Религия Ислам

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 15:41, реферат

Краткое описание

Самой поздней по времени возникновения мировой религией является ислам, или
мусульманство. Это одна из самых распространенных религий: приверженцев ее
насчитывается около 900 миллионов, преимущественно в Северной Африке, Юго-
Западной, Южной и Юго-Восточной Азии. Арабо-язычные народы почти поголовно
исповедуют ислам, тюрко-язычные и ирано-язычные — в подавляющем большинстве.
Много мусульман также среди северо-индийских народов. На

Файлы: 1 файл

история религии.docx

— 43.80 Кб (Скачать)

Мужчина становится мусульманином  после того, как над ним в  раннем возрасте

совершается обряд обрезания. Заключение брака совершается в  присутствии

духовных лиц, ими  фиксируется и закрепляется чтением  священных текстов

Корана. Развод для мужчины  мусульманина относительно прост, для  женщины

осложнен, но тоже возможен. Ислам разрешает мужчине иметь  до четырех жен,

если он в состоянии  их одинаково хорошо содержать. В  настоящее время на

практике многоженство встречается относительно редко, а  в некоторых

мусульманских странах оно несколько ограничено законодательством. Похоронный

обряд также предполагает чтение определенных сур Корана. Хоронят  обычно в

день кончины; тело кладут в могилу завернутым в саван, без  гроба, головой к

Мекке. Согласно мусульманским  представлениям, все мертвые в  День Суда

воскреснут, чтобы предстать  перед Аллахом и ответить за свои дела и

намерения.

Мужчины - мусульмане должны ходить с покрытой головой. Для этого  служат

разные шапочки типа тюбетейки, а также различные  виды чалмы - шарфа. особо

повязанного вокруг головы. Женщины должны закрывать лицо и  тело от взглядов

посторонних мужчин. Традиционная одежда мусульман широкая и удобная  для носки

в тех странах, в основном южных, где живет большинство  мусульман. Обычным

атрибутом благочестивого мусульманина являются четки из 99 или 33 бусин,

служащие для счета  славословий Аллаху. В исламе многократное восхваление

Аллаха и повторение его девяносто девяти "прекрасных имен" считается

благочестивой обязанностью.

Несмотря на обилие в  исламе различных течений, главными из которых являются

суннизм и шиизм, среди  всех мусульман существует довольно стойкое

представление о принадлежности к единой общности людей, объединенных общей

верой, общими традициями, общей начальной историей  и  общими интересами в

современном мире.

Наиболее значительной и по сей день является система  богословия, созданная

аль - Аш'ари (10в) . В 7 -10 вв. сложились и основные толки фикха, обычно

трактуемого как "мусульманское каноническое право". Эти системы теоретических

и практических принципов  шариата - праведного образа жизни мусульманина.

Именно фикх стал основой социальной системы ислама. В настоящее время

сохранилось, да и в  средние века, относительно незначительное число людей

знало тонкости догматики, а правила фикха всегда были обязательным предметом

обучения в семье  и в школе, предметом ученых и  неученых споров и бесед, столь

характерных для быта жителей мусульманских городских  кварталах. В трудах по

фикху, составляющих наиболее многочисленную группу средневековых арабских

рукописей, регламентируются поведение в быту и в обществе, имущественные

отношения, правила торговли, отношения в семье , брак.

С 6 - 7 вв. и по сей день концепция шариата - пути к богу через  выполнение

всех правил Закона - уживается с концепцией тарика, теоретической основой

суфизма, согласно которой некоторые люди могут заслужить благоволение Аллаха

и даже приблизиться к  нему и познать его через состояние  экстаза, венчающего

жизнь, которая строится по особым , отличным от будничных правилам

благочестия и аскетизма.

Для понимания исторической социальной роли ислама важна проблема соотношения

государства и духовенства. В исламе нет и церкви, служащей посредником между

человеком и Аллахом, ни духовного сословия, обладающего  особой благодатью;

духовная и светская власть в исламской теории, да отчасти  и на практике -

нераздельны.

Лозунг превращения  религиозной общности всех мусульман  в единство

политического порядка  не раз выдвигался и поддерживался  крупными

мусульманскими государствами, претендовавшими на особую лидирующую роль.

Направления Ислама.

Хотя ислам в какой-то степени и сплачивал людей  на основе общности религии,

но национальные противоречия в странах ислама отнюдь не исчезли, напротив,

они постепенно все обострялись. Это нашло отражение в разных течениях в

мусульманской религии, в расколах и сектах.

 

 

ШИИЗМ

 

Самый крупный (и один из самых ранних) раскол был вызван появлением шиизма

("шия" по-арабски  — партия, секта). Считают, что  в шиитском движении проявилось

недовольство и борьба персов против завоевателей — арабов, то есть что это была

своего рода религиозная  оболочка национального антиарабского движения в Иране.

Это отчасти верно, но такой характер шиизм принял не сразу, а лишь

впоследствии. Началось дело с внутренней борьбы среди арабов — с борьбы за

власть между преемниками  Мухаммеда. Четвертый халиф Али  был кровным

родственником пророка, его двоюродным братом и зятем; приверженцы  Али не

признавали законности предыдущих халифов, так как они  были не из рода пророка,

а были "избраны" религиозной  общиной, то есть попросту узурпировали власть.

Борьба за власть приняла  форму спора о преемственности  власти в халифате.

Сторонники Али потерпели  поражение, Али был убит, но его  последователи

укрепились в Иране  и Ираке, и там шиизм широко распространился как выражение

протеста против власти Арабского халифата. По шиитскому  преданию, Али и его

сыновья Хасан и Хусейн пали мучениками за веру. В память этого  шииты ежегодно

справляют траурный праздник шахсей-вахсей, при котором фанатично

настроенные верующие наносят  себе раны холодным оружием, выражая  свою

религиозную преданность  памяти мучеников.

Главная черта шиизма — вера в то, что законными  преемниками пророка Мухаммеда  —

имамами — могут быть только его сородичи-потомки, а "избранные" общиной

халифы незаконны. В  связи с этим шииты отвергают  сунну, составленную при первых

халифах из преданий о пророке. Но шиизм не остался единым, внутри него возникли

различные течения. Господствующим стало течение, признающее одиннадцать

законных имамов — потомков Али; двенадцатый имам будто бы еще в IX веке

таинственно скрылся  и где-то пребывает невидимо, однако должен в конце времен

объявиться как спаситель  — махди. Это наиболее распространенное в

шиизме течение особенно укрепилось в Иране и с начала XVI века (при династии

Сефевидов) стало там официальной государственной религией.

Другие ответвления  шиизма насчитывают гораздо меньше последователей и составляют

скорее секты. Такова секта исмаилитов (по имени Исмаила, ее основателя

в VII веке), распространенная ныне в горных районах Афганистана, Бадахшана и

др. Исмаилиты верят  в то, что в их имамов последовательно  воплощается "мировая

душа". Эти имамы  образуют наследственную династию Агаханов, ведущих светскую,

роскошную жизнь и  собирающих отовсюду дань с членов секты. В учение исмаилитов

влилось много идей из домусульманских религиозно-философских систем Азии и из

местных народных верований.

От исмаилитской секты отделилась в IX веке группа карматов —

демократическая секта, члены которой, преимущественно  крестьяне и бедуины

Аравии, устанавливали  общность имущества. Секта карматов просуществовала до XI

века.

От того же исмаилизма отпочковалась секта ассасинов, соединявшая

мистицизм с фанатической борьбой против немусульман. В годы крестовых походов

ассасины были самыми ярыми врагами крестоносцев (кстати, от названия секты

происходит французское  слово "assassin" — убийца.

Наконец в XI веке от того же корня отделилась группа последователей халифа

Хакима. По имени видного предводителя секты Исмаила ад Дарази последователи

секты до сих пор известны как друзы (в Ливане).

 

 

СУННИЗМ

 

В отличие от шиитского  направления, ортодоксальный ислам, охвативший большинство

мусульман мира, называется суннизмом: сторонники его признают

законность сунн. Суннизм тоже не остался вполне единым. В VIII-IX вв. в

нем возникло мутазилитское течение. Мутазилиты старались истолковать

мусульманское вероучение в рациональном духе, доказывали "справедливость" бога,

наличие свободной воли у человека, признавали Коран книгой, написанной людьми,

а не созданной богом. Мутазилитов поддерживали некоторые халифы, искавшие в

этой секте опору  для своей власти. Но вскоре (конец  IX века) реакционное

фанатическое духовенство  взяло верх в халифате, мутазилитов стали преследовать.

Укрепилось учение о  вечности, "несотворенности" Корана. Однако идеи мутазилитов

оставили след на дальнейшем развитии мусульманского богословия.

В VIII-IX вв. в правоверном мусульманском богословии сложились четыре школы:

ханифитов, шафиитов, маликитов и ханбалитов (по

именам их основателей). Последняя из этих школ была проникнута духом крайнего

фанатизма, буквального  толкования религиозных догматов; она  укрепилась среди

отсталого бедуинского  населения Аравии; близка к ней  была и школа маликитов,

получившая господство в Северной Африке. Другие две школы, распространившиеся в

более культурных областях мусульманского мира, допускали более  свободное

толкование учения. Особой взаимной отчужденности и вражды между приверженцами

этих четырех богословских школ нет.

 

 

СУФИЗМ

 

В тех же VIII-X вв. в исламе возникло мистическое, полумонашеское течение

суфизма (от слова "суфи" — грубая шерстяная ткань). Оно зародилось в недрах

шиизма, но проникло и  в среду суннитов. В суфийском вероучении сказалось

влияние идей маздеизма, буддизма и даже неоплатонизма. Суфии не

придавали большого значения внешней обрядности, а искали истинного

богопознания, мистического слияния с божеством. Некоторые суфии доходили до

пантеистического мировоззрения (бог — во всем мире, весь мир —  проявление или

эмансипация бога) и тем  самым удалялись от грубо антропоморфного  представления

об Аллахе, какое дано в Коране. Суфии придавали особое значение именам божьим,

встречаемым в Коране. Мистико-пантеистическое течение суфизма сначала

подверглось гонениям со стороны мусульманских фанатиков-ортодоксов, но

постепенно обе стороны  пошли на уступки. Последователи  суфийского учения стали

образовывать ордена странствующих монахов — дервишей — во главе с

шейхами, или ишанами. Эти ордена были признаны законными и у суннитов,

и у шиитов. Дервиши, хотя они и давали монашеский обет бедности, на деле вскоре

превратились в шарлатанов, обирающих и обманывающих народ; руководители же

дервишей, ишаны, в свою очередь обирают своих послушников — мюридов

. Некоторые дервишские ордена применяют в своих молебствиях так называемые

зикры — экстатические пляски и другие чисто шаманские способы общения с

божеством. Придается  большое значение мистическому возгласу: "Ху!".

 

 

ДВИЖЕНИЕ ТАРИКАТА

 

С суфизмом было исторически  связано движение тариката. Это понятие

первоначально означало благочестивый путь жизни для  общения с богом (слово

"тарикат" по-арабски путь). Но впоследствии тарикатом стали называть учение

фанатиков, проповедовавших "священную войну" против христиан и других неверных.

Под знаменем тариката вели, например, войну имамы на Кавказе (Кази-Мулла,

Шамиль) против русских. Боевую силу тариката составляли мюриды — послушники,

слепо повинующиеся своему мюршиду — духовному наставнику. Отсюда

движение Шамиля иногда называли мюридизмом.

 

 

ВАХХАБИТИЗМ

 

В новейшее время усложнение социально-экономических и политических условий

вызвали появление новых  сект в исламе. Среди бедуинов Аравии в XVIII веке

возникло течение  ваххабитов (последователей Муххамеда ибн Абдель

Ваххаба), в котором отразился стихийный протест против богатства и роскоши

городских купцов и богачей. Ваххабиты, продолжая традиции суровой  ханбалитской

школы, требовали возвращения  к патриархальной простоте жизни  первых веков

ислама, строгого исполнения предписанных обрядов и запретов, уничтожения

роскоши, боролись с европейскими культурными влияниями, не признавали культа

святых, поклонялись  только одному богу. После жестокой борьбы с противниками

ваххабиты к началу XX века взяли верх в государстве Неджд (Внутренняя Аравия),

а потом подчинили  себе Хиджас с городами Меккой и Мединой. В государстве

Саудовской Аравии, объединившем обе области, ваххабитизм сделался

господствующей религией.

 

 

БАБИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

 

Религиозную оболочку приняло  и массовое недовольство городской  бедноты и

крестьян Персии в  середине XIX века. Их идейным вождем выступил Мохаммед Али,

принявший прозвище "Баб" ("врата" в смысле посредника между людьми и богом).

Движение получило название бабистского. Баб проповедовал равенство и

братство всех людей, но, конечно, только верующих мусульман. Баб объявил себя

преемником пророка, который призван возвестить людям  новый закон. Учение Баба

было полно мистических  представлений и близко пантеизму. Движение бабистов,

широко распространившееся в народных массах, было жестоко  подавлено власть

имущими; главари подверглись суровой казни (1850 год). Однако движение имело

своих продолжателей, хотя и лишилось боевого настроя. Один из бывших

последователей Баба — Мирза Хусейн Али, принявший  прозвище "Бехаулла",

Информация о работе Религия Ислам