Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:36, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена рассмотрению реформ Сперанского Михаила Михайловича при правлении АлександраI. Данная цель определяет следующие задачи: изучить вкратце жизнь Сперанского, попытки становления, карьеру, попытки привознести в Россию новых более улучшающих её положение реформ. Тематика данной курсовой работы очень актуальна в нынешнее время.
Введение
Глава I. Восхождение
Глава II. Идеи М.М. Сперанского и Александра С - план реформ
Глава III. Реформы М.М. Сперанского (Причины неудач)
Заключение
Список использованной литературы
Приложение (Оценка использованной литературы)
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
университет
Курсовая работа на тему:
«Реформы М. М. Сперанского в эпоху Александра I»
Выполнила:
студентка курса
группы
Проверил:
________________
Саратов 2011
Содержание
Введение
Глава I. Восхождение
Глава II. Идеи М.М. Сперанского и Александра С - план реформ
Глава III. Реформы М.М. Сперанского (Причины неудач)
Заключение
Список использованной литературы
Приложение (Оценка использованной литературы)
Введение.
Россия вступила в XIX век абсолютной (самодержавной) монархией. Во главе пирамиды власти стоял император. Он издавал законы и следил за их
исполнением, был верховным судьей, распоряжался финансами. Однако
нарастание элементов капиталистического развития, разложение
феодально-крепостнического строя предопределили реформирование системы власти. Наиболее дальновидные политики начинали понимать, что задержка в экономическом развитии и все возраставшее отставание страны от Запада не способствуют росту ее международного влияния и ослабляют решение многих внутренних проблем. Необходимость модернизации становилась все ощутимее. Именно с этим столкнулся Александр I в своих попытках преобразования России. Он вступил на престол в 1801 году и не рискнул прямолинейно проводить политику абсолютизма. Первые его внутренние мероприятия были связаны с изменением наиболее одиозных распоряжений Павла I. Он выступил против деспотизма и самодурства своего отца, обещая проводить политику «по
законам и сердцу» Екатерины II. В этом сочетались как его либеральные воззрения, так и стремление завоевать популярность в обществе. Ближайшими советниками Александра на первое время становятся его молодые друзья, образовавшие «негласный комитет». Проекты, которые они совместно разрабатывали не привели к коренным реформам. Дело ограничилось лишь некоторыми частными преобразованиями, которые слегка подновили фасад Российской империи. В 1802 году в замен петровских коллегий были введены новые органы управления - министерства: иностранных дел, военно-сухопутных сил, военно-морских сил, финансов, коммерции, юстиций, внутренних дел и народного просвещения. Эта мера завершила процесс разграничения функций
органов государственного управления. В этом же году был реформирован Сенат,ставший высшим судебным и контролирующим органом в системе власти. Его участие в законодательной деятельности выразилось в том, что он получил право делать «представления» императору по поводу устаревших законов. Важной вехой был «указ о вольных хлебопашцах» 1803 года, согласно которому помещики получили право освобождать крестьян с землей за выкуп. Это нововведение свидетельствовало о серьезных намерениях императора. Большие успехи были достигнуты в начинаниях царя в области образования. Но уже в 1804 году реформаторская деятельность Александра I идет на спад. Россия все больше втягивается во внешней политике в войны с Наполеоном. Участие в двух коалициях против Франции, походы и неудачи русской армии существенно охладили первоначальное либерально-идиллическое настроение Александра. Члены негласного комитета один за другим стали удалятся от него и их пустующие места в конечном итоге занял один человек, который стал единственным доверенным сотрудником императора - это был Михаил Михайлович
Сперанский.
Данная курсовая работа посвящена рассмотрению реформ Сперанского Михаила Михайловича при правлении АлександраI. Данная цель определяет следующие задачи: изучить вкратце жизнь Сперанского, попытки становления, карьеру, попытки привознести в Россию новых более улучшающих её положение реформ. Тематика данной курсовой работы очень актуальна в нынешнее время.
Глава I Восхождение
Михаил Михайлович Сперанский родился в 1772 году во Владимирской губернии в селе Черкутино. Отец его был священником сельской церкви. Он мало уделял внимание своему дому и семье, поэтому все заботы по быту целиком и полностью лежали на матери. С раннего утра и до позднего вечера она занималась хозяйственными делами. Сын же ее, бывший долгое время
единственным, рос предоставленным самому себе, то есть имел ту свободу, что как воздух необходима для возникновения из маленького человеческого
существа большой личности. Слабому физически от рождения Сперанскому было трудно угнаться за своими сверстниками в их забавах и шалостях. Оттого почти все свое время он проводил в одиночестве или же в общении с дедом Василием, сохранившим замечательную память на разные житейские истории. Именно от него получил будущий государственный деятель первые сведения об устройстве мира и месте человека в нем.
Родительский дом Сперанский покинул на восьмом году жизни. Около 1780года с помощью родственников он был устроен во Владимирскую епархиальную семинарию. По сложившейся традиции сыну священника надлежало продолжать дело отца. В середине 80-х годов XVIII в. во Владимирской семинарии существовали порядки, которые во многом отражали общественные нравы конца правления Екатерины II. В частности, там, как и в других учебных заведениях, широко применялись телесные наказания, в том числе и битье провинившихся розгами. М. Сперанский сразу же проявил себя достаточно дисциплинированным воспитанником и бит не был.
Летом 1788 года Владимирская семинария была объединена с Суздальской и Переяславской семинариями в одно учебное заведение, расположившееся в Суздале. Однако долго жить здесь Сперанскому не пришлось. Причиной тому были изменения, начавшиеся в системе церковного образования. Синод русской православной церкви в конце XVIII в. был озабочен низким уровнем подготовки священнослужителей. Во многих семинариях, по мнению Синода, слушателям не давали достаточных знаний. Поэтому было принято решение о создании на базе Славяно-греко-латинской семинарии, располагавшейся в Александро-Невском монастыре Петербурга, "главной семинарии", которая в 1797 г. была
преобразована в Духовную академию. Программа нового учебного заведения была составлена с учетом рационалистического и философского духа того времени. Она предусматривала безусловное изучение как традиционных семинарских дисциплин - теологии, метафизики, риторики, так и дисциплин светских - математики, истории, греческого языка. В распоряжении семинаристов была богатейшая библиотека, в которой имелись в подлинниках труды многих западноевропейских мыслителей. По решению Синода в Александро-Невскую семинарию направлялись лучшие
слушатели провинциальных семинарий со всей России. В их число удостоился чести попасть и Михаил Михайлович Сперанский, по направлению прибывший в столицу. Чрезвычайно интенсивный характер обучения в «главной семинарии» вместе с суровым монашеским воспитанием воздействовали на семинаристов в сторону выработки у них способности к продолжительным и напряженным умственным занятиям. Постоянные упражнения в написании сочинений развивали навыки строгого, логичного письма. Господствовавший дух угождения старшему и сильному, порабощения младшего и слабого формировал страх перед власть предержащими, но и в условиях строжайшей дисциплины у семинаристов находились время и возможность "согрешить": выпить, поиграть в карты и т. д. Однако в отличие от большинства своих товарищей, Сперанский предпочитал проводить свои свободные часы не в доступных развлечениях, а в чтении имеющихся книг. Это время в его жизни было периодом интенсивных движений ума, и окончательного духовного созревания. В самообразовании своем он вышел далеко за рамки религиозных вопросов нравственного бытия человека и будто под воздействием некой внутренней силы заинтересовался существующим в человеческом обществе механизмом властвования и средствами управления людьми. Все это позволило Сперанскому стать одним из наиболее эрудированных семинаристов.
разных сочинений, к сему относящихся. Изо всех сил упражнений, из
стократных, может быть, разговоров и рассуждений Вашего Величества
надлежало, наконец, составить одно целое. Отсюда произошел план всеобщего государственного образования».
Таким образом, план реформ, составленный М. М Сперанским в виде обширного документа «Введение к уложению государственных законов», был как бы изложением мыслей, идей и намерений не только реформатора, но и самого государя. Как верно замечает современный исследователь этой проблемы С.В. Мироненко, «самостоятельно, без санкции царя и его одобрения, Сперанский никогда не решился бы на предложение идей, чрезвычайно радикальных в условиях тогдашней России». Что же это были за идей?
Глава II. Идеи М.М. Сперанского и Александра I - план реформ
Наиболее полно взгляды нового реформатора М.М. Сперанского отражены в
записке 1809 года - «Введение к уложению государственных законов». В ней он высказал свое мнение не только по поводу отдельных конкретных проблем государственного развития и правопорядка, но и дополнительно объяснил и обосновал свои мысли на основании теории права или даже скорее философии права. Сперанский указывает на то, что живые силы государства могут проявляться либо в сосредоточенной форме (в единении друг с другом), либо порознь, будучи распределенными среди отдельных людей. В первом случае, говорил он, они способствуют развитию государственной власти и ее политических привилегий, а во втором случае, напротив, они поддерживают права подданных. Сперанский пишет: «Если бы права государственной власти были неограниченны, если бы силы государственные соединены были в державной власти и никаких
прав не оставляли бы они подданным, тогда государство было бы в рабстве и
правление было бы деспотическое». По мнению Сперанского, подобное рабство может принимать две формы, точнее иметь как бы две ступени. Первая форма исключает подданных не только из всякого участия в использовании государственной власти, но к тому же отнимает у них свободу распоряжаться своей собственной личностью и своей собственностью. Вторая, более мягкая, также исключает подданных из участия в управлении государством, однако оставляет за ними свободу по отношению к собственной личности и к имуществу. Следовательно при такой более мягкой форме подданные не имеют политических прав, но за ними остаются права гражданские. А наличие их означает, что в государстве в какой то степени есть свобода. Но свобода эта не достаточно гарантирована и может легко нарушаться со стороны государственной власти, поэтому- объясняет Сперанский- необходимо предохранять ее -по средствам создания и укрепления основного закона, то есть Политической конституции. Гражданские права должны быть перечислены в ней «в виде первоначальных гражданских последствий, возникающих из прав
политических», а гражданам должны быть даны политические права, при помощи которых они будут в состоянии защищать свои гражданские права и свою гражданскую свободу. Итак, по убеждению Сперанского, гражданские права и свободы недостаточно обеспечены законами и правом. Без конституционных гарантий они сами по себе бессильны, а следственно и излишни. Поэтому именно требование укрепления гражданского строя легло в основу всего плана государственных реформ Сперанского и определило их основную мысль - «правление, доселе самодержавное, поставить и учредить на законе». Иными словами Сперанский считал необходимым издание основных законов, которые станут гарантией гражданской свободы. Идея его здесь состоит в том, что государственную власть надо построить на постоянных началах, а правительство должно стоять на прочной конституционно - правовой основе и таким образом его власти
должны быть поставлены точные пределы, а деятельность его должна протекать строго в отведенных рамках закона. Эта идея вытекает из склонности находить в основных законах государства прочный фундамент для гражданских прав и свобод. Она несет в себе стремление обеспечить связь гражданского строя с основными законами и крепко поставить его, именно опираясь на эти законы. Сперанский в программе своих реформ говорит также о необходимости создания правового государства, которое в конечном итоге должно быть государством конституционным. Он объясняет, что безопасность человека и имущества - это первое неотъемлемое достояние всякого общества, поскольку неприкосновенность является сутью гражданских прав и свобод, которые имеют два вида : свобод личных и свобод вещественных.
Содержание личных свобод:
1. Без суда никто не может быть наказан;
2. Никто не обязан отправлять личную службу, иначе как по закону. Содержание свобод вещественных:
1. Всякий может располагать своей собственностью по произволу, сообразно общему закону;
2. Никто не обязан ни платить податей и повинностей иначе, как по закону, а не по произволу.
Таким образом мы видим, что Сперанский повсюду воспринимает закон, как
метод защиты безопасности и свободы. Однако он видит, что необходимы
гарантии не только от произвола исполнительной власти, но и от произвола
законодателя. Реформатор подходит к требованию конституционно - правового ограничения власти, чтобы правительство при выполнении своих функций принимало во внимание существующее право. Согласно Сперанскому это не привело бы к ослаблению государственной власти, а напротив придало бы ей большую стабильность.
Для решения задачи о подчинении власти праву, то есть законам, не
Информация о работе Реформы М. М. Сперанского в эпоху Александра I