-то ужасным и нестерпимым, как это нередко пытаются представить.
Но все таки люди возвращались. Значительный всплеск в 1910 и 1911 годах возвращенцев объясняется тем, что соответствующие службы не успевали найти лавине переселенцев изученные места.
Столыпин хотел понять, почему люди возвращаются и пришёл к выводу о необходимости внесения в переселенческую политику ряд серьёзных поправок и уточнений. С неохотой шли переселенцы в тайгу, зато на Алтай было настоящее паломничество.
Учёт всех земель,
доведение участков до установленных
норм и некоторое ограничение старожилов
в земле, а точнее, приобщение их к более
рачительному её использованию также
станет поводом нападок на Столыпина за
якобы притеснение коренных сибиряков.
Будучи принципиальным сторонником частной
собственности и категорически отвергая
общину, Столыпин тем не менее считал,
что на этапе массового переселения самым
важным является скорейшее включение
в хозяйственный оборот всех переселенцев,
а так же развитие инфраструктуры – строительство
дорог и тому подобное.
До Столыпина правительство тоже старалось
помогать богатым крестьянам - достаточно
вспомнить льготные кредиты Крестьянского
банка. Заметим, что Столыпин, напротив,
отводил главенствующую роль в деле государственного
поощрения не кредитам (т.е. денежным средствам),
а говоря современным языком, вещественным
рычагам. Действительно, деньги крестьянин
мог попросту пропить, стать жертвой дельцов,
финансовых воротил и чиновников. Именно
поэтому Столыпин старался реализовать
помощь в натуральном виде. Во - первых,
путем создания развитой инфраструктуры:
в зонах переселения правительство строило
железные дороги, водохранилища, колодцы,
школы. Так, к примеру, только медицинских
пунктов было открыто около 500.
Крестьянин также получал помощь в виде
семян, скота, инвентаря – все это можно
было использовать только в хозяйстве:
продать все это в Сибири было некому.
В связке «государство- крестьянин» исключался
перекупщик- торговец.
Говоря о методах проведения реформы нельзя не отметить, что они опирались на нажим аппарата, чиновников, полиции. Мы уже упоминали, реформа реализовалась в то время, когда в стране царила обстановка расстрелов, виселиц, прямого насилия властей. Преступник он и есть преступник, но то, что сама власть с помощью военно - полевого суда, в состав которого Столыпин запретил включать юристов, расстреливает своих граждан – это было невиданно. За период с 1905 до 1909 года число казненных революционеров не превышало 2,4 тыс. человек, но это нанесло огромный моральный удар по властям. Столыпин создал прецедент: право власти карать без объяснений.
Столыпин утвердил
и право власти вмешиваться в
сугубо экономические отношения. Право
государства на насилие в экономике
впервые продемонстрировано в общероссийском
масштабе именно Столыпиным в ходе его
реформ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗАВОННОЙ
1. Бок М. П. Воспоминания о моём отце П. А. Столыпине. Репринтное воспроизведение издания 1953. -М., 1992.
2. Аврех А.Я. П.А.Столыпин и судьбы реформ в России. - М., 1991
3. Под ред. Тертышного. Выбор пути. История России 1861-1938гг. – Ек., 1995
4. [Текст] Демин В. А. Вопросы истории 2006. №10
5. http://zakon.rin.ru/cgi-bin/
Информация о работе Самодержавие и реформы в России в начале ХХ в