Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 17:53, курсовая работа
Две тысячи лет тому назад великий оратор и политический деятель Древнего Рима Цицерон произнес замечательную фразу: «История-учительница жизни». Этот афоризм действительно определяет истинную ценность науки, которая, обобщая опыт прошлого, должна помогать настоящему в создании будущего.
Сегодня основополагающая задача России-создание демократического общества и государства. Решение этой задачи немыслимо без учета исторического опыта не только самой России, но и всего человечества.
Противоречивость реформационной деятельности Солона в том, что, поставив под контроль ростовщические операции с земельными наделами, он сформировал резкие имущественные контрасты в вопросах власти, осудив на умирание законы родового строя; с помощью введения активного избирательного права на всех граждан способствовал поднятию престижа имущих, усилив расслоение. Общество, поддержавшее начинание Солона, не смогло четко функционировать, не дало объединяющей идеи, в нем сохранялось напряженное положение. Конкуренцию старому авторитету знати составили промышленно – торговые слои – демиурги, и это отразилось на все менее строгом соблюдении установлений времен Солона.
И тем не менее, реформы Солона явились важным этапом в образовании государства в Афинах, и их результаты можно сравнить с политической революцией.
Первым делом он отменил долговую кабалу и аннулировал все поземельные долги. Закладные камни были убраны с полей. Граждане, ставшие рабами за долги, - отпущены на свободу; а те, кто был продан за границу, - выкуплены за счет государства. Со времени Солона рабами в Афинах могли быть только иноплеменники, захваченные на войне или купленные на мировом рабовладельческом рынке того времени.
Чтобы предотвратить разграбление крестьянских наделов в будущем, Солон установил максимальный размер землевладения, находящегося в частных руках .
Реформа долгового права была наиболее прогрессивной и означала новый путь к демократическому развитию афинского общества, укреплению имущественных прав мелких и средних собственников. Пойти дальше по этому пути и осуществить передел земли с тем, чтобы дать наделы безземельным, Солон не решился, ибо аристократические слои были еще сильны экономически.
Одновременно с тем была санкционирована широкая завещательная свобода. Родовые владения, подобно крестьянским дворам, могли переходить наследникам по воле завещателя. Земельные владения знати – опора ее власти – включались в общий гражданский оборот.
Важнейшей
политической реформой Солона было установление
имущественного ценза. Самые богатые
были причислены к первому разряду.
Просто богатые – ко второму. Оба
эти разряда граждан получали
право замещения всех важнейших
постов в государственном аппарате,
но архонтами и казначеями могли
становиться лишь представители
первого разряда. Таким образом,
вместо принципа аристократического (
принадлежность к определенным родам
) был утвержден принцип
За единицу исчисления богатства был избран медимн - мера сыпучих тел (приблизительно 50 – 60 л). Для зачисления в первый класс требовался доход в 500 медимнов зерна ежегодно (или соответствующий эквивалент); для зачисления во второй – 300; в третий – 200 .
Деление
на имущественные разряды
Высшим органом власти стало, по конституции Солона, афинское народное собрание. В противовес ему были созданы два новых органа: Совет четырехсот и гелиэя – суд присяжных заседателей. Совет четырехсот избирался старыми ионическими племенами, продолжавшими существовать несмотря на все перемены. Каждое из них посылало в Совет по 100 человек. Играя важную роль в законодательной процедуре, заведуя всеми текущими делами, Совет четырехсот оказывал сдерживающее влияние на народное собрание и прямо ограничивал власть ареопага .
Гелиэя была судебным и законодательным органом одновременно.
В народном собрании участвовали все разряды свободного населения, включая фетов. Это было явной уступкой демосу. Зато выборы в Совет четырехсот были в руках тех, кто распоряжался в старых племенах, т. е. в руках родовой знати. Гелиэя с ее широким кругом участников учреждалась к большей выгоде демоса. Но оставался нетронутым ареопаг.
После смерти Солона политики еще долгое время обращались к его конституции, используя ее в качестве авторитетного источника права.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
1.2. Аристотель. Сочинения в четырех томах./ Под ред. В. Ф. Асмуса.
М.,1975. Т.1
Яйленко В. П. Архаическая Греция// Ант
1 Маринович Л., Кошеленко Г. Становление афинской демократии// Античная демократия в свидетельствах современников. М., 1996. С. 5-6
2 Фролов Э. Д. Рождение греческого полиса. Л., 1986. С. 132
3 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 115
4 Колобова К. М. Революция Солона// Учен. зап. Ленингр. ун-та. Вып. 4.1939. С. 25-72
Лурье С. Я. К вопросу о роли Солона в революционном движении начала 6 в. – там же. С. 73-88
5 Фролов Э. Д. Рождение греческого полиса. Л., 1986. С. 134
6 Яйленко В. П. Архаическая Греция// Античная Греция. Т. 1. М., 1983. С. 188-189
7 Андреев Ю. В. Греческое общество в эпоху великой колонизации. Становление полиса// История Европы. Т. 1. Древняя Европа. М., 1988. С. 237-253
8 Боннар А. Греческая цивилизация. Ростов н/Д, 1994. (Кн. 1. Гл. 6. Солон и приближение демократии. С. 158
9 Герои Греции в войне и мире. История Греции в биографиях Г. В. Штолля. Скорина. 1992. С. 304
10 Аристотель. Политика. Афинская полития / Пер. С. И. Радцига. М., 1997
11 Темнов Е. И. Аристотель и начала политической науки. М.,1997. С.5
12 Там же. С. 263
13 Темнов Е. И. Аристотель и начала политической науки. М.,1997. С. 5
14 Там же. С. 29
15 Там же. С. 30
16 Темнов Е. И. Аристотель и начала… С. 30
17 Темнов Е. И. Аристотель и начала … С. 40
18 Яйленко В. П. Архаическая Греция // Там же. С. 186
19 Плутарх. Сравнительные жизнеописания. М., 1961. Т. 1
20 Маркс К., Энгельс Ф.Избранные произведения. М., 1983, С.305
21 Фролов Э. Д. Рождение греческого полиса. Л., 1986. С. 131
22 Герои Греции в войне и мире.М., 1992. С. 47
23Герои Греции в войне и мире. М., 1992. С.52
24 Там же. С. 53
25 Боннар А. Солон и приближение демократии. 1994. С. 152
26 Фролов Э. Д. Рождение греческого полиса. Л., 1986. С. 153
27 Там же. С. 132
28 Боннар А. Солон и приближение демократии. 1994. С.133
29 Герои Греции в войне и мире. С. 55
30 Фролов Э. Д. Рождение греческого полиса. Л.,1986. С. 153
31 Боннар А. Солон и приближение демократии. С. 154
32 Боннар А. Солон и приближение демократии. С. 155
33 Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения. Т. 3 М., 1983. С. 306
34Боннар А. Солон и становление демократии. С. 156
35 Боннар А. Солон и приближение демократии. С. 156
36 Там же. С. 157
37 Суриков И. Е. Афинский ареопаг в первой половине 5 в. до н. э. // ВДИ. 1995. Н. 1. С 28-29
38 Там же. С. 28