Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 21:51, контрольная работа
К началу XIX века в России начинают появляться новые потребности, которые готовят переход государственного порядка на новые основания. Во внешней политике продолжается территориальное и национальное объединение русской земли.
Начало правления Александра I – начало реформ
М.М. Сперанский
Государственные реформы М.М. Сперанского
Поражение М.М. Сперанского
Значение реформ М.М. Сперанского и последующие проекты реформ Александра I
Причины неудач Сперанского и Александра I
Вывод
Использованная литература
Оглавление
Начало правления Александра I – начало реформ
М.М. Сперанский
Государственные реформы М.М. Сперанского
Поражение М.М. Сперанского
Значение реформ М.М. Сперанского и последующие проекты реформ Александра I
Причины неудач Сперанского и Александра I
Вывод
Использованная литература
К началу XIX века в России начинают появляться новые потребности, которые готовят переход государственного порядка на новые основания. Во внешней политике продолжается территориальное и национальное объединение русской земли.
Первые внутриполитические мероприятия Александра I были связаны с исправлением распоряжений Павла I, вызвавших возмущение не только петербургской аристократии, но и широкой русской общественности. Он выступил против деспотизма и самодурства отца, обещал проводить политику “по законам и сердцу” своей бабки Екатерины II. В этом сочетались как его либеральные воззрения, так и стремление завоевать популярность в обществе. Александр I восстановил отмененные Павлом “жалованные грамоты” дворянству и городам, объявил широкую амнистию людям, которые подверглись преследованиям при Павле. Был вновь разрешен свободный въезд и выезд за границу, ввоз иностранных книг, отменялись ограничения на торговлю с Англией и раздражавшие людей регламентации в быту, одежде, общественном поведении и т. д. Эти меры создали Александру I славу либерала.
Вступив на престол, Александр I дал понять, что намерен провести реформы по самым насущным общественно-политическим проблемам. 5 апреля 1801г. был создан Непременный совет - законосовещательный орган при государе, получивший право опротестовывать действия и указы царя. Однако основным центром, в котором разрабатывались идеи преобразований, стал так называемый Негласный комитет. В него вошли молодые друзья царя – граф П. А. Строганов, польский князь А. Чарторыйский, граф В. П. Кочубей и граф
Н. Н. Новосильцев. Проекты, которые они разрабатывали, не привели к коренным реформам. Дело ограничилось некоторыми частными преобразованиями.
В 1802г. устаревшие коллегии, которые еще с петровских времен являлись главными органами исполнительной власти, были заменены министерствами. Эта мера завершила процесс разграничения функций органов государственного управления. Она привела к утверждению системы отраслевого управления, смене коллегиальности на единоначалие, к прямой ответственности министров перед императором, усилению централизации и укреплению самодержавия. В России начала быстро складываться прослойка бюрократии, всецело зависящей от милости царя и получаемого за службу жалованья. Было учреждено 8 первых министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения. В 1810-1811 гг. при реорганизации министерств их количество увеличилось, а функции были еще более четко разграничены. Для совместного обсуждения министрами некоторых вопросов был учрежден Комитет министров (в 1857г. он был преобразован в Совет министров, просуществовавший до 1917г.).
В 1802г. был реформирован Сенат, ставший высшим судебным и контролирующим органом в системе государственного управления. Его участие в законодательной деятельности выразилось в том, что он получил право делать “представления” императору по поводу устаревших законов.
Введение принципа единоначалия затронуло и управление православной церковью, которая по-прежнему была подчинена государству. Духовными делами ведал Святейший Синод, члены которого назначались императором. Во главе Синода стоял обер-прокурор, человек, как правило, очень близкий к царю из военных или гражданских чиновников. Его роль и полномочия все больше усиливались. При Александре I должность обер-прокурора исполнял в 1803-1824гг. князь А. Н. Голицын, бывший с 1816г. также и министром народного просвещения.
Александр I надеялся с введением министерской системы центрального управления навести порядок и укрепить государство. Но решительной победы над злоупотреблениями достигнуто не было. В новых министерствах поселились старые пороки. Разрастаясь, они поднимались до верхних этажей государственной власти. Александру были известны сенаторы, бравшие взятки. Желание изобличить их боролось в нем с опасением уронить престиж Сената. Становилось очевидным, что одними перестановками в бюрократической машине нельзя решить задачу создания такой системы государственной власти, которая активно содействовала бы развитию производительных сил страны, а не пожирала ее ресурсы. Требовался принципиально новый подход к решению задачи.
Разочарование в ближайшем окружении заставило его искать опору в людях, лично ему преданных и не связанных с сановной аристократией. Он приближает к себе сначала
А. А. Аракчеева, а позднее М. Б. Барклая де Толли, ставшего в 1810г. военным министром, и М. М. Сперанского, которому Александр поручил разработку нового проекта государственной реформы.
Михаил Михайлович Сперанский вышел из общественной среды, которой прежние государственные деятели не знали. Он родился в 1772 г. в семье сельского священника села Черкутина Владимирской губернии. Первоначальное воспитание он получил в Суздальской духовной семинарии и довершил свое образование в Петербургской главной семинарии, которая при Павле I была преобразована в духовную академию. Отлично окончив курс, он остался преподавателем академии; преподавал сначала свой любимый предмет математику, потом красноречие, философию, французский язык и т.д. Все эти разнообразные предметы он преподавал с большим успехом. Рекомендованный в домашние секретари князю Куракину, Сперанский при его протекции поступил в канцелярию генерал - прокурора, которым тогда и стал этот вельможа. Так в 1797г. 25-летний магистр богословия преобразился в титулярного советника. Сперанский принес в русскую неопрятную канцелярию XVIII века необыкновенно выправленный ум, способность бесконечно работать, отличное умение говорить и писать. Этим подготовилась его необыкновенно быстрая служебная карьера. Уже при Павле I он был очень известен. При воцарении Александра I он был переведен в новообразованный Непременный совет, где в звании статс-секретаря ему было поручено управлять экспедицией гражданских и духовных дел. Все важнейшие проекты законов, изданных с 1802г., были редактированы Сперанским, как управляющим департаментом министерства внутренних дел. С 1806г. Сперанский и Александр I сблизились.
Сперанский вместе с императором начал работать над общим проектом государственных реформ.
Проект составился очень быстро: он был начат в конце 1808г. и в начале октября 1809г. вполне готовый лежал на столе императора.
Осуществление проекта М. М. Сперанского могло бы способствовать началу конституционного процесса в России. В основу государственного устройства Сперанский положил принцип разделения властей – законодательной, исполнительной и судебной. Каждая из них, начиная с самых нижних звеньев, должна была действовать в строго очерченных рамках закона. Создавались представительные собрания нескольких уровней во главе с Государственной думой – всероссийским представительным органом. Дума должна была давать заключения по законопроектам, представленным на ее рассмотрение, и заслушивать отчеты министров.
Все власти – законодательная, исполнительная и судебная – соединялись в Государственном совете, члены которого назначались царем. Мнение Государственного совета, утвержденное царем, становилось законом. Если в Государственном совете возникало разногласие, царь по своему выбору утверждал мнение большинства или меньшинства. Ни один закон не мог вступить без осуждения в Государственной думе и Государственном совете.
Кое-что из этого проекта было осуществлено. Все осуществленные части проекта Сперанского относятся к центральному управлению.
3 апреля 1809г. издан был Указ о придворных званиях. Указ 6 августа 1809г. установил порядок производства в гражданские чины коллежского асессора (8 класс) и статского советника (5 класс). Новый указ запретил производить в эти чины служащих, которые не имели свидетельства об окончании курса в одном из русских университетов или не выдержали в университете экзамена по установленной программе, которая и была приложена к указу. По этой программе требовалось знание русского языка и одного из иностранных, знание естественного римского и гражданского прав, государственной экономики и уголовных законов, знание отечественной истории и элементарные сведения в истории всеобщей, в географии и даже в математике и физике.
Оба указа готовились и были изданы в тайне от высших правительственных сфер.
1 января 1810г. был открыт преобразованный Государственный совет.
Таким образом устанавливался твердый порядок законодательства:
1. Совет рассматривает новые законы по всем отраслям управления;
2. он один их рассматривает;
3. ни один рассмотренный им закон не предается исполнению без утверждения верховной власти.
Этими чертами указывается двоякое значение совета - законодательное и объединительное: он, во-первых, обсуждает возбуждаемые по всем отраслям управления законодательные вопросы; во-вторых, объединяет деятельность всех этих отраслей, сообщая им одинаковое направление. В совете председательствует сам царь, назначающий и членов совета (35 человек). Совет состоял из общего собрания и четырех департаментов - законодательного, дел военных, дел гражданских и духовных и государственной экономики.
Была учреждена государственная канцелярия с особым отделением для каждого департамента. Канцелярией руководил государственный секретарь, которым был назначен Сперанский.
Вслед за Государственным советом были преобразованы по проекту Сперанского министерства, учрежденные 8сентября 1802 года. Сперанский находил двойной недостаток в этих министерствах: отсутствие точного определения ответственности министров и неправильное распределение дел между министерствами. Они были преобразованы двумя актами: манифестами 12 июля 1810г. и 25 июня 1811г.
Образовалось 12 министерств вместо 8. Оба акта признавались образцовыми произведениями нашего законодательства, и административный порядок, в них установленный, даже в подробностях, действовал очень долго.
Предложено было преобразовать и Сенат. Проект преобразования был подготовлен к нач.1811г. и в июне был внесен в Государственный совет. Проект был основан на строгом разделении дел административных и судебных. Сенат предложено было преобразовать в два особых учреждения: Сенат правительствующий, который бы состоял из министерств с их товарищами и начальниками особых частей управления; и другое под названием Сената судебного. Особенностью этого судебного Сената была двойственность его состава: одни члены его назначались от короны, другие выбирались дворянством.
Возражений против этого проекта в Государственном совете было много. Реформа не была проведена, хотя большая часть совета высказалась "за" и государь проект утвердил.
Из трех отраслей высшего управления - законодательной, исполнительной и судебной - были преобразованы только две первые; третьей реформа не коснулась. Губернское управление тоже не было преобразовано.
Между тем сам Александр испытывал сильнейшее давление придворного окружения, включая членов его семьи, стремившихся не допустить радикальных реформ. Высшее дворянство, прослышав о планах Сперанского наделить гражданскими правами крепостных, выражало недовольство. Против Сперанского объединились все консерваторы, среди которых особо выделялся А. А. Аракчеев, бывший фаворит Павла, попавший в милость и к новому императору. Определенное влияние на него, по-видимому, оказала и «Записка о древней и новой России» Н. М. Карамзина, которая дала, очевидно, повод императору усомниться в правильности избранного им пути. Немаловажное значение имел фактор и международного положения России: усиливавшееся напряжение в отношениях с Францией и необходимость подготовки к войне давали возможность оппозиции трактовать реформаторскую деятельность Сперанского как антигосударственную. Сперанский был окружен платными и добровольными шпионами, которые передавали царю каждое его неосторожное слово. В марте 1812 г. он был отстранен от дел и сослан в ссылку в Нижний Новгород. Его опале были искренне рады в высшем обществе, что вполне понятно, и со стороны народа, который относился к нему с ожесточенной озлобленностью, т. к. для упорядочения финансов, законами 2 февраля 1810г. и 11 февраля 1812г. были повышены все налоги - иные удвоены, другие более чем удвоены Так цена пуда соли с 40коп. была поднята до рубля; подушная подать с 1руб. - до 3руб. Был введен небывалый прежде "подоходный прогрессивный" налог, им обложен был доход помещика с земель: 500руб - 1%; более 18 тыс. руб. - 10%. Увеличение налогов и было причиной недовольства народа против Сперанского, чем и воспользовались его враги.
После ссылки Сперанский был назначен пензенским губернатором, потом генерал-губернатором Сибири, изучил обширную Сибирь и составил проект нового ее устройства, с которым приехал в Петербург в 1821г. Его (Сперанского) оставили в Государственном совете хотя он не пользовался прежним влиянием.
Его назначили составителем свода законов. Он составил "Полное собрание законов Российской империи", начиная с уложения 1649г.(1803). Это полное собрание Сперанский и положил в основание действующих законов, так составился "Свод законов Российской империи", изданный в 1833г. в 15 томах. Кроме того Сперанский приводил в порядок целый ряд специальных и местных законодательств: свод военных постановлений в 12т.; свод законов остзейских и западных губерний; свод законов Великого княжества Финляндского.
Работал над законом об освобождении крестьян, но без особого продвижения.
Умер в 1839г.
Реформы 1802-1812 гг. не изменили самодержавной сущности политической системы России. Они усилили централизацию и бюрократизацию государственного аппарата. Как и прежде, император обладал верховной законодательной властью.
В последующие годы реформаторские настроения Александра I отразились:
во введении 15 ноября 1815г. «самой либеральной в Европе» Конституции в Царстве Польском. По ней польская корона становилась наследственной для российских императоров, но власть на территории Царства Польского ограничивалась Конституцией. Законодательная власть в стране представлялась двухпалатному Сейму.
сохранении сейма и конституционного устройства в Финляндии, присоединенной к России в 1809 г.,
в создании Н. Н. Новосильцевым по поручению царя “Уставной грамоты Российской империи” (1819-1820). В проекте предусматривалось разделение ветвей власти, введение представительных органов, равенство всех граждан перед законом и федеративный принцип государственного устройства. В случае осуществления этого проекта Россия превращалась в конституционную монархию.
Однако все эти предложения остались на бумаге.
Причина безуспешности преобразовательных начинаний Сперанского и Александра I заключалась в непоследовательности. Новые правительственные учреждения, осуществленные или только задуманные, основаны были на начале законности, т. е. на идее твердого и единого для всех закона, который должен был стеснить произвол во всех сферах государственной и общественной жизни, в управлении, в обществе. Но по молчаливому или по гласному признанию действующего закона целая половина населения империи зависела не от закона, а от личного произвола владельца; следовательно, частные гражданские отношения не были согласованы с основанием новых государственных учреждений, которые были введены. Император и его сотрудники решились вводить новые государственные учреждения раньше, чем будут созданы согласованные с ними гражданские отношения, хотели построить либеральную конституцию в обществе, половина которого находилась в рабстве, т. е. они надеялись добиться последствий раньше причин, которые их производили. Люди тех поколений были уверенны, что все части общественных отношений изменятся, все частные вопросы разрешатся, новые нравы водворятся, как только будет осуществлен нарисованный смелой рукой план государственного устройства, т.е. система правительственных учреждений. Они расположены были тем более к такому мнению, что гораздо легче ввести конституцию, чем вести мелкую работу изучения действительности, работу преобразовательную. Первую работу можно начертать за короткое время и пожать славу; результаты второй работы никогда не будут оценены, даже замечены современниками.
Информация о работе Россия в годы правления Александра I. Проекты реформ М.М. Сперанского