Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 08:20, реферат
Как изучить, понять со всей объективностью реформистский курс сегодняшнего руководства страны? Ведь уже давно подмечено, что реальные результаты реформ, как и наиболее объективные их оценки, появляются не сразу, а спустя некоторый промежуток времени. Отсюда проистекает вся их трудность для понимания в период, когда реформы только развертываются, только набирают темпы.
Введение
1. Эволюция российской политической системы (Манифест 17 октября 1905г и Основные законы Российской империи 1906г).
2. Начало российского парламентаризма и его особенности.
3. Альтернативы решения крестьянского вопроса в России. Аграрная реформа П.А. Столыпина и ее итоги. Оценка столыпенской модернизации в исторической литературе.
Список использованной литературы.
Крайне правые силы в стране восприняли манифест 17 октября как сигнал к открытому выступлению против демократических сил в поддержку пошатнувшегося самодержавия. Еще 14 октября 1905 года генерал-губернатор г. Санкт-Петербурга Д.Ф.Трепов издал знаменитый приказ: «... при оказании... сопротивления - холостых залпов не давать, патронов не жалеть ...». Наиболее реакционная часть буржуазии требовала даже введения военного положения.
В октябре 1905 года возникает организация «Союз русского народа».
«Союз русского народа» имел более 900 отделений. Во главе его стояли А.И.Дубровин, В.М.Пуришкевич и др. Черносотенная газета «Русское знамя» нередко публиковала сообщения такого характера: «... во славу грабительского кадетского, социал-демократического, социал-революционного и анархистского движения, называемого на еврейском жаргоне «освободительным», за один день убито 2, ранено 7, всего 9 человек».
Социальный состав черносотенцев был неоднороден - от рабочих до аристократов, но значительная часть состояла из представителей мелкой буржуазии.
Черносотенные, шовинистические организации принимали не менее активное участие в подавлении революции, чем армия и полиция. Известны были их связи с охранкой, и субсидировались они из казны. Лозунги черносотенцев имели далеко не только антисемитскую направленность. Наравне с евреями они ненавидели социал-демократов, эсеров, буржуазных националистов, либералов. Черносотенцы совершали убийства видных общественных деятелей, депутатов Думы, трижды покушались на Витте. Некоторые из них страстно мечтали избавить Россию от «величайшего хлама в образе Государственной Думы и левой печати».
Таким образом, после 17 октября царизм открыто переходит в наступление. Его лагерь усиливается за счет правой либеральной буржуазии и помещиков, выступивших за наведение «порядка» в стране.
Подъем национально-освободительного движения.
Для национально-освободительного движения царский манифест послужил мощным катализатором в борьбе за равноправие наций и ликвидацию национального гнета. Манифест был опубликован в разгар Всероссийской политической стачки. С 14 по 21 октября Вильно находился в руках рабочих. 16 октября восстали рабочие Ревеля и национальные районы Поволжья. Железнодорожники Казахстана и Туркестана, малоимущие казахи, узбеки, таджики, туркмены тянулись на митинги. Борьбу российского пролетариата поддержали сотни тысяч польских рабочих.
17 октября началась стачка солидарности финских рабочих. Солдаты отказались расстреливать демонстрации, а отряды финской красной гвардии даже захватили телеграф и телефон.
22 октября 1905 года царь подписал манифест о применении начал всеобщего и равного права подачи голосов при избрании финского сейма. Избирательные права получали и женщины. Обеспечивались свобода слова, собраний, прекращалась деятельность цензуры. Русский язык был удален из делопроизводства. Вместо русских войск и жандармерии вводилась финская Красная гвардия. Фины ставили вопрос о провозглашении республики. Впоследствии был поднят вопрос о замене российского бело-сине-красного флага на финский белый с синим крестом.
Латыши и эстонцы высказывались за автономную республику, находящуюся в федеративных связях с империей. Литовцы требовали широкой автономии с учредительным сеймом, равных прав для всего населения Литовского края, избирательных прав для женщин, отказались посылать призывников в царскую армию.
Поляки выступали за связь с Российской империей только общностью верховной власти, внешней политики, армии, таможни, железных дорог и почтово-телеграфного дела. Украинская интеллигенция требовала национально-культурной автономии.
Представители еврейской интеллигенции выдвигали требования предоставления гражданского равноправия евреям, а в перспективе - выделение области или областей, где евреи пользовались бы правами национального самоопределения.
Национальный вопрос занимал важное место в программных требованиях различных политических партий. Большевики высказывались за право наций на самоопределение вплоть до отделения. Партия эсеров требовала федеративного устройства государства и предлагала ввести местные языки во все общественные и государственные учреждения. В областях же со смешанным населением эсеры выступали за право каждой национальности на пропорциональную долю бюджета, направляющуюся на культурное развитие. Кадетское решение национального вопроса заключалось в осуществлении идеала «Великой России», что означало полное равноправие граждан независимо от национальности, развитие системы органов местного самоуправления. Еще в сентябре 1905 года в Москве состоялся съезд земских и городских деятелей, который высказался за автономию с широкими правами Польши, Прибалтики, Украины, Армении. Однако по вопросу о федеративном устройстве было сказано, что государство должно сделаться федеративным, союзным, но где будет положен предел количеству федеративных областей, что останется за центральной властью, к каким областям и народностям это относится. Октябристы высказывались за сохранение унитарного характера империи без федеративных начал, за культурно-национальную автономию. Члены «Союза русского народа» признавали гражданские права за всеми, кроме евреев.
Парламентаризм — это сложный и
многогранный феномен, некая шкала социальных
ценностей, где господствует закон, принципы
верховенства права и разделения властей,
где гражданское общество характеризуется
демократизмом и высокой политико-правовой
культурой при сложившейся выборной системе
власти.
Проект двухпалатного законосовещательного представительного органа, который должен был состоять из Государственной думы и Государственного совета, был разработан в начале XIX века выдающимся государственным деятелем, одним из основателей российской юридической науки и теоретического правоведения Михаилом Михайловичем Сперанским. В указанном проекте – «Введение к уложению государственных законов» - намечался принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти путем созыва представительной Государственной думы и введения выборных судебных инстанций. Одновременно он считал необходимым создать Государственный совет, который стал бы связующим звеном между императором и органами центрального и местного управления.
Единственным результатом реализации планов М.М.Сперанского явилось учреждение Государственного совета в январе 1810 г., который состоял из министров и других высших сановников, назначаемых императором (первый председатель – граф Николай Петрович Румянцев). Все законы, законодательные акты перед утверждением императором должны были обязательно обсуждаться в Государственном совете – высшем законосовещательном учреждении Российской империи.
При Александре II создание представительных учреждений перешло в практическую плоскость, но не на общенациональном, а на местном и региональном уровнях. Были созданы уездные и губернские земские собрания, ставшие школой кадров для будущих парламентских учреждений. В последние годы жизни царя идея двухпалатного общегосударственного законосовещательного органа едва не воплотилась в жизнь. Проект конституционного акта, за разработку которого отвечал министр внутренних дел Михаил Тариэлович Лорис-Меликов, предполагал развитие местного самоуправления, привлечение представителей земств и городов (с совещательным голосом) к обсуждению общегосударственных вопросов.
Убийство царя-реформатора и последовавшие за ним контрреформы Александра III задержали движение России по пути создания парламента, но сам вектор этого движения был задан.
В первые годы XX века требование создать в России общегосударственный представительный и законодательный орган стало всеобщим. Официально всесословное представительство в России было даровано Манифестом об учреждении Государственной думы, то есть сверху, в ответ на социальные выступления масс. Манифест был продублирован законом «О создании Государственной думы», они были изданы одновременно 6 августа 1905 г.
В Манифесте 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» царь обещал ввести некоторые политические свободы: свободу совести, свободу слова, свободу собрания и свободу формирования объединений. Манифест, вкупе с Манифестом Николая II 6 августа 1905 г., учреждал парламент, без одобрения которого не мог вступать в силу ни один закон. В то же время за императором сохранялось право распускать Думу и блокировать её решения своим правом вето. Впоследствии Николай II не раз пользовался этими правами.
Манифестом 20 февраля 1906 г. император установил, что «со времени созыва Государственного совета и Государственной думы закон не может воспринять силы без одобрения Совета и Думы». Таким образом, мечта многих поколений о создании общероссийского законосовещательного и представительного органа воплотилась в жизнь: на фоне бурных политических событий начала XIX века был создан первый двухпалатный российский парламент.
Государственная дума избиралась непрямыми выборами по четырем избирательным куриям: землевладельческой, городской, крестьянской и рабочей. Выборы не были всеобщими. Избирательным правом не обладали женщины, молодежь до 25 лет, военнослужащие, кочевые народы, значительная часть рабочих. В выборах рабочей курии участвовали лишь те рабочие, которые трудились на предприятиях с числом работающих не менее пятидесяти человек. Выборы являлись не равными. В землевладельческой курии один выборщик избирался от 2 тысяч ее избирателей, в городской - от 4 тысяч, в крестьянской - от 30, в рабочей - от 90 тысяч, т.е. один голос помещика приравнивался к 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих. Выборы были многостепенными. Для рабочих была установлена трехстепенная, для крестьян - четырехстепенная, для остальных -двухстепенная подача голосов.
Общее число избранных депутатов Думы в разное время колебалось от 480 до 525 человек.
Государственный совет - вторая палата первого российского парламента - формировался по смешанному принципу. Половина его членов назначалась царем. Другая половина - избиралась частично по территориальному, частично по сословно-корпоративному принципу.
27 апреля 1906 г. начала работу I Государственная дума (в этот день отмечается 105-летие парламентаризма в России). Современники назвали ее «Думой народных надежд на мирный путь». Председателем I Думы был избран кадет Сергей Александрович Муромцев, профессор Петербургского университета. Дума предложила программу демократизации России, предусматривающую введение ответственности министров перед Думой; гарантию всех гражданских свобод; установление всеобщего бесплатного образования; проведение аграрной реформы; удовлетворение требований национальных меньшинств; отмену смертной казни и полную политическую амнистию.
Через 72 дня после открытия Думы царь ее распустил, заявив, что она не успокаивает народ, а разжигает страсти.
II Государственная дума (февраль-июнь 1907 г.). Председатель – кадет Федор Александрович Головин. Центральным был аграрный вопрос. Предлагаемые депутатами пути его решения оказались неприемлемы для правительства П.А.Столыпина. Просуществовав 102 дня, Дума была распущена. Предлогом для роспуска явилось обвинение депутатов социал-демократической фракции в подготовке государственного переворота.
III Государственная дума (ноябрь 1907 г. -июнь 1912 г.), единственная из четырех, проработала весь положенный по закону о выборах в Думу пятилетний срок. Председателями Думы III-го созыва были октябристы Николай Алексеевич Хомяков, Александр Иванович Гучков, Михаил Владимирович Родзянко.
Острые споры в Думе возникали по разным поводам: по вопросам реформирования армии, по крестьянскому вопросу, по вопросу об отношении к «национальным окраинам», а также из-за личных амбиций, раздиравших депутатский корпус. Но и в этих крайне трудных условиях оппозиционно настроенные депутаты находили способы высказывать свое мнение и критиковать самодержавный строй перед лицом всей России.
IV Государственная дума (ноябрь 1912 г. - октябрь 1917 г.) - последняя в истории дореволюционной России. Председателем Думы IV-го созыва весь период работы был крупный землевладелец Михаил Владимирович Родзянко. Внешнеполитическая ситуация не позволила Думе сосредоточиться на крупномасштабной работе, однако она сыграла ведущую роль в учреждении Временного правительства. 6 октября 1917 г. Временное правительство постановило Думу распустить в связи с подготовкой к выборам в Учредительное собрание.
Таким образом, история дореволюционных Дум - это целая веха в становлении российского парламентаризма. Несмотря на ограниченность прав, Дума утверждала государственный бюджет, существенно влияла на весь механизм государственной власти, занималась разработкой мер социальной защиты малоимущих, других слоев населения. Ею, в частности, разработано и принято одно из самых передовых в Европе фабрично-заводское законодательство. Особое место уделялось делам религиозных конфессий, развитию культурно-национальных автономий, защите от произвола центральных и местных чиновников. Этот опыт, безусловно, востребован и сегодня.
В ходе Февральской и Октябрьской революций 1917 г. сложилась новая система представительной власти. Ею стали Советы. Советская модель власти при всех ее недостатках вовлекла в политический процесс, в процесс участия в делах государства и общества миллионы и миллионы людей. Советы были массовыми, периодически избираемыми, их депутаты (рабочие, колхозники, врачи, учителя и др.) ощущали свою причастность к решению общественных дел, пользовались уважением и авторитетом в обществе.
Информация о работе Самодержавие и реформы в России в начале ХХ в