Русская Православная церковь в годы Гражданской войны

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 21:06, доклад

Краткое описание

Революционные преобразования в России затронули все стороны национальной жизни; они повлекли за собой коренной переворот в отношениях между государством и Церковью. Уже Временное правительство отменило обязательное преподавание Закона Божия и передало церковноприходские школы в ведение Министерства народного просвещения, сделав тем самым первый шаг к вневероисповедному государству. Возражения со стороны Поместного Собора и иерархии против этих мер не были приняты правительством

Файлы: 1 файл

Церковь.docx

— 32.56 Кб (Скачать)

Федеральное государственное  образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Санкт-Петербургский  университет гражданской  авиации» 
 
 
 

Доклад 

По предмету: «История»

По теме: «Русская Православная церковь в  годы Гражданской войны» 
 
 
 
 
 
 
 
 

              Работу выполнила: Маркина Татьяна  Александровна

 Факультет  Летной эксплуатации 
Группа №211

Революционные преобразования в России затронули все стороны  национальной жизни; они повлекли за собой коренной переворот в отношениях между государством и Церковью. Уже  Временное правительство отменило обязательное преподавание Закона Божия  и передало церковноприходские школы  в ведение Министерства народного  просвещения, сделав тем самым первый шаг к вневероисповедному государству. Возражения со стороны Поместного Собора и иерархии против этих мер не были приняты правительством. Делегация Собора во главе с архиепископом Кириллом безуспешно пыталась убедить премьер-министра Временного правительства А.Ф.Керенского отменить принятые законы.

Необходимо четко  уяснить, что гонения на Церковь  стали возможны лишь благодаря согласию на это большинства народа. Антицерковная  политика Советской власти нашла  поддержку у широких слоев  общества. Так уже в 1917 года, еще  до прихода к власти большевиков, по стране прокатилась волна убийств священнослужителей, грабежей храмов, святотатств, при чем осуществляли это не сознательные атеисты, а хулиганы, одобряемые большинством населения. В ноябре 1917 года Собор с сожалением констатировал: “во множестве приходов крестьяне насильственно забрали себе церковную землю, запахивали причтовое поле, вырубали причтовый лес. Той же участи подверглись и некоторые монастыри “…” В начале сентября в одном селе под Орлом был зверски убит уважаемый священник Григорий Рождественский со своим юношей-племянником на глазах жены; заграбив деньги разбойники бежали, а собравшиеся прихожане, увидев плавающего в крови пастыря, принялись растаскивать оставшееся имущество на глазах осиротевшей матушки. Отсюда видно, что не одни только отщепенцы, но чуть ли не целые деревни могут превращаться в злодеев”. Немного позднее, 10 декабря 1917 года, накануне реквизиции представителями Советской власти имущества Белогорской пустыни в Курской губернии, местные жители организовали стражу, чтобы не допустить вывоза монахами ценностей. Подобные настроения были повсеместны.

В зарубежной историографии  есть тенденция к недооценке антиклерикализма широких слоев населения России того времени. Так прот. Иоанн Мейендорф полагал, что в России существовали расцерковленные верхи, интеллигенция, а народные массы были преданы Церкви. Об этом же пишет и А. Солженицын. Но факты свидетельствуют об обратном.

Воспользовавшись  равнодушием и даже враждебностью  к Церкви большей части общества, Советская власть стала вести  ярко выраженную антирелигиозную политику. Коммунистам казалось, что победить РПЦ будет легко, ведь по учению Маркса религия есть лишь идеологическая надстройка общества и должна рухнуть вскоре после свержения “эксплуататорского строя”

Буквально с первых дней существования Советской власти ею были созданы карательные органы, задачей которых было беспощадное  уничтожение всех инакомыслящих. Уже 8 декабря 1918 года возник печально знаменитый НКВД РСФСР, - Народный Комиссариат  Внутренних Дел, а 20 декабря при нем  был образован ЧК или Чрезвычайный Комитет, непосредственно истреблявший всех недовольных. В 1932 году при НКВД было создано ГПУ, - Государственное  Политическое Управление, занимавшееся исключительно политическими репрессиями. В 1934 образовался НКВД СССР, который  после ряда реформ стал именоваться  в 1953 году МВД. В 1954 году при МВД возник КГБ. Такова была эволюция наименований карательных органов Советской  власти, истребивших за свою кровавую историю десятки миллионов невинных людей.

Буквально с первых дней Советской власти началось активное закрытие монастырей и приходских храмов. В 1918-1920 гг. в административном порядке  было закрыто 673 монастыря из 1025 дореволюционных обителей. Так закрыли Оптину пустынь, Соловецкий монастырь, “сердце России” - Троице-Сергиеву Лавру. Закрыто были также несколько тысяч приходских храмов Многочисленные протесты монахов и населения не принимались в расчет.

В 1917 г., впервые за всю историю РПЦ, наступил период массового мученичества за веру. Первомучеником российского духовенства стал прот. Иоанн Кочуров, убитый большевиками после отступления отряда ген. Краснова из Царского Села только за то, что попытался обратиться к народу со словами мира и утешения во время крестного хода об установлении мира. Другой новомученик, прот. Петр Скипетров, был убит 19 января 1928 года, когда он пытался успокоить толпу красногвардейцев, пытавшихся закрыть Александро-Невскую Лавру.

25 января 1918 года  группой революционных солдат  в Киеве был убит Владимир, митр. Киевский, первый архиерей, принявший  мученическую кончину при Советской  власти. Обстоятельства его убийства  показали, к сожалению, что и  среди части церковного общества  нет должного нравственного уровня  и мужества перед гонителями. Так как митрополит Владимир  был противником украинской автокефалии,  братия была настроена против  него и, по сути дела, выдала  его на расправу ворвавшейся  банде революционных солдат. Монахи  Киево-Печерской Лавры, где проживал  святитель, не сделали ни малейшей  попытки защитить своего архипастыря,  хотя их было во много раз  больше, чем солдат, вторгшихся в  Лавру. Опасаясь новой власти, братия даже не хотела устроить  своему архиерею торжественное  погребение в Лавре, собираясь  тайно предать его тело земле  в одном из отдаленных монастырей. Лишь после того, как большевики  издали указ, в котором пытались  снять с себя ответственность  за преступление, Митрополит был  погребен с подобающей честью. Однако в Лавре не был даже  отслужен сорокоуст по убиенному  Владыке!

Когда Собор и  Патриарх стали получать сведения о  начавшихся гонениях, ими была выработана программа действий по защите своих  чад. Церковь прибегла к трем доступным  ей формам протеста.

Во-первых, Патриарх и Собор публично осудили действия Советской власти, направленные против Церкви. В посланиях Патриарха  и в Соборных постановлениях, опубликованных в церковной печати и провозглашаемых  в храмах во время проповедей, власть призывалась к справедливости, а  народ к покаянию. Но народ оказался глух к голосу Церкви, а власть просто игнорировала этот призыв.

Во-вторых, для противодействия  гонениям Собор 25 января 1918 г. постановил устраивать крестные ходы для вразумления  народа. В январе - феврале прошли крестные ходы в Москве, Петрограде и в других годах. Это произвело  большое впечатление на народ, и  обеспокоенные власти приняли меры: крестные ходы стали расстреливать. Так 15 февраля 1918 г. был расстрелян крестный ход в Туле, при чем погибло 13 человек, и был ранен епископ Корнилий. 

В-третьих, решением Собора от 28 февраля, как было сказано  выше, создавались союзы из прихожан для защиты церковного достояния. Власти использовали вооруженную силу, игнорируя  возмущение христиан. 

Для того, чтобы добиться от Советского правительства хоть какой-то справедливости еще в начале 1918 года была создана специальная делегация  от лица Собора и Патриарха, в обязанности которой входила защита прав РПЦ перед высшими органами власти. Члены делегации добивались приема у высших советских чиновников и излагали им жалобы Церкви. Несмотря на то, что в ряде случаев делегации удавалось добиться успеха, в целом власть оставалась глуха к голосу Церкви.

Тем временем волна  гонений нарастала. Летом 1918 года погибло  еще несколько архиереев. 16 июня был расстрелян архиеп. Тобольский Гермоген (Долганев) Причиной расправы было то, что архипастырь активно поддерживал находившуюся в заключении Семью. В то же время были умерщвлены архиеп. Андроник Пермский и еп. Феофан Соликамский за то, что смело обличили злодеяния Советской власти. Собор послал комиссию для расследования этих убийств, но большевики арестовали ее членов и тоже расстреляли их. Повсюду происходили убийства священно- и церковнослужителей. Справедливости ради следует отметить, что иногда расправы происходили без прямого приказа власти и осуществлялись толпами озверевших красноармейцев или распропагандированных крестьян.

Вследствие утопической  экономической политики новой власти (уничтожение частной собственности) и в результате ужасающих злодеяний  революционеров, в 1918 году началось вооруженное  сопротивление большевикам. Повсюду  вспыхивали восстания и формировались  отряды. Уже летом власть большевиков  висела на волоске. С юга коммунистам  угрожала Белая армия генерала Деникина, на западе Украина была в руках  Центральной Рады, на востоке восстал  Чехословацкий корпус. В районах, остававшихся под контролем большевиков, вспыхивали крестьянские бунты, вызванные  грабежами крестьян новой властью. К антисоветским выступлениям примкнули  и широкие массы рабочих, убедившихся  в том, что новая власть лишь декларирует  себя как рабоче-крестьянскую, а  на самом деле ведет антинародную политику.

Истинное отношение  Советской власти к своему народу видно из следующей телеграммы Ленина от 11 июля 1918 года, направленной местным  властям в Пензу, где вспыхнуло  восстание: “Восстание пяти волостей кулачья повести к беспощадному подавлению “…” Повесить (непременно повесить, дабы народ видел) не меньше 100 заведомых кулаков, богатеев, кровопийц. Опубликовать их имена. Отнять у них  весь хлеб. Сделать так, чтобы на сотни верст кругом народ видел, трепетал, знал, кричал: душат и задушат кровопийц, кулаков”. Выполняя приказы своего главаря, коммунисты уничтожали своих врагов с неслыханной жестокостью. Уже летом 1918 года по обвинению в контрреволюционных действиях были расстреляны тысячи людей. Возникли институт заложничества и концлагеря.

30 августа 1918 года  студент Л. Каннегисер убил главу Петроградской ЧК Урицкого, отличавшегося особой жестокостью даже на фоне остальных большевиков, а в Москве произошло покушение на Ленина. В ответ Советская власть объявила о начале проведения политики “красного террора”, то есть о начале массового уничтожения представителей “враждебных классов” в качестве меры устрашения своих противников. Был введен институт заложничества, когда в ответ на сопротивление властям арестовывались ни в чем не повинные люди, имевшие несчастье оказаться бывшими дворянами, купцами и т.п., которые подвергались казни в случае антисоветских выступлений или даже без всякого повода. За несколько дней лишь в Петрограде было расстреляно 512 заложников, только за то, что они были представителями бывших эксплуататорских классов. Всего же в период 1918 -1920 годов чекистами было умерщвлено не менее нескольких десятков тысяч заложников во всех концах Советской России. Однако, эти цифры жертв неполны, поскольку в советских застенках того времени многие тысячи людей умерщвлялись без суда и следствия.

Жестокие репрессии  обрушились и на духовенство. Так  как священнослужители, по учению Маркса, относились к эксплуататорским классам, то и их в первую очередь брали  в заложники. В ходе Гражданской  войны в застенках ЧК были уничтожены тысячи клириков и мирян. Так в  Москве был расстрелян знаменитый на всю Россию миссионер прот. Иоанн Восторгов, до последнего момента исповедовавший заключенных, пока его самого не повели на смерть. В Петрограде вместе со своими сыновьями был казнен известный священник прот. Философ Орнатский, которого не спасло заступничество самого наркома просвещения Луначарского. Воспользовавшись удобным поводом, власти ликвидировали братства приходских советов и закрыли большинство еще сохранившихся органов церковной печати.

Четвертое послание патриарха Тихона вышло в свет 13 (26) октября 1918 года, в годовщину  прихода к власти большевиков. Прямой причиной написания послания были были ужасающие преступления большевиков против России и Церкви. Послание это было не только самым жестким из посланий Патриарха, но и вообще самым обличительным заявлением священноначалия РПЦ по отношению к власти, когда-либо выходившем в свет. Обращено послание к Совету Народных Комиссаров.

В нем Патриарх обличил  злодеяния Советской власти, которая  ввергла Россию в разруху и  голод, подписала с врагом позорный мир, ведет политику террора, истребляя  ни в чем не повинных людей, разрушила  нравственные устои общества. “Реками  прилитая вами кровь братьев наших, убитых по вашему призыву, вопиет к  небу. Захватывая власть какие обещания давали вы народу и как исполнили их? Поистине, вы дали ему камень вместо хлеба и змею вместо рыбы (Мф. 7. 9-10). Наша великая Родина завоевана, умалена, расчленена. Любовь Христову вы заменили ненавистью и искусственно разожгли классовую вражду. Никто не чувствует себя в безопасности, все живут под постоянным страхом обыска, грабежа, ареста, расстрела. Хватают сотнями беззащитных, гноят целыми месяцами в тюрьмах, казнят смертию, часто даже без вашего упрощенного суда. Казнят заведомо невиновных людей, взятых в качестве “заложников”, этих несчастных убивают отместку за преступления, совершенные лицами не только им не единомышленными, а часто вашими же сторонниками. Казнят епископов, священников, монахов и монахинь, ни в чем невинных, а просто по огульному обвинению в расплывчатой контрреволюции” - бесстрашно говорит Первосвятитель обезумевшим от пролитой крови преступникам.

“Вы толкнули народ  на открытый и беззастенчивый грабеж. Вы отуманили совесть темного  и невежественного народа возможностью безнаказанной наживы, вы заглушили  в нем сознание греха, но какими бы названиями ни прикрывалось злодеяние  – убийство, насилие, грабеж всегда останутся тяжкими и вопиющими  к Небу об отмщении грехами.

Вы обещали свободу, но ваша свобода заключается во всяческом  потворстве низменным страстям толпы, в безнаказанности убийств и  грабежей. Все проявления как истинной гражданской, так и высшей духовной свободы подавлены вами беспощадно” - раскрывает подлинную сущность Советской  власти Первосвятитель. 

Далее Патриарх описывает  чудовищное разорение страны вследствие абсурдной экономической политики большевиков, голод, холод, болезни, свирепствующие в России указывает, что причина этих невзгод, - безбожная власть.

Информация о работе Русская Православная церковь в годы Гражданской войны