Реформы Солона

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 17:53, курсовая работа

Краткое описание

Две тысячи лет тому назад великий оратор и политический деятель Древнего Рима Цицерон произнес замечательную фразу: «История-учительница жизни». Этот афоризм действительно определяет истинную ценность науки, которая, обобщая опыт прошлого, должна помогать настоящему в создании будущего.
Сегодня основополагающая задача России-создание демократического общества и государства. Решение этой задачи немыслимо без учета исторического опыта не только самой России, но и всего человечества.

Файлы: 1 файл

реформы солона.docx

— 66.82 Кб (Скачать)

В 594 г. до н. э. всеобщее недовольство вылилось, по словам Аристотеля, в «великую смуту»; «Смута была сильная, и долгое время одни боролись против других …» (Аристотель. Афинская полития , IV , 5 , 2). «Огромное большинство, и к тому же люди большой физической силы, - пишет Плутарх в своих «Сравнительных жизнеописаниях», - собирались и уговаривали друг друга не оставаться равнодушными зрителями, а выбрать себе одного вожака, надежного человека, и освободить должников, пропустивших срок уплаты, а землю переделить и совершенно изменить государственный строй.»

Оказавшись  в столь сложной ситуации, борющиеся  стороны сошлись на кандидатуре  поэта и политического деятеля  Солона. Было известно, что он не является  «сообщником богатых в их преступлениях»  и в то же время «не угнетен  нуждою». «По отцу своему, Экзекестиду, Солон происходил из старинной царской  фамилии Кодридов, а по матери находился  в родстве с Писистратидами»22. В юности он приобрел всестороннее образование, а частые путешествия, которые он предпринимал в качестве купца в зрелом возрасте, дали ему знание людей и разнообразный жизненный опыт. В продолжение всей жизни страсть к знанию была главной чертой его характера: «Не переставая учиться, я приближаюсь к старости» – говорит он в одном из своих стихотворении. За высокое образование и практическую мудрость, высказанные во всех житейских делах, в его стихотворениях, равно как и в политической деятельности, он считался одним из семи греческих мудрецов.

Первые  известия о политической деятельности Солона относятся к 604 г.

до н. э.,  когда он побудил афинян к завоеванию потерянного Саламина. «На Саламин  поспешимте, сразимся за остров желанный, чтобы скорее с себя тяжкий позор  этот снять». (Приложение 5. Стихотворения  Солона, 2 Саламин). «Тут снова афиняне  начали войну с мегарцами и  победили их благодаря Солону».  (Диоген Лаэртский ,1 , 46 ) .

В 595 г. до н. э.  афиняне, в знак почетного признания его заслуг, избрали его в Совет амфиктионов, проходивший в Дельфах. Там он предложил наказание крисейцев, которые не соблюдали правил  относительно священного оракула, и «возбудил священную войну, которую афиняне… выдержали победоносно».23 Таким образом, Солон своей деятельностью уже оказал отечеству великие услуги. Но он видел, что без коренного изменения государственного устройства  «не может быть надолго утверждено благо государства».24 Знать все еще оставалась «в исключительном обладании государственной властью и имела мало желания отказаться от своих преимуществ… Государство не могло приобрести значительной силы, пока не были сняты оковы с народа».25 Таким образом, в 594 г. знать избрала Солона первым архонтом и дала ему полномочия  «быть водворителем мира между знатью и народом и издателем необходимых для этого законов».26

Важно, однако, подчеркнуть, что он подходил к этой роли не только объективно, в силу реальной близости своей к главным группам  складывавшегося афинского полиса, но и субъективно».Обладая от природы  живым умом и любознательностью, много повидав и узнав во время  своих путешествий-пишет А. Боннар,-он беспредельно расширил и углубил  круг представлений, унаследованных от своих аристократических предков».27 Он не только оказался восприимчив к новым идеям, но и обнаружил замечательную способность к их претворению в жизнь. «Будучи реальным политиком, он осуществил преобразования, продиктованные исторической необходимостью, но он осуществил их не в качестве слепого орудия объективного закона, а в полном сознании своей миссии, как сознательный творец нового порядка».28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА  II.   РЕФОРМЫ СОЛОНА

 

2. 1 Социально-экономические реформы

 

Прежде  всего Солон провел сисахфию –  «стряхивание бремени»  – долговую реформу, которая означала прямое вмешательство  в отношения собственности.  «Многие  из народа занимали деньги у богатой  знати под залог своего тела, многие были уже осуждены на рабство своим  кредиторам». Этим людям помощь могла  быть оказана не иначе, как  «совершенным уничтожением их долгов, безвозмездным  восстановлением их свободы».29  «Солон освободил народ и в текущии момент и на будущее время, воспретив обеспечивать ссуды личной кабалой.

 Затем  он издал законы и произвел  отмену долгов как частных,  так и государственных». (Аристотель. Афинская полития. 4, 6). Афиняне, попавшие  в рабство за долги освобождались,  а проданные в рабство за  пределы страны – выкупались  за счет государства. Солон  с гордостью говорит, что с  заложенной ранее земли он  «поставленных камней закладных  много снял …»  и что из  числа закабаленных за долги  граждан одних он вернул с  чужбины «… уж аттическую речь  забывших …»,  «а тех, кто  дома рабства тяжкого позор  переносил», он сделал свободными. Напротив, тот кто обладал недвижимой  собственностью, домами или пашней, и занял под нее деньги, не  мог быть освобожден от своего  долга. Солон позаботился о  том, чтобы и им была облегчена  уплата. Этого он достиг посредством  изменения в монете. Солон велел  чеканить менее веские драхмы  вместо прежних, так что теперь 100 новых драхм по цене серебра  равнялись 73 старым, и затем определил,  чтобы все долги были уплачиваемы  новой монетой. Кроме того, были  умерены указные проценты на  деньги, занятые до 594 г. под залог недвижимого имущества, и было постановлено, чтобы долги могли выплачиваться незначительными суммами в определенные сроки.  «… Так что когда возвращали по счету то же самое количество, по значению же меньшее, плательщики значительно выигрывали, но получающие нисколько не теряли.» (Плутарх. Солон , 15).

Сисахфия  посягала на интересы родовой знати  и была уступкой демосу. В то же время  Солон не выполнил важного требования бедноты – не произвел передела земли. По словам самого Солона, в его  намерение вовсе не входило  «в пажитях родных дать худым и благородным  долю равную иметь», т. е. полностью  уравнять знать и простонародье  в имущественном и социальном отношении.

         Снятие долговых камней и отмена  долгового рабства были тяжелым  ударом по родовой аристократии, т. к. именно с помощью этих  мер она увеличивала свои земельные  владения и закабаляла земледельцев, превращая их в зависимых арендаторов.  Для того чтобы впоследствии  подобное положение не так  легко возвратилось, Солон постановил, чтобы впредь никто не смел  «занимать под залог тела»,  закладывать при получении денег  свою личность. Подобный залог не имел никакой политической законности. Продажа аттического гражданина в рабство была запрещена  под страхом смертной казни. Сисахфией Солон дал обедневшему народу новое существование и мирным путем доставил ему выгоды, которые в других областях добывались кровавыми волнениями.30 Вместе с тем отмена долгового рабства имела принципиальное значение для всего дальнейшего развития афинской экономики, т. к. ориентировала развивающиеся крупные хозяйства (как поместья, так и ремесленные мастерские) не на труд зависимых кабальных соплеменников, а на труд рабов, приобретенных на рынках или захваченных во время военных кампаний, т. е. открыла дорогу классическому рабовладению.

Известен  также закон Солона, запрещавший  приобретать землю свыше определенной нормы, т. е. закон, установивший максимальный размер земельного владения.

Все эти  меры – отмена долгового рабства, ограничение ссудного процента, переход  на эвбейскую систему мер, реформа  о введении земельного максимума  – имели успех, т. к. в дальнейшем, на протяжении VI-V вв. до н. э. Аттика оставалась по преимуществу страной среднего и мелкого землевладения, в которой даже самые большие рабовладельческие хозяйства не превышали по площади нескольких десятков гектаров.

Тем не менее, этими мерами «Солон не угодил ни той, ни другой стороне: богатых он озлобил  тем, что упразднил долговые обязательства, а бедных – еще больше тем, что  не произвел передела земли, как они  надеялись…» ( Плутарх , Солон , 4 , 16 ) .

В Афинах мало чувствовались узы гражданских  и политических учреждений, а это  зависело от того, что личность не поглощалась  гражданином, а имения принадлежали не только правительству; напротив, каждый гражданин, имевший право собственности, владел ею вполне свободно и независимо. Эту свободу тоже основал Солон, издав закон о духовных завещаниях. Солон,  «предпочитавший дружбу родству  и свободу принуждению», хотел, чтобы  каждый был господином своего состояния  и поэтому разрешил тем, у кого не было детей, располагать своим имуществом по желанию. Но он утверждал только те завещания, которые писались в полном рассудке, т.е. когда завещатель «буде не действовал в состоянии болезни, не был околдован зельем, не был заключен в оковы, или не был вынужден необходимостью …»  ( Плутарх , Солон , 4 , 21 ). Он считал незаконными и те завещания, которые составлялись по принуждению или  «под влиянием женщины». (Там же). Родственники наследовали только в том случае, если завещания не было. Если у умершего были дети, то наследство делилось поровну между сыновьями, обязывавшимися, однако, дать приданое сестрам; ежели не было сына – наследницей считалась дочь.

Эта реформа  была направлена против экономических  устоев родового строя и больше всего  ударила по эвпатридам – владельцам родовой собственности.

Солон придавал большое значение брачным союзам, препятствуя тем из них, которые  имели вид покупки. Он хотел, чтобы  брак представлял  «тесный союз мужа и жены, цель которого - основывать  новые семейства и наслаждаться сладостью взаимной нежности». Чтобы  достигнуть этого, Солон запретил старикам из корыстных целей жениться на богатых  наследницах – «будучи не способны к сожитию, берут в жены наследниц  ради денег и, пользуясь законом, насилуют природу».  (Плутарх, Солон, 4 , 20 ), а невестам – приносить  мужу приданое больше трех платьев  и небольшого количества недорогой  домашней утвари.

Семья уважалась  всеми, и никто, даже правительство, не имел право  проникать в тайны  священного семейного очага. Солон  обязует взрослого сына кормить  больного отца. И прежде чем избрать  гражданина на высокую должность  по требованию закона, нужно было справиться, был ли он хорошим сыном: уважал ли своих родителей при жизни, чтил ли память после смерти.

До 16 лет  родители воспитывали ребенка как  хотели. В 16 лет афинянин становился учеником государства и поступал в общественный гимназиум, где до 18 лет учился под надзором должностных  лиц и подвергался строгой  дисциплине

                    В 18 лет, т. е. в год своего  гражданского совершеннолетия, юноша  имел право вступить во владение  родовым имением.В это же время  он поступал на военнуюслужбу. .                                                                                                                                                                                                                                            В 20 лет – в год политического  совершеннолетия – молодой человек  становился полноправным гражданином.  Он принимал участие в народном  собрании, где уже пользовался  правом голоса.

В 30 лет  гражданин имел право поступить  в сенат.

В 60 лет  он оставлял военную службу и мог  отдыхать.

Желая поднять  промышленность страны, Солон всячески поощрял занятия торговлей и  ремеслами. «Солон видел, что город  наполняется вечно людьми, стекающимися свободно отовсюду в Аттику, но что  земля в большей части страны бесплодная и плохая, люди же, приезжающие  по морю, обычно ничего не привозят, поскольку  местные жители ничего не могут им дать в обмен» (Плутарх, Солон , 4 , 22).

По одному из солоновых законов, отец, не научивший  сына ремеслу, не имел права требовать, чтобы сын содержал и кормил его  в старости, и ареопаг, следивший  за занятиями граждан, должен был  наказывать праздных. Т. о., про  Афины  можно сказать, что они возвели  труд в закон. 

В экономической  области Солон преследовал цель активизировать хозяйственную жизнь  Афин в целом. Были приняты меры для  регулирования водоснабжения на территории Аттики, обычно страдавшей от засухи. Особое внимание было обращено на развитие оливководства: был разрешен вывоз оливкового масла за пределы  Аттики с целью наживы, в то время  как вывоз зерна был законодательно запрещен.  «… И вменил в обязанность  архонту подвергать проклятию тех, кто стал бы вывозить, под угрозой  в противном случае самому платить  в казну штраф в сто драхм» ( Плутарх, Солон, 4 , 24 ).

Этот  закон был направлен против родовой  знати, которая, владея  пахотной землей и вывозя хлеб за пределы Аттики, устанавливала произвольно цены на хлеб на внутреннем рынке.

«Все  реформы и вся деятельность Солона характеризуется тем, что, покончив с той частью дела, которая требует  смелости и решительности, он вновь был проникнут духом справедливости и умеренности»-пишет А. Боннар.31 Солон сам дерзнул развязать революционный кризис и не боялся в этот период вести войну на два фронта. Нет ничего труднее, чем придерживаться этой политики «справедливости» в разгар борьбы (в своих поэтических произведениях Солон постоянно возвращается к этому слову). 

 

2. 2  Политические  реформы      

                                                                         

          Не меньшее  значение имели и политические  реформы Солона. Они проникнуты  тем же духом дерзания и  умеренности, как и остальные,  и спустя несколько поколений  принесли ожидаемый плод-демократию.

         Сначала  многие были недовольны этими  законами.  «Однако вскоре, увидав  пользу и оставив личные нарекания…  Солона назначили исправителем  государственного устройства и  законодателем и поручили ему  … все решительно: определить  высшие государственные должности,  народные собрания, суды, советы, ценз  на каждого из этих учреждении, число их и срок действия, упраздняя  и сохраняя из наличного и  существующего то, что найдет  нужным». (Плутарх , Солон , 4 , 16 ).

Прежде  всего он провозгласил общую амнистию или прощение, из которой исключались  изменники и убийцы.

Из древней  конституции он сохранил только некоторые  положения, остальные отменил.  «Прежде  всего он отменил законы Драконта, все, кроме законов об убийствах  …»  (Плутарх, Солон , 17).

Информация о работе Реформы Солона