Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 17:53, курсовая работа
Две тысячи лет тому назад великий оратор и политический деятель Древнего Рима Цицерон произнес замечательную фразу: «История-учительница жизни». Этот афоризм действительно определяет истинную ценность науки, которая, обобщая опыт прошлого, должна помогать настоящему в создании будущего.
Сегодня основополагающая задача России-создание демократического общества и государства. Решение этой задачи немыслимо без учета исторического опыта не только самой России, но и всего человечества.
Две тысячи лет тому назад
великий оратор и политический
деятель Древнего Рима Цицерон
Сегодня основополагающая
При освоении предшествующего
опыта человечества в создании
демократического устройства
Когда мы говорим об античной
демократии, то в первую очередь
имеем в виду демократию Афин.
Характерные особенности
Первым этапом на пути
Солон осуществил принципиальное переустройство общественных отношений, чем, по выражению Ф. Энгельса, «открыл ряд так называемых политических революций».3 С его именем связано проведение целого ряда коренных преобразований, положивших начало формированию афинского демократического полиса.
Как
мы видим, многие принципы
Проблема
законодательства в древности,
в частности законы Солона, в
советской историографии
Законодательству
Солона уделено внимание
А.
Боннар называет Солона
Немецкий
ученый Г. В. Штолль также
высоко оценивает значение
Наиболее ценным источником
«Литературная – научная и философская – продуктивность Аристотеля была чрезвычайно велика. По существу, в его сочинениях охвачены все отрасли современного философского и научного знания. Удивительна, кроме того, обстоятельность трактовки рассматриваемых вопросов и обширность познаний, касающихся развития науки».12
Основную часть дошедших до нас сочинений Аристотеля составляет свод его трактатов и ряда отрывков. Часть из них – подлинные произведения самого Аристотеля, часть подложны. Приблизительно столетием позже один из ученых библиотекарей Александрии составил список из 146 названий работ Аристотеля.
В этом списке не оказалось названий некоторых важнейших трактатов ученого, вошедших в указанный выше свод.. Следовательно, александрийскому библиотекарю трактаты эти остались неизвестны.
По мнению В. Ф. Асмуса, на вопросы эти можно найти ответ в рассказе древнего ученого Страбона (хотя позднейшая критика квалифицировала этот рассказ как романтический вымысел). Сообщение Страбона (и Плутарха) состоит в следующем. Через 35 лет после смерти Теофраста, его библиотека и архив Аристотеля перешли во владение его ученика Нелея. Нелей вывез этот архив на свою родину, в Скепсис. В период, когда пергамские цари, составляя для себя библиотеку, производили конфискацию ценных частных библиотек, наследники Нелея спрятали рукописи Аристотеля в подвале, где они оставались в течение полутораста лет, подвергаясь при этом порче. Найденные в уже поврежденном состоянии, рукописи были приобретены Апелликоном, который перевез их в Афины. В 80 г. до н. э. римский полководец и диктатор Сулла захватил библиотеку Апелликона и переправил ее в Рим. С рукописями Аристотеля познакомились сначала друг Цицерона Тираннион, а затем ученый Андроник из Родоса. Андроник занялся исправлением рукописей и организацией их переписки.
Если рассказ Страбона и Плутарха соответствует фактам, то становится понятно, почему в александрийском перечне не оказалось ряда капитальных сочинений Аристотеля: в то время как составлялся этот перечень, рукописи еще лежали в подвале, куда их запрятали наследники Нелея.
Характер
компоновки и изложения в дошедших
до нас призведениях свода сочинений
Аристотеля отличается своеобразными
недостатками: совсем не похоже, что
эти сочинения – отделанные, предназначенные
для чтения, гармонично скомпонованные
книги. Скорее, это записи, заготовки,
вспомогательные наброски. Часть
этих отрывочных материалов, возможно,
не принадлежала самому Аристотелю. Впоследствии,
по-видимому, были сделаны попытки
подогнать отрывки друг к другу,
сделать между ними спайки, устранить
неувязки, внести в неоформленный
материал литературную обработку. При
этом должны были возникнуть и новые
несообразности и неувязки. Со всеми
этими особенностями –
В 1890 г. в Египте во время раскопок была найдена хорошо сохранившаяся рукопись Аристотеля, содержащая описание конституции города–государства Афин. Это так называемая «Афинская полития». В школе Аристотеля было составлено множество не дошедших до нас описаний государственного устройства других греческих полисов. «Афинская полития» – образец этого научного жанра и важный источник наших сведений по истории античных Афин. «Произведения Аристотеля по своему научному весу и значению не могут быть поставлены в параллель»13 ни с каким другим произведением подобного жанра. У «Политики» и «Афинской политии» – «своя направленность, свое обоснование, своя история написания и появления в свет, своя структура»14. «Политика» чуть больше по объему и разделена на восемь книг, «Афинская полития» состоит из двух частей. Первое – чисто теоретическое исследование, второе – почти конкретно – социологический анализ политических процессов, институтов и государственного строя Афин с VII до V в. до н. э. (первая часть) и конца IV в. до н. э. (вторая часть), или, как определялось в конце прошлого века, это – «мемуар об афинском государственном устройстве». «Однако и то и другое до такой степени «пропитано» духом античной эпохи и одновременно объективно научно, что дает возможность спустя много столетий использовать названные сочинения в качестве не замутненных идеологией, «экологически чистых» источников для уяснения различных сторон государственно–правового бытия, оценки уровня политико-правового сознания индивидов, групп, общества в целом, понимания значимости тогдашней политической культуры».15
Представленные
произведения роднятся своей содержательной
стороной, проблематикой, глубиной рассматриваемых
проблем, присутствующей везде авторской,
естественно местами и
Возникновение государства Аристотель связывает со стремлением людей к общению. В основе государства лежит семья, где в зародыше присутствуют все формы правления: монархия - в отношениях отца к детям и рабам, аристократия – в отношениях мужа и жены, демократия – во взаимоотношениях детей между собой.
Причины
государственных переворотов,
Аристотель открыл естественный, мирный путь образования государства (синойкизм) из сельской соседской общины в городскую гражданскую.
Несмотря на ограниченность экономической основы, полис завещал миру – и это подчеркнул Аристотель – ряд политических идей, ценность которых невозможно переоценить:
-идею
культуры, политической, государственной;
только народ, имеющий более
высокую культуру, основанную на
нравственности и гуманных
-идею
гражданственности, куда
-идею
демократии, впервые в истории
представление о возможности
управления народа самим собой,
-идею
республиканизма, с ее