Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 15:41, реферат
Самой поздней по времени возникновения мировой религией является ислам, или
мусульманство. Это одна из самых распространенных религий: приверженцев ее
насчитывается около 900 миллионов, преимущественно в Северной Африке, Юго-
Западной, Южной и Юго-Восточной Азии. Арабо-язычные народы почти поголовно
исповедуют ислам, тюрко-язычные и ирано-язычные — в подавляющем большинстве.
Много мусульман также среди северо-индийских народов. На
Мужчина становится мусульманином после того, как над ним в раннем возрасте
совершается обряд обрезания. Заключение брака совершается в присутствии
духовных лиц, ими фиксируется и закрепляется чтением священных текстов
Корана. Развод для мужчины мусульманина относительно прост, для женщины
осложнен, но тоже возможен. Ислам разрешает мужчине иметь до четырех жен,
если он в состоянии их одинаково хорошо содержать. В настоящее время на
практике многоженство встречается относительно редко, а в некоторых
мусульманских странах оно несколько ограничено законодательством. Похоронный
обряд также предполагает чтение определенных сур Корана. Хоронят обычно в
день кончины; тело кладут в могилу завернутым в саван, без гроба, головой к
Мекке. Согласно мусульманским представлениям, все мертвые в День Суда
воскреснут, чтобы предстать перед Аллахом и ответить за свои дела и
намерения.
Мужчины - мусульмане должны ходить с покрытой головой. Для этого служат
разные шапочки типа тюбетейки, а также различные виды чалмы - шарфа. особо
повязанного вокруг головы. Женщины должны закрывать лицо и тело от взглядов
посторонних мужчин. Традиционная одежда мусульман широкая и удобная для носки
в тех странах, в основном южных, где живет большинство мусульман. Обычным
атрибутом благочестивого мусульманина являются четки из 99 или 33 бусин,
служащие для счета славословий Аллаху. В исламе многократное восхваление
Аллаха и повторение его девяносто девяти "прекрасных имен" считается
благочестивой обязанностью.
Несмотря на обилие в исламе различных течений, главными из которых являются
суннизм и шиизм, среди всех мусульман существует довольно стойкое
представление о принадлежности к единой общности людей, объединенных общей
верой, общими традициями, общей начальной историей и общими интересами в
современном мире.
Наиболее значительной и по сей день является система богословия, созданная
аль - Аш'ари (10в) . В 7 -10 вв. сложились и основные толки фикха, обычно
трактуемого как "мусульманское каноническое право". Эти системы теоретических
и практических принципов шариата - праведного образа жизни мусульманина.
Именно фикх стал основой социальной системы ислама. В настоящее время
сохранилось, да и в средние века, относительно незначительное число людей
знало тонкости догматики, а правила фикха всегда были обязательным предметом
обучения в семье и в школе, предметом ученых и неученых споров и бесед, столь
характерных для быта
жителей мусульманских
фикху, составляющих наиболее многочисленную группу средневековых арабских
рукописей, регламентируются поведение в быту и в обществе, имущественные
отношения, правила торговли, отношения в семье , брак.
С 6 - 7 вв. и по сей день концепция шариата - пути к богу через выполнение
всех правил Закона - уживается с концепцией тарика, теоретической основой
суфизма, согласно которой некоторые люди могут заслужить благоволение Аллаха
и даже приблизиться к нему и познать его через состояние экстаза, венчающего
жизнь, которая строится по особым , отличным от будничных правилам
благочестия и аскетизма.
Для понимания исторической социальной роли ислама важна проблема соотношения
государства и духовенства. В исламе нет и церкви, служащей посредником между
человеком и Аллахом, ни духовного сословия, обладающего особой благодатью;
духовная и светская власть в исламской теории, да отчасти и на практике -
нераздельны.
Лозунг превращения религиозной общности всех мусульман в единство
политического порядка не раз выдвигался и поддерживался крупными
мусульманскими государствами, претендовавшими на особую лидирующую роль.
Направления Ислама.
Хотя ислам в какой-то степени и сплачивал людей на основе общности религии,
но национальные противоречия в странах ислама отнюдь не исчезли, напротив,
они постепенно все обострялись. Это нашло отражение в разных течениях в
мусульманской религии, в расколах и сектах.
ШИИЗМ
Самый крупный (и один из самых ранних) раскол был вызван появлением шиизма
("шия" по-арабски — партия, секта). Считают, что в шиитском движении проявилось
недовольство и борьба персов против завоевателей — арабов, то есть что это была
своего рода религиозная оболочка национального антиарабского движения в Иране.
Это отчасти верно, но такой характер шиизм принял не сразу, а лишь
впоследствии. Началось дело с внутренней борьбы среди арабов — с борьбы за
власть между преемниками Мухаммеда. Четвертый халиф Али был кровным
родственником пророка, его двоюродным братом и зятем; приверженцы Али не
признавали законности предыдущих халифов, так как они были не из рода пророка,
а были "избраны" религиозной общиной, то есть попросту узурпировали власть.
Борьба за власть приняла форму спора о преемственности власти в халифате.
Сторонники Али потерпели поражение, Али был убит, но его последователи
укрепились в Иране и Ираке, и там шиизм широко распространился как выражение
протеста против власти Арабского халифата. По шиитскому преданию, Али и его
сыновья Хасан и Хусейн пали мучениками за веру. В память этого шииты ежегодно
справляют траурный праздник шахсей-вахсей, при котором фанатично
настроенные верующие наносят себе раны холодным оружием, выражая свою
религиозную преданность памяти мучеников.
Главная черта шиизма — вера в то, что законными преемниками пророка Мухаммеда —
имамами — могут быть только его сородичи-потомки, а "избранные" общиной
халифы незаконны. В связи с этим шииты отвергают сунну, составленную при первых
халифах из преданий о пророке. Но шиизм не остался единым, внутри него возникли
различные течения. Господствующим стало течение, признающее одиннадцать
законных имамов — потомков Али; двенадцатый имам будто бы еще в IX веке
таинственно скрылся и где-то пребывает невидимо, однако должен в конце времен
объявиться как спаситель — махди. Это наиболее распространенное в
шиизме течение особенно укрепилось в Иране и с начала XVI века (при династии
Сефевидов) стало там официальной государственной религией.
Другие ответвления шиизма насчитывают гораздо меньше последователей и составляют
скорее секты. Такова секта исмаилитов (по имени Исмаила, ее основателя
в VII веке), распространенная ныне в горных районах Афганистана, Бадахшана и
др. Исмаилиты верят в то, что в их имамов последовательно воплощается "мировая
душа". Эти имамы образуют наследственную династию Агаханов, ведущих светскую,
роскошную жизнь и собирающих отовсюду дань с членов секты. В учение исмаилитов
влилось много идей из домусульманских религиозно-философских систем Азии и из
местных народных верований.
От исмаилитской секты отделилась в IX веке группа карматов —
демократическая секта, члены которой, преимущественно крестьяне и бедуины
Аравии, устанавливали общность имущества. Секта карматов просуществовала до XI
века.
От того же исмаилизма отпочковалась секта ассасинов, соединявшая
мистицизм с фанатической борьбой против немусульман. В годы крестовых походов
ассасины были самыми ярыми врагами крестоносцев (кстати, от названия секты
происходит французское слово "assassin" — убийца.
Наконец в XI веке от того же корня отделилась группа последователей халифа
Хакима. По имени видного предводителя секты Исмаила ад Дарази последователи
секты до сих пор известны как друзы (в Ливане).
СУННИЗМ
В отличие от шиитского направления, ортодоксальный ислам, охвативший большинство
мусульман мира, называется суннизмом: сторонники его признают
законность сунн. Суннизм тоже не остался вполне единым. В VIII-IX вв. в
нем возникло мутазилитское течение. Мутазилиты старались истолковать
мусульманское вероучение в рациональном духе, доказывали "справедливость" бога,
наличие свободной воли у человека, признавали Коран книгой, написанной людьми,
а не созданной богом. Мутазилитов поддерживали некоторые халифы, искавшие в
этой секте опору для своей власти. Но вскоре (конец IX века) реакционное
фанатическое духовенство взяло верх в халифате, мутазилитов стали преследовать.
Укрепилось учение о вечности, "несотворенности" Корана. Однако идеи мутазилитов
оставили след на дальнейшем развитии мусульманского богословия.
В VIII-IX вв. в правоверном мусульманском богословии сложились четыре школы:
ханифитов, шафиитов, маликитов и ханбалитов (по
именам их основателей). Последняя из этих школ была проникнута духом крайнего
фанатизма, буквального толкования религиозных догматов; она укрепилась среди
отсталого бедуинского населения Аравии; близка к ней была и школа маликитов,
получившая господство в Северной Африке. Другие две школы, распространившиеся в
более культурных областях мусульманского мира, допускали более свободное
толкование учения. Особой взаимной отчужденности и вражды между приверженцами
этих четырех богословских школ нет.
СУФИЗМ
В тех же VIII-X вв. в исламе возникло мистическое, полумонашеское течение
суфизма (от слова "суфи" — грубая шерстяная ткань). Оно зародилось в недрах
шиизма, но проникло и в среду суннитов. В суфийском вероучении сказалось
влияние идей маздеизма, буддизма и даже неоплатонизма. Суфии не
придавали большого значения внешней обрядности, а искали истинного
богопознания, мистического слияния с божеством. Некоторые суфии доходили до
пантеистического мировоззрения (бог — во всем мире, весь мир — проявление или
эмансипация бога) и тем самым удалялись от грубо антропоморфного представления
об Аллахе, какое дано в Коране. Суфии придавали особое значение именам божьим,
встречаемым в Коране. Мистико-пантеистическое течение суфизма сначала
подверглось гонениям со
стороны мусульманских
постепенно обе стороны пошли на уступки. Последователи суфийского учения стали
образовывать ордена
странствующих монахов —
шейхами, или ишанами. Эти ордена были признаны законными и у суннитов,
и у шиитов. Дервиши, хотя они и давали монашеский обет бедности, на деле вскоре
превратились в шарлатанов, обирающих и обманывающих народ; руководители же
дервишей, ишаны, в свою очередь обирают своих послушников — мюридов
. Некоторые дервишские ордена применяют в своих молебствиях так называемые
зикры — экстатические пляски и другие чисто шаманские способы общения с
божеством. Придается большое значение мистическому возгласу: "Ху!".
ДВИЖЕНИЕ ТАРИКАТА
С суфизмом было исторически связано движение тариката. Это понятие
первоначально означало благочестивый путь жизни для общения с богом (слово
"тарикат" по-арабски путь). Но впоследствии тарикатом стали называть учение
фанатиков, проповедовавших "священную войну" против христиан и других неверных.
Под знаменем тариката вели, например, войну имамы на Кавказе (Кази-Мулла,
Шамиль) против русских. Боевую силу тариката составляли мюриды — послушники,
слепо повинующиеся своему мюршиду — духовному наставнику. Отсюда
движение Шамиля иногда называли мюридизмом.
ВАХХАБИТИЗМ
В новейшее время усложнение
социально-экономических и
вызвали появление новых сект в исламе. Среди бедуинов Аравии в XVIII веке
возникло течение ваххабитов (последователей Муххамеда ибн Абдель
Ваххаба), в котором отразился стихийный протест против богатства и роскоши
городских купцов и богачей. Ваххабиты, продолжая традиции суровой ханбалитской
школы, требовали возвращения к патриархальной простоте жизни первых веков
ислама, строгого исполнения предписанных обрядов и запретов, уничтожения
роскоши, боролись с европейскими культурными влияниями, не признавали культа
святых, поклонялись только одному богу. После жестокой борьбы с противниками
ваххабиты к началу XX века взяли верх в государстве Неджд (Внутренняя Аравия),
а потом подчинили себе Хиджас с городами Меккой и Мединой. В государстве
Саудовской Аравии, объединившем обе области, ваххабитизм сделался
господствующей религией.
БАБИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
Религиозную оболочку приняло и массовое недовольство городской бедноты и
крестьян Персии в середине XIX века. Их идейным вождем выступил Мохаммед Али,
принявший прозвище "Баб" ("врата" в смысле посредника между людьми и богом).
Движение получило название бабистского. Баб проповедовал равенство и
братство всех людей, но, конечно, только верующих мусульман. Баб объявил себя
преемником пророка, который призван возвестить людям новый закон. Учение Баба
было полно мистических представлений и близко пантеизму. Движение бабистов,
широко распространившееся в народных массах, было жестоко подавлено власть
имущими; главари подверглись суровой казни (1850 год). Однако движение имело
своих продолжателей, хотя и лишилось боевого настроя. Один из бывших
последователей Баба — Мирза Хусейн Али, принявший прозвище "Бехаулла",