Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 14:35, реферат
XIX век для России фактически начался в ночь с 11 на 12 марта 1801 года, когда в результате заговора был убит император Павел I. Среди заговорщиков были – генерал-губернатор Петербурга граф П. А. Палин, генерал Л. Л. Бениксен, фаворит Екатерины II князь П. А. Зубов, гвардейские офицеры. В план дворцового переворота был посвящен и наследник престола великий князь Александр Павлович. С воцарением нового монарха были связаны надежды на проведение либеральных реформ в России, отказ от деспотических методов правления, свойственных политике императора Павла I.
1. Общественное и политическое развитие России в первой четверти XIX века.
Внутренняя политика. Восшествие на престол Александра I…3
1.1 Эра либерализма………………………………………………….3
2. Внешняя политика. Восточный вопрос…………………………..6
2.1 Западное направление в Русской внешней политике…………..8
2.2 Отечественная война 1812 года………………………………….9
2.3 Послевоенная внешняя политика……………………………….11
3. Движение декабристов. Тайное революционное общество……12
3.1 Южное и северное общество……………………………………13
3.2 Восстание 14 декабря 1825 года………………………………...14
4. Общественное и политическое развитие России во
второй четверти XIX века.
Внутренняя политика……………………………………………...15
4.1 Крестьянский вопрос…………………………………………….15
5. Внешняя политика. Кавказ и Закавказье………………………...16
5.1 Восточный вопрос………………………………………………..17
6. Общественное движение. …………………………….…………..18
6.1 Западничество и славянофильство……………………………….
6.1 Революционно-социалистические движения…………………..19
Особенности общественного движения 2-й четверти XIX в.
Во 2-й четверти XIX века в российском общественном движении произошли серьезные изменения.
Во-первых, значительно расширился его круг. Если в движении декабристов участвовали только дворяне, причем, главным образом, представители столичной знати и гвардейские офицеры, то в годы николаевского царствования активными участниками освободительного движения стали преподаватели и студенты университетов (главным образом, Московского) и литераторы.
Во-вторых, важную роль в освободительном движении начала играть периодическая печать, формировавшая общественное мнение.
В-третьих, если взгляды декабристов опирались на идеологию Просвещения, то внимание участников общественного движения 2-й четверти XIX века привлекали идеи немецкой классической философии (Шеллинга, Гегеля), а с 30-х гг. - также утопического социализма (Сен-Симона, Фурье).
В-четвертых, с рубежа 30-х-40-х гг. в центре общественного внимания оказался вопрос об исторических судьбах России - спор между западниками и славянофилами.
3. Западничество и славянофильство
В конце 30-х - начале 40-х гг. на первый план в развитии общественной мысли вышли споры об исторической судьбе России. Сложились два лагеря: славянофилы и западники. Наиболее видными идеологами славянофильства являлись И.С. и К.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские, А.И. Кошелев, А.С. Хомяков и Ю.Ф. Самарин. Лидерами западничества были выдающийся историк средневековья Т.Н. Грановский, М.А. Бакунин, В.П. Боткин, К.Д. Кавелин, М.Н. Катков. Левыми западниками называют обычно В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.П. Огарева.
Общей чертой западничества и славянофильства являлось неприятие существующих в России порядков. Те и другие понимали гибельность крепостного права, цензурного и полицейского произвола. Но западники считали, что Россия должна идти по тому же пути, что и Западная Европа, стать, в конце концов, парламентской конституционной монархией. Для левых западников развитие по европейскому пути должно было привести к утверждению в России социализма, понимаемого в духе идей Сен-Симона.
В отличие от западников,
славянофилы считали
Уже мыслители XIX в. отмечали идейную двойственность славянофильства. В.С. Соловьев считал, что славянофильству присуще "противоречие между вселенским идеалом христианства и языческой тенденцией к особнячеству".
Идеалом славянофилов была допетровская Русь с Земским собором . Русский народ славянофилы считали чуждым политике, искренне преданным законному монарху. Из этого они делали вывод о невозможности в России революции. Славянофилы отрицали конституцию, разделение властей и парламентаризм. Их лозунг гласил: "Сила власти - царю, сила мнения - народу". Царскую власть они представляли неограниченной, но прислушивающейся к народу, выражающему свое мнение через свободную печать и Земский собор. При этом, однако, возникал вопрос о том, что может гарантировать от превращения неограниченной царской власти в деспотическую. В этом отношении славянофилы вынуждены были возлагать надежды на церковь и нравственное развитие.
Считая, что исконно русские начала сохранились лишь в толще народа, не тронутой поверхностной петровской "европеизацией", славянофилы уделяли большое внимание изучению народных обычаев, быта, фольклора.
4. Революционно-демократическое направление в русском общественном движении.
Левое крыло западничества придерживалось революционно-демократических позиций. Его лидерами были В.Г. Белинский и А.И. Герцен.
В.Г. Белинский
После изгнания из университета Белинский полностью отдался работе литературного критика. 30-е гг. в России характеризовались ростом влияния литературных журналов. Это объяснялось тем, что в обществе, жившем под гнетом цензуры, литература и литературная критика взяли на себя роль общественно-политической публицистики. Говоря о литературе, критика поднимала проблемы, волновавшие общество.
Главным противником, на которого обрушивался Белинский в своих статьях, были "теория официальной народности" и официозные литераторы: Ф. Булгарин, Н. Греч, Н. Кукольник и др.
Журнал "Отечественные записки", в котором публиковались критические статьи Белинского, обрел такую популярность, что очереди за ним занимали у киосков с ночи, а студенты брали его с бою.
В 1837-1839 гг. Белинский пережил период "примирения с действительностью", приняв буквально формулу Гегеля "все действительное разумно" . Однако в 1840 г. он уже писал: "Проклинаю мое гнусное примирение с гнусной действительностью".
В 1847 г., незадолго до смерти, Белинский, находясь на лечении за границей, опубликовал открытое письмо к Н.В. Гоголю, в котором резко (но далеко не во всем справедливо) упрекал писателя за восхваление самодержавия и крепостничества в книге "Выбранные места из переписки с друзьями". В этом письме Белинский обрушился на порядки николаевской России, "страны, где люди торгуют людьми, ... где... нет не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже полицейского порядка".
А.И. Герцен
С 1834 г. А.И. Герцен находился в ссылке в Перми, позднее в Вятке и, наконец, во Владимире. В 1840 г. он получил разрешение вернуться в столицу, но в 1841 г. вновь был сослан - в Нижний Новгород. В краткий период между ссылками Герцен активно участвовал в противостоянии со славянофилами, сблизился с Белинским. Единственной формой участия в общественной жизни могла для него быть литература. В 40-х гг. Герцен опубликовал имевшие успех повести "Сорока-воровка", "Доктор Крупов", роман "Кто виноват?".
В 1847 г. Герцен уехал в эмиграцию. В Россию он уже никогда больше не вернулся. События 1848 г. во Франции потрясли Герцена. Кровавое подавление рабочего восстания в Париже заставило его усомниться в приемлемости европейского пути и отказаться от западничества. Герцен пришел к выводу о том, что путь России к социалистическому будущему должен основываться на "ячейке социализма" - крестьянской общине, сохранившей значительные черты коллективизма. Россия, по мнению Герцена, должна была прийти к социализму, минуя капитализм. Учение Герцена принято именовать "крестьянским социализмом".
В 1852 г. Герцен переехал в Лондон, где основал "Вольную русскую типографию". В 1855 г. началось издание альманаха "Полярная звезда", в 1857 г. - журнала "Колокол".
Петрашевцы
В 1845 г. сложился кружок петрашевцев, названный так по имени лидера - М.В. Буташевича-Петрашевского. В кружок входили литераторы, чиновники, преподаватели гимназий, офицеры. Среди членов кружка были Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.Н. Плещеев, А.Н. Майков.
Члены кружка исповедовали различные взгляды: от либеральных до радикально-революционных. Несмотря на значительную численность, общество петрашевцев оставалось именно кружком, где обсуждались литературные, философские вопросы. Ни программы, ни устава не создавалось. Сам Петрашевский и его единомышленники исповедовали социалистические взгляды в духе Фурье и Сен-Симона, мечтали о ликвидации крепостного права и самодержавия, об утверждении республики. Более радикально настроены были некоторые члены общества во главе с Н.А. Спешневым, считавшие, что к социализму можно прийти только путем крестьянской революции.
Несмотря на то, что общество
петрашевцев не предпринимало никаких
антиправительственных