Реформы Солона

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 17:53, курсовая работа

Краткое описание

Две тысячи лет тому назад великий оратор и политический деятель Древнего Рима Цицерон произнес замечательную фразу: «История-учительница жизни». Этот афоризм действительно определяет истинную ценность науки, которая, обобщая опыт прошлого, должна помогать настоящему в создании будущего.
Сегодня основополагающая задача России-создание демократического общества и государства. Решение этой задачи немыслимо без учета исторического опыта не только самой России, но и всего человечества.

Файлы: 1 файл

реформы солона.docx

— 66.82 Кб (Скачать)
ВВЕДЕНИЕ

 

         Две тысячи лет тому назад  великий оратор и политический  деятель Древнего Рима Цицерон   произнес замечательную фразу:  «История-учительница жизни». Этот  афоризм действительно определяет  истинную ценность науки, которая,  обобщая опыт прошлого, должна  помогать настоящему в создании  будущего.

        Сегодня основополагающая задача  России-создание демократического  общества и государства. Решение  этой задачи немыслимо без  учета исторического опыта не  только самой России, но и всего  человечества.

       При освоении предшествующего  опыта человечества в создании  демократического устройства особое  место занимает изучение античной, древнегреческой демократии.

        Когда мы говорим об античной  демократии, то в первую очередь  имеем в виду демократию Афин. Характерные особенности античной  демократии нашли свое наиболее  полное выражение именно здесь.  К тому же именно Афины дали  нам наиболее полно документированную  историю демократического общества  от момента зарождения его  и вплоть до гибели.1

       Первым этапом на пути становления  афинской демократии явилось  законодательство Солона.Сам великий  законодатель заявлял, что цель  его реформ-примирение враждующих  группировок, сложившихся среди  свободного населения.На рубеже  VII-VI вв. до н. э. борьба между демосом и господствующим сословием знати достигла крайней степени ожесточения. Однако в критический момент борющиеся группировки пошли на компромисс и согласились на посредничество мудреца Солона, который, получив соответствующие полномочия, осуществил всеобъемлющее законодательство и реформу социально-политического строя. Его мероприятия отвечали всем основным требованиям демоса, хотя и с известными ограничениями крайних претензий, а вместе с тем заложили основы полисного строя, античного гражданства как свободной, правоспособной и самодеятельной социальной корпорации. Солон прозорливо усматривал и не переставал подчеркивать как главный полисный принцип «тему нормы, или закона, в силу чего, вопреки радикальным стремлениям народной массы, он, хотя и заложил устои демократии, все же сохранил и ряд опор прежнего режима, осуществив, таким образом, свой принцип меры до некоторой степени преждевременно».2

Солон осуществил принципиальное переустройство общественных отношений, чем, по выражению Ф. Энгельса, «открыл  ряд так называемых политических революций».3 С его именем связано проведение целого ряда коренных преобразований, положивших начало формированию афинского демократического полиса.

       Как  мы видим, многие принципы демократии, разработанные 25 веков назад,  продолжают действовать и в  наше время, превратившись в  своего рода вечные нормы жизни  общества, которое заслуживает названия  гражданского.

      Проблема  законодательства в древности,  в частности законы Солона, в  советской историографии специально  не изучалась, ей уделено внимание  в общих курсах по истории  Древней Греции некоторых монографических  исследованиях. Отличительной чертой  советских антиковедов является  постановка вопроса о влиянии  реформ Солона на становление  афинской демократии. Точнее, именно  Солон своими преобразованиями  заложил основы демократии. Ранее  всего значение законодательства  Солона было отмечено К. М.  Колобовой и С. Я. Лурье.4 Э. Д. Фролов также считает, что «своею политикой Солон не только заложил основы афинского гражданского общества, но и указал путь, следуя которому это общество могло дальше развиваться,-путь гражданского компромисса».5 Но, закладывая фундамент гражданского общества, Солон не оставил без внимания и его политическую надстройку: он провел демократизацию как частного, так и общественного права. В отличии от Э. Д. Фролова  В. П. Яйленко  называет Солона «реставратором развалившейся системы олигархического землевладения, консерватором по духу, прогрессивным лишь в том смысле, что в это время всякое упорядочение общественных отношений способствовало прогрессу»6. «Солон выработал законодательство- пишет Яйленко,- оформившее полисный организм и направившее его дальнейшее развитие по эволюционному руслу, поскольку основные проблемы, связанные с задолженностью, обезземеливанием и порабощением свободной личности, были решены в результате проведенных реформ».

        Законодательству  Солона уделено внимание Андреевым  Ю. В. в ходе изучения греческого  общества в эпоху становления  полиса и великой колонизации».7

        А.  Боннар называет Солона законодателем-поэтом, т. к. его деятельность зафиксирована  в его же стихах, отражая позиции  древнегреческого политического  деятеля. «Солон стал политиком  и законодателем лишь потому, что он был прежде всего  человеком большого ума, человеком,  в котором ясность мысли сочеталась  с сердечным жаром. Он был  поэт и «энтузиаст». В нем  жила справедливость. Он стремился  утвердить ее правление в нарождавшейся  демократии».8 «Солон открыл путь демократии, действуя необычайно смело и вместе с тем с редким благоразумием»-пишет А. Боннар.

  Немецкий  ученый Г. В. Штолль также  высоко оценивает значение законов  Солона, называя его «устроителем  государства и законодателем», в  делах которого «господствует  дух гуманности и справедливости».9 «Солоново законодательство-по словам Штолля,- признается за дело великой политической мудрости».

         Наиболее ценным источником для  изучения законодательства Солона  являются сочинения величайшего  греческого мыслителя Аристотеля - «Политика» и «Афинская полития».10Точной даты и конкретных обстоятельств создания  «Политики»  и «Афинской политии»  мы не знаем. С того времени прошло более 2000 лет. Но это не единственное затруднение, с которым сталкивается исследователь научного наследия великого грека: за тысячи лет о нем написаны горы книг. В конце XIX в. общая библиография Аристотеля насчитывала 3742 работы. По единодушному мнению переводчиков и комментаторов, «тексты самого ученого представляют зачастую загадку из - за своей фрагментарности и разбросанности»11. Правда, историческая реконструкция предоставляет средства, дающие возможность в какой–то мере преодолеть трудности, восстановить с достаточной полнотой его жизнь и взгляды.

«Литературная – научная и философская –  продуктивность Аристотеля была чрезвычайно  велика. По существу, в его сочинениях охвачены все отрасли  современного философского и научного знания. Удивительна, кроме того, обстоятельность трактовки  рассматриваемых вопросов и обширность познаний, касающихся развития науки».12

Основную  часть дошедших до нас сочинений  Аристотеля составляет свод его трактатов  и ряда отрывков. Часть из них  – подлинные произведения самого Аристотеля, часть подложны. Приблизительно столетием позже один из ученых библиотекарей  Александрии составил список из 146 названий работ Аристотеля.

В этом списке не оказалось названий некоторых  важнейших трактатов ученого, вошедших в указанный выше свод.. Следовательно, александрийскому библиотекарю трактаты эти остались неизвестны.

По мнению В. Ф. Асмуса, на вопросы эти можно  найти ответ в рассказе древнего ученого Страбона (хотя позднейшая критика квалифицировала этот рассказ  как романтический вымысел). Сообщение  Страбона (и Плутарха) состоит в следующем. Через 35 лет после смерти Теофраста, его библиотека и архив Аристотеля перешли  во владение его ученика Нелея. Нелей вывез этот архив на свою родину, в Скепсис. В период, когда пергамские цари, составляя для себя библиотеку, производили конфискацию ценных частных библиотек, наследники Нелея спрятали рукописи Аристотеля в подвале, где они оставались в течение полутораста лет, подвергаясь при этом порче. Найденные в уже поврежденном состоянии, рукописи были приобретены Апелликоном, который перевез их в Афины. В 80 г. до н. э. римский полководец и диктатор Сулла захватил библиотеку Апелликона и переправил ее в Рим. С рукописями Аристотеля познакомились сначала друг Цицерона Тираннион, а затем ученый Андроник из Родоса. Андроник занялся исправлением рукописей и организацией их переписки.

Если  рассказ Страбона и Плутарха соответствует  фактам, то становится понятно, почему в александрийском перечне не оказалось ряда капитальных сочинений  Аристотеля: в то время как составлялся  этот перечень, рукописи еще лежали в подвале, куда их запрятали наследники Нелея.

Характер  компоновки и изложения в дошедших до нас призведениях свода сочинений  Аристотеля отличается своеобразными  недостатками: совсем не похоже, что  эти сочинения – отделанные, предназначенные  для чтения, гармонично скомпонованные книги. Скорее, это записи, заготовки, вспомогательные наброски. Часть  этих отрывочных материалов, возможно, не принадлежала самому Аристотелю. Впоследствии, по-видимому, были сделаны попытки  подогнать отрывки друг к другу, сделать между ними спайки, устранить  неувязки, внести в неоформленный  материал литературную обработку. При  этом должны были возникнуть и новые  несообразности и неувязки. Со всеми  этими особенностями – пробелами, противоречиями – это то, чем  мы в настоящее время владеем  из наследия Аристотеля .

В 1890 г. в Египте во время раскопок была найдена хорошо сохранившаяся рукопись Аристотеля, содержащая описание конституции города–государства Афин. Это так называемая  «Афинская полития». В школе Аристотеля было составлено множество не дошедших до нас описаний государственного устройства других греческих  полисов. «Афинская полития»  – образец этого научного жанра и важный источник наших сведений по истории античных Афин. «Произведения Аристотеля по своему научному весу и значению не могут быть поставлены в параллель»13  ни с каким другим произведением подобного жанра. У «Политики»  и «Афинской политии»  – «своя направленность, свое обоснование, своя история написания и появления в свет, своя структура»14. «Политика»  чуть больше по объему и разделена на восемь книг, «Афинская полития»  состоит из двух частей. Первое – чисто теоретическое исследование, второе – почти конкретно – социологический анализ политических процессов, институтов и государственного строя Афин с VII до V в. до н. э. (первая часть) и конца IV в. до н. э. (вторая часть), или, как определялось в конце прошлого века, это – «мемуар об афинском государственном устройстве». «Однако и то и другое до такой степени «пропитано» духом античной эпохи и одновременно объективно научно, что дает возможность спустя много столетий использовать названные сочинения в качестве не замутненных идеологией, «экологически чистых» источников для уяснения различных сторон государственно–правового бытия, оценки уровня политико-правового сознания индивидов, групп, общества в целом, понимания значимости тогдашней политической культуры».15

Представленные  произведения роднятся своей содержательной стороной, проблематикой, глубиной рассматриваемых  проблем, присутствующей везде авторской, естественно местами и субъективной, позицией. «Гениальный «мыслитель –  наблюдатель», как называет Гегель Аристотеля, и там и здесь совершенно отчетливо подчеркивает, что социальная гармония есть не однотонность, а многоцветие. Цель государства есть счастье, оно  невозможно без политического искусства, которое выделяет различные государственные  формы и классифицирует их по двум признакам: по числу правящих лиц  и по тому, преследуют ли они личную выгоду или общую пользу». 16 Он рассматривает шесть государственных форм: три правильные – монархию, аристократию, политию и три неправильные – тиранию, олигархию, демократию.      

Возникновение государства Аристотель связывает  со стремлением людей к общению. В основе государства лежит семья, где в зародыше присутствуют все  формы правления: монархия - в отношениях отца к детям и рабам, аристократия – в отношениях мужа и жены, демократия – во взаимоотношениях детей между  собой.

 Причины  государственных переворотов, указывает  Стагирит, - в экономических корнях  и стремлении избежать имущественных  крайностей. Поэтому при идеально  хорошем строе средний класс  должен играть первую роль (Политика, VI, 9, 8 –11).

Аристотель  открыл естественный, мирный путь образования  государства (синойкизм) из сельской соседской  общины в городскую гражданскую.

Несмотря  на ограниченность экономической основы, полис завещал миру – и это  подчеркнул Аристотель – ряд политических идей, ценность которых невозможно переоценить:

-идею  культуры, политической, государственной;  только народ, имеющий более  высокую культуру, основанную на  нравственности и гуманных началах,  может рассчитывать на выживание;

-идею  гражданственности, куда входили  права – обязанности, долг, ответственность,  причастность к жизни всей  общины, определяющее значение общественного  мнения, признание достоинства граждан;

-идею  демократии, впервые в истории  представление о возможности  управления народа самим собой,  включенности каждого в общественную  жизнь;

-идею  республиканизма, с ее принципом  выборности всех органов управления, не допускавшую единовластия, наследственных  монархий, деспотий, пожизненных сатрапий, окружавших греков со всех  сторон света. Наоборот, греки  противопоставили всем коллективность, краткосрочность магистратур, подотчетность,  контролируемость должностных лиц.

Информация о работе Реформы Солона