Реформы Солона

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 17:53, курсовая работа

Краткое описание

Две тысячи лет тому назад великий оратор и политический деятель Древнего Рима Цицерон произнес замечательную фразу: «История-учительница жизни». Этот афоризм действительно определяет истинную ценность науки, которая, обобщая опыт прошлого, должна помогать настоящему в создании будущего.
Сегодня основополагающая задача России-создание демократического общества и государства. Решение этой задачи немыслимо без учета исторического опыта не только самой России, но и всего человечества.

Файлы: 1 файл

реформы солона.docx

— 66.82 Кб (Скачать)

Противоречивость  реформационной деятельности Солона в  том, что, поставив под контроль ростовщические операции с земельными наделами, он сформировал резкие имущественные  контрасты в вопросах власти, осудив на умирание законы родового строя; с  помощью введения активного избирательного права на всех граждан способствовал  поднятию престижа имущих, усилив расслоение. Общество, поддержавшее начинание Солона, не смогло четко функционировать, не дало объединяющей идеи, в нем сохранялось  напряженное положение. Конкуренцию  старому авторитету знати составили  промышленно – торговые слои –  демиурги, и это отразилось на все  менее строгом соблюдении установлений времен Солона.

И тем  не менее, реформы Солона явились  важным этапом в образовании государства  в Афинах, и их результаты можно  сравнить с политической революцией.

Первым  делом он отменил долговую кабалу и аннулировал все поземельные  долги. Закладные камни были убраны с полей. Граждане, ставшие рабами за долги, - отпущены на свободу; а те, кто был продан за границу, - выкуплены  за счет государства. Со времени Солона рабами в Афинах могли быть только иноплеменники, захваченные на войне  или купленные на мировом рабовладельческом  рынке того времени.

Чтобы предотвратить  разграбление крестьянских наделов  в будущем, Солон установил максимальный размер землевладения, находящегося в  частных руках .

Реформа долгового права была наиболее прогрессивной  и означала новый путь к демократическому развитию афинского общества, укреплению имущественных прав мелких и средних  собственников. Пойти дальше по этому  пути и осуществить передел земли  с тем, чтобы дать наделы безземельным, Солон не решился, ибо аристократические  слои были еще сильны экономически.

Одновременно  с тем была санкционирована широкая  завещательная свобода. Родовые  владения, подобно крестьянским дворам, могли переходить наследникам по воле завещателя. Земельные владения знати – опора ее власти –  включались в общий гражданский  оборот.

Важнейшей политической реформой Солона было установление имущественного ценза. Самые богатые  были причислены к первому разряду. Просто богатые – ко второму. Оба  эти разряда граждан получали право замещения всех важнейших  постов в государственном аппарате, но архонтами и казначеями могли  становиться лишь представители  первого разряда. Таким образом, вместо принципа аристократического ( принадлежность к определенным родам ) был утвержден принцип имущественный, принцип богатства. От этого выиигрывали  купцы и ростовщики, проигрывала  родовая знать. Третий разряд составили  граждане среднего достатка. Все прочие – феты – были зачислены в  один четвертый и последний разряд.

За единицу  исчисления богатства был избран медимн  - мера сыпучих тел  (приблизительно  50 – 60 л). Для зачисления в первый класс требовался доход в 500 медимнов зерна ежегодно (или соответствующий эквивалент); для зачисления во второй – 300; в третий – 200 .

Деление на имущественные разряды преследовало не только политические,  но и военные  цели. На гражданах каждого разряда  лежала обязанность военной службы. Первые два разряда служили в  коннице. Служба эта требовала больших  расходов, но зато была менее опасной  на войне. Третий разряд – тяжеловооруженные  гоплиты – пехотинцы  стали  истинной славой афинского войска. Четвертый разряд, первоначально  отстраненный от военной службы, составил затем легковооруженную пехоту.

Высшим  органом власти стало, по конституции  Солона, афинское народное собрание. В  противовес ему были созданы два  новых органа: Совет четырехсот и  гелиэя – суд присяжных заседателей. Совет четырехсот избирался старыми  ионическими племенами, продолжавшими  существовать несмотря на все перемены. Каждое из них посылало в Совет  по 100 человек. Играя важную роль в  законодательной процедуре, заведуя  всеми текущими делами, Совет четырехсот оказывал сдерживающее влияние на народное собрание и прямо ограничивал  власть ареопага .

Гелиэя  была судебным и законодательным  органом одновременно.

В народном собрании участвовали все разряды  свободного населения, включая фетов. Это было явной уступкой демосу. Зато выборы в Совет четырехсот были в руках тех, кто распоряжался в старых племенах, т. е. в руках  родовой знати. Гелиэя с ее широким  кругом участников учреждалась к  большей выгоде демоса. Но оставался  нетронутым ареопаг.  

После смерти Солона политики еще долгое время  обращались к его конституции, используя  ее в качестве авторитетного источника  права.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

 

                                                   1.  Источники                                                      

    1. Аристотель. Политика. Афинская полития / Пер. С. И. Радцига.                                           М.,1997.          

          1.2.    Аристотель. Сочинения в четырех  томах./ Под ред. В. Ф. Асмуса.  

                    М.,1975. Т.1 

    1. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. М., 1961. Т.1.
    2. Историки античности. В 2-х т. / Сост. М. Томашевская. Т. 1. Древняя Греция. М., 1980.

 

                                         2.   Литература

    1. Андреев Ю. В. Греческое общество в эпоху античной цивилизации.                              Становление полиса // История Европы. Т. 1. Древняя Европа. М., 1988. С.     237-253    
    2. Асмус В. Ф. Античная философия. Учеб. Пособие. М., 1976.
    3. Боннар А. Греческая цивилизация. Ростов н/Д, 1994.(КН. 1. Гл. 6. Солон и приближение демократии).
    4. Герои Греции в войне и мире/ История Греции в биографиях Г. В. Штолля. Скорина. 1992.
    5. Историография античной истории / Под. ред. В. И. Кузищина, М., 1980.
    6. Маринович Л., Кошеленко Г. Становление афинской демократии // Античная демократия в свидетельствах современников. М., 1996.
    7. Маринович Л., Кошеленко Г. Уроки античной демократии //Там же.
    8. Родс П. Дж. Кому принадлежала власть в демократических Афинах // ВДИ. 1998. Н. 3
    9. Темнов В. И. Аристотель и начала политической науки // Аристотель. Политика. Афинская полития. М., 1997   
    10. Фролов Э. Д. Рождение греческого полиса. Л., 1986

Яйленко В. П. Архаическая Греция// Ант

1    Маринович Л., Кошеленко Г. Становление афинской демократии// Античная демократия в свидетельствах современников. М., 1996. С. 5-6

2    Фролов Э. Д. Рождение греческого полиса. Л., 1986. С. 132

3    Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 115

4    Колобова К. М. Революция Солона// Учен. зап. Ленингр. ун-та. Вып. 4.1939. С. 25-72

      Лурье С. Я. К  вопросу о роли Солона в  революционном движении начала 6 в. – там же. С. 73-88

5    Фролов Э. Д. Рождение греческого полиса. Л., 1986. С. 134

6    Яйленко В. П. Архаическая Греция// Античная Греция. Т. 1. М., 1983. С. 188-189

7    Андреев Ю. В. Греческое общество в эпоху великой колонизации. Становление полиса// История Европы. Т. 1. Древняя Европа. М., 1988. С. 237-253

8    Боннар А. Греческая цивилизация. Ростов н/Д, 1994. (Кн. 1. Гл. 6. Солон и приближение демократии. С. 158

9    Герои Греции в войне и мире. История Греции в биографиях Г. В. Штолля. Скорина. 1992. С. 304

10 Аристотель. Политика. Афинская полития / Пер. С. И. Радцига. М., 1997

11 Темнов Е. И. Аристотель и начала политической науки. М.,1997. С.5

12 Там же. С. 263

13 Темнов Е. И. Аристотель и начала политической науки. М.,1997. С. 5

14 Там же. С. 29

15 Там же.  С. 30

16 Темнов Е. И. Аристотель и начала… С. 30

17 Темнов Е. И. Аристотель и начала … С. 40

18 Яйленко В. П. Архаическая Греция // Там же. С. 186

19 Плутарх. Сравнительные жизнеописания. М., 1961. Т. 1

20 Маркс К., Энгельс Ф.Избранные произведения. М., 1983, С.305

21 Фролов Э. Д. Рождение греческого полиса. Л., 1986. С. 131

22 Герои Греции в войне и мире.М., 1992. С. 47

23Герои Греции в войне и мире. М., 1992. С.52

24 Там же. С. 53

25 Боннар А. Солон и приближение демократии. 1994. С. 152

26 Фролов Э. Д. Рождение греческого полиса. Л., 1986. С. 153

27 Там же. С. 132

28 Боннар А. Солон и приближение демократии. 1994. С.133

29 Герои Греции в войне и мире. С. 55

30 Фролов Э. Д. Рождение греческого полиса. Л.,1986. С. 153

31 Боннар А. Солон и приближение демократии. С. 154

32 Боннар А. Солон и приближение демократии. С. 155

33 Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения. Т. 3 М., 1983. С. 306

34Боннар А. Солон и становление демократии. С. 156

35 Боннар А. Солон и приближение демократии. С. 156

36 Там же. С. 157

37 Суриков И. Е. Афинский ареопаг в первой половине 5 в. до н. э. // ВДИ. 1995. Н. 1. С 28-29

38 Там же. С. 28


Информация о работе Реформы Солона