Реформы Солона

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 17:53, курсовая работа

Краткое описание

Две тысячи лет тому назад великий оратор и политический деятель Древнего Рима Цицерон произнес замечательную фразу: «История-учительница жизни». Этот афоризм действительно определяет истинную ценность науки, которая, обобщая опыт прошлого, должна помогать настоящему в создании будущего.
Сегодня основополагающая задача России-создание демократического общества и государства. Решение этой задачи немыслимо без учета исторического опыта не только самой России, но и всего человечества.

Файлы: 1 файл

реформы солона.docx

— 66.82 Кб (Скачать)

В распределении  общественных должностей Солон остерегся  сделать резкий скачок от системы, при  которой все они были исключительной привилегией знати, к демократическому режиму, который сделал бы их доступными для всех граждан. Ни Солон, да и никто  другой-по мнению А. Боннара-не смог бы этого сделать в Афинах начала VI в. до н. э. Соотношение сил в классовой борьбе решительно этому препятствовало.32

Архонство, ареопаг и четыре трибы с их подразделениями были оставлены. Но он дал право гражданства тем  иностранцам, которые поселились в  Аттике с семьями и имуществом. Он узаконил два главных нововведения: по первому, каждый гражданин обладал  известными правами, которые доставляло ему его звание; вторым он разделил все население на 4 класса по состоянию. Первый закон был вполне демократический, второй был демократический тем, что уничтожал все потомственное  дворянство, и аристократический  тем, что ставил богатых во главе  государства. «Желая оставить все высшие должности, как это и было раньше, за состоятельными людьми, а остальное  управление, в котором народ не имел участия, распределить между всеми, принял имущественную расценку граждан» (Плутарх, Солон, 4 , 18)

Четыре  класса были организованы следующим  образом. В первый входили все  граждане, обладавшие годовым доходом  в 500 медимнов пшеницы или соответственным  количеством масла или вина. Они  назывались пентакосиомедимнами. Из них  выбирались архонты, главные должностные  лица, предводители войска и флота.

Второй  класс – всадники или гипеи  – должны были иметь более 300 медимнов дохода – состояние, признанное необходимым  для содержания лошади. Этот класс  поставлял кавалерию и, кроме  того, ему предоставлялись второстепенные должности.

Третий  класс – зевгиты или владельцы  двух мулов: их состояние равнялось  от 150 до 200 медимнов, они поставляли тяжеловооруженную пехоту и занимали низшие должности.

Четвертый класс – феты или поденщики; он заключал всех тех, кто имел менее 150 медимнов; из них набирали рекрутов для легкой пехоты и флота. Они  не допускались к общественным должностям и почестям, не могли участвовать  в народном собрании и судах.

Это неравенство  в общественном положении вознаграждалось  распределением государственных податей: четвертый класс ничего не платил, и это было действительным удовлетворением. Три первые класса занимали соответствующие  должности и платили подать, соответствующую  их состоянию; она была так распределена, что не могла возбуждать недоразумении.

Нужно, однако, заметить, что государственные налоги взимались только в случае необходимости; постоянные же таможенные пошлины на товары ввоза платились как бедными, так и богатыми.

Т. о., теперь не принадлежность к тому или иному  роду, а величина частной собственности  определяла значимость человека.

Благодаря этой реформе, в единую рабовладельческую  верхушку были объединены все граждане Аттики.

Недовольны  остались старая родовая знать, потерявшая привилегированное положение, полноту  власти и часть богатства, хотя, по мнению Энгельса,  «аристократические привилегии были частью возобновлены в форме привилегий богатства»33, и ремесленники: хотя они были освобождены от задолженности, но не получили тех политических прав, которыми обладали граждане высших разрядов. По закону Солона, доступ к занятию высших должностей имели только пентоксиомедимны и всадники.

Впрочем, такая система, основанная на имущественном  принципе, представляет лишь ступень  на пути демократических завоеваний. Как считает А. Боннар, «под натиском народных сил все эти установленные  преграды и различия быстро исчезнут. Еще через столетие борьбы политические права станут равно принадлежать всем свободным гражданам».34 Т. о., Солон открыл путь демократии, действуя необычайно смело и вместе с тем с редким благоразумием

По конституции  Солона четыре политических учреждения руководили

управлением страны: архонты, сенат, народное собрание и ареопаг.

Архонтов  было всегда девять, и  подразделялись они как и прежде. Они исполняли  также судейские обязанности, но не принимали участия в судах  присяжных, члены которых выбирались по жребию из всех трех классов. Вступая  в должность, архонты клялись  исполнять законы; оставляя ее, они  давали отчет своей деятельности в народном собрании. Пока же они были обличены властью, их особа считалась священной.

По словам Плутарха,  «те два якоря, которыми держался государственный корабль  Афин, даже во время бури, были ареопаг  и сенат, или Совет четырехсот.  «Четыреста сенаторов выбирались из трех первых классов. Каждая триба поставляла сто членов, избираемых сначала по числу голосов, а позднее по жребию; их недостатки исправлялись строгими испытаниями, которым они подвергались, будучи еще кандидатами. В организации  афинского сената есть одно отличие  от сената спартанского, служащее яркой  характеристикой обеих республик. В Спарте сенаторы выбирались пожизненно, им должно было быть не менее 60 лет, и  за решения собрания отдельные члены  ответственны не были. В Афинах назначенным  возрастом было 30 лет; состав сената менялся ежегодно, и члены его  были ответственны; это было вполне демократично. Сенат в Афинах составлял  и обсуждал законы до представления  их на утверждение народного собрания; вел финансовые и административные дела; обнародовал постановления, которые  в течение года имели силу закона и имел право налагать денежные штрафы. Сенат делился на двенадцать комиссий с одинаковым числом членов; эти  комиссии назывались пританиями, и  каждая из них имела первенствующее значение в течение одного месяца, как в сенате, так и в народном собрании. Каждая притания во время  своей деятельности отыскивала способы  для удовлетворения неотложных нужд и интересов государства. Она  содержалась на средства правительства.

Народное  собрание, созываемое всегда сенатом, состояло из всех граждан, число которых  колебалось между пятнадцатью и  двадцатью тысячами. Хотя город гостеприимно открывал свои ворота для иностранцев, но если кто–нибудь из них проникал в народное собрание до получения  звания гражданина, он подвергался  смертной казни, т. к. являлся узурпатором, т. е. незаконно захватившим власть. Собрание начиналось жертвоприношением  и молитвой; само же заседание –  чтением постановления сената, которое  предлагалось на утверждение народа. Герольд приглашал взойти на трибуну  тех, кто хотел дать совет, полезный для государства. Голоса подавались поднятием руки, без различия классов и состояния. Народное собрание утверждало законы, избирало судей, которые должны были давать ему отчет по окончании исполнения обязанностей, обсуждало политические дела, представленные сенатом. Словом, оно соглашалось, отвергало и исправляло. Каждый гражданин имел право открыто высказать свое мнение перед народом, но никто, даже архонты, не могли этого делать без посредничества сената. Каждый гражданин от 20 до 50 лет мог подавать голос в собрание, но старики имели право говорить первыми, - слабое преимущество, даваемое старости. Впрочем, обычай был строже правила, и обыкновенно на трибуну вступали только государственные ораторы: 10 граждан, которым было поручено, после публичного испытания, защищать словом интересы республики. Это была одна из самых почетных и влиятельных общественных должностей. Каждый гражданин имел право предать оратора суду, если жизнь его была не вполне безукоризненна; если он был дурной сын или плохой солдат, или, если он предлагал издать декрет, несогласный с уже существующим законом. В последнем случае против него вели процесс по старинным законам, и оратор или подвергался изгнанию, или на него налагали такой штраф, который равнялся разорению.

Фукидид говорит, что очень редко простое  собрание превышало 5000 членов, потому что афиняне должны были зарабатывать пропитание земледелием, ремеслом или  торговлей, т. к. закон запрещал праздность и заставлял каждого гражданина объявлять ежегодно, каким занятием он жил. Это делалось для того, чтобы  сохранить привычку к труду.

Несомненно, что во времена Солона компетенция  народного собрания была очень ограниченной. Но Солон по крайней мере заставил признать равное для всех граждан  право голосовать и высказывать  свое мнение. С течением времени  народное собрание станет основным органом  общественной жизни Афин. Бедным, всегда обладающим численным перевесом, будет  не трудно заставить богатых считаться  со своим мнением. Цензовые различия сотруться, и Афины, не без нескольких новых кризисов и реформ, сделаются  самым демократическим полисом греческого мира. Зародыш этого расцвета был заложен в конституции Солона.35  

Наряду  с общим собранием могущество народа проявлялось в судах, где  председательствовали архонты, и еще  более – в суде гелиастов или  присяжных, составлявшемся из 6000 граждан, которые выбирались по жребию без  различия состояния, имели возраст  не менее 30 лет, пользовались хорошей  репутацией и никогда не были должниками общественного имущества. Гелиасты судили или все вместе, или отдельными комиссиями в 500, 1000 или 1500 членов. В  этих комиссиях обсуждались самые  важные политические дела. Число членов показывало, во–первых, что это суд  народный, а во–вторых, лишало богатых  и могущественных подсудимых возможности  подкупами и угрозами воздействовать на решение суда. Гелиасты клялись  судить по законам и наказывать тех, кто их нарушал. Это учреждение довершало  политическое могущество народа, начало которого было положено народным собранием. Гелиасты выбирались ежегодно и потому были воодушевлены теми же идеями, что  и народ, из которого они исходили и в который опять возвращались.

«Некоторые  упрекают Солона за это, указывая, что  он свел на нет другие элементы государственного строя, передав всякую власть суду, члены которого назначаются по жребию. Когда народный суд усилился, то пред простым народом стали заискивать, как перед тираном, и государственный  строй обратился в 

нынешнюю  демократию…». (Аристотель. Политика. Кн. вторая, IX, 3).

          Чтобы предупредить слишком большое  скопление процессов, Солон постановил, чтобы шестидесятилетние граждане, принятые обеими партиями, могли  составлять верховный суд, решения  которого считались безапелляционными,  т. е. окончательными.

         Таким образом, «в результате  вмешательства Солона народ при  помощи собрания и трибунала  гелиастов получил возможность  расширять свой суверенитет. Но народный суверенитет есть не что иное, как демократия. Как сказал Аристотель: «Когда народ-хозяин выборов, он хозяин и правительства».36

Ареопаг – древнее учреждение, пользовавшееся большим уважением народа, разбирал дела по особенно важным преступлениям: убийства, отравления и измены. Его  заседания происходили на холме  бога войны Арея, под открытым небом. «В литературе обычно отмечается, что  ареопаг произошел из совета старейшин  царской эпохи. Впрочем, недавно  Р. Уоллес достаточно резко выступил против этого мнения, утверждая, что  ареопаг никогда не был таким  советом».37 В члены ареопага избирались только архонты, следовательно, люди уже пожилые и опытные в делах. Солон увеличил власть ареопага, преобразовав его в верховный суд. Он поручил ему надзор над народом, его нравами, воспитанием и религией. Дал ему право ревизовать постановления народных собраний и возобновлять ведение дел и процессов. Члены ареопага избирались пожизненно. Форме заседаний был придан торжественный и суровый характер. Они проходили ночью, при свете факелов, под председательством второго архонта. Подсудимый клялся прежде всего говорить только правду, и затем излагал свое дело, причем рассказ должен был быть прост и, по возможности, краток; отступление, воззвание к жалости и милосердию судей строго запрещались. Ареопагиты подавали голоса при помощи камешков, которые они бросали или в оловянную урну милосердия, или в деревянную урну смерти.  Решение ареопага считалось неизменным, но виновному давалось право удалиться в изгнание до исполнения приговора. Главная сила этого учреждения заключалась в том высоком уважении, которым оно пользовалось в общественном мнении.

Возможно, что некоторые из названных учреждений были установлены до Солона или, еще  вероятнее, после него. Но даже и  без особой точности в наименовании законов Солона легко понять их общий  дух: Солон, как он сам говорил,  «положил конец раздражению бедных против богатых и дал каждой партии не копье для атаки, а щит, чтобы иметь возможность укрыться и защищаться от нападений». 38

          Заметим еще, что давая бедным  право участия в главных собраниях  и судах, этот истинный мудрец  показал тем самым, во –  первых, то высокое уважение, которое  он питал к чувству собственного  достоинства граждан, а во –  вторых, свое понимание того, что  хорошие законы должны возвышать  гражданина, а не унижать его.  В Афинах не было политических  партий или бесправных. Солон  старался, чтобы каждый гражданин  имел ясное понятие о главных  интересах города, о законах и  нравственности,  чтобы быть в  состоянии правильно подавать  голос, чтобы справедливо судить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, мы рассмотрели деятельность Солона как  архонта, исследовали реформы Солона, показали их  противоречивость, а  также выявили значение реформ в  становлении демократического строя. Нельзя не согласиться, что любые  реформы, проводимые личностями, наделенными  властными полномочиями, не могут  удовлетворить всех слоев населения, и Солон не стал исключением.

Несомненно, что законодательство Солона есть прогрессивное  преобразование, шаг к лучшему. Но в условиях социальной напряженности  в Афинах в конце VII в. до н. э., грозившей вылиться в кровавые столкновения, реформы имели вынужденный характер. Эвпатриды, поддерживая Солона, преследовали свои цели, заключавшиеся в стремлении смягчить социальные противоречия, использовать социального посредника и примирителя из своих рядов. Влиятельные силы рассчитывали на мирный исход кризиса. Поэтому реформы были двойственны и по содержанию, и по влиянию, которое они оказывали на ход социальных процессов. С одной стороны, реформы были реальным шагом вперед; они затронули почти все стороны афинского общества: экономические отношения, социальную структуру, военное дело и государственное устройство.

С другой, несмотря на то, что реформы все  же ущемили права эвпатридов, окончательно сломить господствующее положение  знати не смогли. Накопленные богатства, корпоративные связи, значительный слой зависимых людей, формально  освобожденных, но фактически привязанных  к знатным родам, обеспечивали старой аристократии ведущую роль в социальной жизни, большое политическое влияние. Иными словами, эвпатриды сохранили  свои аристократические привилегии в форме привилегий богатства. Народ  же получил лишь самую необходимую  власть .

Информация о работе Реформы Солона